Рубрику ведет Нина Колоскова
Рисунки Геннадия Целищева
Для пользы дела
Нина Колоскова
Экологическое образование
Список публикаций из периодических изданий
Идея реализации комплексной
долгосрочной программы ООН по образованию в
интересах устойчивого развития была поддержана
правительствами разных стран на Всемирном
саммите по устойчивому развитию в сентябре 2002 г.
в Йоханнесбурге. 57-я сессия Генеральной
ассамблеи ООН в 2003 г. приняла резолюцию о
десятилетии образования по проблемам
устойчивого развития под эгидой ООН (начиная с
января 2005) и назначила Комитет ООН по
образованию, науке и культуре ведущим органом по
его проведению.
В проекте стратегии Европейской
экономической комиссии ООН (ЕЭК) в области
образования в интересах устойчивого развития
записано: «Цель настоящей стратегии состоит в
поощрении государств – членов ЕЭК ООН к развитию
и включению ОУР в свои системы формального
образования в рамках всех соответствующих
учебных дисциплин, а также во внешкольное и
неорганизованное образование. Такой подход
вооружит людей знаниями и специальными навыками
в области устойчивого развития, повысит их
компетентность и уверенность в себе, а также
расширит их возможности, позволяющие им вести
здоровый и плодотворный образ жизни в гармонии с
природой…»1
По результатам социологического
анкетирования, проведенного на Третьем
Всероссийском съезде по охране природы (Москва,
18–21 ноября 2003) среди участников секции
«Экологическое образование и просвещение»,
наиболее эффективным звеном экологического
образования в нашей стране признано школьное
образование (63,6 %).
Предлагаемый список литературы
адресован специалистам, занятым в сфере
школьного образования: педагогам, библиотекарям,
родителям. В него включены материалы из
периодических изданий.
Материалы условно разбиты на два блока
и расположены в алфавите заголовков описания.
Опыт, проблемы
Тематика материалов, вошедших в первую
часть списка:
· роль экологического образования в
современном обществе;
· информация об образовательных
учреждениях экологической направленности;
· концепции и программы
экологического образования;
· экологическая исследовательская и
проектная деятельность, экологические
практикумы в школе;
· использование различных форм работы
в школьном экологическом образовании;
· школьные экологические и
природоохранные объединения;
· эколого-образовательные акции и
движения;
· экологическое образование за
рубежом;
· информационная поддержка
экологического образования: экологические сайты
в Интернете, обзоры периодических изданий
экологической направленности.
Абитуриенты выбирают вузы : На
вопросы журнала «Столичное образование»
отвечает ректор МНЭПУ Степанов С.А. // Вестник
экологического образования в России. – 2004. – № 1.
– С. 3–4.
О подготовке специалистов в области
экологии в вузах Москвы.
Андреева А.В., Лебедева О.А. Сытьковская
средняя общеобразовательная школа Рузского
района Московской области воспитывает
специалистов-экологов // ЭКОСинформ. – 2004. – № 12.
– С. 31–37.
Приоритетным направлением в работе
школы является экологическое воспитание
учащихся. Уроки экологии ведутся с 5-го класса.
Работает школьное экологическое объединение
«Эколес».
Андриянова Н. Пятый океан необходимо
охранять // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С. 4–6.
Разработка урока-конференции. Тема:
«Охрана воздуха».
Арчегова И. Разрешить экологический
кризис не в силах одно, даже очень развитое
государство // Зеленый мир. – 2004. – № 13–14. – С. 6.
Проблема экологического кризиса не
исчерпывается хозяйственными аспектами. Особое
внимание обращается на формирование новой
системы экологического образования.
Бердик Ю.И. Живи, «Родник», живи!
//География и экология в школе XXI века. – 2004. – № 9.
– С. 62–63.
О Межшкольном экологическом
координационном центре «Родник», действующем
при Центре детского творчества г. Приозерска.
Винокурова Н.Ф., Смирнова В.М.
Программа практикума «Жизнедеятельность в
городском ландшафте» (Я в городском ландшафте) //
География и экология в школе ХХI века. – 2004. – № 4.
– С. 48–52.
Программа практикума реализует идеи
развития личности учащегося как субъекта
жизнедеятельности в условиях городской среды.
Материал сопровожден небольшим списком
литературы.
Внимание! Стартует региональная
эколого-образовательная акция «Юный патруль
ЮНЕСКО» // География и экология в школе XXI века. –
2004. – № 9. – С. 65.
Эколого-просветительский Центр
Ленинградского государственного университета
им. А.С.Пушкина начинает региональную
эколого-образовательную акцию «Юный патруль
ЮНЕСКО». Цель акции – привлечь внимание и силы
образовательных учреждений, школьников и их
семей к практической деятельности по сохранению
природного, исторического и культурного
наследия своего края. К участию в акции
приглашаются все желающие.
Глазачев С.Н. Журналы экологической
направленности: традиции и новации // География и
экология в школе ХХI века. – 2004. – № 6. – С. 23–29, 38.
Обзор широкого спектра журналов
экологической направленности, включающий
информацию о концепции журнала, его целях и
задачах, читательский адрес.
Глазачев С.Н. Экологическая
педагогика в Германии (тезисы) // Вестник
экологического образования в России. – 2004. – № 1.
– С. 11.
Представленные тезисы – личные
впечатления автора, накопленные при реализации
российско-германского проекта в области
экологического образования.
Глазачев С.Н., Шалгымбаев С.Т.
Экологическое образование: истины и ценности //
Вестник экологического образования в России. –
2004. – № 2. – С. 5–6.
В июне 2004 г. в Алма-Ате прошла
международная конференция «Современное
общество и экологическое образование: ценности,
профессиональная ориентация, деятельность».
Глебова О.В. Программа практикума
«Школьная лаборатория экологического
мониторинга» // География и экология в школе ХХI
века. – 2004. – № 4. – С. 52–56.
В данной программе школьный
экологический мониторинг основан как на
изучении отдельных компонентов природы
городского ландшафта, так и на оценке
комплексных воздействий.
Глуздов В.А., Винокурова Н.Ф., Николина
В.В. Концепция экологического образования
учащихся Нижнего Новгорода // География и
экология в школе ХХI века – 2004. – № 4. – С. 42–47.
В Нижнем Новгороде региональная
экологическая политика осуществляется в рамках
«Экологической концепции развития г. Нижнего
Новгорода», которая предусматривает баланс
между природопользовательской и
природовосстановительной деятельностью.
Дагбаева Н.Ж. Школьное экологическое
образование для устойчивого развития местного
сообщества // География и экология в школе ХХI
века. – 2004. – № 7. – С. 36–42, 48.
Экологизация образования
оказывается одним из существенных требований,
предъявляемых к модели современного и будущего
образования.
Данилкин А.Ю. Школьники Удомли
учатся любить природу // Экология и жизнь. – 2004. –
№ 4. – С. 3–9.
В Центре общественных связей
Калининской АС состоялась 5-я
научно-практическая конференция
старшеклассников, подготовленная Удомельской
ЦБС Тверской области. На ней были представлены
работы школьников по теме «Сохраним леса
Удомельского района».
Х Международная конференция по
экологическому образованию «Наследие холодной
войны: экологические проблемы и просвещение
населения». Москва, Россия, 24–25 июня 2004 г.
Итоговый документ // Вестник экологического
образования в России. – 2004. – № 2. – С. 7.
Обсуждение вопросов формирования
общественного мнения по проблеме уничтожения
химического оружия, оценка эффективности форм и
методов работы с населением, обмен опытом в
области экологического просвещения и здоровья
населения.
Дорофеева Н. «Путешествие в зеленую
аптеку» (занятие по экологии) // Воспитание
школьников. – 2004. – № 5. – С. 67–71.
Цели занятия: знакомство детей с
лекарственными растениями, правилами их сбора и
хранения, умение ориентироваться в
соответствующей справочной литературе.
Жукова Л.А. Путешествие с домашними
животными: (Размышления о проектной
деятельности) // Биология. – 2004. – № 23. – С. 22–24.
Проектная деятельность – одна из
новых форм обучения, направленная на развитие
мыслительной, познавательной, творческой,
поисковой, экспериментальной деятельности
учащихся.
Комаров Д.В. Исследовательская и
проектная деятельность в системе экологического
образования // География и экология в школе ХХI
века. – 2004. – № 9. – С. 36–38.
Средней общеобразовательной школе №
3 г. Тихвина присвоен статус «Экологическая
школа». Здесь широкое распространение получила
проектная форма организации деятельности
школьников.
Корнелл Д. Радуясь природе // Вестник
АсЭкО. – 2004. – № 2. – С. 3–47.
Дети гораздо быстрее усваивают
знания, если уроки проходят в атмосфере радости.
Именно такую атмосферу помогают создать приемы,
которые предлагает Джозеф Корнелл.
Корякина Н.И. Водоканал – новые
возможности для школ // Биология в школе. – 2004. –
№ 8. – С. 55–57.
На Водоканале Санкт-Петербурга
создан информационно-образовательный центр в
состав которого входит Детский экологический
центр. Основное направление работы Детского
центра – образование для устойчивого развития.
Исходя из этого выстраиваются образовательные
«маршруты» школьников.
Кузнецов Л.А. Проблемы управления
экологическим образованием // География и
экология в школе ХХI века. – 2004. – № 9. – С. 23–27.
История природоохранного
образования в СССР. Система экологического
образования после распада СССР.
Куликова О.Ю. Библиографические
исследования в области экологии : Опыт работы
библиотек Брянской области // Научные и
технические библиотеки – 2004. – № 6. – С. 78–82.
Библиотеки Брянской области выбрали
информационно-просветительский путь для решения
проблем в области экологического воспитания и
просвещения.
Лаппо О.В. Школьный кружок «Птицы и
город» // География и экология в школе XXI века. –
2004. – № 9. – С. 52–53, 55.
В материале представлено
обоснование деятельности кружка и годовой план,
включающий многообразные формы работы: опыт
работы лицея № 3 г. Гатчины.
Мавлютова О.С., Гайдамакина Т.Г. Интегрированный
урок экологии и музыки: «Мозаика пейзажного
парка» // География и экология в школе ХХI века. –
2004. – № 9. – С. 28–30, 34.
Цель урока: формирование образов
природы, подчеркивая единство человека и
природы; развитие нравственности и
музыкальности школьников.
Макаров Ю.Б. Метод экологических
проектов в школе // География и экология в школе
ХХI века. – 2004. – № 7. – С. 43–48.
Особое место в системе экологической
работы отводится методу проектов. Рассмотрены
особенности исследовательских, творческих,
приключенческо-игровых, информационных и
практико-ориентированных проектов.
Мирошкина С.М. Программа «Школьная
экологическая инициатива» // География и
экология в школе XXI века. – 2004. – № 9. – С. 63.
Экологическое движение г. Гатчина
реализует программу «Школьная экологическая
инициатива». Материал включает перечень
мероприятий, проведенных в 1990–2004 гг., информацию
о лауреатах и победителях Международных
олимпиад, подготовленных и изданных книгах.
Обзор зарубежных веб-сайтов по
проблемам экологии // Научные и технические
библиотеки. – 2004. – № 5. – С. 69–80; № 6. – С. 64–77.
В обзоре представлены адреса 172
вебсайтов различных организаций (с краткой
характеристикой и комментариями), а также
размещенных в сети законодательных документов и
материалов по экологии.
Полежаева Е.Ю. Экологический
мониторинг в учебном процессе в вузе // Экология и
жизнь. – 2004. – № 3. – С. 33–36.
Одна из специальностей в Самарской
государственной архитектурно-строительной
академии – «Защита окружающей среды».
Российские образовательные
проекты // Экология и жизнь. – 2004. – № 5. – С. 35.
Представлена информация о проектах:
«Байкальское кольцо – ХХI век», «Экологические
лагеря, как форма профориентации»,
«Экологический медиа-фолк проект “Русалка”»,
«Вместе учимся и учим». Информация включает
краткое описание проекта, имя руководителя,
контактный телефон, электронный адрес.
Рыхликова М.Е. Российский детский
телекоммуникационный проект «Экологическое
cодружество» // География и экология в школе ХХI
века. – 2004. – № 6. – С. 76–77.
Широкомасштабный экологический
проект, основанный на разработках и методиках
российской школы.
Свинарев В.Н. Леса Костромской
области – основное богатство края
(урок-конференция) // География и экология в школе
ХХI века. – 2004. – № 7. – С. 55–58.
Задачи урока: познакомить учащихся с
трудностями и проблемами, связанными с лесами
края: состояние лесной растительности, животного
мира, последствия хозяйственной деятельности
человека.
Сикорская Г.П., Абрамова Н.Л. Заглядывая
в будущее родного города : Опыт организации
конкурса экологических проектов // Вестник АсЭкО.
– 2003. – № 4. – С. 43–47.
Конкурс школьных экологических
проектов «Екатеринбург – город будущего».
Танчик В.И. Эколого-просветительская
деятельность Херсонской ЦБС // Научные и
технические библиотеки – 2004. – № 6. – С. 83–87.
В том числе – о работе экологической
направленности в детских библиотеках-филиалах,
входящих в состав Херсонской ЦБС.
Тарасова Н. П., Церцек Н.Ф., Рыбакова М.В. Всеобщее
экологическое // Экология и жизнь.– 2004. № 6. –
С. 31–35.
По заказу МПР России кафедрой
социологии Института химии и проблем
устойчивого развития проведено социологическое
исследование, посвященное оценке системы
экологического образования в интересах
устойчивого развития в России, ее
усовершенствованию, недостаткам, возможным
перспективам.
Терентьева В.В., Петрова Е.В. Вартемягская
природная школа // География и экология в
школе ХХI века. – 2004. – № 9. – С. 35–36.
В деревне Вартемяги Всеволожского
района Ленинградской области находится
необычная природная школа, в которой ребята
учатся живому общению с окружающей средой.
Фадеева Н.В. Экологическое
образование в школе // Здоровье детей. – 2004. – № 22.
– С. 14–15.
Ученики младших классов средней
образовательной школы № 129 г. Нижнего Новгорода
уже несколько лет занимаются по
экспериментальной программе «Разговор о
правильном питании». Задача – помочь детям
научиться выбирать такие продукты, которые не
наносили бы вреда их здоровью.
Фридман В.С., Зайкова А.В. «Зеленый
рюкзак» : Комплект образовательных игр //
Биология в школе. – 2004. – № 8. – С. 57–61.
В лаборатории экологии и охраны
природы на кафедре высших растений
биологического факультета МГУ имеется богатый
опыт создания экологических игр. Они суммированы
в образовательном комплекте «Зеленый рюкзак»,
включающем 20 самостоятельных образовательных
интерактивных материалов и предназначенном для
обучения принятию решений в области охраны
окружающей среды и устойчивого развития.
Церцек Н.Ф. и др. Экологическое
образование в интересах устойчивого развития
(попытка социологического исследования) //
География и экология в школе ХХI века. – 2004. – № 6.
– С. 48–52, 57.
В рамках проведения Третьего
Всероссийского съезда по охране природы (Москва,
2003) проведено социологическое исследование,
посвященное оценке уровня и качества
экологического образования и просвещения в
России.
Церцек Н.Ф. и др. Экологическое
образование и просвещение в зеркале социологии //
Вестник экологического образования в России. –
2004. – № 2. – С. 15.
Результаты социологического
исследования, проведенного на Третьем
Всероссийском съезде по охране природы (Москва,
18–21 ноября 2003) среди участников секции
«Экологическое образование и просвещение».
Шишкин А.И., Васюкова Е.В. IX
Международная молодежная конференция и
БИОС-олимпиада 2004 // География и экология в школе
XXI века. – 2004. – № 9. – С. 59–61.
Ежегодно результат, исследований в
области биокультуры и биоокружающей среды
обсуждаются на молодежных конференциях и
БИОС-олимпиадах, которые проводятся в
Санкт-Петербурге.
Учимся, играя
По результатам социологического
анкетирования, проведенного на секции
«Экологическое образование и просвещение»
Третьего Всероссийского съезда по охране
природы (Москва, 18–21 ноября 2003), среди форм,
используемых в школьном экологическом обучении,
26 % занимают игры.
Материалы, включенные в список,
помогут разнообразить проведение уроков:
сделать их интерактивными, включить игровые
моменты, вести занятия в режиме творческого
диалога.
Арефина О.В. Школьный
естественнонаучный турнир // Естествознание в
школе – 2004. – № 3. – С. 40–43.
Новая форма интеллектуальных
соревнований – игра «Турнир» в значительной
степени способствует повышению познавательной
активности учащихся и развитию их творческого
мышления, позволяет реализовать идею
межпредметной интеграции. Материал включает
информацию о подготовке и проведении игры: этапы
игры, вопросы турнира, критерии оценки
выступлений.
Бубырь И.В. «Худ обед, коли хлеба нет»
: Игровые занятия в Санкт-Петербургском музее
хлеба // Дошкольная педагогика. – 2004. – № 1. – С.
53–55.
Познавательно-развивающие занятия
для дошкольников, на которых дети узнают об
этапах выращивания хлеба и переработки зерна,
истории хлебопечения, бытовых традициях
Петербурга, правилах поведения за столом.
Игровое занятие проходит в интерактивной зоне
музея – «Кухне»: дети вспоминают сказку
«Колобок» и разыгрывают этот сказочный сюжет при
помощи музейного педагога.
Вагнер Б.Б. Турнир эрудитов //
География и экология в школе ХХI века. – 2004. – № 4.
– С. 69–74.
Использован принцип телевизионной
игры «Счастливый случай». Учащимся 7–10-х классов
предлагается ответить на вопросы из географии
Африки, Австралии, Океании, России.
Демидова М.Ю., Дегтярева Н.С., Павленко
Н.И. Звук в природе, музыке, технике :
Интегрированная конференция. 9–10 кл. //
Естествознание в школе. – 2004. – № 1. – С. 25–41.
Экологический аспект: акустическое
загрязнение, негативное влияние шума на здоровье
человека, меры по борьбе с шумовым загрязнением.
Материал сопровожден списком литературы для
учащихся.
Иванова Н.Е. Изменения в природе
весной : Игра // Начальная школа. – 2004. – № 6. – С.
89–91.
Цель мероприятия –
совершенствование знаний детей об изменениях
живой природы, воспитание наблюдательности,
обогащение их словарного запаса, воспитание
любви и бережного отношения к природе. В
соревнованиях участвуют две команды. Построена
игра достаточно традиционно: приветствие команд,
домашнее задание, разминка.
«Историческая оранжерея» : Новеллы-задачи
// Биология в школе. – 2003. – № 6. – С. 75–77; 2003. – № 8.
– С. 64–68; 2004.– № 6. – С. 70–71.
Герои новелл-задач – цветы,
вечнозеленые и древесные растения. Они играли
или сегодня играют некую роль в истории разных
народов и государств. Об этом свидетельствуют
легенды, предания, факты из жизни человека и
растений. Использованы главы из книги
А.В.Литвинова «История становится ближе :
Задачник» (М.: Народное образование, 1996).
Климаков И.В. Математика и
экология : Урок-путешествие (5 класс) // Биология. –
2004. – № 35. – С. 8–11.
Данное мероприятие проведено в связи
с Международным экологическим праздником
«Маршем парков». Математическая часть урока
включает действия с целыми и дробными числами и
элементы наглядной геометрии.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. «Выбор пути в
будущее» : Ролевая игра // Биология в школе. – 2003.
– № 6. – С. 64–68.
Экологический прогноз как программа
действий. Действующие лица: Ведущий эколог,
Зеленый, Инженер, Философ, Эколог-экономист.
Пеняева Е.Ю. В гостях у природы :
Викторина // Начальная школа. – 2004. – № 6. – С. 92–94.
В ходе игры участники (учащиеся
третьих классов) путешествуют по экологическим
станциям: «Давайте познакомимся!»,
«Экологические знаки», «Походная» и др.
Постникова Н.Л. Международный
симпозиум по вопросам охраны окружающей среды:
Ролевая игра // Биология. – 2004. – № 21. – С. 3–6.
Игра позволит сформулировать
глобальные и локальные проблемы охраны
окружающей среды, наметить пути их решения.
Толмазова Л.В. Удивительный мир
растений: Игра-сказка // Начальная школа. – 2004. –
№ 6. – С. 86–89.
Цель занятия: знакомство с
растениями ближайшего природного окружения и
дальних стран, расширение кругозора и словарного
запаса учащихся.
Фридман В.С., Зайкова А.В. «Зеленый
рюкзак»: комплект образовательных игр // Биология
в школе. – 2004. – № 8. – С. 57–61.
В лаборатории экологии и охраны
природы на кафедре высших растений
биологического факультета МГУ имеется богатый
опыт создания экологических игр. Они собраны в
образовательном комплекте «Зеленый рюкзак»,
включающем 20 самостоятельных образовательных
интерактивных материалов и предназначенном для
обучения принятию решений в области охраны
окружающей среды и устойчивого развития.
Щербакова И.А. Учимся управлять
природными ресурсами. Имитационная игра //
Биология в школе. – 2004. – № 8. – С. 62–65.
Имитационная образовательная игра
«Эконет-АВС» предоставляет группе учащихся
возможность проявить свои способности в
качестве непосредственного участника всех
решений, от которых зависит судьба следующего
поколения и всей Земли.
Яковенко Т.В. Устный экспресс-выпуск
газеты «Салюс» // Биология. – 2005. –№ 3. – С. 8–15.
«Салюс» (от лат. salus – здоровье). Урок
построен на рассказах учащихся, которые могут
сопровождаться музыкой, показом фотографий,
фильмов, слайдов и пр. В газете три рубрики:
«Факты и фактики», «Кладовая мудрости»,
«Словарик выпуска».
Отбор материалов закончен в январе 2005 г.
___________
1 С текстом
Проекта стратегии можно познакомиться: Вестник
экологического образования в России. – 2004. – №
3. – С. 5–8. (продолжение – в последующих номерах). |