Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2005


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Параграфы, страницы

Совместный проект с журналом «Школьное обозрение»

Юрий Кожин

Калейдоскоп мнений

Обзор учебников по обществознанию для основной и средней школы1

К профильной школе готовы?

(Учебники для старших классов)

Большинство авторов учебников по обществознанию продолжают свои предметные линии, начатые у кого в 5-м, а у кого в 8-м классе, и в старшем звене. Одновременно в Федеральном перечне появляются учебные пособия для 10–11-х классов, не имеющие опоры в основной школе. Это учебники Е.Н. и Ю.Г.Салыгиных и учебник под редакцией А.Ю. Лазебниковой. Вместе с тем пока нет учебников для старшей школы, написанных О.В.Кишенковой и А.Н.Иоффе.

Учебники «Человек и общество» для 10 и 11-го классов под редакцией Л.Н.Боголюбова являются основой учебно-методического комплекта, в который также входят программа курса, дидактические материалы, дополнительные материалы к учебнику, методические рекомендации по изучению курса обществознания в соответствии с различными вариантами учебного плана, методические рекомендации по курсу «Человек и общество» и школьный словарь по обществознанию.

Всего в данном учебнике двадцать четыре параграфа, каждый из которых начинается с вопросов, которые будут в нем рассматриваться, и с рубрики «Полезно повторить вопросы». Параграфы разделены на пункты. В конце каждого параграфа перечислены основные понятия, термины, даны вопросы для самопроверки, задания, а также рубрика «Говорят мудрые». По окончании каждой главы приводятся краткие выводы к ней и вопросы.

Несмотря на то, что учебник несколько раз перерабатывался, он по-прежнему перенасыщен философской терминологией. Некоторые темы изложены слишком сложно и запутанно для среднестатистического десятиклассника. Например, в § 9 «Истина и ее критерии» в пункте «Кто такие агностики» приведен фрагмент одного философского спора: «Гилас. Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу или то, что такое она сама в себе… Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в своей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств…» Поймут ли смысл этого спора учащиеся? А насколько необходимо знать десятиклассникам, какие подходы к выработке мировоззренческих установок прослеживаются в истории философии (теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, знание-центризм, наукоцентризм)? При этом в учебнике нет ни схем, ни таблиц, ни рисунков, что не способствует хорошему усвоению материала.

Учебник «Человек и общество» для 11-го класса включает тридцать один параграф. Пугает объем пособия – 378 страниц.

Одним из первых в учебнике дан материал о марксистской теории общественно-экономических формаций и о теориях цивилизаций. Эти вопросы более целесообразно изучать в 10-м классе, поскольку именно тогда учащиеся начинают рассматривать историю мировых цивилизаций.

Неоправданно мало внимания уделяется характеристике политических режимов – меньше страницы при том, что в столь же малом объеме данная тема рассматривалась в 8-м классе. Непонятно, почему правовые вопросы попали в главу «Политическая жизнь современного общества». Праву в учебнике Боголюбова вообще не повезло: на его изучение отведены всего два параграфа.

Учебник «Обществознание. 10–11 классы» под редакцией А.Ф.Никитина является продолжением линии «Просвещения» для 8–9-х классов.

В дополнение к нему изданы программа курса и пособие для учителя «Обществознание: подготовка к экзамену. Задания и рекомендации. 11 класс».

Структурно учебник состоит из введения, семи глав: в 10-м классе изучаются первые четыре главы, в 11-м классе – последние три. Все параграфы разделены на пункты. По окончании параграфов даны вопросы и задания, рассчитанные больше на запоминание и воспроизведение материала. В учебнике много схем и таблиц.

Учитель, впервые открыв данный учебник, вряд ли сразу найдет определение базового понятия «общество»: оно дается почему-то только в третьей главе. Вместе с тем, как и учебник Боголюбова, это учебное пособие перегружено ненужными для учащихся понятиями. Вот только один пример: в § 3 «Общение и творчество» объясняются такие термины, как «актуальная инкультурация», «поколенная инкультурация», «родовая инкультурация». А такие важнейшие понятия, как «правовое государство», «гражданское общество» авторы и вовсе избегают. Более того, в учебнике нет четкого определения права! Ведь не является, в самом деле, таким определением фраза: «Право – универсальный регулятор общественных отношений»? Очень мало информации о таких идейных течениях, как либерализм, социализм, консерватизм. Непонятно, почему глава «Духовная культура в обществе» начинается с религии (кстати, то же самое можно увидеть и в учебнике Салыгиных). Учащимся предлагается очень нечеткое определение статуса Президента: «Президент – выборный глава государства в большинстве современных государств с республиканской формой правления. Основная его функция как органа власти – исполнительная, но весьма значительна его роль в формировании законодательства страны. По Конституции Российской Федерации Президент РФ является главой государства …». Из этого может сложиться мнение о том, что и в России Президент является главой исполнительной власти.

Из всего гражданского права почему-то дана только одна тема – «Обязательственное право». В § 44 «Государство в политической системе» охарактеризованы только две теории происхождения государства – теократическая и патриархальная. Несмотря на то, что учебник вышел в свет в 2003 году, в нем иногда используются устаревшие источники. Так, в § 46 «Политические режимы: прошлое и настоящее» цитируется доклад уполномоченного по правам человека в России за 1999 год.

В учебно-методический комплект А.И.Кравченко и Е.А.Певцовой входят учебники «Обществознание» для 10-го и 11-го классов, программа курса, тематическое планирование (с региональным компонентом), книга для учителя, задачник и сборник тестов. В отличие от курса для 8–9-х классов, новый разбит не по четырем сферам общества, а на одиннадцать тематических блоков, не обязательно полностью соответствующих четырем сферам. Появляются блоки, соединяющие круг проблем из разных сфер социальной жизни.

Объем учебника для 10-го класса без словаря составляет всего 168 страниц. В конце каждого параграфа идет перечисление понятий, приведены вопросы и задания (звездочкой отмечены вопросы повышенной сложности), предлагается обсудить какую-либо проблему, даны практикумы.

Ясность и живость изложения, удачное введение в структуру учебника дополнительных материалов из монографий, периодической печати, разноуровневые вопросы и задания, использование схем и иллюстраций создают условия для самостоятельных размышлений учащихся и способствуют формированию собственной позиции по важнейшим жизненным проблемам. Радует, что авторам учебника удалось «отойти от авторитетов», цитатами из которых явно переполнено пособие под редакцией Боголюбова. В пособии широко используются межпредметные связи. Особенно они заметны в § 10 «Эволюция капитализма», где приведены этапы зарождения и развития капитализма. Интересные исторические сведения о рождении биржи, банков можно прочитать в § 14 «Инфраструктура рыночной экономики».

Вместе с тем некоторые понятия объяснены слишком сложно. Вот пример из § 1 «Познание окружающего мира»: «Интуиция – это вспышка проницательности (истинной или ложной), источник ее появления невозможно точно идентифицировать или объяснить». Еще одним недостатком является то, что далеко не все параграфы разбиты на пункты.

В заключении учебника Кравченко-Певцовой для 11-го класса дан перечень понятий и проблем, которые необходимо знать на вступительных экзаменах в вуз по курсу «Обществознание», чего нет больше ни в одном учебнике по обществознанию.

Продолжил свою предметную линию в старшей школе и В.О.Мушинский. Наибольшее внимание автор уделяет праву (тринадцать параграфов). Параграфы в учебнике разбиты на пункты. После каждого параграфа – его краткие итоги и задания для размышления. Правда, заданий очень мало – от одного до четырех. Во второй главе в конце параграфов даны правовые задачи. Кроме того, к каждой главе автор составил дополнительные задания. В учебнике также есть схемы и таблицы.

Очень удачно В.О.Мушинский составил введение, где даны источники обществознания, показана взаимосвязь общественных наук. Однако в дальнейшем автор допустил большое количество недочетов. В § 3 «Групповая структура общества: классы и страты» приводятся явно устаревшие данные 1997 года о количестве предпринимателей в России (сам учебник издан в 2002 году). В § 4 «Общество и индивид» содержится трудная для понимания фраза: «Суррогатная коллективность – так можно определить организацию тоталитарного общества, хотя Энгельс относил эти слова к государству вообще». В § 6 «Социология семейных отношений» дано весьма спорное определение понятия «брак»: «официально, публично признанный союз мужчины с женщиной, заключенный с целью вступления в сексуальные отношения». Как поймут это десятиклассники? И для чего им столь подробная, на трех страницах, информация о формах брака?

Учебник Мушинского для 11-го класса кроме приложений (краткие очерки идей классиков политической мысли и популярных экономических теорий) и списка литературы содержит указатель материалов для подготовки к экзамену по обществознанию (с 8-го по 11-й класс). Такого указателя нет ни в одном другом учебнике по обществознанию. В.О.Мушинский предлагает для изучения очень интересные темы: «Внепарламентская борьба»; «Формы и средства политической борьбы», «Политический компромисс. Партнерство. Союз», «Реформа и революция». Другие авторы уделяют этим актуальным проблемам политической жизни меньшее внимание. Но, как и в учебнике для 10-го класса, здесь очень много недочетов. В § 2 «Государство и общество». Понятие «государство» дано весьма сомнительное определение этого понятия: «организация публичной власти гражданского общества, призванная заведовать его общими делами». Очень мало сведений о тоталитарном государстве. В то же время непонятно, нужно ли старшеклассникам знать о том, в каких формах может происходить экономический рост (линейная, экспоненциальная, логистическая)?

Очень сложно написана третья глава «Философия человека». Чего стоит один пассаж из § 30 «Сознание и познание»: «Кант признавал существование объективного мира вещей вне познающего субъекта. Но этот мир предстает перед человеком в двух ипостасях: как мир явлений, т. е. «вещей для нас» и мир сущностей, или «вещей в себе». Явление – это не вещь на самом деле, а лишь наше субъективное восприятие этой вещи … «Вещь в себе» трансцендентна, т. е. находится по ту сторону постижения опытом». В то же время в учебнике нет отдельной главы, посвященной духовной сфере жизни общества (отдельные темы вошли в главу «Философия человека»).

Вызывает сожаление, что на данный момент в дополнение к учебникам Мушинского для старших классов издан только комплект программ.

Учебно-методический комплект Е.Н. и Ю.Г.Салыгиных включает в себя учебники «Обществознание» для 10 и 11-го классов, программу курса и методическое пособие для учителя. Учебник для 10-го класса основное внимание уделяет производственно-экономической деятельности людей, в которой в максимальной степени отражаются культура, общественное сознание, интересы всех слоев общества и каждого человека в отдельности. Учитывая, что в этой линии нет учебников 8–9 классов, целесообразнее было бы начать изложение с объяснения понятия «общество», а не с вопросов культуры.

Как и Мушинский, авторы учебника много внимания уделяют проблемам развития мирового сообщества, посвящая этой теме отдельную главу. В ней рассматриваются такие вопросы, как мировая система и мировая экономика, международные финансовые отношения, международная интеграция.

Учебное пособие не лишено некоторых недостатков. Сложным для десятиклассников языком изложены отдельные темы. В целом концепция личности описана на 12 (!) страницах. И в то же время здесь нет никакой информации о правовом государстве, хотя подробно рассказывается о гражданском обществе.

Учебник для 11-го класса обобщает современные представления о государстве, сформированные в рамках основных гуманитарных наук. Значительное место в этом пособии авторы уделили политической сфере жизни общества (двенадцать параграфов) и праву (восемь параграфов).

Изложение материала в учебнике не всегда отличается последовательностью. Вот пример: как известно, важнейшим элементом политической системы общества является государство. Но в первой главе авторы сначала рассказывают о политической элите, политических партиях и лишь затем – о государстве. В § 5 «Государство» даны его признаки, но нет определения понятия. Во второй главе «Правовая культура» нет никакой информации о гражданском и административном праве. В третьей главе «Культура духовного бытия» изложение почему-то начинается с вопросов религии, при этом ей посвящено два параграфа, а искусству только один.

Фото Владимира СтроковскогоОчень богат и разнообразен методический аппарат учебника. Каждую главу предваряет небольшое введение. Каждый параграф начинается с перечисления его основных вопросов. Параграфы разделены на пункты. Присутствует деление на основной и дополнительный тексты, есть вопросы к дополнительному тексту. После каждого параграфа даны вопросы («Проверьте себя»), рубрика «Выскажите свое мнение». По окончании каждой главы приводятся задания для семинаров и рефератов, дополнительная литература и адреса необходимых сайтов в Интернете. В тексте много таблиц, схем. При таких достоинствах не может не удивлять огромное количество опечаток в оглавлении к учебнику для 10-го класса. Кроме того, в учебнике для 11-го класса авторы предлагают слишком легкие, не требующие проявления аналитических способностей задания, в которых нужно что-то рассказать или объяснить.

К учебнику «Обществознание. 10-11 классы» под редакцией А.Ю.Лазебниковой пока изданы только методические рекомендации и планирование уроков. Структура учебника вызывает ряд вопросов. Экономическая и социальная сфера объединены в одну главу, в которой мало внимания уделено социальным отношениям, совершенно не освещены проблемы межнациональных конфликтов. Также в одну главу авторы объединили политику, право и культуру. В результате здесь только один параграф рассматривает правовые вопросы, и еще один параграф по праву включен в главу «Российское общество сегодня». Не совсем понятна логика распределения параграфов по главам. § 9 «Мораль и право» попал
в главу «Человек и общество», а не
в главу «Политика, право, культура». § 29 «Социальный статус личности» и § 30 «Национальное самосознание» оказались в главе «Молодежь в меняющемся мире», а не в главе «Экономика и социальные отношения». Пожалуй, впервые темы «Российское общество сегодня» и «Молодежь в меняющемся мире» выделены в отдельные главы.

Не очень удачно сформирован понятийный аппарат учебника, некоторые важные понятия вовсе не разъясняются. В § 6 «Как человек познает мир и самого себя» говорится о том, что «мы получаем данные о реальных процессах и явлениях, мы преобразуем эту информацию, осуществляя различные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование)». К сожалению, все эти понятия авторами совершенно не разъясняются. Нет определения понятия «государство» (!). К формам государства авторский коллектив относит только формы правления и государственного устройства – а куда же делись формы политических режимов? Всего несколько строчек уделено понятию «правовое государство».

В учебнике неполно прописаны полномочия Президента РФ, обеих палат парламента. «Дума рассматривает и принимает федеральные законы, участвует в формировании правительства, дает согласие на назначение его председателя, других (каких? – Ю.К.) высших государственных органов».

Параграфы учебника разделены на пункты. Каждый параграф начинается с эпиграфа (очень положительное новшество) и перечисления вопросов, раскрываемых в тексте. В конце параграфов помещены вопросы для самоконтроля, задания, рубрики «Дополнительное чтение» и «Об этом спорят». В конце каждой главы предлагаются темы для рефератов, докладов и эссе (хорошо, если бы авторы изложили на страницах учебника критерии для их оценки). В конце издания дан именной указатель, но почему-то без указания страниц.

В целом среди всей совокупности учебников по обществознанию для старших классов по содержательной части в лучшую сторону хотелось бы выделить пособия Салыгиных и Кравченко-Певцовой, а в методическом плане – пособия Салыгиных, Кравченко-Певцовой и Никитина. Необходимо отметить, что к учебникам Боголюбова и Кравченко-Певцовой издано наибольшее количество методических пособий. Но с учетом перехода к профильному обучению все эти издания нуждаются в переработке.

Статья подготовлена при поддержке портала «Forex.Ru». Если вы решили выйти на рынок межбанковского обмена валюты, начать зарабатывать деньги или повысить свои навыки в среде рынка Форекс , то лучшим решением станет обратиться к порталу «Forex.Ru». На сайте расположенном по адресу «www.Forex.Ru», вы найдете огромное количество полезных материалов, а также сможете воспользоваться такими услугами как аналитика и обзоры рынка, торговля с профи и автотрейдинг. Вас ждет сервис наивысшего качества и высококвалифицированные сотрудники.

___________________

1 Окончание. Начало читайте, пожалуйста, в № 04–2005.