Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2005


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Книга подана

Ольга Лазарева

Вопросы вечные религий

МОЖНО смело утверждать, что новое поколение россиян не сможет успешно обустраивать свою страну, не обладая знаниями о религиях и их роли в истории российской цивилизации. И причин тому очень много.

Во-первых, религии всегда определяли и сейчас во многом определяют своеобразное лицо той или иной цивилизации, страны или конкретного народа. Поэтому без знаний о религиях учащимся трудно будет проникнуть в тайны развития мировых цивилизаций, отдельных стран, а также отдельных регионов. Во-вторых, не обладая знаниями о религиях, наши ученики не до конца разберутся в сути мировых и региональных политических процессов, в современных конфликтах и войнах. Ведь история ясно показывает, что игнорирование людьми религиозных факторов приводит к тяжелым последствиям, которые приходится исправлять не одному поколению. В-третьих, не получив знаний о религиях, наши ученики не поймут всю глубину явлений мировой художественной культуры.

Заметим также, что людям, в том числе и молодым, свойственно искать ответы на вечные вопросы: что есть я, в чем смысл моей жизни, как возник и устроен мир, что будет со мной после смерти… Религии (каждая по-своему) отвечают на них. Таким образом, изучение религий может стать для молодежи одним из путей приобщения к самым сокровенным тайнам жизни и человеческой души. Ведь все важнейшие проблемы человеческой нравственности были впервые поставлены именно в рамках религиозных учений!

Но есть и более утилитарные соображения на этот счет. Пользуясь религиозным вакуумом в головах современных россиян, миссионеры, как свои, так и зарубежные, обрушились на людей со всей своей кипучей энергией. Излюбленная аудитория миссионеров – молодежь. Среди них нетрудно встретить шарлатанов, людей, преследующих корыстные цели, а то и просто психически неполноценных граждан. В этих условиях школьников необходимо специально знакомить с набором элементарных правил так называемой «религиозной безопасности». Приезжая в тот или иной регион России либо в иную страну, нелишне располагать точной информацией о местных религиозных и культурных традициях. Особенно внимательным следует быть там, где религиозными законами руководствуется подавляющая часть общества. Без знаний о религиях трудно уберечься от возможных неприятностей.

Именно поэтому учитель истории с большим опытом работы – Андрей Евгеньевич Кулаков, являющийся также старшим научным сотрудником лаборатории общественных дисциплин Института общего образования МО РФ, в середине 90-х годов задумался о создании специального курса, посвященного изучению религий и религиозной жизни.

Учебное пособие А.Е.Кулакова «Религии мира» впервые вышло в свет в 1997 году. Затем последовало второе издание (2001) и третье (2003). На сегодняшний день эта книга, рекомендованная Министерством образования, разошлась общим тиражом около 50 тыс. экземпляров и нашла свое применение в школе. Этим же автором (совместно с Т.И.Тюляевой) в помощь учителю было написано и издано методическое пособие, обобщающее многолетний практический опыт преподавания одноименного курса.

В наши дни проблема ознакомления школьников с религией стала предметом острых дискуссионных схваток. Нетрудно заметить, что этот спор подобен спору атеиста с верующим и бессмыслен, поскольку спорящие придерживаются противоположных взглядов на основной тезис. В этих условиях автор пособия «Религии мира» исходит из того, что между верой и неверием лежит не некая «средняя» истина, а вечная проблема свободы выбора. Но приблизиться к ее пониманию можно лишь, усваивая и перерабатывая в сознании огромную сумму исторических фактов.

Автор пособия не ставит задачу найти аргументы в пользу «истинности» или «ложности» той или другой религии. Его цель – хотя бы в какой-то мере представить учащимся грандиозную картину духовных исканий человечества, частью которого является уникальная российская цивилизация. Ни одна религия или церковь, как и ни один самый гениальный человек не может претендовать на то, чтобы считаться выразителем абсолютной истины. Поэтому говорить о религиях можно лишь как о ступенях восхождения к ней. В то же время, автор не принимает идею, согласно которой механическое «сложение» всех религиозных истин может дать в результате некую истинную религию, которая удовлетворит всех. История наглядно показывает, что такие попытки всегда приводили к противоположному эффекту.

У автора пособия не было иного пути, нежели заложить в основу своей концепции внеконфессиональный подход, с точки зрения которого религия рассматривается в первую очередь как исторический, культурный, социальный и психологический феномен. Однако, хотя подобного рода пособие не может быть построено на основе предпочтения какой-либо одной конфессии в ущерб другой, следует учитывать, что в истории нашей страны разные религии сыграли неодинаковую роль. С этим связано особое внимание автора к православному христианству. Роль этой религии особенно внимательно и подробно рассматривается в связи с историей страны, развитием нашей культуры, российскими общественными устоями, традициями и бытом людей.

Хотелось бы, чтобы пособие А.Е.Кулакова «Религии мира» и методическое пособие к нему нашли как можно больше заинтересованных читателей среди российских школьников и учителей.