Размышления
Дарья Федорова
Глазами школьника
Материал, написанный ученицей 11-го класса,
заставляет задуматься. Всегда ли верно мы
представляем, какой видят библиотеку наши
читатели?
Несколько лет назад в нашу школу
приехали гости из очень престижной школы для
мальчиков, которая находится в Ливерпуле. В
группе были как преподаватели этой школы, так и
ученики. Мне поручили провести для гостей
экскурсию. Первым делом они попросили меня
показать школьную библиотеку.
Наша библиотека внешне мало
отличается от библиотек других школ: небольшой
читальный зал; стол, диван, пара кресел, стулья,
стенд с «парадными» книгами; основную часть
библиотеки, естественно, занимают стеллажи.
Когда англичане вошли внутрь, они были
поражены. «А где же у вас компьютеры?!» – спросил
меня самый бойкий мальчик. Я растерялась, потому
что не видела необходимости в компьютерах в
читальном зале. Мне объяснили:
– У нас в школе в библиотеке стоит
тридцать компьютеров. Каждый может ими
пользоваться, напечатать реферат, найти нужную
информацию в Интернете, проверить почту... Как же
вы без этого обходитесь?
– Обходимся, – ответила я. Но подумала:
«Вот здорово, если бы у нас так было», хотя и
знала: такого мы не увидим еще лет 10 минимум.
С тех пор компьютер в библиотеке все же
установили. Правда один, а не тридцать, и не для
всех, а лишь для библиотекаря, наверное, чтобы
было проще вести учет книг.
На одних компьютерах англичане не
остановились. С восклицаниями: «А где у вас тут
Толстой?» – они проследовали к стеллажам. И здесь
радостные вопли: «Толстой! Достоевский! Вы тоже
Шекспира читаете?» – прерывались удивленным:
«Как много у вас книг. Вы их все изучаете в школе?»
Как я поняла из разговора с ребятами, в их школах,
помимо программных произведений, ученики читают
немного, а информацию чаще черпают из Интернета.
Это дало мне повод гордиться своей
школой, а заодно и нашей «самой читающей нацией».
Наша библиотека, словно диковинка, стала
объектом особого внимания иностранных гостей,
здесь они провели больше всего времени. И
остались довольны, хотя чем именно, объяснять не
стали.
Этот случай заставил меня задуматься о
том, какой должна быть идеальная библиотека
школы в глазах учеников. Вопрос не столько в том,
какой она должна быть, а в том, нужна ли вообще
современным школьникам библиотека в широком
понимании. Не секрет – подростки читают мало, и
чаще из-под палки. Гораздо больше времени они
проводят за компьютером, в Интернете. Им бы хоть
половину школьной программы осилить, не то что
«для души» что-нибудь почитать.
Однако есть и любители чтения. А для
них большую роль играют не только книги, которые
можно взять в библиотеке, но и атмосфера, которая
там царит.
Хотя книги тоже играют немаловажную
роль. К сожалению, сейчас в школы проступают
далеко не самые интересные для подростков книги.
Например, мягко говоря, не каждому интересно
читать подробнейшую биографию Никиты Михалкова.
И не понятно, зачем в библиотеке подобные вещи в
большом количестве. В то же время, книги
современных авторов взять практически
невозможно. А ведь несмотря на расхожее мнение,
что ничему хорошему современные авторы научить
школьников не могут, старшеклассники в основном
читают именно их, например П.Коэльо или Л.Улицкую.
И на мой взгляд, в этом нет ничего плохого.
Что касается классики, то книг
школьной программы у нас на всех не хватает, и это
очень неудобно. Большинство из них – старые и
изрядно истрепавшиеся издания. Правда, недавно
стали завозить новые – красивые, красочные,
бумага белоснежная. Но создается впечатление,
что они изданы исключительно как декорации: там
такое количество опечаток и ошибок, что замечают
даже школьники. Недавно я взяла программную
книгу, где вообще целые куски произведения
выброшены. Возможно, стоит более внимательно
относиться к изданиям, которые будут читать дети?
Другой аспект школьной библиотеки –
учебники. Даже в Москве с обеспечением учебной
литературой возникают проблемы. И дело не в том,
что учебники не поступают. Но поступают одни, а
учителя считают тот или иной учебник
неподходящим, и школьникам приходится покупать
другие. Так и образуются целые горы ненужных
книг, мертвым грузом скапливающихся в подсобках.
Хотелось бы найти решение таких проблем – потому
что это приносит лишние трудности и ученикам, и
библиотекарю, и классному руководителю.
Подводя итог. Школьная библиотека
должна быть местом уютным, куда хочется
приходить, где можно выбрать книгу интересную и
нужную именно тебе. И хочется верить, что уже
совсем скоро в технологическом отношении наши
библиотеки не будут уступать европейским, но
книги при этом останутся самой большой
ценностью. |