Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2005


РАЗГОВОРЫ ПОСЛЕ УРОКОВ

Размышления

Дарья Федорова

Глазами школьника

Материал, написанный ученицей 11-го класса, заставляет задуматься. Всегда ли верно мы представляем, какой видят библиотеку наши читатели?

Несколько лет назад в нашу школу приехали гости из очень престижной школы для мальчиков, которая находится в Ливерпуле. В группе были как преподаватели этой школы, так и ученики. Мне поручили провести для гостей экскурсию. Первым делом они попросили меня показать школьную библиотеку.

Наша библиотека внешне мало отличается от библиотек других школ: небольшой читальный зал; стол, диван, пара кресел, стулья, стенд с «парадными» книгами; основную часть библиотеки, естественно, занимают стеллажи.

Когда англичане вошли внутрь, они были поражены. «А где же у вас компьютеры?!» – спросил меня самый бойкий мальчик. Я растерялась, потому что не видела необходимости в компьютерах в читальном зале. Мне объяснили:

– У нас в школе в библиотеке стоит тридцать компьютеров. Каждый может ими пользоваться, напечатать реферат, найти нужную информацию в Интернете, проверить почту... Как же вы без этого обходитесь?

– Обходимся, – ответила я. Но подумала: «Вот здорово, если бы у нас так было», хотя и знала: такого мы не увидим еще лет 10 минимум.

С тех пор компьютер в библиотеке все же установили. Правда один, а не тридцать, и не для всех, а лишь для библиотекаря, наверное, чтобы было проще вести учет книг.

На одних компьютерах англичане не остановились. С восклицаниями: «А где у вас тут Толстой?» – они проследовали к стеллажам. И здесь радостные вопли: «Толстой! Достоевский! Вы тоже Шекспира читаете?» – прерывались удивленным: «Как много у вас книг. Вы их все изучаете в школе?» Как я поняла из разговора с ребятами, в их школах, помимо программных произведений, ученики читают немного, а информацию чаще черпают из Интернета.

Это дало мне повод гордиться своей школой, а заодно и нашей «самой читающей нацией». Наша библиотека, словно диковинка, стала объектом особого внимания иностранных гостей, здесь они провели больше всего времени. И остались довольны, хотя чем именно, объяснять не стали.

Этот случай заставил меня задуматься о том, какой должна быть идеальная библиотека школы в глазах учеников. Вопрос не столько в том, какой она должна быть, а в том, нужна ли вообще современным школьникам библиотека в широком понимании. Не секрет – подростки читают мало, и чаще из-под палки. Гораздо больше времени они проводят за компьютером, в Интернете. Им бы хоть половину школьной программы осилить, не то что «для души» что-нибудь почитать.

Однако есть и любители чтения. А для них большую роль играют не только книги, которые можно взять в библиотеке, но и атмосфера, которая там царит.

Хотя книги тоже играют немаловажную роль. К сожалению, сейчас в школы проступают далеко не самые интересные для подростков книги. Например, мягко говоря, не каждому интересно читать подробнейшую биографию Никиты Михалкова. И не понятно, зачем в библиотеке подобные вещи в большом количестве. В то же время, книги современных авторов взять практически невозможно. А ведь несмотря на расхожее мнение, что ничему хорошему современные авторы научить школьников не могут, старшеклассники в основном читают именно их, например П.Коэльо или Л.Улицкую. И на мой взгляд, в этом нет ничего плохого.

Что касается классики, то книг школьной программы у нас на всех не хватает, и это очень неудобно. Большинство из них – старые и изрядно истрепавшиеся издания. Правда, недавно стали завозить новые – красивые, красочные, бумага белоснежная. Но создается впечатление, что они изданы исключительно как декорации: там такое количество опечаток и ошибок, что замечают даже школьники. Недавно я взяла программную книгу, где вообще целые куски произведения выброшены. Возможно, стоит более внимательно относиться к изданиям, которые будут читать дети?

Другой аспект школьной библиотеки – учебники. Даже в Москве с обеспечением учебной литературой возникают проблемы. И дело не в том, что учебники не поступают. Но поступают одни, а учителя считают тот или иной учебник неподходящим, и школьникам приходится покупать другие. Так и образуются целые горы ненужных книг, мертвым грузом скапливающихся в подсобках. Хотелось бы найти решение таких проблем – потому что это приносит лишние трудности и ученикам, и библиотекарю, и классному руководителю.

Подводя итог. Школьная библиотека должна быть местом уютным, куда хочется приходить, где можно выбрать книгу интересную и нужную именно тебе. И хочется верить, что уже совсем скоро в технологическом отношении наши библиотеки не будут уступать европейским, но книги при этом останутся самой большой ценностью.