Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2005


КОЛОНКА НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ

Здравствуйте!

Знаете ли вы, милые коллеги, сколько книг издано в 2004 году в России? Без малого 90 тысяч названий! Это рекордный показатель: мы догнали бывший СССР по объему книговыпуска. Примерно 15 тысяч названий проходят по разделу «художественная литература», 6 тысяч названий – это книги для детей. Но хотелось бы мне знать, какая из этих книг оказалась сейчас в руках – или на столе – или на библиотечной полке у читателя «БШ». Есть ли в ваших общедоступных или домашних библиотеках превосходные «Книжки на вырост» от «ОГИ»? Попадают ли к вам издания, выпускаемые «Азбукой» в рамках проекта «Шаги»? Видели ли вы новинки от «Эгмонта», «Росмэна», «Амфоры»? Знают ли ваши коллеги, что «НЛО» выпустило «Небесные яблоки» Марины Вишневецкой, а храброе издательство «Гаятри» – книги Марины Москвиной и Сергея Седова?.. Так я и думала. Издателей «интеллектуальной» литературы не так уж много; почти все они располагаются в столице и редко выходят на общероссийский рынок. А вот производители «массовой» книги откровенно сливают в провинцию многотысячные тиражи своих «черных», «желтых» и «розовых» романов. По данным статистики, почти четверть всех тиражей страны обеспечивают четыре издательства: «ACT», «Эксмо», «Олма-Пресс» и «Фламинго». Первые три выпускают по преимуществу то, что стыдливо именуется «книгой массового спроса», четвертое – аляповатые книжонки с примитивными стишками для малышей. Любимые авторы российских издателей – А.Бушков (105 книг за 2004 год), А.Маринина (102) и Д.Донцова (99). Лидер среди «детских» авторов – В.Степанов (161 книга общим тиражом 6,8 млн экземпляров). К художественной литературе эти издания не имеют отношения. Но ими завалены прилавки провинциальных книжных магазинов. Если читателю нужна книга «поумнее» – где ее взять? Одна надежда — на библиотеки. Я знаю, что отрасль переживает не лучшие времена: проблем много, денег мало… Но опыт показывает: если в библиотеке собрались неглупые и неравнодушные люди, то они могут доказать свою значимость, воздействовать на местную администрацию, «выбить» некоторое количество денег и с умом их потратить. В условиях рынка на издателей не действуют уговоры и высокие слова о культурно-просветительской миссии… Единственный аргумент – деньги. Являясь оптовым покупателем, только библиотека может сказать «нет» торжествующей пошлости, поставить барьер на пути макулатуры к невзыскательному потребителю, представить читателю настоящую книгу, чтобы он научился выбирать не чтиво, а чтение. А вы как думаете?

Мария Порядина