Книга подана
Буду инженером?
В конце прошлого года в журнале
«Инструментальный мир» был анонсирован выход в
свет книги «Инженер третьего тысячелетия :
Учебное пособие для профессиональной
ориентации», адресованной старшим школьникам,
уже размышляющим о своем профессиональном
самоопределении. Нам тоже стало интресно. И мы
решили задать ее автору, Павлу ЛЕРНЕРУ, несколько
вопросов.
Для начала. С чего это вдруг, или почему вы
думаете, что книга актуальна?
В жизни не раз приходится задумываться
о выборе своего профессионального будущего –
где и как получать профессию и специальность,
какую работу выбрать, насколько знания и личные
качества соотносятся с требованиями к профессии.
Старшая школа скоро станет профильной. Перед
школьниками встанет проблема выбора профиля.
Среди профильных классов вполне может быть и
технико-технологический. Равно как и ученики, и
родители могут и сами предложить школе такой
профиль, если будут знать, что за этим стоит.
С таких позиций эту книгу вполне можно
считать средством информационного обеспечения
жизненного и профессионального самоопределения
ребят.
Да. В этой книге делается попытка
рассказать о весьма распространенной профессии
– инженерной. Более того, убедить читателей в
том, что эта профессия снова становится
перспективной и престижной. Если угодно, очень
хочется, чтобы книга способствовала появлению в
нашей стране будущих квалифицированных рабочих,
инженерно-технических работников мирового
уровня, блистательных изобретателей, именитых
главных инженеров, конструкторов и технологов
крупных промышленных предприятий. Согласитесь,
что коллективным трудом именно этих людей
создается богатство народа.
Инженерная профессия многопланова:
существенны различия в работе конструктора,
технолога, организатора производства,
исследователя. Всему этому в книге уделено много
внимания – читателю есть над чем поразмышлять.
Она может быть полезна и родителям, даже если к
инженерии они не имеют никакого отношения.
Когда, кому целесообразно прочитать
эту книгу?
Хотелось бы, чтобы главы 2, 3 и 6-ю
прочитали примерно в середине 9-го класса те, кто
размышляет о продолжении образования после
основной средней школы. А главы 1, 2, 3, 4 и 7-я в
первую очередь для тех, кто после девятого класса
твердо решил поступать в технические колледжи
или уже учится там на 1–2-м курсах. Тем, кто выбрал
для себя продолжение образования в старших
классах технико-технологического профиля,
желательно прочитать главы 1–4, 7, 8-ю не позднее
первой четверти 10-го класса. Будет хорошо, если
студенты технических университетов прочитают
всю книгу в 1-м семестре 1-го курса.
Разумеется, любой читатель вправе
выбрать свою тактику знакомства с книгой, вплоть
до отказа читать вовсе. Но даже для этого
прочитать оглавление все-таки стоит. Кстати,
автор будет искренне рад, если девушки не
пренебрегут книгой – ведь встречи с инженерией и
инженерами для них неизбежны.
Вы говорили о технологии чтения
книги. Что имеется в виду?
Эта книга не учебник: ее нельзя учить,
запоминать, более того, по ней нельзя и
преподавать. Она предполагает диалог читателя с
текстом (или автором), который в каждой главе
начинается с вопросов для размышления, заданий,
мини-проектов разной сложности – их обязательно
надо выполнить.
А для начала надо очень внимательно
осмыслить оглавление, т.е. попытаться понять
авторский замысел. Я, впрочем, допускаю, что
читатель начнет с любой понравившейся по
названию главы.
Совсем хорошо читать вместе с
друзьями, одноклассниками, быть может, с
родителями или, наоборот, с детьми. При этом важно
обсудить, у кого что получилось при ответах на
вопросы, при выполнении заданий.
Потом надо внимательно познакомиться
с основным текстом главы и... вернуться к вопросам
для размышления, заданиям, мини-проектам. И опять
обсудить, что получилось, может, даже поспорить с
книгой.
Затем стоит воспользоваться
калейдоскопом подсказок: прочитать третью часть
главы и опять вернуться к вопросам, заданиям,
проектам. И опять обсудить результаты.
Если такими последовательными
приближениями вы найдете согласованные ответы
на 75 % вопросов, выполните 75 % заданий и
мини-проектов, то это очень хороший результат.
Конечно, дело совсем не в процентах, а в
возможности превратить чтение в
интеллектуальную игру, результатом которой
будет новое знание. Как гарантированная победа.
Нижайшая просьба от автора к вашим
читателям. Так получилось, что дайджест
книги впервые был опубликован в журнале
«Инструментальный мир» (2004, № 1–4). Если вы или
ваши ученики книгу прочитаете, используете в
профильных классах, то редакция будет
признательна за присланные вами отзывы,
замечания и пожелания, которые обязательно
опубликует. А в качестве благодарности –
бесплатная подписка на журнал.
Адрес редакции журнала
«Инструментальный мир»: 123022, Москва, ул.
Ходынская, 4. Тел.: 25-25-385; эл.почта isotclub@ instrumir.ru
Вопросы задавала Ольга Лазарева
Публикация статьи произведена при поддержке Московского технологического колледжа, являющегося одним из известных колледжей Москвы с почти вековой историей. Ознакомиться с историей создания МТК, его современностью, предлагаемыми специальностями, формами обучения и условиями поступления вы сможете на сайте колледжа. Абитуриенты МТК могут пройти обучение на подготовительных курсах, которое поможет определиться с будущей специальностью и успешно поступить в учебное заведение среднего профессионального образования после окончания 9 или 11 класса школы.
|