Здравствуйте!
Знаете
ли вы, милые коллеги, сколько книг издано в
2004 году в России? Без малого 90 тысяч
названий! Это рекордный показатель: мы догнали
бывший СССР по объему книговыпуска. Примерно 15
тысяч названий проходят по разделу
«художественная литература», 6 тысяч названий –
это книги для детей. Но хотелось бы мне знать,
какая из этих книг оказалась сейчас в руках – или
на столе – или на библиотечной полке у читателя
«БШ». Есть ли в ваших общедоступных или домашних
библиотеках превосходные «Книжки на вырост» от
«ОГИ»? Попадают ли к вам издания, выпускаемые
«Азбукой» в рамках проекта «Шаги»? Видели ли вы
новинки от «Эгмонта», «Росмэна», «Амфоры»? Знают
ли ваши коллеги, что «НЛО» выпустило «Небесные
яблоки» Марины Вишневецкой, а храброе
издательство «Гаятри» – книги Марины Москвиной
и Сергея Седова?.. Так я и думала. Издателей
«интеллектуальной» литературы не так уж много;
почти все они располагаются в столице и редко
выходят на общероссийский рынок. А вот
производители «массовой» книги откровенно сливают
в провинцию многотысячные тиражи своих
«черных», «желтых» и «розовых» романов. По данным
статистики, почти четверть всех тиражей страны
обеспечивают четыре издательства: «ACT», «Эксмо»,
«Олма-Пресс» и «Фламинго». Первые три выпускают
по преимуществу то, что стыдливо именуется
«книгой массового спроса», четвертое –
аляповатые книжонки с примитивными стишками для
малышей. Любимые авторы российских издателей –
А.Бушков (105 книг за 2004 год), А.Маринина (102) и
Д.Донцова (99). Лидер среди «детских» авторов –
В.Степанов (161 книга общим тиражом 6,8 млн
экземпляров). К художественной литературе эти
издания не имеют отношения. Но ими завалены
прилавки провинциальных книжных магазинов. Если
читателю нужна книга «поумнее» – где ее взять?
Одна надежда — на библиотеки. Я знаю, что отрасль
переживает не лучшие времена: проблем много,
денег мало… Но опыт показывает: если в
библиотеке собрались неглупые и неравнодушные
люди, то они могут доказать свою значимость,
воздействовать на местную администрацию,
«выбить» некоторое количество денег и с умом их
потратить. В условиях рынка на издателей не
действуют уговоры и высокие слова о
культурно-просветительской миссии…
Единственный аргумент – деньги. Являясь оптовым
покупателем, только библиотека может сказать
«нет» торжествующей пошлости, поставить барьер
на пути макулатуры к невзыскательному
потребителю, представить читателю настоящую
книгу, чтобы он научился выбирать не чтиво, а
чтение. А вы как думаете?
Мария Порядина |