Книга подана
Ольга Лазарева
Вопросы вечные религий
МОЖНО смело утверждать, что новое
поколение россиян не сможет успешно
обустраивать свою страну, не обладая знаниями о
религиях и их роли в истории российской
цивилизации. И причин тому очень много.
Во-первых, религии всегда определяли и
сейчас во многом определяют своеобразное лицо
той или иной цивилизации, страны или конкретного
народа. Поэтому без знаний о религиях учащимся
трудно будет проникнуть в тайны развития мировых
цивилизаций, отдельных стран, а также отдельных
регионов. Во-вторых, не обладая знаниями о
религиях, наши ученики не до конца разберутся в
сути мировых и региональных политических
процессов, в современных конфликтах и войнах.
Ведь история ясно показывает, что игнорирование
людьми религиозных факторов приводит к тяжелым
последствиям, которые приходится исправлять не
одному поколению. В-третьих, не получив знаний о
религиях, наши ученики не поймут всю глубину
явлений мировой художественной культуры.
Заметим также, что людям, в том числе и
молодым, свойственно искать ответы на вечные
вопросы: что есть я, в чем смысл моей жизни, как
возник и устроен мир, что будет со мной после
смерти… Религии (каждая по-своему) отвечают на
них. Таким образом, изучение религий может стать
для молодежи одним из путей приобщения к самым
сокровенным тайнам жизни и человеческой души.
Ведь все важнейшие проблемы человеческой
нравственности были впервые поставлены именно в
рамках религиозных учений!
Но есть и более утилитарные
соображения на этот счет. Пользуясь религиозным
вакуумом в головах современных россиян,
миссионеры, как свои, так и зарубежные,
обрушились на людей со всей своей кипучей
энергией. Излюбленная аудитория миссионеров –
молодежь. Среди них нетрудно встретить
шарлатанов, людей, преследующих корыстные цели, а
то и просто психически неполноценных граждан. В
этих условиях школьников необходимо специально
знакомить с набором элементарных правил так
называемой «религиозной безопасности». Приезжая
в тот или иной регион России либо в иную страну,
нелишне располагать точной информацией о
местных религиозных и культурных традициях.
Особенно внимательным следует быть там, где
религиозными законами руководствуется
подавляющая часть общества. Без знаний о
религиях трудно уберечься от возможных
неприятностей.
Именно поэтому учитель истории с
большим опытом работы – Андрей Евгеньевич
Кулаков, являющийся также старшим научным
сотрудником лаборатории общественных дисциплин
Института общего образования МО РФ, в середине
90-х годов задумался о создании специального
курса, посвященного изучению религий и
религиозной жизни.
Учебное пособие А.Е.Кулакова «Религии
мира» впервые вышло в свет в 1997 году. Затем
последовало второе издание (2001) и третье (2003). На
сегодняшний день эта книга, рекомендованная
Министерством образования, разошлась общим
тиражом около 50 тыс. экземпляров и нашла свое
применение в школе. Этим же автором (совместно с
Т.И.Тюляевой) в помощь учителю было написано и
издано методическое пособие, обобщающее
многолетний практический опыт преподавания
одноименного курса.
В наши дни проблема ознакомления
школьников с религией стала предметом острых
дискуссионных схваток. Нетрудно заметить, что
этот спор подобен спору атеиста с верующим и
бессмыслен, поскольку спорящие придерживаются
противоположных взглядов на основной тезис. В
этих условиях автор пособия «Религии мира»
исходит из того, что между верой и неверием лежит
не некая «средняя» истина, а вечная проблема
свободы выбора. Но приблизиться к ее пониманию
можно лишь, усваивая и перерабатывая в сознании
огромную сумму исторических фактов.
Автор пособия не ставит задачу найти
аргументы в пользу «истинности» или «ложности»
той или другой религии. Его цель – хотя бы в
какой-то мере представить учащимся грандиозную
картину духовных исканий человечества, частью
которого является уникальная российская
цивилизация. Ни одна религия или церковь, как и ни
один самый гениальный человек не может
претендовать на то, чтобы считаться выразителем
абсолютной истины. Поэтому говорить о религиях
можно лишь как о ступенях восхождения к ней. В то
же время, автор не принимает идею, согласно
которой механическое «сложение» всех
религиозных истин может дать в результате некую
истинную религию, которая удовлетворит всех.
История наглядно показывает, что такие попытки
всегда приводили к противоположному эффекту.
У автора пособия не было иного пути,
нежели заложить в основу своей концепции
внеконфессиональный подход, с точки зрения
которого религия рассматривается в первую
очередь как исторический, культурный, социальный
и психологический феномен. Однако, хотя
подобного рода пособие не может быть построено
на основе предпочтения какой-либо одной
конфессии в ущерб другой, следует учитывать, что
в истории нашей страны разные религии сыграли
неодинаковую роль. С этим связано особое
внимание автора к православному христианству.
Роль этой религии особенно внимательно и
подробно рассматривается в связи с историей
страны, развитием нашей культуры, российскими
общественными устоями, традициями и бытом людей.
Хотелось бы, чтобы пособие А.Е.Кулакова
«Религии мира» и методическое пособие к нему
нашли как можно больше заинтересованных
читателей среди российских школьников и
учителей. |