Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2005


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Параграфы, страницы

Александр Драхлер

Соционет – школе

Обзор интернет-ресурсов по обществознанию

Александр Борисович
Драхлер

редактор Интернет-проекта «СОМ – в помощь учителю» http://som.fio.ru, сетевой методист Московского Центра Интернет-образования по общественным дисциплинам DrakhlerAB@fio.ru
Москва

По курсу «Обществознание» полезных интернет-ресурсов существенно меньше, чем по истории. И тем не менее есть сайты, на которые можно ориентироваться как при работе над курсом в целом, так и при изучении отдельных разделов. Начнем с ресурсов, содержащих методические рекомендации, а затем обратимся к крупным разделам курса «Обществознание», которые поддерживают интернет-ресурсы.

Методики

В очередной раз хочется обратить внимание читателей на интернет-проект «СОМ – в помощь учителю». В разделе «Обществознание» http://som.fio.ru/subject.asp?id=10000190 отслеживаются и систематизируются все наиболее значимые методические разработки.

Большая библиотека методических материалов по граждановедению собрана и на сайте тольяттинского фонда «Развитие через образование» http://fund.citytlt.ru/bibL. К сожалению, сайт испытывает проблемы с провайдером и поэтому работает не совсем стабильно. Но если вам повезет и ресурс будет доступен, в этой библиотеке обязательно найдете для себя полезные материалы.

Интересный сайт создан Молодежным центром прав человека http://www.ycen-tre.org/0300.html. Здесь и программа модульного курса «Права человека» для школьников средних классов, и вариант пропедевтического курса «Я и мои права» для начальной школы. Вы познакомитесь с уроками и заданиями, разработанными сотрудниками центра и учителями из разных городов России.

Активно развивается российско-канадский проект «Дух демократии» http://www.unb.ca/democracy. Созданный как сайт по обмену методическими разработками между педагогами разных стран, ресурс стал инициатором одноименной интернет-олимпиады для школьников, в которой приняли участие ученики 30 населенных пунктов Российской Федерации.

Оригинальное учебное пособие по обществознанию для 10–11-х классов Г.Трубникова «Бог. Человек. Общество» размещено по адресу http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm. Система гиперссылок существенно облегчает поиск необходимого материала.

Проект А.И.Чернова из Москвы «Компьютер на уроках истории, обществознания и права» http://lesson-history.narod.ru ориентирован на презентационные сопровождения уроков. Здесь – полная подборка презентаций для уроков обществознания в 8–9-х классах и уроков права – в 10–11-х классах.

Из зарубежных проектов следует обратить внимание на «Международные образовательные программы Корпуса Мира Worldwiseschools» http://www.peacecorps.gov/wws. Темы уроков для школьников в сборнике «Building Bridges» – межнациональное взаимодействие, толерантность, уважение культурных особенностей. Любопытно и описание собственно методик таких занятий.

«Общество»

Много полезных учебников, статей, публикаций и рефератов представлено на общественно-научном портале «INFOGLOBUS» http://social. narod.ru/indexru.htm. На его электронных страницах выступают правозащитники, конфликтологи, психологи, социологи, юристы, представители неправительственных организаций разных стран... Особый интерес представляют материалы, связанные с развитием гражданского общества.

Психологические, социальные, философские и правовые вопросы рассматриваются в рамках проекта «Российская сеть информационного общества» http://www.isn.ru. Она была создана 11 марта 1999 г. как открытое объединение людей, занимающихся проблемами развития экономики, политики, образования, общества в целом, на базе сетевых и информационных технологий, исследователей психологических, социальных и философских вопросов интернет-коммуникаций. Основные задачи сети – обмен информацией и идеями по проблемам информационного общества, подготовка и реализация проектов, направленных на его построение в России, а также интеграцию страны в глобальное информационное сообщество.

Информационно-аналитический портал Союза граждан России «Гражданин.Ru» http://www.graj danin.ru рассказывает о работе общественной организации, цель которой – «формирование институтов гражданского общества, способных реализовать эффективное равноправное сотрудничество между людьми во власти и гражданами России». Иными словами, «Гражданин.Ru» – место сбора сторонников как можно более справедливого мироустройства. Здесь они обсуждают действия властей, коррумпированных чиновников, разбирают предвыборные обещания политиков, высчитывают рейтинги партий и т.д.

И наконец, с официальным сайтом ныне упраздненной Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы)» можно познакомиться на сайте «Tolerance.ru» http://www.tolerance.ru/.

«Соционет» http://socionet.ru представляет интегрированную систему, собирающую воедино с разных серверов и сайтов сведения о научных публикациях на тему экономики, социологии и других гуманитарных наук. Основные сервисы личной зоны проекта позволяют, в частности:

· создавать, пополнять и изменять личные коллекции электронных публикаций всех основных видов, а также экспортировать их в заданном формате;

· создавать тематические/библиографические подборки публикаций, пополняя их прямо при просмотре описаний публикаций в системе Соционет;

· автоматически пополнять личные коллекции материалами, полученными по e-mail от «поставщиков» документов;

· запустить персонального информационного робота для контроля за новыми поступлениями в систему RePEc/Соционет;

· создать личный сайт на сервере socionet.ru.

Много актуального материала можно получить на официальном сайте авторитетной социологической службы Фонд «Общественное мнение» http://www.fom.ru.

«Экономика»

Большой информационно-образовательный проект Института «Экономическая школа» под названием «Economicus.ru» http://econo micus.ru – это огромное количество информации по экономике. Разделы традиционные (коллекция ссылок, база данных по знаменитым экономистам, новости, библиотека), но все эти ресурсы, до недавнего времени разбросанные по разным сайтам, собраны в одном месте. Очень удобно! Особенную практическую ценность для учителя представляют пособие для дискуссий на уроках экономики и обществознания в старших классах «Мир и Россия» http://wnr.economi-cus.ru и вводный курс экономической теории «Основы экономики» http://basic.economicus.ru.

Учебные и научные центры по экономике широко представлены на образовательном портале «Экономика, социология, менеджмент» http://economics.edu.ru. Здесь же сведения о грантах, стипендиях и конкурсах, конференциях и семинарах, учебных программах, книгах, статьях и диссертациях. Полезен каталог интернет-ресурсов и экономический глоссарий.

Каталог ссылок на экономические и финансовые сайты «Economics online» http://econline.hl.ru собрал интересную подборку учебных пособий, специализированных статей, именных сайтов известных экономистов, журналов, вузов соответствующей направленности. Как и следовало ожидать, англоязычных сайтов в каталоге больше, но и русскоязычные ресурсы подобраны с большой обстоятельностью и будут полезны всем специалистам, так или иначе связанным с экономикой.

Институт экономики переходного периода http://www.iet.ru представляет доступ к работам как сотрудников института, так и нобелевских лауреатов на экономические, политические и общественные темы. Ряд интересных работ финансового и экономического характера размещен на сайте «Миркин.Ру» http://www. mirkin.ru/

Нетрадиционный подход к вопросу налогообложения и множественность информации о налогах в разные времена в разных странах, всего, что связано с налогами (афоризмы, анекдоты, шутки и даже сонник по налогам) делают сайт «Энциклопедия налогов» http://tax-nalog.km.ru/ кладезем полезной информации и для учащихся, и для преподавателей.

«Человек»

В Интернете содержится довольно много полезных ресурсов, затрагивающих вопросы развития и психологию человека. В частности, можно выделить интернет-проект «Мир психологии» http://psychology.net.ru, где наряду с научными и научно-популярными публикациями есть интересные тесты.

Дополнительные возможности для повышения интереса к предмету представляет сайт «Физиогномическая соционика» http://tipolog.narod.ru. Уникален регулярно обновляемый фотокаталог соционических типов (сегодня более 12 000 фото), статьи по соционике и физиогномике, коллекция ссылок на соционические сайты. Здесь можно ознакомиться с оригинальной методикой определения социотипа по внешним признакам. Развитию потенциала мозга и тела поможет «Психологический портал развития человека» http://selfmaster.dax.ru. Так, здесь представлены различные методики по улучшению памяти.

Из сайтов, обращенных к здоровью человека, выгодно отличаются проекты «Бросай курить – вставай на лыжи» http://nosmoking.iv.ru и «NO SMOKING» http://www.nosmo king.ru. Оба содержат информацию и анимацию, эффективно решающую проблемы борьбы с подростковым курением.

В этом контексте можно рассматривать и сайт «История одной молодой жизни... Оксана – жертва наркотиков» http://www.oksana. websib.ru/index.html. Преподавателю важно узнать признаки злоупотребления наркотиками, уметь разговаривать с подростками, употребляющими наркотики и алкоголь, выяснить адреса центров реабилитации...

Исследования молодежных проблем с точки зрения психологии, социологии, антропологии и других интересных наук представлены на сайте «Молодежные движения и субкультура» http://subculture. narod.ru/. Большую помощь учителю может оказать и сайт «Конфликтология» http://conflictologiy. narod.ru/. Здесь наряду с электронным учебником и школой практической конфликтологии представлены тесты, конфликтологический журнал и много другой полезной информации.

«Политика»

С теоретическими вопросами политических учений, материалами по геополитике и текстами книг можно познакомиться на сайте «Политология, как она есть» http://feelosophy. narod.ru/html/selertive.htm, а с электронной версией хрестоматии по политологии, составленной М.Василиком, – в библиотеке Русского гуманитарного Интернет-университета http://www.i-u.ru/biblio/archive/vasilek%5Fxrpolitolog.

Интересен учебник по истории политических и правовых учений под ред. О.Э.Лейста (с древнейших
времен до современности) http://feelosophy.narod.ru/leist/ L0.html.

Сайт «Государственная власть» http://www.ovsem.com/user/gosvl актуализирует основные понятия и признаки государственной власти; интернет-портал «Рамблер – российская власть» http://vlast.rambler.ru – справочник персоналий власти Российской Федерации – содержит краткую официальную информацию о ее представителях, включая контактную информацию, биографию и фотографию.

Сервер http://gov.ru, появившийся весной 1996 г., называется «Russian government internet’s network. Российская правительственная интернетовская сеть». В частности, раздел «Администрация Президента Российской Федерации» включает подразделы: Президент Российской Федерации, официальные документы, материалы пресс-службы, оперативная информация, справочная информация, материалы Совета обороны. Регулярно публикуются выпуски пресс-службы.

О государственной символике России, такой же противоречивой, как и сама отечественная история, рассказывается на специальном сайте, расположенном по адресу http://russian-sign.h1.ru.

И наконец, информационное агентство «Федеральная служба новостей» («Federal news service») http://www.fnsg.com представляет полные транскрипты выступлений видных политиков и экономистов России, тексты проходящих в Москве пресс-конференций, которые можно получить как на русском, так и на английском языке.

«Право»

В размышлениях и спорах о путях развития России полезно обратиться к истории создания нашей Конституции. Ресурс «Конституция Российской Федерации» http://www. constitution.ru должен максимально облегчить знакомство с Основным Законом России. В приложении даны тексты всех постановлений Конституционного Суда РФ о толковании статей Конституции. На странице Основной Закон http://vivovoco.nns.ru/VV/LAW/ VV_ LAW_W.HTM представлены Конституции нашей страны – действовавшие и оставшиеся в проектах. Для сравнения приводятся Конституции некоторых зарубежных государств.

С текстами всех новых кодексов и законов можно познакомиться на сайте «Законы России. Сборник российского законодательства» http://asvser.chat.ru. А «Каталог статей по праву» можно посмотреть на странице http://gadost.hut.ru/statii.html.

Систематизация проведена по разделам: Избирательное право; Гражданское право; Теория и история государства и права; Уголовное право; Криминология; Гражданский и арбитражный процесс; Уголовный процесс.

Предлагает свои услуги «Правовая библиотека» http://www.tarasei. narod.ru/uchebniki.html. Сайт создан и поддерживается Фондом развития парламентаризма в России.

На сайте Legislature.ru http://www.legislature.ru собраны тексты законопроектов, экспертизы и комментарии специалистов; материалы конференции, посвященной законотворческой деятельности палат Федерального Собрания; каталог литературы, посвященной парламентаризму; устройство и органы законодательной власти, механизм законотворческой деятельности, история российского парламентаризма.

Юридическая и правовая литература, база данных юридических фирм представлены в рамках проекта «Виртуальный клуб юристов» http://www.yurclub.ru. Этот клуб стремится объединить людей, связанных с юриспруденцией, для эффективного и оперативного решения возникающих проблем. Вступить в него может каждый – юрист, адвокат, нотариус, судья, студент и просто человек, интересующийся юриспруденцией.

Обратите внимание на сайт http://www.ifap.ru/pi. Здесь рассказано о Международной конференции «Право и Интернет». Конференция стремится объединить усилия юристов, интернет-общественности, специалистов в области информационных и коммуникационных технологий для решения вопросов, связанных с особенностями правового регулирования и правоприменения в киберпространстве. Здесь же – общие сведения о конференции, ее российском комитете, о программе ЮНЕСКО «Информация для всех»: официальные документы, структура и сеть программы. Интересны библиотека, архив материалов и тематические форумы.

Сайт «За права человека» http://zaprava.ru содержит последние новости и практическую информацию по защите прав человека, руководства по технике защиты прав человека, профессиональные советы для организаций, занимающихся правами человека, новости и газету «За права человека», выпускаемую Общероссийским движением «За права человека». На страницах портала «Права человека в России» http://www.hro.org размещены база данных правозащитников, специальные проекты для призывников и работников системы образования, статьи о беженцах и переселенцах, правоохранительных органах, судах и пенитенциарной системе, правах различных категорий населения.

Сайт журнала Международной конфедерации обществ потребителей «Спрос» http://www.spros.ru – это ведущий ресурс для потребителей в Рунете. Здесь можно найти архив номеров журнала, результаты тестирования товаров и их рейтинги. Рубрика «Юридическая консультация» познакомит с компетентными советами юристов, научит отстаивать свои права в суде, писать претензии, жалобы и доверенности. На «Горячей линии» можно не только задать юристам свой вопрос, но и познакомиться с архивом из 400 ответов на самые распространенные вопросы. Наконец, на сервере работают «Потребительские базары» – место, где можно поделиться своим опытом и воспользоваться опытом других.

Интернет-система «Мир семьи» http://www.fw.ru:8101, помимо очень важной подборки «Законодательство о семье», содержит разнообразную библиографическую и аналитическую информацию. В разделе «Права и дети в Интернете» http://school-sector.relarn.ru/prava/in dex.html представлены странички «Адвокат для тебя» (как вести себя школьнику в сложных правовых ситуациях), «Конвенция» (полный текст «Конвенции о правах ребенка»), «Законы про тебя» (адвокат комментирует «Закон о гарантиях прав ребенка» и уголовное законодательство), «Очная ставка» (разбор сложных жизненных ситуаций), «Телефон спасения» (телефоны и адреса правозащитных организаций в регионах России), «Вещдоки» (ссылки на полезные книги и веб-сайты правозащитных организаций), «Допрос населения» (материалы социологических исследований, связанных с правами детей), «Страшные слова» (полезный словарик).

Более подробно о проблемах, связанных с уголовным законодательством, можно узнать из материалов информационно-публицистического сайта о нравах преступного мира «BRATVA Common Sites, Inc» http://www.bratok.com/mainl.html. Неофициальный сайт экспертов-криминалистов ГУВД Ростовской области «Азбука криминалистики. Наследники Холмса» http://www.expert. aaanet.ru создан на основе материалов из книги по криминалистике. Однако часть материалов сайта (в основном из разделов «История» и «советы эксперта») являются эксклюзивными. Естественно, здесь не раскрываются профессиональные тайны.

«Культура и духовная жизнь»

Интересную информацию можно получить в материалах справочно-информационного портала «Религия и СМИ» http://www.religare.ru. Здесь представлено религиозное сообщество России и мира во всем многообразии конкретных традиций и их представителей, а также научное сообщество, изучающее религиозную жизнь (религиоведение, социология).

Очевидную поддержку можно получить и на сайте «Библиотека по культурологии» http://www.countries.ru/library.htm. Это культуроведческий справочник по теории и истории культуры, содержащий также тексты по истории и культуре древних цивилизаций, античности, средних веков, Возрождения, Нового времени.

Рассматриваются и вопросы, касающиеся самой науки культурологии. На сайте активно работает форум. Сайт «История государства Российского в памятниках архитектуры и градостроительства» http://www. mtu-net.ru/shadows/project/ – это интересный рассказ о 10 веках русской истории.

«Познание»

Задача сайта «Философские ресурсы в Интернете» http://www. bashedu.ru/konkurs/bagautdinov – помощь в поиске таких ресурсов, распространение информации о новинках, а также поддержка публикаций в Интернете новых философских материалов (статей, тезисов и т.п.).

Подборка документов по истории русской философской мысли (в основном либерального направления) представлена на страничке «История и современность» http://www. yabloko.ru/Themes/ History/index. html.

Электронная версия хрестоматии по философии, составленной Л.Аверьяновым, размещена в библиотеке Русского гуманитарного интернет-университета http://www.i-u.ru/biblio/archive/ aver%5Fxrbfilosofy.

«Библиотека философии и религии» http://filosofia.ru предлагает книги, статьи, рефераты и другие материалы. В электронной полнотекстовой библиотеке Ихтика http://ihtik.lib.ru также представлены книги, статьи, авторефераты и диссертации, сборники материалов конференций и университетских изданий по философии, учебные материалы по различным дисциплинам и отраслям наук, энциклопедии, словари и справочники.

Проблема идеологии в философских трудах рассмотрена на сайте «Антология истории идей и идеологий» http://www.ideology.ru/app/index.htm. Наиболее полно представлено направление «История афористики». Ядро проекта – интерактивный сборник «Фонарь Диогена», который продолжает традиции многочисленных энциклопедий мыслей и афоризмов, издававшихся за рубежом и в нашей стране.

С методической точки зрения представляет интерес Семинар по философии «Человек как творец и творение культуры» http://gymnasium248.narod.ru/works/web/seminar/index.htm, разработанный преподавателями гимназии № 248 г. Санкт-Петербурга.

Аудиоархив лекций ведущих российских преподавателей и ученых по широкому спектру гуманитарных дисциплин, созданный в рамках проекта «Звуковая библиотека» Санкт-Петербургского отделения Института «Открытое общество» (Фонд Сороса), собран на сайте «Сонотека» http://www.sonoteka.spb.ru. Значительную помощь преподавателю обществознания могут оказать ресурсы специализированного информационно-образовательного портала «Гуманитарные науки» http://auditorium.ru/aud/about/index.php. Основой для его создания стал портал «Auditorium.ru», работы над которым ведутся с конца 2001 года также по инициативе и при финансовой поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса). В рамках портала публикуются учебники и учебные пособия, хрестоматии, монографии, диссертации и журналы; проводятся конференции и работают интернет-гостиные.

Заканчивая обзор, отметим, что большинство из представленных в обзоре сайтов создано и поддерживается не государственными органами, а инициативными гражданами и общественными организациями. В этой связи, к сожалению, невозможно делать добросовестные прогнозы как о периодичности обновлений, так и о жизнестойкости ресурсов. Впрочем, как показывает опыт, интересные разработки всегда сохраняются в том или ином виде.