Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2005


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 03 (24) · Вкладка в «БШ» № 05 (136) · 1–15 марта 2005 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Подробности

Светлана Олефир

Разглядеть Гениального читателя

Творческие конкурсы в детской библиотеке

Светлана Валентиновна Олефир
зам.директора ЦСДШБ

г. Озерск, Челябинская обл.

Мир, в котором живет современный ребенок, становится все более изменчивым, ориентироваться в нем все сложнее. До середины 60-х годов дети входили в мир культуры интеллектуальной и художественной через книгу, кино, театр, музыку. В этом перечне книга занимала приоритетное место: она была доступна в каждом доме каждый день, обязательным атрибутом сферы детской литературы были красочные иллюстрации. Постижение мира через книжку с картинками полностью соответствует принципу сбалансированного психического и интеллектуального развития ребенка. Ребенок растет и становится самостоятельным. Теперь, постигая мир, он живет в детской, а затем подростковой субкультуре, наполняя ее своим мироощущением. И часто между культурой ребенка и подростка и культурой взрослых, мировой культурой и литературой образуется пропасть. Детское художественное и литературное творчество может стать мостом, объединяющим две культуры, соединяющим различные культурные ценности, потребности и интересы.

Развивая в ребенке познавательную активность, включая его в культурное, информационное, образовательное пространство, библиотека должна предоставлять возможность самореализоваться, проявить способности в различных видах творчества. Творчество на основе чтения объединяет наших читателей – участников ежегодных конкурсов, проводимых библиотекой. В сотрудничестве с Управлением образования и администрацией школ проводим ежегодные городские литературно-художественные конкурсы. Их тематика разнообразна: юбилей г. Озерска, юбилей Победы в Великой Отечественной войне, любимые книги в семье, юбилеи детских писателей. Так 2004 год был объявлен Годом детского чтения в Челябинской области. Он совпал с 45-летием Центральной городской детской библиотеки и стал Годом детского чтения в Озерске. В конкурсе «Детство с книгой» приняли участие более 600 детей. Жюри оценило сочинения, эссе, размышления, стихи, рисунки, книги собственного сочинения, альбомы, работы прикладного характера. Это были размышления школьников о книге и библиотеке, о роли книги и чтения в семье, о себе и библиотекарях, которые помогают раскрыть способности. Все победители получили подарки и призы, грамоты и дипломы. Фойе Театра кукол, где проходил праздник в Неделю детской книги, украшали работы детей.

Фото Веры ЗубаренковойПо результатам конкурсов оформляются выставки, издаются сборники детского творчества. Хотя наши издательские возможности и тиражи невелики, сборники пополняют фонд Центральной детской библиотеки и школьных филиалов. Летом этого года семьям победителей конкурсов приятно было получить сборник детских творческих работ на Фестивале детского чтения, прошедшем в городском Детском парке в День защиты детей. Фестиваль прошел под девизом «Я родился – я читатель». Осенью в Озерске прошел фестиваль прессы Челябинской области. Для знакомства с городом наша библиотека подготовила календарь, оформленный рисунками детей и отрывками из их литературных работ об Озерске.

Наша библиотека принимает участие в областных, региональных и межрегиональных конкурсах детского литературного творчества. Наиболее интересным литературным конкурсом считаем «Волшебную строку», проводимую Свердловской областной библиотекой для детей и юношества и Уральским отделением союза писателей. Профессиональное писательское жюри высоко оценивает творчество наших детей. Ежегодно озерские литературные таланты приглашаются в Екатеринбург на заключительный праздник, где настоящие писатели ведут мастер-классы, награждают победителей. В прошлом году на конкурсе появилась новая номинация «Гениальный читатель» и наши читатели были названы в ней победителями. Особый приз от епархии получил отзыв Насти Дубровской на книгу Г.Юдина «Спасенная душа». 15 февраля закончилась очередная «Волшебная строка», работы озерских детей отправлены на суд компетентного жюри.

Интересным было и участие в межрегиональном конкурсе, объявленном Ленинградской областной детской библиотекой и Русским музеем в 2003 году. На конкурс принимались литературные и художественные работы детей, посвященные блокаде Ленинграда. В библиотеке прошла встреча школьников с жителями Озерска, пережившими блокаду. Интересные рассказы, документы военных лет не оставили равнодушными школьников. На конкурс в Петербург были отправлены лучшие рисунки и сочинения, а также изданный в 2000 году сборник детского творчества «Эхо памяти», в котором оказалась целая глава, посвященная жителям блокадного города.

Прошлым летом библиотека работала по программе «Лето с книгой». Библиографы разработали интересные списки летнего чтения, задания по прочитанным книгам. Участники летнего конкурса-путешествия оценили игровые элементы программы и общую привлекательность работы. Не каждый из них стал «гениальным читателем», но впереди новое лето. Оно будет посвящено Х.К.Андерсену. Праздник в Неделю детской книги, а затем – летний Фестиваль чтения в Детском парке привлекут детей к чтению книг знаменитого сказочника. Лучшие отзывы о книгах будут представлены не только для озерских детей, но и для всех пользователей Интернета на сайте ЦСДШБ.

Работа по организации конкурсов детского литературного и художественного творчества очень трудоемка. Важно не только определить и согласовать тему, продумать задания, но и четко разработать условия конкурса, сделать так, чтобы школьники узнали о нем из прессы, из объявлений в Центральной городской детской библиотеке и школьных библиотеках. Приходится не раз напоминать о сроках сдачи, требованиях к оформлению работ и критериях их оценки. А как сложно работать жюри! Нужно оценить, поддержать, стимулировать участие в новых конкурсах. Существуют и финансовые проблемы.

Но все затраты, и интеллектуальные, и финансовые, и эмоциональные оправданы, когда речь идет о том, чтобы помочь ребенку что-то разглядеть в прочитанном, но прежде всего – в себе. Разглядеть в себе Гениального читателя.