Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2005


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 03 (24) · Вкладка в «БШ» № 05 (136) · 1–15 марта 2005 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Мнение

Ольга Козлова

Конкурсы для детей

Всевозможных конкурсов для детей проводится несметное количество. Почти все они называются конкурсами детского творчества, а в условиях проведения какого-то конкретного из них оговаривается, какого рода творчество ожидает его участников. Сюда относятся конкурсы детского рисунка, музыкальные, литературные, учебные, библиотечные, виртуальные и по созданию сайтов школ.

Конкурсы объявляют и проводят органы управления культуры и образования, общественные фонды и организации, журналы и газеты, музеи, библиотеки и даже политические партии. В последнее время все чаще стала проявляться религиозная тематика, например, «Вифлеемская звезда» или «Воскресение Христово».

Безусловно, это замечательно, поскольку конкурсы относятся к активным формам работы с детьми. И их основная функция заключается в совершенствовании уже имеющихся знаний и умений, а в процессе подготовки – в приобретении и освоении новых навыков. Дети проявляют себя в необычной ситуации. Развивающая функция конкурсов заключается в стимулировании познавательной активности ребят. Развиваются воображение, воля, мышление. Такие творческие мероприятия оказывают большое влияние на развитие и проявление личностных склонностей, интересов, потребностей. Часть педагогов утверждает, что проведение конкурсов важно как с воспитательной, так и с психолого-педагогической точки зрения. Участие в них порождает у детей уверенность в своих силах, позволяет поверить в себя, развивает познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности.

От других форм работы конкурс отличается очевидной соревновательностью участников. Отношение к ней у педагогов и психологов неоднозначно. Наряду с положительными оценками, существует мнение, что неудачи в конкурсах негативно влияют на психику ребенка, что выражается в дальнейшем в заниженной самооценке возможностей. Не упрощая проблему, можно с уверенностью сказать, что умелая, доброжелательная, профессиональная работа библиотекарей может и должна нивелировать издержки соревновательности в библиотечных конкурсах.

Библиотечные конкурсы для детей проводят большинство детских и школьных библиотек. Чаще всего они ориентированы на книгу и имеют целью привлечь детей в библиотеку, закрепить потребность в чтении, повысить их читательскую активность и обеспечить чтение качественной литературы.

Конкурс как форма библиотечной работы – штука чрезвычайно трудоемкая. В издании «Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках», подготовленном когда-то Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Центральным бюро нормативов по труду, в разделе «Массовая работа» на подготовку конкурса, викторины или игры-путешествия отводится 75 (семьдесят пять) часов рабочего времени. Возможно не все операции по подготовке массовых мероприятий, отраженные в этом нормативе, выполняются в процессе работы по проведению конкурсов, однако считаем необходимым привести имеющееся там перечисление: «Определить тему, состав аудитории, ответственного за мероприятие в целом, составить план подготовки мероприятия, вопросы для обсуждения, пригласить консультантов, лекторов, подобрать документы по теме мероприятия; организовать выставки литературы, альбомы и так далее, оповестить читателей о мероприятии через афиши, публикации в печати, по радио, телевидению, выявить выступающих, напечатать и распространить пригласительные билеты, подготовить помещение, провести совещание по итогам подготовки и проведения мероприятия, оформить протокол».

И хотя инициатива школьных библиотек в организации конкурсов для детей вместе с детскими библиотеками пока прослеживается очень слабо, тем не менее, мы уверены, что полноценные конкурсы получаются только в совместных трудах… О таких примерах наша газета уже писала.

Сегодняшний выпуск нашей вкладки может помочь в этом всем организаторам.

Под лежач камень и вода не течет.

Русская народная пословица