Параграфы, страницы
Совместный проект с журналом «Школьное
обозрение»
Юрий Кожин
Калейдоскоп мнений
Обзор учебников по обществознанию для
основной и средней школы1
К профильной школе готовы?
(Учебники для старших классов)
Большинство авторов учебников по
обществознанию продолжают свои предметные
линии, начатые у кого в 5-м, а у кого в 8-м классе, и в
старшем звене. Одновременно в Федеральном
перечне появляются учебные пособия для 10–11-х
классов, не имеющие опоры в основной школе. Это
учебники Е.Н. и Ю.Г.Салыгиных и учебник под
редакцией А.Ю. Лазебниковой. Вместе с тем пока нет
учебников для старшей школы, написанных
О.В.Кишенковой и А.Н.Иоффе.
Учебники «Человек и общество» для 10 и
11-го классов под редакцией Л.Н.Боголюбова
являются основой учебно-методического
комплекта, в который также входят программа
курса, дидактические материалы, дополнительные
материалы к учебнику, методические рекомендации
по изучению курса обществознания в соответствии
с различными вариантами учебного плана,
методические рекомендации по курсу «Человек и
общество» и школьный словарь по обществознанию.
Всего в данном учебнике двадцать
четыре параграфа, каждый из которых начинается с
вопросов, которые будут в нем рассматриваться, и
с рубрики «Полезно повторить вопросы». Параграфы
разделены на пункты. В конце каждого параграфа
перечислены основные понятия, термины, даны
вопросы для самопроверки, задания, а также
рубрика «Говорят мудрые». По окончании каждой
главы приводятся краткие выводы к ней и вопросы.
Несмотря на то, что учебник несколько раз
перерабатывался, он по-прежнему перенасыщен
философской терминологией. Некоторые темы
изложены слишком сложно и запутанно для
среднестатистического десятиклассника.
Например, в § 9 «Истина и ее критерии» в пункте
«Кто такие агностики» приведен фрагмент одного
философского спора: «Гилас. Нет ни одной вещи,
относительно которой мы могли бы познать ее
действительную природу или то, что такое она сама
в себе… Ты можешь, конечно, знать, что огонь
горяч, а вода текуча; но это значит знать не
больше, чем какие ощущения вызываются в своей
собственной душе, когда огонь и вода
соприкасаются с твоими органами чувств…» Поймут
ли смысл этого спора учащиеся? А насколько
необходимо знать десятиклассникам, какие
подходы к выработке мировоззренческих установок
прослеживаются в истории философии (теоцентризм,
природоцентризм, антропоцентризм,
социоцентризм, знание-центризм, наукоцентризм)?
При этом в учебнике нет ни схем, ни таблиц, ни
рисунков, что не способствует хорошему усвоению
материала.
Учебник «Человек и общество» для 11-го
класса включает тридцать один параграф. Пугает
объем пособия – 378 страниц.
Одним из первых в учебнике дан
материал о марксистской теории
общественно-экономических формаций и о теориях
цивилизаций. Эти вопросы более целесообразно
изучать в 10-м классе, поскольку именно тогда
учащиеся начинают рассматривать историю мировых
цивилизаций.
Неоправданно мало внимания уделяется
характеристике политических режимов – меньше
страницы при том, что в столь же малом объеме
данная тема рассматривалась в 8-м классе.
Непонятно, почему правовые вопросы попали в
главу «Политическая жизнь современного
общества». Праву в учебнике Боголюбова вообще не
повезло: на его изучение отведены всего два
параграфа.
Учебник «Обществознание. 10–11
классы» под редакцией А.Ф.Никитина является
продолжением линии «Просвещения» для 8–9-х
классов.
В дополнение к нему изданы программа
курса и пособие для учителя «Обществознание:
подготовка к экзамену. Задания и рекомендации. 11
класс».
Структурно учебник состоит из
введения, семи глав: в 10-м классе изучаются первые
четыре главы, в 11-м классе – последние три. Все
параграфы разделены на пункты. По окончании
параграфов даны вопросы и задания, рассчитанные
больше на запоминание и воспроизведение
материала. В учебнике много схем и таблиц.
Учитель, впервые открыв данный
учебник, вряд ли сразу найдет определение
базового понятия «общество»: оно дается
почему-то только в третьей главе. Вместе с тем,
как и учебник Боголюбова, это учебное пособие
перегружено ненужными для учащихся понятиями.
Вот только один пример: в § 3 «Общение и
творчество» объясняются такие термины, как
«актуальная инкультурация», «поколенная
инкультурация», «родовая инкультурация». А такие
важнейшие понятия, как «правовое государство»,
«гражданское общество» авторы и вовсе избегают.
Более того, в учебнике нет четкого определения
права! Ведь не является, в самом деле, таким
определением фраза: «Право – универсальный
регулятор общественных отношений»? Очень мало
информации о таких идейных течениях, как
либерализм, социализм, консерватизм. Непонятно,
почему глава «Духовная культура в обществе»
начинается с религии (кстати, то же самое можно
увидеть и в учебнике Салыгиных). Учащимся
предлагается очень нечеткое определение статуса
Президента: «Президент – выборный глава
государства в большинстве современных
государств с республиканской формой правления.
Основная его функция как органа власти –
исполнительная, но весьма значительна его роль в
формировании законодательства страны. По
Конституции Российской Федерации Президент РФ
является главой государства …». Из этого может
сложиться мнение о том, что и в России Президент
является главой исполнительной власти.
Из всего гражданского права почему-то дана
только одна тема – «Обязательственное право». В
§ 44 «Государство в политической системе»
охарактеризованы только две теории
происхождения государства – теократическая и
патриархальная. Несмотря на то, что учебник вышел
в свет в 2003 году, в нем иногда используются
устаревшие источники. Так, в § 46 «Политические
режимы: прошлое и настоящее» цитируется доклад
уполномоченного по правам человека в России за
1999 год.
В учебно-методический комплект
А.И.Кравченко и Е.А.Певцовой входят учебники
«Обществознание» для 10-го и 11-го классов,
программа курса, тематическое планирование (с
региональным компонентом), книга для учителя,
задачник и сборник тестов. В отличие от курса для
8–9-х классов, новый разбит не по четырем сферам
общества, а на одиннадцать тематических блоков,
не обязательно полностью соответствующих
четырем сферам. Появляются блоки, соединяющие
круг проблем из разных сфер социальной жизни.
Объем учебника для 10-го класса без
словаря составляет всего 168 страниц. В конце
каждого параграфа идет перечисление понятий,
приведены вопросы и задания (звездочкой отмечены
вопросы повышенной сложности), предлагается
обсудить какую-либо проблему, даны практикумы.
Ясность и живость изложения, удачное
введение в структуру учебника дополнительных
материалов из монографий, периодической печати,
разноуровневые вопросы и задания, использование
схем и иллюстраций создают условия для
самостоятельных размышлений учащихся и
способствуют формированию собственной позиции
по важнейшим жизненным проблемам. Радует, что
авторам учебника удалось «отойти от
авторитетов», цитатами из которых явно
переполнено пособие под редакцией Боголюбова. В
пособии широко используются межпредметные
связи. Особенно они заметны в § 10 «Эволюция
капитализма», где приведены этапы зарождения и
развития капитализма. Интересные исторические
сведения о рождении биржи, банков можно
прочитать в § 14 «Инфраструктура рыночной
экономики».
Вместе с тем некоторые понятия
объяснены слишком сложно. Вот пример из § 1
«Познание окружающего мира»: «Интуиция – это
вспышка проницательности (истинной или ложной),
источник ее появления невозможно точно
идентифицировать или объяснить». Еще одним
недостатком является то, что далеко не все
параграфы разбиты на пункты.
В заключении учебника Кравченко-Певцовой
для 11-го класса дан перечень понятий и проблем,
которые необходимо знать на вступительных
экзаменах в вуз по курсу «Обществознание», чего
нет больше ни в одном учебнике по обществознанию.
Продолжил свою предметную линию в
старшей школе и В.О.Мушинский. Наибольшее
внимание автор уделяет праву (тринадцать
параграфов). Параграфы в учебнике разбиты на
пункты. После каждого параграфа – его краткие
итоги и задания для размышления. Правда, заданий
очень мало – от одного до четырех. Во второй
главе в конце параграфов даны правовые задачи.
Кроме того, к каждой главе автор составил
дополнительные задания. В учебнике также есть
схемы и таблицы.
Очень удачно В.О.Мушинский составил
введение, где даны источники обществознания,
показана взаимосвязь общественных наук. Однако в
дальнейшем автор допустил большое количество
недочетов. В § 3 «Групповая структура общества:
классы и страты» приводятся явно устаревшие
данные 1997 года о количестве предпринимателей в
России (сам учебник издан в 2002 году). В § 4
«Общество и индивид» содержится трудная для
понимания фраза: «Суррогатная коллективность –
так можно определить организацию тоталитарного
общества, хотя Энгельс относил эти слова к
государству вообще». В § 6 «Социология семейных
отношений» дано весьма спорное определение
понятия «брак»: «официально, публично признанный
союз мужчины с женщиной, заключенный с целью
вступления в сексуальные отношения». Как поймут
это десятиклассники? И для чего им столь
подробная, на трех страницах, информация о формах
брака?
Учебник Мушинского для 11-го класса кроме
приложений (краткие очерки идей классиков
политической мысли и популярных экономических
теорий) и списка литературы содержит указатель
материалов для подготовки к экзамену по
обществознанию (с 8-го по 11-й класс). Такого
указателя нет ни в одном другом учебнике по
обществознанию. В.О.Мушинский предлагает для
изучения очень интересные темы:
«Внепарламентская борьба»; «Формы и средства
политической борьбы», «Политический компромисс.
Партнерство. Союз», «Реформа и революция». Другие
авторы уделяют этим актуальным проблемам
политической жизни меньшее внимание. Но, как и в
учебнике для 10-го класса, здесь очень много
недочетов. В § 2 «Государство и общество». Понятие
«государство» дано весьма сомнительное
определение этого понятия: «организация
публичной власти гражданского общества,
призванная заведовать его общими делами». Очень
мало сведений о тоталитарном государстве. В то же
время непонятно, нужно ли старшеклассникам знать
о том, в каких формах может происходить
экономический рост (линейная, экспоненциальная,
логистическая)?
Очень сложно написана третья глава
«Философия человека». Чего стоит один пассаж из §
30 «Сознание и познание»: «Кант признавал
существование объективного мира вещей вне
познающего субъекта. Но этот мир предстает перед
человеком в двух ипостасях: как мир явлений, т. е.
«вещей для нас» и мир сущностей, или «вещей в
себе». Явление – это не вещь на самом деле, а лишь
наше субъективное восприятие этой вещи … «Вещь в
себе» трансцендентна, т. е. находится по ту
сторону постижения опытом». В то же время в
учебнике нет отдельной главы, посвященной
духовной сфере жизни общества (отдельные темы
вошли в главу «Философия человека»).
Вызывает сожаление, что на данный
момент в дополнение к учебникам Мушинского для
старших классов издан только комплект программ.
Учебно-методический комплект Е.Н. и
Ю.Г.Салыгиных включает в себя учебники
«Обществознание» для 10 и 11-го классов, программу
курса и методическое пособие для учителя.
Учебник для 10-го класса основное внимание
уделяет производственно-экономической
деятельности людей, в которой в максимальной
степени отражаются культура, общественное
сознание, интересы всех слоев общества и каждого
человека в отдельности. Учитывая, что в этой
линии нет учебников 8–9 классов, целесообразнее
было бы начать изложение с объяснения понятия
«общество», а не с вопросов культуры.
Как и Мушинский, авторы учебника много
внимания уделяют проблемам развития мирового
сообщества, посвящая этой теме отдельную главу. В
ней рассматриваются такие вопросы, как мировая
система и мировая экономика, международные
финансовые отношения, международная интеграция.
Учебное пособие не лишено некоторых
недостатков. Сложным для десятиклассников
языком изложены отдельные темы. В целом
концепция личности описана на 12 (!) страницах. И в
то же время здесь нет никакой информации о
правовом государстве, хотя подробно
рассказывается о гражданском обществе.
Учебник для 11-го класса обобщает
современные представления о государстве,
сформированные в рамках основных гуманитарных
наук. Значительное место в этом пособии авторы
уделили политической сфере жизни общества
(двенадцать параграфов) и праву (восемь
параграфов).
Изложение материала в учебнике не
всегда отличается последовательностью. Вот
пример: как известно, важнейшим элементом
политической системы общества является
государство. Но в первой главе авторы сначала
рассказывают о политической элите, политических
партиях и лишь затем – о государстве. В § 5
«Государство» даны его признаки, но нет
определения понятия. Во второй главе «Правовая
культура» нет никакой информации о гражданском и
административном праве. В третьей главе
«Культура духовного бытия» изложение почему-то
начинается с вопросов религии, при этом ей
посвящено два параграфа, а искусству только один.
Очень богат и разнообразен методический
аппарат учебника. Каждую главу предваряет
небольшое введение. Каждый параграф начинается с
перечисления его основных вопросов. Параграфы
разделены на пункты. Присутствует деление на
основной и дополнительный тексты, есть вопросы к
дополнительному тексту. После каждого параграфа
даны вопросы («Проверьте себя»), рубрика
«Выскажите свое мнение». По окончании каждой
главы приводятся задания для семинаров и
рефератов, дополнительная литература и адреса
необходимых сайтов в Интернете. В тексте много
таблиц, схем. При таких достоинствах не может не
удивлять огромное количество опечаток в
оглавлении к учебнику для 10-го класса. Кроме того,
в учебнике для 11-го класса авторы предлагают
слишком легкие, не требующие проявления
аналитических способностей задания, в которых
нужно что-то рассказать или объяснить.
К учебнику «Обществознание. 10-11
классы» под редакцией А.Ю.Лазебниковой пока
изданы только методические рекомендации и
планирование уроков. Структура учебника
вызывает ряд вопросов. Экономическая и
социальная сфера объединены в одну главу, в
которой мало внимания уделено социальным
отношениям, совершенно не освещены проблемы
межнациональных конфликтов. Также в одну главу
авторы объединили политику, право и культуру. В
результате здесь только один параграф
рассматривает правовые вопросы, и еще один
параграф по праву включен в главу «Российское
общество сегодня». Не совсем понятна логика
распределения параграфов по главам. § 9 «Мораль и
право» попал
в главу «Человек и общество», а не
в главу «Политика, право, культура». § 29
«Социальный статус личности» и § 30 «Национальное
самосознание» оказались в главе «Молодежь в
меняющемся мире», а не в главе «Экономика и
социальные отношения». Пожалуй, впервые темы
«Российское общество сегодня» и «Молодежь в
меняющемся мире» выделены в отдельные главы.
Не очень удачно сформирован
понятийный аппарат учебника, некоторые важные
понятия вовсе не разъясняются. В § 6 «Как человек
познает мир и самого себя» говорится о том, что
«мы получаем данные о реальных процессах и
явлениях, мы преобразуем эту информацию,
осуществляя различные мыслительные операции:
анализ, синтез, сравнение, уподобление,
обобщение, отвлечение (абстрагирование)». К
сожалению, все эти понятия авторами совершенно
не разъясняются. Нет определения понятия
«государство» (!). К формам государства авторский
коллектив относит только формы правления и
государственного устройства – а куда же делись
формы политических режимов? Всего несколько
строчек уделено понятию «правовое государство».
В учебнике неполно прописаны
полномочия Президента РФ, обеих палат
парламента. «Дума рассматривает и принимает
федеральные законы, участвует в формировании
правительства, дает согласие на назначение его
председателя, других (каких? – Ю.К.) высших
государственных органов».
Параграфы учебника разделены на пункты.
Каждый параграф начинается с эпиграфа (очень
положительное новшество) и перечисления
вопросов, раскрываемых в тексте. В конце
параграфов помещены вопросы для самоконтроля,
задания, рубрики «Дополнительное чтение» и «Об
этом спорят». В конце каждой главы предлагаются
темы для рефератов, докладов и эссе (хорошо, если
бы авторы изложили на страницах учебника
критерии для их оценки). В конце издания дан
именной указатель, но почему-то без указания
страниц.
В целом среди всей совокупности
учебников по обществознанию для старших классов
по содержательной части в лучшую сторону
хотелось бы выделить пособия Салыгиных и
Кравченко-Певцовой, а в методическом плане –
пособия Салыгиных, Кравченко-Певцовой и
Никитина. Необходимо отметить, что к учебникам
Боголюбова и Кравченко-Певцовой издано
наибольшее количество методических пособий. Но с
учетом перехода к профильному обучению все эти
издания нуждаются в переработке.
Статья подготовлена при поддержке портала «Forex.Ru». Если вы решили выйти на рынок межбанковского обмена валюты, начать зарабатывать деньги или повысить свои навыки в среде рынка Форекс , то лучшим решением станет обратиться к порталу «Forex.Ru». На сайте расположенном по адресу «www.Forex.Ru», вы найдете огромное количество полезных материалов, а также сможете воспользоваться такими услугами как аналитика и обзоры рынка, торговля с профи и автотрейдинг. Вас ждет сервис наивысшего качества и высококвалифицированные сотрудники.
___________________
1 Окончание. Начало
читайте, пожалуйста, в № 04–2005. |