Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2005


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Литературный странник

Марина Ивашина

Зимние странствия

Современный круг чтения

Марина Вячеславовна
Ивашина

ученый секретарь Свердловской областной библиотеки для детей
и юношества
г. Екатеринбург

Сегодня мы начинаем новую рубрику. Не совсем обычную. Появляться она будет раз в квартал. Придумали ее не мы, а сотрудники Свердловской областной библиотеки для детей и юношества, причем давно и не для нас. Наверное, все библиотекари области знают маленькое цветное издание с интригующим названием «Литературный странник». Теперь и мы с вами будем иметь удовольствие совершать сезонные странствия по современной литературе. Не этого ли нам так не хватало в газете? Итак, вперед, в странствия!

Читать модно, посещать библиотеку престижно!
Слоган фестиваля «Миры чтения» СОБДиЮ

Читай, и ты полетишь.
Пауло Коэльо

Магическое число семь характеризует общую идею Вселенной, полный состав пантеона, число сказочных героев, число дней недели, количество цветов спектра, тонов в музыке, основных запахов стереохимической теории, константу, определяющую объем человеческой памяти и т.п. (Дж. Миллер).

Всем тем, кто сетует, что читать абсолютно нечего, и тем, кто привык следить за новинками, представляем семь главных сюжетов и персонажей книжно-литературной жизни зимнего сезона 2005 года. Все представленные книги появились на книжном рынке зимой и заняли ведущие места в разнообразных рейтингах. Было бы обидно не заметить их, пропустить, пройти мимо. Разумеется, это наша версия. Вы не согласны? Примите участие в нашем рейтинге: назовите самые значительные события, самые интересные (неожиданные или давно ожидаемые, в том числе и дискуссионные) книги или публикации, самых ярких персонажей. Вместе мы представим Круг современного чтения.

При работе над «Литературным странником» были использованы материалы ноябрьских, декабрьских, январских выпусков «Книжного обозрения», «Книжной витрины», «Литературной газеты», «Независимой газеты», «Ех libris НГ», «Московских новостей», экспертные заключения, интервью, рейтинги Я.Александрова, В.Бродского, А.Вознесенского, В.Ермилова, А.Иванова, В.Курицына, А.Щербака-Жукова, а также информация сетевых ресурсов: http://www.ozon.ru; http://www.russ.ru; http://ruthenia.ru/nemzer.

Вашим проводником в литературных странствиях по страницам книг, периодики, вебсайтам будет Марина Ивашина.

 

 

Странствие 1. Удивление сезона

Елинек Э. Перед закрытой дверью : Роман / Э. Елинек; Пер с нем. И. Ланина ; Под ред. А. В. Белобратова. – СПб. : Симпозиум, 2004. – 382 с.

Елинек Э. Любовницы : Роман / Э. Елинек; Пер. с нем. А. Глазовой. – СПб. : Симпозиум, 2004. – 284 с.

Елинек Э. Пианистка : Роман / Э. Елинек. – СПб. : Симпозиум, 2004. – 397 с.

Примечательно, что на сей раз Нобелевская премия вручена персоне известной: это не невесть откуда взявшийся негр без «прошлого» или китаец, стремящийся соединить воедино счастье этическое и эстетическое, либо отрабатывающий неординарные драматические политминиатюры немец со «сложной» судьбой. Эльфрида Елинек – первая австрийская писательница, ставшая Нобелевским лауреатом в области литературы. Самое удивительное, что она – одна из немногих писательниц своей страны хорошо известна их русскому читателю. И отчасти одиозным характером своей знаменитой славы, и эпатажностью.

Эльфрида Елинек получила европейскую известность в 1983 году, когда написала во многом автобиографический роман «Пианистка». По этой книге был снят фильм, завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля 2001 года.

Елинек родилась в 1946 году, получила музыкальное образование в Венской консерватории. Музыкальная известность и литературная слава настигли ее одновременно.

Помимо «Пианистки», наибольшую известность приобрели ее романы «Любовницы» и «Похоть». У нас переведены три романа Елинек из восьми: «Пианистка», «Любовницы», «Перед закрытой дверью».

На «домашнем» вечере в Овальном зале библиотеки иностранной литературы были отмечены разные высказывания по поводу романов Эльфриды Елинек: от традиционного для русской критики наезда в стиле «неистового Виссариона» до необыкновенного чувства такта, проявленного Нобелевским комитетом, который отметил в качестве интересного партнера представителя «другой Австрии».

Странствие 2. Разочарование сезона

Аксёнов В. Вольтерьянки и вольтерьянцы / В. Аксенов. – М. : ИЗОГРАФУС, 2004. – 560 с.

После Андрея Немзера – признанного гуру критиков и литературоведов нашего государства – писать о «вольтерьянках и вольтерьянцах» кажется неприличным: все умные мысли, все подтексты, все хулиганствующие намеки на конкретных лиц – уже сказано в «Немзересках» <http:ruthenia/ru/nemzer>.

Сорок лет назад причастность к определенному ордену посвященных в нашей провинциальной свердловской школе определялась по «Затоваренной бочкотаре». Читал? Ну-ка, что это значит?

Василию Павловичу Аксенову уже (!) за семьдесят. Но роман его молодой и даже озорной. Весь он – веселая игра, пародия на то, как у нас определяют старину. Ему талантливо удалось показать связь времен самым живым и непосредственным образом: пусть век другой, герои всё те же – молодые обаятельные хулиганы.

Извините, Василий Павлович! Мы по-прежнему Вас любим и читаем многое из того, что похвалят друзья. Мы по-прежнему ценим Ваш юмор и изысканное хулиганство (тут надо иметь редкое эстетическое чувство, и понимать толк!). Но когда-то Вы были очень легки на подъем и очень, к нашему ужасу, уязвимы. Теперь и имидж у вас посолиднее, и поддержка потяжелее (все больше – правительственная). Ни букеровским профессорам, ни околобукеровским любителям, пожалуй, не одолеть. Может быть, поэтому с таким досадливым чувством многие из нас смотрели «Московскую сагу»? Вот вы разве сами этого хотели?

Странствие 3. Подарок сезона

Акунин Б. Чхартихшвили Г. Кладбищенские истории / Б. Акунин, Г. Чхартишвили. – М. : КоЛИБРИ, 2004. – 240 с.

По мнению уважаемого издателя из «Ad Marginem» Александра Иванова («КО», 2005, № 1, С. 2), значительная часть 2005 года или хотя бы половина его пройдет под знаком Бориса Акунина или Григория Чхартишвили, либо их вместе. Дай Бог, дорогой эксперт, чтобы все Ваши прогнозы сбылись. Потому что, несмотря на явное свирепое выражение лица (а так почему-то всегда получается на официальных фотографиях с деловыми прогнозами), мы видим, что Вы человек добрый.

Мы только-только закончили читать «Кладбищенские истории», а впереди у нас, как обещает Александр Иванов, три новых романа.

«Кладбищенские истории» писались аж с 1999 года, целых пять лет: по одному-два кусочка в год. В это время изменился и сам автор, раздвоившись на резонера Григория Чхартишвили и массовика-затейника Бориса Акунина, книгу они дописали вдвоем. Обоих авторов на кладбище звала Тайна Прошедшего времени: куда оно девается и что происходит с людьми его населявшими. Из Кладбищенских историй получилось сочетание элегических миниатюр с гротескными новеллами.

Прогулки по шести самым старинным кладбищам мира (Старое Донское кладбище в Москве, Хайгетское кладбище в Лондоне, Пер-Лашез в Париже, Иностранное кладбище в Иокогаме – здесь следовало бы задержаться из-за Эраста Фандорина, как всегда, изящного и неожиданного. На кладбище ГРИН-ВУД в Нью-Йорке можно познакомиться с потрясающей роковой женщиной. Прибаутки о Карле Марксе и Оскаре Уайльде ну совсем немножко смешат, но не задевают).

Потрясающе страшной остается новелла о Салтычихе и Донском кладбище. Брошенная любовником, Николаем Тютчевым (дедом того самого Тютчева), она замучила более 100 крепостных крестьян. Спустя много лет ее темница стала расстрельной тюрьмой ЧК. История беспощадна...

Странствие 4. Претензия сезона

Пелевин В. Священная книга оборотня (+CD). – М. : ЭКСМО, 2004. – 384 с.

Виктор Пелевин совсем не одинок, (напротив, он действует в русле самой актуальной тенденции времени) используя в своем последнем романе дополнительный ресурс в виде саундтрека. Он весь – в духе времени. И, кажется, даже пытается подражать В.Сорокину.

К сожалению, последнего недостаточно для того, чтобы оставаться тем, кем был так долго: потрясателем поколения.

Книга, конечно не без обычных заморочек «властителя дум». Присутствуют, как положено, и филологические шутки, и филологические загадки. То есть, как бы для умных. Но, несмотря на множество претензий, роман хороший и написан хорошим языком. А то, что разгадки парадоксов у каждого должны быть собственными – это без сомнения.

Главная героиня романа – девушка по имени А Хули (к тому же известно, что так же зовут текст, изготовленный неизвестным автором в первой четверти ХХI века, записанный на хард-диск, и обнаруженный при драматических обстоятельствах в одном из московских парков у трамплина для прыжков на велосипеде). А рыжеволосая девушка А Хули – еще и лиса, которой две тысячи лет. Она промышляет проституцией, но обходится без телесного контакта с клиентами, гипнотизируя их с помощью пушистого хвоста. Свою судьбу девушка-оборотень встречает в лице генерала ФСБ, красавца Саши Серого, который во время любовного свидания трансформируется в Серого Волка. Лиса и Волк – союз слишком знакомый по русским народным сказкам, но у Пелевина получается отчетливый китайский вкус.

Замаха экзистенциального много, а вот легкости и естественности не хватает!

Странствие 5. Суперпроект сезона

С теми, кто в курсе новых замыслов Славы Курицына, всегда стоит как можно быстрее составить беседу, да и не одну. У ветеранов Курицынских чтений, имеющих обыкновение встречаться в Екатеринбурге раз в два года, уже приготовлены тезисы к этим беседам.

А сейчас речь идет о совершенно новом суперпроекте «НЕФОРМАТ».

Писатель и литературный критик, живя в последнее время в Петербурге, готовит новый (как всегда, гениальный) проект с издательством «Астрель-СПБ». В этой игре должны выиграть все: читатели, писатели, издатели.

«На обложки всех книг вынесено мое имя и подзаголовок “Современная русская литература. Хорошие книги под редакцией Вячеслава Курицына”. А вот дальше… Для меня интересно, чтобы был интересный связный сюжет, история про людей. Не про орков, гоблинов, супергероев, а про тех, с кем мы можем соотнести себя. Предполагается, что наши книжки адресуются все-таки больше активным людям, которые если и затурканы бытом, то находятся с ним в честной борьбе и которые в этой жизни хотят чего-то большего, нежели оливье на Новый год». (Из интервью с Вяч. Курицыным // Независимая газета. НГ Ex Libris. – 2004. – № 45. – С. 1–2.)

Первые «неформатчики», чьи лица и гениальность следует запомнить:

Валерий Исхаков. Жизнь ни о чём.

Парадоксально, автор достаточно популярный в литературных кругах, но не известен миру. Пьеса по его роману «Лёгкий привкус измены» идет во МХТ, однако для книжного рынка Исхаков terra incognita.

Наль Подольский. Книга легиона.

Ирина Дудина. Пение птиц в положение лёжа.

Вера Коркина. Умный, наглый, самоуверенный. Сукин сын.

К сожалению, объем нашего обзора не позволяет назвать больше. Увы, таков формат! Будем искать друг друга в лицо!

Странствие 6. Триллер сезона

Кинг Р. Экслибрис / Росс Кинг; Пер. с англ. М. Юркан. – М. : ЭКСМО; СПб. : ДОМИНО, 2004. – 592 с.

Браун Д. Ангелы и демоны : Роман / Д. Браун; Пер. c англ. Г. Б. Косово. – М. : АСТ ; ЛЮКС, 2005. – 606 с.

Пропустив эти два интеллектуальных триллера (только по недоразумению!), читатель, конечно же, не скоро успокоится. Ведь ими можно восхищаться так же, как «Клубом Дюма» Артуро Перес-Реверте или «Именем розы» Умберто Эко.

Действие начинается в магазине с давнишними традициями – «Доме редкой книги» англичанина Исаака Инчболда. Его размеренная, наполненная размышлениями жизнь среди ореховых книжных полок соответствует статусу человека благоразумного и высокообразованного. А когда таинственная незнакомка приглашает хромого букиниста-астматика в свою старинную усадьбу со следами былой роскоши и уговаривает его (за все блага земные) отправиться на розыски герметического трактата «Лабиринт мира», кажется, что рушатся все основы бытия.

Автор – Росс Кинг молод (р. 1962) и преподает в Лондонском университете. Его романы восторженно приняты публикой и выдвинуты на престижные литературные премии.

Дэн Браун составил себе славу «Кодом да Винчи», где сюжет также закручен, и едва проглядывает сквозь тысячелетия скопившихся тайн, а главный герой – Роберт Лэнгдон, ученый, специалист по религиозной символике, поражавший воображение и искушенных, и неискушенных читателей.

Роман «Ангелы и Демоны» (он был написан раньше, но переведен позже, как часто у нас бывает после быстрой славы). Он также связан со средневековыми религиозными тайнами – древним обществом иллюминатов. Здесь Роберт Лэнгдон вынужден расследовать загадочное убийство ученого, который занимается проблемами антивещества. В книге множество загадок – все они содержатся в старинных книгах, так что умный провожатый, то бишь главный герой, не помешает.

Странствие 7. Детектив сезона

Гранже Ж.-К. Империя волков / Ж.-Кр. Гранже; Пер. с фр. Е. Клоковой. – М. : Иностранка, 2004. – 573 с. – (Лекарство от скуки).

Сегодня на смену обычному детективу приходит чудовищная алхимическая смесь культурологии, этнографии и психологии. И вряд ли кто-то сравнится в этом мастерстве с живым классиком французского детектива Жаном-Кристофом Гранже.

Прекрасная француженка Анна Геймз, жена высокопоставленного чиновника, лишь для развлечений выходящая иногда поработать в так называемый Дом Шоколада, неожиданно начинает осознавать, что ее память не принадлежит ей. Ее посещают обрывки мыслей, не сопоставимых с ней – она понимает, что сделалась частью эксперимента по промыванию мозгов. И начинает самостоятельное расследование того, что с нею происходит, вместе с подругой-психоаналитиком, вызывая на себя огонь отнюдь не малых вражеских сил.

Регулярные зверские убийства в квартале Парижа Маленькая Турция заставляют французскую полицию расследовать серийные убийства в этом районе.

Выясняется, что промывание мозгов, случившееся в Париже, вполне сопоставимо с организацией в Турции лицеев для малолетних детей с особыми способностями, которые потом станут профессионально обученными убийцами. И то, что красавица Анна Геймз и профессиональная убийца Зема Хунзен оказываются одной и той же женщиной – не такая уж случайность.

До сих пор самой знаменитой книгой Ж.-К.Гранже были «Багровые реки», по которой поставлен одноименный фильм с продолжением. Там писатель погружался в замкнутую среду провинциального университета, в которой завелся образованный маньяк, а местная интеллектуальная элита готовилась выступить против цивилизации.

В «Империи волков» Гранже исследует дно Парижа, сплошь населенное восточными диаспорами. И детектив уже в середине книги оказывается романом о губительном взаимопроникновении чуждых друг другу ментальностей и культур.