Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2005


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Книга подана

Буду инженером?

В конце прошлого года в журнале «Инструментальный мир» был анонсирован выход в свет книги «Инженер третьего тысячелетия : Учебное пособие для профессиональной ориентации», адресованной старшим школьникам, уже размышляющим о своем профессиональном самоопределении. Нам тоже стало интресно. И мы решили задать ее автору, Павлу ЛЕРНЕРУ, несколько вопросов.

Для начала. С чего это вдруг, или почему вы думаете, что книга актуальна?

В жизни не раз приходится задумываться о выборе своего профессионального будущего – где и как получать профессию и специальность, какую работу выбрать, насколько знания и личные качества соотносятся с требованиями к профессии. Старшая школа скоро станет профильной. Перед школьниками встанет проблема выбора профиля. Среди профильных классов вполне может быть и технико-технологический. Равно как и ученики, и родители могут и сами предложить школе такой профиль, если будут знать, что за этим стоит.

С таких позиций эту книгу вполне можно считать средством информационного обеспечения жизненного и профессионального самоопределения ребят.

Да. В этой книге делается попытка рассказать о весьма распространенной профессии – инженерной. Более того, убедить читателей в том, что эта профессия снова становится перспективной и престижной. Если угодно, очень хочется, чтобы книга способствовала появлению в нашей стране будущих квалифицированных рабочих, инженерно-технических работников мирового уровня, блистательных изобретателей, именитых главных инженеров, конструкторов и технологов крупных промышленных предприятий. Согласитесь, что коллективным трудом именно этих людей создается богатство народа.

Инженерная профессия многопланова: существенны различия в работе конструктора, технолога, организатора производства, исследователя. Всему этому в книге уделено много внимания – читателю есть над чем поразмышлять. Она может быть полезна и родителям, даже если к инженерии они не имеют никакого отношения.

Когда, кому целесообразно прочитать эту книгу?

Хотелось бы, чтобы главы 2, 3 и 6-ю прочитали примерно в середине 9-го класса те, кто размышляет о продолжении образования после основной средней школы. А главы 1, 2, 3, 4 и 7-я в первую очередь для тех, кто после девятого класса твердо решил поступать в технические колледжи или уже учится там на 1–2-м курсах. Тем, кто выбрал для себя продолжение образования в старших классах технико-технологического профиля, желательно прочитать главы 1–4, 7, 8-ю не позднее первой четверти 10-го класса. Будет хорошо, если студенты технических университетов прочитают всю книгу в 1-м семестре 1-го курса.

Разумеется, любой читатель вправе выбрать свою тактику знакомства с книгой, вплоть до отказа читать вовсе. Но даже для этого прочитать оглавление все-таки стоит. Кстати, автор будет искренне рад, если девушки не пренебрегут книгой – ведь встречи с инженерией и инженерами для них неизбежны.

Вы говорили о технологии чтения книги. Что имеется в виду?

Эта книга не учебник: ее нельзя учить, запоминать, более того, по ней нельзя и преподавать. Она предполагает диалог читателя с текстом (или автором), который в каждой главе начинается с вопросов для размышления, заданий, мини-проектов разной сложности – их обязательно надо выполнить.

А для начала надо очень внимательно осмыслить оглавление, т.е. попытаться понять авторский замысел. Я, впрочем, допускаю, что читатель начнет с любой понравившейся по названию главы.

Совсем хорошо читать вместе с друзьями, одноклассниками, быть может, с родителями или, наоборот, с детьми. При этом важно обсудить, у кого что получилось при ответах на вопросы, при выполнении заданий.

Потом надо внимательно познакомиться с основным текстом главы и... вернуться к вопросам для размышления, заданиям, мини-проектам. И опять обсудить, что получилось, может, даже поспорить с книгой.

Затем стоит воспользоваться калейдоскопом подсказок: прочитать третью часть главы и опять вернуться к вопросам, заданиям, проектам. И опять обсудить результаты.

Если такими последовательными приближениями вы найдете согласованные ответы на 75 % вопросов, выполните 75 % заданий и мини-проектов, то это очень хороший результат. Конечно, дело совсем не в процентах, а в возможности превратить чтение в интеллектуальную игру, результатом которой будет новое знание. Как гарантированная победа.

Нижайшая просьба от автора к вашим читателям. Так получилось, что дайджест книги впервые был опубликован в журнале «Инструментальный мир» (2004, № 1–4). Если вы или ваши ученики книгу прочитаете, используете в профильных классах, то редакция будет признательна за присланные вами отзывы, замечания и пожелания, которые обязательно опубликует. А в качестве благодарности – бесплатная подписка на журнал.

Адрес редакции журнала «Инструментальный мир»: 123022, Москва, ул. Ходынская, 4. Тел.: 25-25-385; эл.почта isotclub@ instrumir.ru

Вопросы задавала Ольга Лазарева

Публикация статьи произведена при поддержке Московского технологического колледжа, являющегося одним из известных колледжей Москвы с почти вековой историей. Ознакомиться с историей создания МТК, его современностью, предлагаемыми специальностями, формами обучения и условиями поступления вы сможете на сайте колледжа. Абитуриенты МТК могут пройти обучение на подготовительных курсах, которое поможет определиться с будущей специальностью и успешно поступить в учебное заведение среднего профессионального образования после окончания 9 или 11 класса школы.