Слово
Александр Панфилов
Похоронный марш
Звоню своему старому приятелю,
довольно известному писателю. «Слушай, – говорю
ему, – я тут делаю номер одного журнала,
посвященный прощанию с империей. Напиши мне
статью». «Уточни задачу», – просит он. «Ну, –
формулирую я, – вот был у нас ряд “священных
коров”, связанных с тем, что называется
имперским сознанием. С ними волей-неволей сейчас
приходится прощаться. Куда там нас дальше кривая
вывезет, пока не видно, но нынешняя ситуация
именно такова. Быть может, это прощание на время;
быть может, – навсегда. С философией имперской
жизни, с ощущением себя частью великой державы, с
великой культурой, с… Вот! Эврика! Напиши про
русскую интеллигенцию. Про ее грехи и заслуги.
Вокруг твердят, что она смертельно больна, что
вот-вот отдаст концы. Так ли это?» «Про эту
гадость? – в голосе приятеля появляются
металлические нотки. – И не проси, не стану. Мне
ненавистно все интеллигентское. От этой дряни
все наши беды…» Тут мы спорим. Разговор
некоторое время продолжается на высоких тонах,
потом смягчается. Мы давно знаем друг друга, и
ссоры – это не наш стиль. Они не плодотворны.
Приятель, в конце концов, обещает написать
статью. Говорим, что давно пора встретиться, что
электронная почта – губительница дружб, что
время летит ужасно, и чем дальше, тем ужаснее.
Вздыхаем умудренно. Все понимаем. Передаем
приветы семьям.
Но это уже не важно. Я хочу
акцентировать внимание на реакции моего
приятеля при первом упоминании об интеллигенции
в нашей беседе. Моего приятеля это привело в
состояние высокого негодования. На
интеллигенцию, пока разговор наш пребывал в
нервном промежутке, он вылил ушат помоев.
Подозреваю, что то же самое он сделает в своей
будущей статье. Это ничего, это нормально, это
позиция. И она показательна. Она – знак
современности. Знак того, что наше общество
меняется, и эти изменения меньше всего можно
отнести к «косметике»; они происходят на каком-то
глубинном уровне.
Все было правильно, когда
интеллигенцию «поливали» представители иных
социальных слоев, прослоек и классов. Хотя как
раз интеллигенция всегда являлась наиболее
открытым социальным образованием, вбирая в себя
и размывая в себе весь социальный спектр
общества. И соответственно делегируя от себя
своих питомцев куда угодно – во «власть», в
«народ», в «элиту». Но при этом она всегда
раздражала других – своей непохожестью и тем,
что ей до всего было дело. Собственную особость,
которая образовывалась из идеализма,
жертвенности, образованности, прогрессивности и
так далее интеллигенция бережно лелеяла –
доходило и просто до некритичного
самовосхваления (вспомним конец XIX века,
мифологию «шестидесятников» двадцатого…).
Впрочем, случались и трезвые взгляды.
Сформировалась даже целая традиция, описываемая
рядом сборников – таких, как знаменитые «Вехи»,
«Из глубины», «Из-под глыб». Критика, звучавшая в
них, была очень жесткой, но она, вообще говоря, не
отменяла интеллигенцию. Быть может, и сама
жесткость вызывалась пониманием того, что
русская интеллигенция – уникальное образование,
без которого стране просто не обойтись. Критика
– это попытка лечения. Попытка вернуть
заблудившегося на предназначенные пути.
Сейчас в словах, раздающихся тут и там,
и ставших общим местом, звучит не критика, а
абсолютное отрицание. Интеллигенцию «закрывают»
на наших глазах. Ситуация серьезна. Потому что
интеллигенцию как некое живое сообщество
отвергают сами же интеллигенты (или так –
«бывшие» интеллигенты). А это что-то да значит. Я
потому и начал этот текст с разговора со своим
приятелем, столь возмущенно относящимся к
«трудам и дням» русской интеллигенции. Пусть он
во многом прав, пусть его отрицание хорошо
мотивировано, да, но беспросветно-то черных
цветов в природе не бывает. И если что-то
изображают в таком цвете, значит в этом
присутствует определенная передержка, тенденция
и, по большому счету, неправда.
Впрочем, я все время отвлекаюсь. Я
хотел сказать, что с приятеля-то моего, нынешнего
страшного ненавистника интеллигенции, можно
было бы писать собирательный портрет русского
интеллигента. У него типично интеллигентская
внешность (мягкость, граничащая с рыхлостью,
очки, некоторая неуклюжесть), типично
интеллигентские повадки (вежливость, скромность,
ровная и правильная речь), типично
интеллигентский стиль жизни (честность,
бессребреничество, безудержная увлеченность
идеями и т.д.). И при этом настроения, выразителем
которых он является, становятся массовыми. Это
уже не отрицание. Это самоотрицание. Тотальное
самоотрицание в какой-то момент грозит
соответственно самоуничтожением. Таким образом,
вопрос, который мне сейчас не дает покоя,
формулируется так: не попадаем ли мы сейчас в
свидетели публичного самоубийства
интеллигенции?
Это было бы грустно. Я не отношу себя к
апологетам интеллигенции; сам когда-то
аплодировал и «Вехам», и затеянному Солженицыным
сборнику «Из-под глыб», не видя тогда их
односторонности. Но, стараясь глядеть трезво на
интеллигенцию, никогда не соглашусь с тем, что
она творила в нашем отечестве лишь зло. Нынче
могильщики интеллигенции не видят в ее
деятельности вообще светлых пятен. Ну разве что
кроме двух – это ее будничная образовательная и
спасательная работа. Кивают обычно на учителей и
на врачей, говорят умилительно: вот они, живя в
нищете, тем не менее, никогда не бросали своего
дела. Но, мол, это уже ничего не меняет. Эти
крокодиловы слезы в действительности –
очередная мифология. Интеллигент в школе или
интеллигент в рядовой больнице – с этим еще надо
разбираться (как-нибудь и разберемся), тут все
сложно.
Я – не любитель мифологий, равно как не
любитель ни розовых, ни темных очков. Ну их к ляду,
надоели. Но при этом мне кажется, что
интеллигенции по-прежнему есть чем заниматься. А
чтобы не случилось похорон, которые кто с
нехорошей радостью, кто с неподдельной грустью
пророчат, нужно собраться с силами и учинить
умную ревизию своего прошлого (в том числе и
недавнего). И не страшиться смотреть в глаза
настоящему. Быть, в конце концов, смелой. Потому
что быстренько переодеться, «перекраситься»,
выучить новый язык и подладиться под чужие
привычки – не самый лучший способ
соответствовать времени. |