Редактор Ольга Козлова
Мнение
Ольга Козлова
Конкурсы для детей
Всевозможных конкурсов для детей
проводится несметное количество. Почти все они
называются конкурсами детского творчества, а в
условиях проведения какого-то конкретного из них
оговаривается, какого рода творчество ожидает
его участников. Сюда относятся конкурсы детского
рисунка, музыкальные, литературные, учебные,
библиотечные, виртуальные и по созданию сайтов
школ.
Конкурсы объявляют и проводят органы
управления культуры и образования, общественные
фонды и организации, журналы и газеты, музеи,
библиотеки и даже политические партии. В
последнее время все чаще стала проявляться
религиозная тематика, например, «Вифлеемская
звезда» или «Воскресение Христово».
Безусловно, это замечательно,
поскольку конкурсы относятся к активным формам
работы с детьми. И их основная функция
заключается в совершенствовании уже имеющихся
знаний и умений, а в процессе подготовки – в
приобретении и освоении новых навыков. Дети
проявляют себя в необычной ситуации. Развивающая
функция конкурсов заключается в стимулировании
познавательной активности ребят. Развиваются
воображение, воля, мышление. Такие творческие
мероприятия оказывают большое влияние на
развитие и проявление личностных склонностей,
интересов, потребностей. Часть педагогов
утверждает, что проведение конкурсов важно как с
воспитательной, так и с психолого-педагогической
точки зрения. Участие в них порождает у детей
уверенность в своих силах, позволяет поверить в
себя, развивает познавательные способности,
открывает простор для творческой инициативы и
самостоятельности.
От других форм работы конкурс
отличается очевидной соревновательностью
участников. Отношение к ней у педагогов и
психологов неоднозначно. Наряду с
положительными оценками, существует мнение, что
неудачи в конкурсах негативно влияют на психику
ребенка, что выражается в дальнейшем в
заниженной самооценке возможностей. Не упрощая
проблему, можно с уверенностью сказать, что
умелая, доброжелательная, профессиональная
работа библиотекарей может и должна
нивелировать издержки соревновательности в
библиотечных конкурсах.
Библиотечные конкурсы для детей
проводят большинство детских и школьных
библиотек. Чаще всего они ориентированы на книгу
и имеют целью привлечь детей в библиотеку,
закрепить потребность в чтении, повысить их
читательскую активность и обеспечить чтение
качественной литературы.
Конкурс как форма библиотечной работы
– штука чрезвычайно трудоемкая. В издании
«Межотраслевые нормы времени на работы,
выполняемые в библиотеках», подготовленном
когда-то Министерством труда и социального
развития Российской Федерации и Центральным
бюро нормативов по труду, в разделе «Массовая
работа» на подготовку конкурса, викторины или
игры-путешествия отводится 75 (семьдесят пять)
часов рабочего времени. Возможно не все операции
по подготовке массовых мероприятий, отраженные в
этом нормативе, выполняются в процессе работы по
проведению конкурсов, однако считаем
необходимым привести имеющееся там
перечисление: «Определить тему, состав
аудитории, ответственного за мероприятие в
целом, составить план подготовки мероприятия,
вопросы для обсуждения, пригласить
консультантов, лекторов, подобрать документы по
теме мероприятия; организовать выставки
литературы, альбомы и так далее, оповестить
читателей о мероприятии через афиши, публикации
в печати, по радио, телевидению, выявить
выступающих, напечатать и распространить
пригласительные билеты, подготовить помещение,
провести совещание по итогам подготовки и
проведения мероприятия, оформить протокол».
И хотя инициатива школьных библиотек в
организации конкурсов для детей вместе с
детскими библиотеками пока прослеживается очень
слабо, тем не менее, мы уверены, что полноценные
конкурсы получаются только в совместных трудах…
О таких примерах наша газета уже писала.
Сегодняшний выпуск нашей вкладки
может помочь в этом всем организаторам.
Под лежач камень и вода
не течет.
Русская народная пословица |
|