Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2005


ЭКОЛОТ

Рубрику ведет Нина Колоскова

Рисунки Геннадия Целищева

Своя жизнь

Нина Колоскова

Опять весна. Опять цветы…

Цветы в жизни женщины – явление особенное. Даже самый маленький, незамысловатый букетик начинает «работать» буквального с того самого момента, когда Вы (лично Вы) берете, а, вернее, принимаете его в свои руки. Невероятная у них способность – активизировать все лучшее в нашей сложной женской субстанции. Вспоминаем о себе все и сразу: мы милы, привлекательны, красивы!

Мало того, появляясь в доме, они резко начинают диссонировать с беспорядком и неприбранностью (если таковые имеют место). Они «требуют» создания для себя особых, если хотите, экологических условий. Или, в крайнем случае, банальной уборки (по себе сужу).

Вы когда-нибудь замечали, как неловко держат в руках цветы наши мужчины? Ну, не их это дело. Они вообще не понимают, почему в это почти эфемерное нечто, теряющее товарный вид и приходящее в негодность прямо на глазах, приходится вкладывать (хотя бы время от времени) вполне реальные средства. Хорошо, хоть вообще, приняли как факт, что цветы в жизни женщины… (читай начало)

Хотя, сегодня речь несколько о другом…

Растительная жизнь
в библиотеке

В библиотечной жизни – в формировании среды библиотеки, в оформлении интерьера – не последнее место занимают живые или, как их еще называют, горшечные комнатные растения. Определенную роль они играют и в работе по экологическому воспитанию читателей. Библиотекари прекрасно это понимают и уделяют цветам достаточно много внимания, времени и сил.

Кроме того, в городах доминирует искусственная среда обитания, которая формирует человека, не воспринимающего природу. А цветы – это возвращение природы в город, привнесение ее в наши дома и библиотеки, возможность смягчить техногенное воздействие, вернуть человека в исходное состояние – единения с природой. А это так важно для нас и наших читателей.

Некоторые, правда, умудряются обходиться и искусственными растениями. Иногда, ограничиваясь только ими, иногда, в сочетании с живыми. Здесь мнения расходятся. Вот, например, Мартин Кригер, который много пишет о создании искусственной природной среды, в своем эссе «Что плохого в пластиковых деревьях?» размышляет о том, так ли уж плохи пластиковые деревья. Он полагает, что они вполне приемлемы и, используя пластиковые деревья и тому подобное, можно сделать уже немало, чтобы большинство людей ощутили, что они действительно общаются с природой.

Создание искусственной среды обитания есть вполне приемлемая (и, очевидно, необходимая) деятельность человека. Хотя мне, честно говоря, при виде искусственной пальмы в пластиковой кадушке в детской или школьной библиотеке становится как-то не по себе. И когда делаются попытки объяснить, что живые растения в библиотеке не растут (темно, холодно, душно, и т.д. и т.п.), мне в это верится с трудом: ведь они, эти растения, такие разные.

wpeD.jpg (6524 bytes)

Инга Бердникова и ее фиалки (фото из архива И.Бердниковой)

Библиотека – естественная среда обитания для… цветов

Подкрепляют мое мнение многие факты из жизни и практической деятельности библиотек, которые в общении с зелеными друзьями сложностей не испытывают и готовы поделиться своим опытом.

Ирина Сертукова в статье «Зеленые соседи книг» (газета «Голос Череповца») пишет: «…и оказалось, что никакое другое украшение – будь то хром, бронза или дерево – не сможет так создать хороший настрой, как комнатные растения. Мы совершили небольшой рейд по городу в поисках таких зеленых мест и сегодня расскажем о том, как выглядят залы библиотеки профкома ОАО «Северсталь». Каких цветов там только нет! В основном экзотические: различные пальмы, анцтера, гибискус… Вот только немногие из представителей зеленого населения библиотеки. Представляете, как приятно там заниматься читателю, пришедшему посидеть в библиотеке с журналом, газетой или книгой.

Кто и когда начал озеленять библиотеку? По тому, как комфортно чувствуют себя там растения, видно, что появились они в царстве книг не вчера.

– Цветы у нас начали разводить давно, еще в старом здании, – рассказывает библиотекарь отдела комплектования и обработки Алевтина Алексеева. – В 1979 году при переезде в новое здание были перевезены многие цветы. Как таковой идеи разводить их не было. Все как-то получилось само собой. Что-то работники библиотеки принесли из дома, что-то подарили читатели, обменивались отростками с другими организациями, часть цветов библиотека покупает. Еще у нас есть пальма, которая выросла из семечка!

А легко ли озеленить такое большое помещение, как библиотека? Как пояснила Алевтина Николаевна, сделать это при желании нетрудно. Растения, уже прижившиеся в здании, размножали, рассаживали. Вот только цикламен никак не могли развести. И не удивительно. Цикламен требует тщательного ухода и опыта. Ведь цветы, как люди, любят, чтобы им уделяли внимание, заботились… А во время рабочего дня на это не всегда находится время. Вот и приходится отказываться от разведения привередливых растений. Конкретного человека, который бы отвечал за озеленение, в библиотеке нет, да он и не нужен, когда каждый сам выбирает себе любимца и ухаживает за ним. А нелюбимых растений в библиотеке просто нет!»

Зачастую, растения становятся не просто украшением библиотеки, но и принимают участие в библиотечной жизни.

Татьяна Викторовна Рогалева, заведующая сектором методической работы детской библиотеки ЦБС Грязовецкого района (Вологодская область), рассказывая об экологической работе в материале «Природа – дом, в котором мы живем», отмечает: «Читатели, приходящие в Грязовецкую детскую библиотеку, попадают не только в книжное царство, но и царство зеленых насаждений. Их встречают и гигантские гибискусы, достающие кроной до потолка, и крошечные кактусы, удивляющие причудливостью своих форм. Более двухсот растений в плошечках, горшках и кадках. Все это богатство появилось у нас не без помощи наших читателей, живо откликнувшихся на акцию по обмену комнатными растениями. В библиотеке прошла своеобразная ярмарка – распродажа цветов, средства от которой пошли на приобретение цветочных горшков. Стала традиционной выставка-композиция “Цветы – наши верные друзья”, где наряду с книгами на полках стоят живые растения. Читатели получают компетентные советы по уходу за комнатными цветами, узнают о значении их в жизни человека. “Путешествие в мир красоты” – так назывался праздник цветов, проходящий в рамках занятий экологического клуба “Лесовичок” для детей младшего школьного возраста».

Интерьер библиотеки горно-геологического лицея
в Екатеринбурге. Фото Инги Бердниковой

В Нижнемуллинской (Пермская область) сельской библиотеке-филиале № 23 действует «Школа добрых волшебников», на занятиях которой ведется работа по воспитанию экологической культуры младших школьников. Второй год работы посвящен обучению детей практическим экологически значимым действиям и называется «Мы учимся волшебству». Один из проектов, реализуемых в ходе работы, называется «Зеленый дом». Библиотекарь Ирина Владимировна Гордеева пишет: «Проект «Зеленый дом» ставит цель – увеличить численность растений в наших домах, помочь людям найти себе зеленых друзей среди комнатных растений. В ходе работы мы беседуем с ребятами о комнатных растениях, имеющихся в библиотеке и дома. Знакомим их с литературой, изучаем способы размножения цветов, методы посадки. На практике мы черенкуем цветы, выращиваем черенки в горшочках, ухаживаем за ними и распространяем среди читателей библиотеки и в школе».

Опыта не занимать

Инга Игоревна Бердникова из Екатеринбурга, заведующая библиотекой лицея № 173, прислала в редакцию нашей газеты свой материал, где с высоты опыта, накопленного годами, рассматривает проблему озеленения библиотеки. Являясь цветоводом с двадцатилетним стажем, Инга Игоревна к озеленению библиотеки старается подходить с научной точки зрения. Использует различную литературу по цветоводству. Посещает клуб «Екатеринбургская фиалка». В ее коллекции – более 130 сортов узумбарских фиалок, коллекции луковичных, декоративно-лиственных и цветущих растений (в том числе экзотических), суккуленты и кактусы, ампельные растения, папоротники. Закончила курсы фитодизайна и делится своими идеями насчет оформления библиотечных помещений. Ее материал так и называется «Цветы в интерьере библиотеки». Мы никак не можем пренебречь ее советами и из довольно объемного и обстоятельного материала мы позволили себе отобрать информацию, касающуюся именно этой проблемы.

Странички из экологического досье «Что растет в библиотеке» ЦГДБ
им. А.Гайдара, Москва Фото Нины Колосковой

«Зеленые растения в помещении библиотеки очень хорошо компенсируют запахи (в том числе плесени), прекрасно увлажняют воздушную среду, очищают от пыли, поглощают вредные и токсические вещества. Зелени в библиотеке должно быть как можно больше.

Размещение растений может влиять на восприятие пространства. Вьющиеся растения, направленные вверх, могут создать иллюзию более высоких потолков. При оформлении вестибюля, холла библиотеки она рекомендует использовать растения, вьющиеся по горизонтали. А, вот в читальном зале они загораживают свет и зрительно уменьшают объем помещения. Также такие растения можно разместить над дверью или на стене напротив окна.

Распределение в интерьерах читальных залов или на рабочих местах отдельных цветов или групп растений может быть самым разнообразным. Для того, чтобы растения чувствовали себя комфортно, необходимо знать основные требования каждого из них к влажности, освещенности, температуре и почве.

Используя цветы в интерьере библиотеки, нужно помнить о том, чтобы они органично вписывались во внутреннее пространство и не мешали реализации конкретных функций библиотеки».

Что растет в библиотеке?

В большинстве случаев библиотекарей дилетантами в цветоводстве назвать нельзя. Такой вот пример: в Центральной городской детской библиотеке им. А.П.Гайдара (Москва) на одном из занятий спецкурса, посвященном формированию экологической культуры, детским библиотекарям было предложено заполнить анкету «Экологическое досье библиотеки». Один из вопросов: перечислите растения, имеющиеся в вашей библиотеке. Чтобы на него ответить, библиотекарям пришлось проделать достаточно серьезную работу: провести «опознание» своих растений, узнать их латинские названия, составить их перечень. В результате получился довольно внушительный список: в тридцати московских детских библиотеках произрастает 101 растение, среди которых встречаются экзотические, редкие и сложные для выращивания.

Самый поверхностный анализ материала дал возможность сделать несколько выводов:

· Между разнообразием растений, их количеством и числом выписываемых в помощь их разведению журналов прослеживается прямая связь.

· Самыми распространенными в детских библиотеках Москвы являются: хлорофитум, бегония, сенполия.

· Достаточно широко распространены: алоэ, аспарагус, диффенбахия, кактусы, монстера, плющи, сансевиерия, традесканции, циссус.

· Многие библиотеки являются обладателями уникальных и весьма редких растений.

Работники некоторых библиотек использовали свои наработки, например, для составления «паспортов» своих растений. И теперь рядом с цветами расположена краткая информация о них.

Сопроводив перечень растений небольшой методико-аналитической запиской, мы получили материал, который позволит коллегам прибегнуть к помощи друг друга в плане обмена информацией о секретах содержания растений (рядом с названием растения указаны номера библиотек, где они произрастают), поможет наладить обмен «растительным материалом».

Они такие разные

И все же хочется вернуться к разговору о том, что «…а у нас в библиотеке цветы не растут». Попробуем прояснить ситуацию? Давайте вспомним, что растения подразделяются на несколько экологических групп в зависимости от отношения к факторам окружающей среды. На данный момент для нас актуальными являются два фактора. Первый – отношение к свету (светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые). Здесь все более или менее ясно. А если есть необходимость, найдете, где получить информацию (библиотекари все-таки). Второе – отношение к воде. Здесь несколько сложнее, но и поинтереснее будет. Мы знаем кактусы. Знакомы с суккулентами. К растениям, философски относящимся к тому, полили их или нет, также причисляются склерофиты. Они менее известны. Хотя, если я подскажу, что это – растения, сухие на вид, с мелкими листочками, опушенными или покрытыми восковым налетом, то вы сразу их вспомните. Это все ксерофиты. Есть мезофиты: растения, переносящие непродолжительную засуху. Есть еще гигрофиты – любители повышенной влажности, гидрофиты – те, которые прикреплены к грунту и погружены в воду нижними частями. А вот на следующую группу растений я бы обратила особое внимание: гидатофиты – растения, целиком или большей частью погруженные в воду – этакий подводный садик.

Трудно поверить, что при всем богатстве выбора… предпочтение может быть отдано пластмассовой пальме.

Напоследок вспомним, что речь все же идет о цветах в библиотеке, а идеальные условия для хранения книг – температура воздуха от 18 до 22 градусов, влажность – 50–60 %. Поэтому – поосторожнее с растениями-гигрофитами, требующими повышенной влажности.

И совет: если в библиотеке слишком влажно – положите на книжные полки, расположенные в непосредственной близости от растений, требующих интенсивного полива, мешочки с силикагелем. Данный продукт предназначен для поглощения влаги и предотвращения насыщения влагой изделий. Это – отечественный продукт (производитель – ЗАО «Роспродукт»). Неплохой заменой послужит обычная поваренная соль, также насыпанная в мешочки.

Джунгли экологического фонда. Фото Александра Степанова

Итак, резюмируем

При организации каких-либо экологических пространств (уголков или комнат природы) или просто при размещении растений в библиотеке желательно придерживаться следующих правил:

· растения должны быть безопасны для читателей (стараться избегать ядовитых растений);

· колючие растения следует располагать в местах, удаленных от мест «обитания» читателей;

· предпочтение следует отдавать растениям, очищающим воздух от пыли, и растениям, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены в помещении (элиминация – от лат. elimino выношу за порог, удаляю, исключаю). В биологии элиминация – гибель отдельных особей или целых групп организмов (популяций, видов) в результате различных естественных причин;

· содержать растения в надлежащем виде, осуществляя полноценный уход;

· размещение цветов не должно снижать уровень естественной освещенности в помещении;

· при подборе растений (в основном это касается гигрофитов) необходимо помнить, что лишняя влажность в библиотеке не способствует хранению книг.

И еще, если вы хотите привлечь к уходу за растениями ваших маленьких читателей, не забудьте обеспечить их специальной литературой. Например, выпишите для них журнал «Маленький садовник». На его страницах много внимания уделяется выращиванию комнатных растений.