Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2005


БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 03 (23) · Вкладка в «БШ» № 06 (137) · 16–31 МАРТА 2005 года

 Сценарий

Мария Домшлак

От гимнастики до управления государством

Сценарий проведения Дня гимназиста

Мария Григорьевна Домшлак
биолог, канд. биол. наук, с.н.с. НИИ медицины труда РАМН, преподаватель факультативного курса по генетике, истории биологии в гимназии № 14
г. Одинцово, МО

Действующие лица:

1. Ведущий.

2. Платон (428–348 до н. э.) – выдающийся древнегреческий философ.

3. Пифагор Самосский (570–500 до н. э.) – древнегреческий мыслитель, математик.

4. Аристотель Стагирит (384–322 до н. э.) – знаменитый мыслитель древней Греции, самый выдающийся исследователь природы тех времен, – «отец современного природоведения».

5. Сократ (470–399 до н. э.) – древнегреческий философ, родоначальник диалектики.

6. Ученики гимназии.

Сцена: В центре задника плакат «ГИМНАЗИЯ», звучит торжественная музыка, появляются ведущий и исполнители. С правой стороны задника один из исполнителей прикрепляет плакат с надписью «СПАРТА». Музыка смолкает. Ведущий делает два шага вперед.

Ведущий. Перелистывая страницы истории можно получить ответ на многие вопросы. Нас интересует один: «Когда и где возникла гимназия»? Для этого совершим небольшое путешествие во времени примерно на 2 тысячи лет назад и окажемся в Спарте – одном из государств древней Греции – Элладе. (Раздаются приглушенные звуки суровой музыки. После небольшой паузы ведущий продолжает рассказ.) Воспитание детей в Спарте было очень суровым. Семилетних мальчиков отдавали в общественную школу – гимназию. Слово это в переводе с греческого означает – «упражняю, тренирую». Действительно, под надзором особых чиновников ребята в основном занимались гимнастикой. Из них готовили доблестных и сильных воинов, способных переносить любые лишения и подчиняться строгой дисциплине. Кроме гимнастики, их учили играть на флейте и петь религиозные воинственные гимны.

(За спиной ведущего юные спартанцы в плащах проходят тихим, ровным шагом, с опущенным взором и держа руки под плащом.)

Скромность и уважение к старшим были первым долгом молодых людей. В то время признаком скромности спартанских юношей считалось хождение по улицам тихим, ровным шагом, с опущенным взором и держа руки под плащом. С детства ребят приучали не произносить длинные речи, а отвечать кратко и достойно. С тех пор такие речи называются «лаконичными».

(Пауза, во время которой другой исполнитель подходит к левой стороне задника и прикрепляет плакат с надписью «Афины». Музыка затихает и постепенно переходит в «мирную, будничную»).

Ведущий (продолжает). Отправимся в Афины. Здесь во время правления Солона, в отличие от Спарты, ребят обучали ремеслу и торговле.

(Рассказ ведущего сопровождается немыми сценами:

1. В одном углу сцены учитель, окруженный учениками, имитирует работу гончара (для этой цели можно использовать вращающийся диск патефона и глиняный горшок).

2. В другом – ребята учатся взвешивать на весах (можно использовать аптечные) фасоль, рядом с весами лежат монетки того времени, нарисованные и вырезанные.

(Музыка опять меняет тональность, становится торжественной.))

Ведущий. Афины со временем стали культурным центром греков. Новые идеи распространились среди представителей высших и образованных классов общества. Открывались гимназии различных направлений, занятия в которых вели такие выдающиеся мыслители древней Греции, как Перикл, Сократ, Еврипид и знаменитый математик Пифагор. В школах изучали естественные науки, философию, математику, красноречие. Юношей обучали искусству произносить речи в судах, сенате (это был верховный орган власти), в народном собрании. Давайте заглянем в гимназию и посмотрим, как проходили занятия. Тихо, (обращается к залу), занятие проводит Пифагор.

(На сцене Пифагор держит в руках плакат с прямоугольным треугольником и доказывает свою теорему. За ним ученики. Ведущий отступает назад.)

Пифагор. Новый урок – и вам, друзья, предлагается новая теорема: «Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов». Если понятно и вопросов нет, то, пожалуйста, предложите обратную теорему, которая следует из изложенной. Нет смельчаков... думайте, думайте... Может повторить? (Замечает поднятую руку). Ну, прекрасно, пожалуйста, молодой человек, мы слушаем.

Ученик. Учитель, разрешите взять Ваш чертеж (забирает у Пифагора плакат). Как мне представляется, из предложенной Вами теоремы следует, что если квадрат гипотенузы треугольника равен сумме квадратов катетов, то этот треугольник – прямоугольный.

Пифагор. Браво, браво, молодой человек!

(Пифагор и ученики отступают вглубь сцены. Ведущий выходит вперед.)

Ведущий. Закроем дверь, не будем мешать. Пойдем на занятия к Сократу. (Прижимает палец к губам.) Тс-с, он продолжает развивать свою философскую теорию по диалектике, что в переводе с греческого обозначает «искусство вести беседу». Слушайте!

(На передней план выходят Платон и ученики. Ведущий отступает).

Сократ. Ученики, напоминаю вам, что диалектика – теория и метод изучения явлений окружающего мира в их развитии и самодвижении. Можно дать и более полное определение – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Новое в моей теории, что я рассматриваю диалектику как метод определения истины путем наводящих вопросов.

Ведущий (выходит вперед). Однако за вольнодумство Сократа обвинили в безбожии, запретили преподавать, чтобы не развращал юношество, и приговорили к казни. Ученики пытались спасти его и предложили устроить побег из тюрьмы. Но... Сократ не согласился и выпил смертельный яд. Ученики же разошлись по Греции, распространяя повсюду его учение. Впоследствии гимназии дали начало новым высшим учебным заведениям: академии, (ликею) лицею.

Академия получила название от имени мифического героя Академа, открывшего братьям Диоскурам тайну, куда Тисей спрятал их сестру Елену. По преданию Академ был захоронен в местности, расположенной вблизи Афин, названной в его честь. На этом месте Платон и открыл свою загородную гимназию, ставшей первой Академией и называвшейся платоновской. Вот откуда произошли сегодняшние Академии наук, медицины, педагогики, искусств, архитектуры... Платон, ученик Сократа, выдающийся философ, преподавал философию в основанной им Академии. Можно заглянуть и на занятия самого Платона.

(Вперед выходит Платон, за ним – ученики. Во время лекции Платон и его ученики едва передвигаются по сцене, практически оставаясь на месте. Ведущий отступает вглубь сцены).

Платон. На прошлом занятии мы определили, что цель истинной политики – сделать граждан Государства справедливее и совершеннее путем воспитания. Сегодня рассмотрим, каким должно быть идеальное Государство? По моему мнению, идеальное Государство должно быть сословным, состоящим из высшего сословия правителей-философов, управляющего с точки зрения высшего блага, сословия купцов, воинов-стражей и низшего сословия – производителей: земледельцев, ремесленников. Запомните, высшее благо должно быть одно на всех. Например, общественное согласие, о котором заботится Государство. Политика такого Государства должна быть направлена на решение таких задач, как защита Государства от врагов, систематическое снабжение граждан и развитие духовной культуры.

(Платон и ученики отступают назад. Ведущий выходит вперед.)

Ведущий. К сожалению, это утопическое государство. До сих пор его не удалось создать.

Теперь заглянем к Аристотелю – одному из выдающихся мыслителей древней Греции, ученику Платона. Он на склоне лет основал свою загородную гимназию, получившую название ликей, поскольку находилась она на территории храма Аполлона Ликейского. Аристотель обучал детей философии, политике, математике, механике, физике, химии, медицине, зоологии.

Внимание! Мы с вами попали на занятия по биологии. Смотрите, Учитель в окружении учеников медленно идет по аллее и рассказывает.

(Ведущий отступает вглубь сцены. На первом плане Аристотель и его ученики.)

Аристотель. Итак, я построил «лестницу природы». Для этого всех животных разделил на три группы: кровяные, бескровные и «хаос».

Ведущий (выходит вперед, остается на месте до конца урока Аристотеля и иногда поясняет). Первые две группы соответствуют принятому сегодня делению животных на позвоночных и беспозвоночных.

Аристотель. К кровяным я отнес живородящих, птиц и пресмыкающихся; бескровным – улиток, головоногих, паукообразных, червей, насекомых; в «хаос» – низкоорганизованные формы животного мира.

Ведущий. Живородящие – это млекопитающие.

Аристотель. Человека, стоящего по анатомическому строению ближе всего к обезьянам, как вы понимаете, я отнес в группу кровяных, и поместил на самый верх своей лестницы.

(Аристотель с учениками уходят вглубь сцены. Смешиваются со всеми участниками и все быстро уходят со сцены. Ведущий остается один.)

Ведущий. Надо отметить, что созданной Аристотелем классификацией «Система природы» человечество пользовалось до 1778 года, т.е. до создания классификации Карла Линнея. Не случайно Аристотеля в наше время считают «отцом современной биологии».

Прощаемся с древней Грецией. Вы уже в Европе, в городе Страсбурге, где в 1538 году впервые открыли гимназию для мальчиков – среднюю школу. В XVI–XVIII веках гимназии стали открывать во многих городах Германии. В XIX веке они были открыты (также только для мальчиков) в Австро-Венгрии, Болгарии, Сербии, Дании и Швейцарии.

(Один из участников подходит к заднику и подвешивает плакат с надписью «РОССИЯ».)

А теперь возвращаемся домой. В России первые гимназии для мальчиков были созданы в 1726 году в Петербурге при Академии и при Университетах: в 1735 году Москве, в 1788 году в Казани. Женские гимназии открылись только в 60-х годах XVIII века. Гимназии были основным типом средних общеобразовательных школ. В царской России здесь преподавали высокообразованные учителя. Гимназисты получали прекрасное образование. Их учили, кроме принятых школьных дисциплин, древним языкам: греческому, латыни. Из стен гимназий вышли знаменитые ученые: Лобачевский, Мечников, Тимирязев, Сеченов, Вавилов, Павлов, Менделеев и другие, а также многие писатели и поэты: Чуковский, Маршак, Михалков, Пришвин, Паустовский, Кассиль, Катаев, Олеша.

Совсем недавно, немногим более десяти лет назад в нашей стране стали открывать гимназии. Вы, друзья, – не просто школьники, а гимназисты! Вы получаете прекрасное образование. Ваши старшие друзья – педагоги прилагают все силы, чтобы вы успешно завершили весь курс обучения и стали достойными образованными гражданами нашей страны. Впереди вас ждут высшие учебные заведения. На вас смотрят родители и учителя с надеждой, что вы станете знаменитыми учителями, учеными, писателями, врачами... Ничего невозможного нет! Надо только приложить усилия.

Не удивляйтесь, с вами хочет встретиться сам великий Платон, специально прибывший на машине времени, из Афин. Поприветствуем его.

(Из зала и со сцены раздаются аплодисменты. Под звуки торжественной музыки появляется Платон, держа руки над головой, он в белой тунике, перетянутой цепочкой, лоб обвязан лентой. Начав приветствие, опускает руки.)

Платон. Рад встрече с вами, юные потомки гимназистов всех времен. Желаю вам руководствоваться следующими правилами, составленными греческими мыслителями для ваших предшественников – гимназистов древнего мира.

«Человек должен руководствоваться разумом, справедливостью, стремиться к благородным поступкам».

«Назначение человека заключается в самосовершенствовании, самоутверждении своей личности как существа, наивысшей формой жизнедеятельности которого является познание».

«Только осмысленные знания приносят плоды».

И не забывайте, что «Сегодня нужно сделать все, что должно сделать сегодня, ибо завтра мы будем другими, и вчерашние заботы станут нам в тягость. Будущее зависит от того, о чем люди думают сегодня!»

(Под аплодисменты и звуки музыки Платон снова поднимает руки над головой как бы, продолжая приветствовать гимназистов и одновременно прощаясь с ними, медленно пятится спиной и исчезает в темноте сцены, будто растворяясь во времени.)

Ведущий (выходит вперед вместе со всеми участниками). Прекрасные слова! Вдумайтесь в них, пожалуйста. Вот и все, что мы хотели рассказать вам. Давайте не забывать славные традиции гимназистов всех времен. Пусть о каждом из вас с гордостью скажут: «Он – гимназист!»