Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2005


ЭКОЛОТ

Рубрику ведет Нина Колоскова

Рисунки Геннадия Целищева

Для пользы дела

Нина Колоскова

Экологическое образование

Список публикаций из периодических изданий

Идея реализации комплексной долгосрочной программы ООН по образованию в интересах устойчивого развития была поддержана правительствами разных стран на Всемирном саммите по устойчивому развитию в сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге. 57-я сессия Генеральной ассамблеи ООН в 2003 г. приняла резолюцию о десятилетии образования по проблемам устойчивого развития под эгидой ООН (начиная с января 2005) и назначила Комитет ООН по образованию, науке и культуре ведущим органом по его проведению.

В проекте стратегии Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК) в области образования в интересах устойчивого развития записано: «Цель настоящей стратегии состоит в поощрении государств – членов ЕЭК ООН к развитию и включению ОУР в свои системы формального образования в рамках всех соответствующих учебных дисциплин, а также во внешкольное и неорганизованное образование. Такой подход вооружит людей знаниями и специальными навыками в области устойчивого развития, повысит их компетентность и уверенность в себе, а также расширит их возможности, позволяющие им вести здоровый и плодотворный образ жизни в гармонии с природой…»1

По результатам социологического анкетирования, проведенного на Третьем Всероссийском съезде по охране природы (Москва, 18–21 ноября 2003) среди участников секции «Экологическое образование и просвещение», наиболее эффективным звеном экологического образования в нашей стране признано школьное образование (63,6 %).

Предлагаемый список литературы адресован специалистам, занятым в сфере школьного образования: педагогам, библиотекарям, родителям. В него включены материалы из периодических изданий.

Материалы условно разбиты на два блока и расположены в алфавите заголовков описания.

Опыт, проблемы

Тематика материалов, вошедших в первую часть списка:

· роль экологического образования в современном обществе;

· информация об образовательных учреждениях экологической направленности;

· концепции и программы экологического образования;

· экологическая исследовательская и проектная деятельность, экологические практикумы в школе;

· использование различных форм работы в школьном экологическом образовании;

· школьные экологические и природоохранные объединения;

· эколого-образовательные акции и движения;

· экологическое образование за рубежом;

· информационная поддержка экологического образования: экологические сайты в Интернете, обзоры периодических изданий экологической направленности.

Абитуриенты выбирают вузы : На вопросы журнала «Столичное образование» отвечает ректор МНЭПУ Степанов С.А. // Вестник экологического образования в России. – 2004. – № 1. – С. 3–4.

О подготовке специалистов в области экологии в вузах Москвы.

Андреева А.В., Лебедева О.А. Сытьковская средняя общеобразовательная школа Рузского района Московской области воспитывает специалистов-экологов // ЭКОСинформ. – 2004. – № 12. – С. 31–37.

Приоритетным направлением в работе школы является экологическое воспитание учащихся. Уроки экологии ведутся с 5-го класса. Работает школьное экологическое объединение «Эколес».

Андриянова Н. Пятый океан необходимо охранять // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С. 4–6.

Разработка урока-конференции. Тема: «Охрана воздуха».

Арчегова И. Разрешить экологический кризис не в силах одно, даже очень развитое государство // Зеленый мир. – 2004. – № 13–14. – С. 6.

Проблема экологического кризиса не исчерпывается хозяйственными аспектами. Особое внимание обращается на формирование новой системы экологического образования.

Бердик Ю.И. Живи, «Родник», живи! //География и экология в школе XXI века. – 2004. – № 9. – С. 62–63.

О Межшкольном экологическом координационном центре «Родник», действующем при Центре детского творчества г. Приозерска.

Винокурова Н.Ф., Смирнова В.М. Программа практикума «Жизнедеятельность в городском ландшафте» (Я в городском ландшафте) // География и экология в школе ХХI века. – 2004. – № 4. – С. 48–52.

Программа практикума реализует идеи развития личности учащегося как субъекта жизнедеятельности в условиях городской среды. Материал сопровожден небольшим списком литературы.

Внимание! Стартует региональная эколого-образовательная акция «Юный патруль ЮНЕСКО» // География и экология в школе XXI века. – 2004. – № 9. – С. 65.

Эколого-просветительский Центр Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина начинает региональную эколого-образовательную акцию «Юный патруль ЮНЕСКО». Цель акции – привлечь внимание и силы образовательных учреждений, школьников и их семей к практической деятельности по сохранению природного, исторического и культурного наследия своего края. К участию в акции приглашаются все желающие.

Глазачев С.Н. Журналы экологической направленности: традиции и новации // География и экология в школе ХХI века. – 2004. – № 6. – С. 23–29, 38.

Обзор широкого спектра журналов экологической направленности, включающий информацию о концепции журнала, его целях и задачах, читательский адрес.

Глазачев С.Н. Экологическая педагогика в Германии (тезисы) // Вестник экологического образования в России. – 2004. – № 1. – С. 11.

Представленные тезисы – личные впечатления автора, накопленные при реализации российско-германского проекта в области экологического образования.

Глазачев С.Н., Шалгымбаев С.Т. Экологическое образование: истины и ценности // Вестник экологического образования в России. – 2004. – № 2. – С. 5–6.

В июне 2004 г. в Алма-Ате прошла международная конференция «Современное общество и экологическое образование: ценности, профессиональная ориентация, деятельность».

Глебова О.В. Программа практикума «Школьная лаборатория экологического мониторинга» // География и экология в школе ХХI века. – 2004. – № 4. – С. 52–56.

В данной программе школьный экологический мониторинг основан как на изучении отдельных компонентов природы городского ландшафта, так и на оценке комплексных воздействий.

Глуздов В.А., Винокурова Н.Ф., Николина В.В. Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода // География и экология в школе ХХI века – 2004. – № 4. – С. 42–47.

В Нижнем Новгороде региональная экологическая политика осуществляется в рамках «Экологической концепции развития г. Нижнего Новгорода», которая предусматривает баланс между природопользовательской и природовосстановительной деятельностью.

Дагбаева Н.Ж. Школьное экологическое образование для устойчивого развития местного сообщества // География и экология в школе ХХI века. – 2004. – № 7. – С. 36–42, 48.

Экологизация образования оказывается одним из существенных требований, предъявляемых к модели современного и будущего образования.

Данилкин А.Ю. Школьники Удомли учатся любить природу // Экология и жизнь. – 2004. – № 4. – С. 3–9.

В Центре общественных связей Калининской АС состоялась 5-я научно-практическая конференция старшеклассников, подготовленная Удомельской ЦБС Тверской области. На ней были представлены работы школьников по теме «Сохраним леса Удомельского района».

Х Международная конференция по экологическому образованию «Наследие холодной войны: экологические проблемы и просвещение населения». Москва, Россия, 24–25 июня 2004 г. Итоговый документ // Вестник экологического образования в России. – 2004. – № 2. – С. 7.

Обсуждение вопросов формирования общественного мнения по проблеме уничтожения химического оружия, оценка эффективности форм и методов работы с населением, обмен опытом в области экологического просвещения и здоровья населения.

Дорофеева Н. «Путешествие в зеленую аптеку» (занятие по экологии) // Воспитание школьников. – 2004. – № 5. – С. 67–71.

Цели занятия: знакомство детей с лекарственными растениями, правилами их сбора и хранения, умение ориентироваться в соответствующей справочной литературе.

Жукова Л.А. Путешествие с домашними животными: (Размышления о проектной деятельности) // Биология. – 2004. – № 23. – С. 22–24.

Проектная деятельность – одна из новых форм обучения, направленная на развитие мыслительной, познавательной, творческой, поисковой, экспериментальной деятельности учащихся.

Комаров Д.В. Исследовательская и проектная деятельность в системе экологического образования // География и экология в школе ХХI века. – 2004. – № 9. – С. 36–38.

Средней общеобразовательной школе № 3 г. Тихвина присвоен статус «Экологическая школа». Здесь широкое распространение получила проектная форма организации деятельности школьников.

Корнелл Д. Радуясь природе // Вестник АсЭкО. – 2004. – № 2. – С. 3–47.

Дети гораздо быстрее усваивают знания, если уроки проходят в атмосфере радости. Именно такую атмосферу помогают создать приемы, которые предлагает Джозеф Корнелл.

Корякина Н.И. Водоканал – новые возможности для школ // Биология в школе. – 2004. – № 8. – С. 55–57.

На Водоканале Санкт-Петербурга создан информационно-образовательный центр в состав которого входит Детский экологический центр. Основное направление работы Детского центра – образование для устойчивого развития. Исходя из этого выстраиваются образовательные «маршруты» школьников.

Кузнецов Л.А. Проблемы управления экологическим образованием // География и экология в школе ХХI века. – 2004. – № 9. – С. 23–27.

История природоохранного образования в СССР. Система экологического образования после распада СССР.

Куликова О.Ю. Библиографические исследования в области экологии : Опыт работы библиотек Брянской области // Научные и технические библиотеки – 2004. – № 6. – С. 78–82.

Библиотеки Брянской области выбрали информационно-просветительский путь для решения проблем в области экологического воспитания и просвещения.

Лаппо О.В. Школьный кружок «Птицы и город» // География и экология в школе XXI века. – 2004. – № 9. – С. 52–53, 55.

В материале представлено обоснование деятельности кружка и годовой план, включающий многообразные формы работы: опыт работы лицея № 3 г. Гатчины.

Мавлютова О.С., Гайдамакина Т.Г. Интегрированный урок экологии и музыки: «Мозаика пейзажного парка» // География и экология в школе ХХI века. – 2004. – № 9. – С. 28–30, 34.

Цель урока: формирование образов природы, подчеркивая единство человека и природы; развитие нравственности и музыкальности школьников.

Макаров Ю.Б. Метод экологических проектов в школе // География и экология в школе ХХI века. – 2004. – № 7. – С. 43–48.

Особое место в системе экологической работы отводится методу проектов. Рассмотрены особенности исследовательских, творческих, приключенческо-игровых, информационных и практико-ориентированных проектов.

Мирошкина С.М. Программа «Школьная экологическая инициатива» // География и экология в школе XXI века. – 2004. – № 9. – С. 63.

Экологическое движение г. Гатчина реализует программу «Школьная экологическая инициатива». Материал включает перечень мероприятий, проведенных в 1990–2004 гг., информацию о лауреатах и победителях Международных олимпиад, подготовленных и изданных книгах.

Обзор зарубежных веб-сайтов по проблемам экологии // Научные и технические библиотеки. – 2004. – № 5. – С. 69–80; № 6. – С. 64–77.

В обзоре представлены адреса 172 вебсайтов различных организаций (с краткой характеристикой и комментариями), а также размещенных в сети законодательных документов и материалов по экологии.

Полежаева Е.Ю. Экологический мониторинг в учебном процессе в вузе // Экология и жизнь. – 2004. – № 3. – С. 33–36.

Одна из специальностей в Самарской государственной архитектурно-строительной академии – «Защита окружающей среды».

Российские образовательные проекты // Экология и жизнь. – 2004. – № 5. – С. 35.

Представлена информация о проектах: «Байкальское кольцо – ХХI век», «Экологические лагеря, как форма профориентации», «Экологический медиа-фолк проект “Русалка”», «Вместе учимся и учим». Информация включает краткое описание проекта, имя руководителя, контактный телефон, электронный адрес.

Рыхликова М.Е. Российский детский телекоммуникационный проект «Экологическое cодружество» // География и экология в школе ХХI века. – 2004. – № 6. – С. 76–77.

Широкомасштабный экологический проект, основанный на разработках и методиках российской школы.

Свинарев В.Н. Леса Костромской области – основное богатство края (урок-конференция) // География и экология в школе ХХI века. – 2004. – № 7. – С. 55–58.

Задачи урока: познакомить учащихся с трудностями и проблемами, связанными с лесами края: состояние лесной растительности, животного мира, последствия хозяйственной деятельности человека.

Сикорская Г.П., Абрамова Н.Л. Заглядывая в будущее родного города : Опыт организации конкурса экологических проектов // Вестник АсЭкО. – 2003. – № 4. – С. 43–47.

Конкурс школьных экологических проектов «Екатеринбург – город будущего».

Танчик В.И. Эколого-просветительская деятельность Херсонской ЦБС // Научные и технические библиотеки – 2004. – № 6. – С. 83–87.

В том числе – о работе экологической направленности в детских библиотеках-филиалах, входящих в состав Херсонской ЦБС.

Тарасова Н. П., Церцек Н.Ф., Рыбакова М.В. Всеобщее экологическое // Экология и жизнь.– 2004. № 6. – С. 31–35.

По заказу МПР России кафедрой социологии Института химии и проблем устойчивого развития проведено социологическое исследование, посвященное оценке системы экологического образования в интересах устойчивого развития в России, ее усовершенствованию, недостаткам, возможным перспективам.

Терентьева В.В., Петрова Е.В. Вартемягская природная школа // География и экология в школе ХХI века. – 2004. – № 9. – С. 35–36.

В деревне Вартемяги Всеволожского района Ленинградской области находится необычная природная школа, в которой ребята учатся живому общению с окружающей средой.

Фадеева Н.В. Экологическое образование в школе // Здоровье детей. – 2004. – № 22. – С. 14–15.

Ученики младших классов средней образовательной школы № 129 г. Нижнего Новгорода уже несколько лет занимаются по экспериментальной программе «Разговор о правильном питании». Задача – помочь детям научиться выбирать такие продукты, которые не наносили бы вреда их здоровью.

Фридман В.С., Зайкова А.В. «Зеленый рюкзак» : Комплект образовательных игр // Биология в школе. – 2004. – № 8. – С. 57–61.

В лаборатории экологии и охраны природы на кафедре высших растений биологического факультета МГУ имеется богатый опыт создания экологических игр. Они суммированы в образовательном комплекте «Зеленый рюкзак», включающем 20 самостоятельных образовательных интерактивных материалов и предназначенном для обучения принятию решений в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.

Церцек Н.Ф. и др. Экологическое образование в интересах устойчивого развития (попытка социологического исследования) // География и экология в школе ХХI века. – 2004. – № 6. – С. 48–52, 57.

В рамках проведения Третьего Всероссийского съезда по охране природы (Москва, 2003) проведено социологическое исследование, посвященное оценке уровня и качества экологического образования и просвещения в России.

Церцек Н.Ф. и др. Экологическое образование и просвещение в зеркале социологии // Вестник экологического образования в России. – 2004. – № 2. – С. 15.

Результаты социологического исследования, проведенного на Третьем Всероссийском съезде по охране природы (Москва, 18–21 ноября 2003) среди участников секции «Экологическое образование и просвещение».

Шишкин А.И., Васюкова Е.В. IX Международная молодежная конференция и БИОС-олимпиада 2004 // География и экология в школе XXI века. – 2004. – № 9. – С. 59–61.

Ежегодно результат, исследований в области биокультуры и биоокружающей среды обсуждаются на молодежных конференциях и БИОС-олимпиадах, которые проводятся в Санкт-Петербурге.

Учимся, играя

По результатам социологического анкетирования, проведенного на секции «Экологическое образование и просвещение» Третьего Всероссийского съезда по охране природы (Москва, 18–21 ноября 2003), среди форм, используемых в школьном экологическом обучении, 26 % занимают игры.

Материалы, включенные в список, помогут разнообразить проведение уроков: сделать их интерактивными, включить игровые моменты, вести занятия в режиме творческого диалога.

Арефина О.В. Школьный естественнонаучный турнир // Естествознание в школе – 2004. – № 3. – С. 40–43.

Новая форма интеллектуальных соревнований – игра «Турнир» в значительной степени способствует повышению познавательной активности учащихся и развитию их творческого мышления, позволяет реализовать идею межпредметной интеграции. Материал включает информацию о подготовке и проведении игры: этапы игры, вопросы турнира, критерии оценки выступлений.

Бубырь И.В. «Худ обед, коли хлеба нет» : Игровые занятия в Санкт-Петербургском музее хлеба // Дошкольная педагогика. – 2004. – № 1. – С. 53–55.

Познавательно-развивающие занятия для дошкольников, на которых дети узнают об этапах выращивания хлеба и переработки зерна, истории хлебопечения, бытовых традициях Петербурга, правилах поведения за столом. Игровое занятие проходит в интерактивной зоне музея – «Кухне»: дети вспоминают сказку «Колобок» и разыгрывают этот сказочный сюжет при помощи музейного педагога.

Вагнер Б.Б. Турнир эрудитов // География и экология в школе ХХI века. – 2004. – № 4. – С. 69–74.

Использован принцип телевизионной игры «Счастливый случай». Учащимся 7–10-х классов предлагается ответить на вопросы из географии Африки, Австралии, Океании, России.

Демидова М.Ю., Дегтярева Н.С., Павленко Н.И. Звук в природе, музыке, технике : Интегрированная конференция. 9–10 кл. // Естествознание в школе. – 2004. – № 1. – С. 25–41.

Экологический аспект: акустическое загрязнение, негативное влияние шума на здоровье человека, меры по борьбе с шумовым загрязнением. Материал сопровожден списком литературы для учащихся.

Иванова Н.Е. Изменения в природе весной : Игра // Начальная школа. – 2004. – № 6. – С. 89–91.

Цель мероприятия – совершенствование знаний детей об изменениях живой природы, воспитание наблюдательности, обогащение их словарного запаса, воспитание любви и бережного отношения к природе. В соревнованиях участвуют две команды. Построена игра достаточно традиционно: приветствие команд, домашнее задание, разминка.

«Историческая оранжерея» : Новеллы-задачи // Биология в школе. – 2003. – № 6. – С. 75–77; 2003. – № 8. – С. 64–68; 2004.– № 6. – С. 70–71.

Герои новелл-задач – цветы, вечнозеленые и древесные растения. Они играли или сегодня играют некую роль в истории разных народов и государств. Об этом свидетельствуют легенды, предания, факты из жизни человека и растений. Использованы главы из книги А.В.Литвинова «История становится ближе : Задачник» (М.: Народное образование, 1996).

Климаков И.В. Математика и экология : Урок-путешествие (5 класс) // Биология. – 2004. – № 35. – С. 8–11.

Данное мероприятие проведено в связи с Международным экологическим праздником «Маршем парков». Математическая часть урока включает действия с целыми и дробными числами и элементы наглядной геометрии.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. «Выбор пути в будущее» : Ролевая игра // Биология в школе. – 2003. – № 6. – С. 64–68.

Экологический прогноз как программа действий. Действующие лица: Ведущий эколог, Зеленый, Инженер, Философ, Эколог-экономист.

Пеняева Е.Ю. В гостях у природы : Викторина // Начальная школа. – 2004. – № 6. – С. 92–94.

В ходе игры участники (учащиеся третьих классов) путешествуют по экологическим станциям: «Давайте познакомимся!», «Экологические знаки», «Походная» и др.

Постникова Н.Л. Международный симпозиум по вопросам охраны окружающей среды: Ролевая игра // Биология. – 2004. – № 21. – С. 3–6.

Игра позволит сформулировать глобальные и локальные проблемы охраны окружающей среды, наметить пути их решения.

Толмазова Л.В. Удивительный мир растений: Игра-сказка // Начальная школа. – 2004. – № 6. – С. 86–89.

Цель занятия: знакомство с растениями ближайшего природного окружения и дальних стран, расширение кругозора и словарного запаса учащихся.

Фридман В.С., Зайкова А.В. «Зеленый рюкзак»: комплект образовательных игр // Биология в школе. – 2004. – № 8. – С. 57–61.

В лаборатории экологии и охраны природы на кафедре высших растений биологического факультета МГУ имеется богатый опыт создания экологических игр. Они собраны в образовательном комплекте «Зеленый рюкзак», включающем 20 самостоятельных образовательных интерактивных материалов и предназначенном для обучения принятию решений в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.

Щербакова И.А. Учимся управлять природными ресурсами. Имитационная игра // Биология в школе. – 2004. – № 8. – С. 62–65.

Имитационная образовательная игра «Эконет-АВС» предоставляет группе учащихся возможность проявить свои способности в качестве непосредственного участника всех решений, от которых зависит судьба следующего поколения и всей Земли.

Яковенко Т.В. Устный экспресс-выпуск газеты «Салюс» // Биология. – 2005. –№ 3. – С. 8–15.

«Салюс» (от лат. salus – здоровье). Урок построен на рассказах учащихся, которые могут сопровождаться музыкой, показом фотографий, фильмов, слайдов и пр. В газете три рубрики: «Факты и фактики», «Кладовая мудрости», «Словарик выпуска».

Отбор материалов закончен в январе 2005 г.

___________

1 С текстом Проекта стратегии можно познакомиться: Вестник экологического образования в России. – 2004. – № 3. – С. 5–8. (продолжение – в последующих номерах).