Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2005


НАШИ АССОЦИАЦИИ

РБА

Владимир Фирсов

Приоритеты развития РБА на 2005–2010 гг.

На заседании Совета Российской библиотечной ассоциации, которое состоялось 1 декабря 2004 г. в Москве, рассматривался документ «Приоритеты развития РБА на 2005–2010 гг.» Документ в основном был одобрен, и принято решение о его дальнейшем обсуждении с целью доработки и утверждения на Ежегодной конференции РБА в мае 2005 г. в Санкт-Петербурге.

Предложенные девизы

Владимир Руфинович Фирсов
вице-президент РБА,
координатор проекта

· Информационное общество создаем мы

· Библиотеки – за мир, культуру и процветание России

· Достойное информационное библиотечное обслуживание общества достойного быть гуманным

· Библиотеки – основной ресурс создания информационного общества в России

· Курс библиотек XXI века: от информации к знаниям

· Библиотека – ресурс демократии

· Библиотека – фундамент культуры

· Библиотеки России – объединяйтесь

· Информатизация, модернизация, процветание библиотечного мира России

· Библиотека – это весь мир

· Вперед к информационному обществу без границ

· Вместе мы реальная и влиятельная сила

· Библиотеки – это сердце информационного общества

· Библиотеки – основа единого информационного и культурного пространства гражданского общества

· Без библиотек нет прогресса

· РБА – гарант будущего библиотек

Введение

Приоритеты развития РБА на 2005–2010 гг. разрабатываются в соответствии с решением Совета РБА. Необходимость разработки данного документа обусловлена следующими обстоятельствами:

1. В настоящее время в России сложилось и развивается профессиональное библиотечное сообщество, объединенное в Российскую библиотечную ассоциацию, которая характеризуется устойчивой степенью консолидации (наличие корпоративных ценностей, профессиональной элиты, развитых форм профессиональных коммуникаций, утвержденных консолидирующих документов и т.д.). Сегодня РБА – это саморегулирующееся, добровольное, профессиональное объединение федерального значения с устойчивой тенденцией к росту и с расширением круга социальных партнеров.

2. Близится к завершению инициативный период роста организации на основе экстенсификации деятельности. Данное положение имеет тенденцию к мозаичности, как в организационной инфраструктуре, так и в системе профессиональных приоритетов.

3. В настоящее время в России продолжаются реформы государственного управления. По оценкам обществоведов, в ближайшие годы возможно определенное перераспределение полномочий от государственных органов к саморегулируемым объединениям (к каковым относится РБА).

4. В 2005 году исполняется 10 лет существования РБА, что дает основания не только для подведения определенных итогов, но и определения основных приоритетов.

5. В соответствии с руководящим документом ИФЛА «Разработка политики и процедур для библиотечной ассоциации», рекомендованным к исполнению национальными ассоциациями, каждая национальная ассоциация должна иметь: устав, регламент, общественно-нормативные акты, а также документ, определяющий политику развития ассоциации. У РБА существует Устав, к настоящему времени ассоциацией принят ряд общественно-нормативных актов. Для приведения в соответствие статусных документов РБА с требованиями ИФЛА необходимы разработки политики развития.

Основные параметры приоритетов развития РБА

1. Приоритеты, в отличие от Устава или программы, не охватывают все стороны деятельности организации. Будучи привязанными к периоду 2005–2010 гг. они посвящены лишь ключевым на данный момент вопросам.

2. Приоритеты, в отличие от Устава или плана работы ассоциации, сочетают в себе обращение на внешнюю деятельность РБА, т.е. декларирование перед обществом своего социального назначения, так и обращенность на внутренние, профессиональные проблемы своей организации. Таким образом в основе Приоритетов лежат как потребности общественного развития России начала XXI века, так и создание (или достижение) условий, при которых эти потребности могут максимально эффективно удовлетворяться библиотечным сообществом.

Это обуславливает структуру данного документа, состоящего из двух разделов: Основные приоритеты и Инфраструктурное обеспечение.

Основные приоритеты

РБА считает, что как в традиционном, так и в цифровом пространстве, библиотеки являются хранителями и распространителями информационных, образовательных и культурных ресурсов, выступая в качестве местных и региональных центров культуры и знаний. Высокий уровень информированности и образования – один из факторов успеха страны, способствующих росту благосостояния и международной конкурентоспособности. Отправная точка Приоритетов – гарантия равного доступа населения к источникам информации, знаний и культуры. РБА разделяет концепцию ЮНЕСКО формирования обществ знаний и считает, что библиотека играет в этих процессах решающую роль. Доступ к знаниям является одним из базовых прав человека и имеет решающее значение для граждан в информационном и гуманном обществе, в качестве основы демократии.

РБА будет стремиться обеспечивать реализацию следующих базовых ценностей общества знаний:

· право и способность использования информации и знаний,

· право и способность активной гражданской деятельности,

· право и способность самовыражения и творческой деятельности,

· право и способность на полноценное проведение досуга.

РБА способствует реализации следующих основных задач библиотек в современной России:

· формирование и сохранение информационных ресурсов общества;

· участие в формировании и сохранение базовых ценностей национальной культуры;

· приобщение к культурам всех народов, населяющих Россию, а также содействие поддержке культурного и языкового многообразия;

· содействие развитию языка и мышления народа;

· поддержание и формирование навыков гражданской и демократической жизни в обществе;

· укрепление интеграционных процессов в жизни страны;

· информационное обеспечение всех проявлений жизнедеятельности человека.

Осознавая себя частью международного библиотечного сообщества, РБА разделяет Профессиональные приоритеты ИФЛА, принятые на 66-й Генеральной конференции ИФЛА. Это:

· Защита принципов свободы информации. ИФЛА считает, что все люди обладают правом на создание и доступность информации, и открытое выражение своих взглядов. Право на знание и свободу выражения составляют два аспекта одного принципа.

· Содействие развитию грамотности, чтения и образованию, включая элементарную грамотность, информационную грамотность и непрерывное образование.

· Обеспечение свободного и открытого доступа к информации. ИФЛА стремится оказывать влияние на политические и экономические решения, имеющие этическое информационное значение, чтобы все люди мира имели одинаковую возможность участвовать в современной информационной жизни без физических, географических, социальных и культурных барьеров.

· Охрана прав интеллектуальной собственности библиотек и авторов.

· Развитие коллективных ресурсов.

· Сохранение интеллектуального наследия.

· Улучшение профессиональной подготовки библиотекарей.

· Пропаганда норм, стандартов и методических рекомендаций.

· Поддержка инфрастуктуры библиотечных организаций.

· Представление интересов библиотек на рынке технологий.

Для реализации поставленных приоритетов РБА активно участвует в формировании и реализации национальной политики в области информации, культуры и образования, стремится стать активным субъектом национальной библиотечной политики.

Среди первоочередных задач в этом направлении:

· Инициировать через РБА обновление библиотечного законодательства, имея ввиду, прежде всего, приведение библиотечных законов в соответствие с современным законодательством в социальной, финансово-экономической сферах, с национальной культурной политикой и др. РБА готова к принятию части полномочий государственных органов в области библиотечного дела.

· Способствовать гармонизации библиотечного законодательства с федеральными законами об авторском праве, информатике, информационной безопасности страны и образовании. При этом при решении вопросов авторского права РБА исходит из необходимости гармонизации прав авторов и потребителей информации.

· Сформулировать и вынести в Правительство РФ предложения по правовым актам в области выравнивания минимальной заработной платы библиотечных работников с минимальным прожиточным уровнем и опережающего роста оплаты труда работников библиотечной сферы, а также по нормативным актам развития материальной и социальной базы библиотек.

· Подготовить рекомендательные общественно-профессиональные акты, среди которых Регламент формирования электронной библиотеки России и Модельный стандарт обслуживания многонационального населения России.

В области научной и практической деятельности необходимо:

· Поддерживать фундаментальные научные исследования, в первую очередь, связанные с инновационной деятельностью библиотек, используя такие рычаги, как рекомендации Министерству культуры при формировании государственного заказа (федеральной программы), всероссийские конкурсы научных работ. Возродить практику проведения общероссийских исследований по наиболее актуальным проблемам библиотечного дела.

· Совместно с библиотеками – ведущими научными и научно-методическими центрами России, участвовать в организации и проведении исследований, связанных с организацией библиотечного обслуживания в публичных библиотеках в условиях реформы местного самоуправления.

· Продолжить поддержку работы библиотечного центра Либнет, способствовать вовлечению в него все большего количества библиотек России.

· Продолжить практику организации корпоративной подписки на зарубежные издания в электронной форме, организации корпоративного использования других видов современных ресурсов.

· Разработать критерии сертификации программ и учебных планов системы дополнительного профессионального образования под эгидой РБА и внедрить его в работу образовательных учреждений.

· Инициировать проведение всероссийских конференций библиотек всех типов совместно с другими учреждениями системы культуры, образования, информатики.

· Инициировать создание системы грантов региональных научных исследований с целью проведения целевых исследований и подготовки докторских диссертаций по библиотековедению, библиографоведению и книговедению.

Инфраструктурное обеспечение

Членство в РБА

Проводить последовательную работу по укреплению чувства членства в РБА, гордости за принадлежность к профессиональной организации, формированию корпоративной идеологии и профессионального сознания.

Активно проводить работу по привлечению новых членов РБА. При этом особое внимание уделять межведомственному составу организации, а также привлечению в качестве членов организаций из смежных и других сфер, заинтересованных или могущих оказаться полезными для развития библиотек.

Сделать механизм членства в РБА более гибким, открытым, способствующим повышению престижа организации.

Установить институт членства физических лиц, как из библиотечной сферы, так и не связанных с библиотечной отраслью, которые, тем не менее, могли бы участвовать в решении проблем развития библиотечного обслуживания.

Установить институт почетного членства для лиц, имеющих особые заслуги, как в библиотечно-информационной сфере, так и в других сферах деятельности, признание которых в качестве членов РБА способствовало бы престижу организации.

Для повышения престижа членства в РБА ввести индивидуальные поощрительные меры: медали, почетные грамоты, звания, награды, премии и т.д.

Уделять особое внимание по привлечению в ряды РБА молодежи. Подготовить комплекс мер, способствующих росту профессионального признания молодых членов РБА (включение в программы конференций, предоставление возможностей публикации, рекомендации на различные грантовые поддержки и т.д.). РБА должна стать привлекательной для молодых библиотечных работников.

Лоббирование интересов профессии и библиотечного обслуживания

Считать работу с представителями органов власти всех уровней и местного самоуправления важнейшим направлением деятельности РБА. Участвовать в выдвижении своих представителей в выборные органы.

Организация социального партнерства

Социальное партнерство должно стать действенным механизмом решения задач ассоциации, ее четкого позиционирования в социальных структурах. Социальное партнерство РБА должно развиваться:

а) учитывая многообразие функций библиотеки, с организациями, учреждениями и частными лицами в сфере культуры, информации, образования, организации досуговой деятельности;

б) с государственным, гражданским и коммерческим секторами общественной структуры;

в) с органами власти и управления федерального уровня, уровня субъектов Федерации, муниципального уровня.

Среди приоритетных партнеров РБА на федеральном уровне – Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ. Возможно заключение договора с Министерством культуры и массовых коммуникаций о распределении полномочий в формировании и реализации национальной библиотечной политики. Решение задач РБА на основе делегированных договорами полномочий должно повысить эффективность деятельности ассоциации. В регионах среди приоритетных партнеров РБА должны стать местные органы власти.

Особо необходимо установление отношений партнерства со всеми организациями и учреждениями, так или иначе вовлеченными в формирование информационного общества. Это должно касаться как государственных, так и коммерческих структур, исследовательских организаций различной ведомственной принадлежности.

Необходимо качественно новое партнерство с творческими (прежде всего, писательскими), книгоиздающими и книготорговыми организациями. Партнерство должно носить как экономический, так и более широкий взаимовыгодный характер. Важную роль в этом должно сыграть учреждение различных конкурсов, призов, наград, подтверждающих читательское признание тех или иных изданий, авторов, жанров и т.д.

Развитие социального партнерства за пределами библиотечной сферы должно стать стратегическим направлением деятельности РБА на ближайшие годы. Это обусловлено условиями жесткой конкурентной среды, эффективное развитие в которой может быть обеспечено только за счет направленного позиционирования своих интересов среди различных профессиональных и общественных групп.

Особое внимание в формировании круга социальных партнеров РБА будет уделять средствам массовой коммуникации: телевидению, электронным масс-медиа, печати.

Использование PR технологий

Осуществлять комплекс мер, направленных на формирование положительного образа библиотеки, как динамично развивающегося, необходимого элемента повседневной жизни современного человека.

Стремиться принимать активное участие во всех значимых общероссийских и региональных акциях в сфере культуры, образования, информации.

Для работы в данном направлении активно использовать средства массовой информации, участие и организацию всероссийских выставок.

Подготовить программу публикаций об РБА и библиотечной профессии на страницах не профессиональных изданий.

Использовать учреждение наград, званий, профессиональных конкурсов для поощрения работников не библиотечной сферы.

Развитие структуры РБА

Изыскать дополнительные ресурсы для поддержки деятельности штаб-квартиры РБА и издания Информационного бюллетеня РБА.

Для организации решения актуальных проблем ввести в практику создание рабочих групп РБА под руководством одного из членов Совета.

Ввести в практику организацию совместных заседаний РБА с органами управления культуры или другими организациями как государственного, так и общественного характера, участвующих в формировании политики в сфере культуры, образования, информации.

Использовать возможности создания региональных представительств РБА в федеральных округах или других субъектах Федерации.

При Совете РБА создать Комитет по социальному партнерству, имея в виду использование механизма партнерства для лоббирования профессиональных интересов, организации PR кампаний, формирования института доноров и формирования благоприятного общественного мнения.

Развитие профессиональных коммуникаций

Пересмотреть сайт РБА с целью обеспечения большей полноты представления информации, удобства интерфейса и системы навигации. Обеспечить оперативность представления информации на сайте РБА. Включить средства интерактивного профессионального общения, такие как форумы, чаты и т.д.

Считать необходимым размещение на сайте РБА Информационного бюллетеня РБА, а также материалов ежегодных конференций.

При разработке нового сайта РБА иметь в виду его привлекательность и возможность использования для представителей не библиотечной сферы.

Разработать Положение о порядке издательской деятельности РБА, имея в виду поддержку инициатив Секции и Постоянных комитетов и интересы (как содержательные, так и экономические) организации в целом.

Как на сайте РБА, так и при подготовке изданий, активнее использовать материалы ИФЛА и других международных организаций, работающих в библиотечно-информационной сфере. Издавать наиболее актуальные материалы ИФЛА на русском языке с указанием в необходимых случаях: «Рекомендовано к использованию Российской библиотечной ассоциацией».

При организации конференций использовать возможное сотрудничество с образовательными, учебными, информационными учреждениями.

Международное сотрудничество

Считать необходимым дальнейшее расширение представительства РБА в ИФЛА, других международных библиотечных организациях.

Организовать в качестве рабочей структуры РБА Совет представителей РБА в ИФЛА.

Установить партнерские взаимоотношения с ЮНЕСКО.

Проект готовился под научным руководством Президента РБА В.Н.Зайцева. При подготовке документа были учтены предложения: С.Ф.Бартовой, Б.С.Елепова, А.А.Колгановой, А.Д.Макеевой, Ю.П.Мелентьевой, С.Н.Просековой, В.В.Федорова, Р.Н.Царевой, З.В.Чаловой, М.А.Шапарневой.

Координатор проекта – вице-президент РБА В.Р.Фирсов.

Предлагаем всем желающим принять участие в обсуждении документа и прислать свои предложения в адрес РБА: rba@nlr.ru; или В.Р.Фирсову: v.firsov@nlr.ru.