Редактор Ольга Козлова
Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>
Подробности
Нина Коренькова
Дорога учебника от Москвы до Нерюнгри
Комплектование учебных фондов библиотек в
новых условиях
|
Нина Федоровна
Коренькова
главный специалист
по библиотечным фондам Управления образования
Нерюнгринского района
Республика Саха (Якутия) |
ГОРОД Нерюнгри – крупный
промышленный город на юге Якутии, центр
Нерюнгринского района. На его территории 23
образовательных учреждения, в т.ч. 2 гимназии –
многопрофильная и гуманитарная, Центр
образования с контингентом учащихся 7–11-х
классов, основная сельская школа, школа-интернат
для учащихся коренных народов Крайнего Севера
(эвенков), специальная коррекционная
школа-интернат VIII вида; 29 дошкольных
образовательных учреждений.
Впервые школы нашего города уже в 1994/95
учебном году не получили учебники Федерального
комплекта. Два года прошли в надеждах на перемены
к лучшему, в активной переписке с Министерством
образования республики. К 1996 году, когда проблемы
финансирования фондов учебной литературы
официально были переложены на регионы, наши
школьные библиотеки уже реально не могли
обеспечить учебниками более 30% учащихся. Это были
годы, когда один учебник на 2–3 ученика считался
почти нормой, и стало очевидно: бесполезно
надеяться на чью-то помощь, решать проблемы
предстоит нам самим.
Многочисленные переговоры с
представителями власти на всех уровнях
позволили определить 3 источника комплектования
фондов учебников:
· учебники Федерального комплекта
(Якутия частично финансировала их приобретение);
· средства городского бюджета;
· комплектование фондов учебной
литературы за счет внебюджетных родительских
средств;
Приказ Министерства образования
республики Саха (Якутии) № 01-06/46 от 17.04.96 года стал
основанием для введения родительской платы за
пользование учебниками. В 1996 году размер ее был 20
рублей. Письмо МО РС(Я) № 02-116 от 12.02.98 года давало
дополнительные возможности для работы с
родителями, с контролирующими органами. И это
имело большое значение, поскольку ежегодно, как
только начинался сбор родительских средств,
раздавался звонок из прокуратуры, я собирала
свои рабочие документы и шла обсуждать ситуацию.
Было очень трудно доказать, что конституционная
гарантия права на бесплатное образование не
предполагает бесплатный комплект учебников, что
этих учебников больше нет, а детям учиться надо!
В 1999 году в республике был принят Закон
« Об учебниках…», закрепивший право
образовательных учреждений на работу с
внебюджетными родительскими средствами.
Позволю себе коротко проанализировать
состояние комплектования фондов:
1. Поступление учебников Федерального
комплекта постепенно сокращалось: с 20 915
экземпляров (13,9% от заказа) в 1998/99 учебном году до 4
844 экземпляров (2,9%) в 2000/01 году, а c 2001 года вообще
прекратилось. Да и рассчитывать на учебники
Федерального комплекта безнадежно, ведь
абсолютно не известно, какие учебники, когда и в
каком количестве мы получим.
2. Долгое время солидным источником
комплектования фондов были средства городского
бюджета:
· 1998/99 уч. год. – 82 тыс. рублей – 2345 экз.
учебников
· 1999/00 уч. год – 235 тыс. рублей – 2571
экз., 460 комплектов учебников для 1 класса по
программе «Школа 2100»
· 2000/01 уч. год – более 646 тыс. рублей – 21
100 экз. (в основном учебники для дошкольного
образования и начальной школы по программе
«Школа 2100»
· 2001/02 уч. год – более 1 млн рублей –
полностью обновлены учебники литературы для
5–11-х классов, вновь, спустя 6 лет, мы приобрели
для школ 2043 экземпляра методической и 2012
экземпляров художественной литературы. Около 500
тыс. рублей потрачено на учебники по программе
«Школа 2100».
· 2002/2003 уч. год – 630 тыс. рублей –
фондируемые учебники по РО Занкова, начато
обновление учебников истории и обществознания.
С 2003 город перешел на местное
самоуправление, и, к сожалению, в городском
бюджете больше нет статьи на комплектование
фондов учебной литературы.
3. Постепенно увеличивалось количество
учебников, приобретаемых за счет родительских
средств: 1997/98 уч. год – 849311 руб. – 39625 экземпляров,
2002/03 уч. год – 2516390 руб. – 62753 экз.
Приведенные цифры показывают, что
главным источником комплектования учебных
фондов школьных библиотек, а с 2003 года –
единственным, становятся родительские средства.
Плата за пользование учебниками
существенно изменилась и сейчас составляет 350
рублей. С середины 2004 года наши образовательные
учреждения перешли на финансовую
самостоятельность и теперь сами определяют ее
размер, исходя из потребностей в обновлении
фондов.
С 2000 года мы начали работу
непосредственно с издательствами. Именно тогда
дошкольные образовательные учреждения, большая
часть начальной школы перешли на программу
«Школа 2100», а потому нашим первым партнером стало
издательство «Баласс».
Сравнение цен было явно не в пользу
городских книготоргующих организаций, даже
после оплаты транспортных расходов средние цены
на учебники, купленные в издательстве, были ниже
на 30% и более.
К этому времени в процессе нашей
повседневной работы по комплектованию фондов
учебной литературы остро встали две проблемы:
1. Необходимо было более рационально
использовать бюджетные, и, в первую очередь –
родительские, средства. Пять лет работы с этими
деньгами приучили нас отчитываться за каждую
копейку.
2. Нарушалась система в комплектовании
фондов учебной литературы. Школы, отпущенные на
свободу, не всегда выбирали оптимальные
варианты, возможность выбора альтернативных
программ и учебных комплектов иногда приводила к
абсурду. И хотя ежегодно в декабре–январе мы
проводили для заведующих школьными библиотеками
встречи со специалистами Управления
образования, с руководителями городских
предметных методических объединений для
определения перечня используемых учебников,
было достаточно много неудачных приобретений.
Все это убедило нас в необходимости
централизованных заказов напрямую в
издательствах. В 2001 году мы заключили договоры
поставок учебной литературы с издательствами
«Баласс», «Ювента», «Русское слово», «Учебная
литература».
Это был наш первый опыт работы с
издательствами.
Но уже через год количество
издательств потребовалось значительно
увеличить, поскольку были нужны учебники
«Просвещения», «Дрофы», «Титула» и многих других.
В то же время год работы показал, что контакты
даже с четырьмя издательствами занимают массу
времени: на переписку, контроль за оплатой
счетов, сверку взаиморасчетов и другие текущие
дела. А потому нам был нужен дилер, через которого
мы смогли бы закупать все необходимые учебники.
Такого дилера я искала на Московской книжной
выставке в сентябре 2002 года. Я посмотрела стенды
всех издательств, предлагающих учебную
литературу, обговорила условия поставки,
сравнивала, сопоставляла. Но выбор свой сразу
сделать не смогла, слишком много было заманчивых
предложений. А потому справедливо рассудила, что
пройдет время, улягутся эмоции и впечатления, и
принять решение будет проще.
Валентина Михайловна Катина,
заместитель генерального директора ЗАО
«АСТ-Пресс. Образование» нашла нас сама, но ее
рукой, наверное, водила судьба. Мы отработали с
«АСТ-Пресс» два полных года и заключили договоры
на 2005 год.
В 2003 году сумма нашего
централизованного заказа была немногим более 400
тыс. рублей, и в нем участвовало 12 школ. При
подведении итогов этой работы за год зав.
библиотекой сш № 2 М.В.Кучер с удивлением и
растерянностью сказала: «Мы купили учебники,
методику, детскую литературу, общее количество
книг вдвое больше, чем в предыдущие годы, и еще
осталось 52 тыс. рублей». И это было лучшей
рекламой!
Вот так бы каждый день да по
столько!
В 2004 году:
· в централизованном заказе
участвовало 17 школ;
· мы получили учебную и другую
литературу 12 московских издательств;
· 7 школ, кроме литературы, заказали
оборудование для учебных кабинетов;
· общая сумма заказа составила
немногим более 4 млн рублей.
Мы приобрели в лице «АСТ-Пресс.
Образования» надежного, ответственного делового
партнера. Что же мы особенно ценим в работе с
нашим дилером?
· Оперативность и исполнительность.
Отправив заказы в марте, в мае-июне мы уже
получили учебники.
· Искреннее желание решить наши
проблемы. Так, нам нужны были учебники для
профильных классов, но точный их перечень мы не
знали. Специалисты «АСТ-Пресс. Образования» по
нашей просьбе очень быстро подготовили такой
перечень по предметам и издательствам и
оперативно выполнили заказ.
· Честность, абсолютную порядочность и
доброжелательность.
Несколько важных аспектов нашей
работы по комплектованию фондов школьных
библиотек в новых условиях.
1. Управление образования
централизованно приобретает учебники для
дошкольного образования и начального звена по
программе «Школа 2100». Оплата осуществляется
непосредственно через кассу управления
образования по наличному и безналичному расчету.
Но наши счета могут быть оплачены только со
спецсчета школы, т.е. из родительских средств. Это
разовые учебники, и они приобретаются в личное
пользование. Мы работаем с учителями, родителями,
минуя школьные библиотеки и стараясь по
возможности не обременять этими проблемами
наших библиотекарей. Эта деятельность считается
коммерческой и облагается 10 % НДС. В издательские
прайсы мы добавляем, кроме НДС, 5 % на транспортные
услуги. И даже в этом случае стоимость наших
комплектов учебников, как минимум, на 30 % ниже, чем
в книжных магазинах города. Таким же образом
приобретаем учебники разового пользования по РО
Занкова.
2. Школы напрямую заключают договоры с
«АСТ-пресс. Образованием», мы же выполняем
посреднические услуги – от подписания договоров
от имени школ и до доставки заказанной
литературы в школы. В этом случае очевидны
несколько преимуществ:
· приобретение литературы для
школьных библиотек не облагается налогами;
· по счетам поставщика школы могут
оплачивать заказ не только со спецсчета, но из
бюджетных средств.
Такие средства у нас вновь появились в
2004 году. Это средства Госстандарта.
И в 2005 году 25 % от выделенной суммы
образовательные учреждения используют для
приобретения фондируемых учебников. Для наших
школ это, в среднем, от 80 до 120 тыс. рублей.
За счет скидок, предоставляемых
издательством, нам удается сэкономить небольшие
средства, которые используются для подписки
периодики в библиотеку Управления образования.
С переходом школ на финансовую и
юридическую самостоятельность потребовались
документы, регламентирующие наши отношения. Они
были подготовлены и согласованы с юристом МУУО:
1. Информационное письмо Управления
образования № 138 от 6 февраля 2004 года. «О
комплектовании фондов школьных библиотек».
В нем подробно изложена технология
работы по данному вопросу.
2. Проект Положения «О порядке
создания, обновления и использования фондов
библиотеки школы». В него внесена статья
«Расходование средств», на основании которой
школа имеет право использовать родительские
средства не только на приобретение учебной
литературы и комплектование основных фондов, но
и на развитие библиотеки.
3. Соглашение об оказании
посреднических услуг, в котором обговорены права
и обязанности сторон, и оплата за посреднические
услуги. Она зависит от суммы заказа: при заказе до
10 тыс. рублей – 10 %; при сумме заказа свыше 300 тыс.
рублей – 3 % от суммы. В наши обязанности входит,
кроме заключения договоров, оформление заказов,
передача счетов, контроль за их оплатой школами,
организация сверки взаиморасчетов и другие
повседневные дела. Все это входит в должностные
обязанности главного специалиста по
библиотечным фондам. Из средств, полученных от
школ, мы оплачиваем доставку литературы от
контейнерной станции или транспортной фирмы до
книгохранилища и ее разгрузку, а также работу
транспорта и грузчиков при доставке литературы в
школы. Обработку полученной литературы
осуществляет экспедитор, он же развозит ее в
школы. Он принят в штат, поскольку является
материально ответственным лицом, и получает
доплату из средств за посреднические услуги.
Школы быстро просчитали свои расходы,
и получилось, что доставка 1 экземпляра
литературы обходится в среднем от 1,5 до 3 рублей.
Если в прошлом году были сомнения, вопросы к нам,
то на 2005 год все образовательные учреждения
подписали Соглашение, потому что это выгодно в
финансовом плане и освобождает школы от
необходимости самим заказывать транспорт и
организовывать разгрузку учебников силами
учащихся.
Каковы же реальные результаты нашей
работы?
Осуществляя централизованные
поставки непосредственно от издательств, мы:
· удерживаем цены на учебную и другую,
востребованную школами, литературу на самом
низком в нашем городе уровне;
· приобретаем не просто учебники, а
учебно-методические комплекты;
· гарантируем получение бесплатных
учебников детям из многодетных и
малообеспеченных семей;
· комплектуем не только учебные, но и
систематически обновляем основные фонды,
располагаем средствами на развитие школьной
библиотеки.
А самое главное, моральное удовлетворение от
проделанной работы, когда все – учащиеся,
учителя, родители, управленцы – уверены, наши
библиотеки имеют все необходимое для
обеспечения успешного учебно-воспитательного
процесса.
Приложение 1
О комплектовании фондов школьных
библиотек
Информационное письмо МУУО № 138 от 6
февраля 2004 года
В 1997 году в федеральном бюджете
впервые не было заложено средств на учебники для
массовых школ. Таким образом, состоялся
планируемый в течение нескольких лет переход от
федерального финансирования издания и доставки
учебной литературы к региональному и
родительско-спонсорскому.
Распоряжением Правительства
Российской Федерации №1022-р от 21.07.97 была заявлена
новая политика в области учебного книгоиздания.
Этим распоряжением субъектам Российской
Федерации было дано право самостоятельно
определять порядок обеспечения учебной
литературой государственных и муниципальных
общеобразовательных учреждений, находящихся в
их ведении.
Однако недостаточно проработанный
нормативно-правовой финансовый механизм
значительно осложнил работу, направленную на
создание новой системы комплектования библиотек
учебной литературой.
Основные принципы и модели
комплектования фондов
В настоящее время обеспечение
учебниками и пособиями, в принципе, может
осуществляться различными способами, которые
предусматривают как комплектование фонда
школьных библиотек, так и свободную продажу
этого вида литературы.
Родителям предоставлена возможность
приобрести необходимые учебники в личное
пользование или воспользоваться услугами
библиотеки. Однако социальное расслоение
общества, высокая стоимость учебников приводят к
тому, что учащиеся, в основном, занимаются по
изданиям, имеющимся в школьных библиотеках,
значительная часть которых морально и физически
устарела.
По данным инвентаризации фондов
учебной литературы, проведенной в июне 2003 года,
устаревшие учебники составляют:
· в начальной школе – 26,4 %;
· в среднем звене – 32,5 %;
· в старшей школе – 33,4 %.
Ущерб, наносимый образованию в
результате использования в учебном процессе
изданий, не соответствующих требованиям
современных учебных программ и
санитарно-гигиенических норм, нельзя
недооценивать.
Школы, учащиеся и педагоги, система
образования в целом при отсутствии единой
региональной политики в обеспечении школ
учебной литературой и ограниченности финансовых
ресурсов становятся заложниками стихийных
процессов, происходящих на рынке учебной книги.
Управлением образования была
предпринята попытка решения этих проблем. В
течение четырех лет мы организуем
централизованные поставки учебной литературы по
заказам образовательных учреждений:
2000, 2001 годы. Учебники для
дошкольного образования и начальной школы по
программе «Школа 2100» издательствам «Баласс»,
«Ювента».
2002 год. К этим поставкам добавлены
заказы издательствам «Учебная литература» г.
Самара по РО Занкова, заказы на учебники истории
издательству «Русское слово».
2003 год – плюс централизованный
заказ 12 школ на учебную, методическую,
программную и справочную литературу через
дилера – издательство «АСТ-пресс. Образование».
· Такая система заказов полностью
оправдала себя и сегодня является наиболее
эффективной. Она предполагает выполнение всего
комплекса работ: от формирования заказа до
получения книг в едином режиме без привлечения
дополнительных средств.
Экономическая эффективность, а именно,
значительное сокращение затрат достигается за
счет:
· снижения стоимости учебных изданий,
поскольку книги приобретаются по отпускной цене
издательств;
· использования имеющегося в школах
библиотечного фонда и приобретения только
недостающих учебных изданий;
· организации работы в рамках
существующей административной системы;
· единой технологии формирования
заказа на учебники и учебные пособия;
· создания и использования
информационной базы данных о составе учебного
фонда школьных библиотек.
Стоимость учебников в розничной
книготорговой сети примерно на 60 % выше цены
производителя. Цена на учебные издания при
централизованных поставках увеличивается
только в результате затрат на доставку,
разгрузку, хранение и сортировку, которые
составляют не более 15 %. Таким образом, при
организации централизованных поставок и
заключении прямых договоров с издательствами, в
которых отпускная цена варьируется в
зависимости от количества приобретаемых
изданий, происходит сокращение стоимости
учебных изданий, в среднем, на 45 %.
Комплектование фонда школьных
библиотек, где учебники используются не менее
четырех лет, дополнительно сокращает затраты
примерно в четыре раза, так как осуществляется
пополнение и замена непригодной к использованию
учебной литературы. Учебный фонд школьных
библиотек ежегодно обновляется примерно на
25 %, то есть приобретается 1/4 часть полного
комплекта учебных изданий.
В современных условиях основную часть
расходов на учебники оплачивают родители
школьников (за исключением социально
незащищенных категорий, в первую очередь детей
из многодетных семей.) Исходя из этого, каждой
школе необходимо совместно с родительской
общественностью искать наиболее приемлемые
модели обеспечения школьников учебной
литературой. Среди них можно выделить несколько:
1. Родители приобретают полный
комплект учебников в собственное пользование.
Положительные факторы:
· ребенок имеет комплект новых
учебников.
Отрицательные факторы:
· высокие затраты (стоимость
литературы диктуется условиями рынка);
· отсутствие книг в библиотеке;
· не исключена вероятность
приобретения изданий, не соответствующих
требованиям учебных программ и
санитарно-гигиенических норм;
· используются один год и
впоследствии, как правило, оказываются
невостребованными;
· необходимость искать литературу в
различных книжных магазинах.
2. Создание общешкольного целевого
фонда и приобретение литературы через различные
книготорговые фирмы.
Положительные факторы:
· сокращение затрат примерно в четыре
раза за счет использования учебного фонда
библиотеки и ежегодного приобретения 1/4 полного
комплекта учебников.
Отрицательные факторы:
· условия и цены диктуют поставщики;
· новые учебники составляют только 1/4
часть комплекта.
3. Создание общешкольного целевого
фонда и централизованное приобретение
литературы.
Положительные факторы:
· учебники хранятся в библиотеке и
используются не менее четырех лет;
· полученная литература имеет
гигиенический сертификат качества;
· цена учебной литературы =
издательская стоимость + транспортные расходы
(15%);
· родители и система образования имеют
возможность влиять на условия поставок и
стоимость книжной продукции.
Отрицательные факторы:
· новые учебники составляют только 1/4
часть комплекта;
· поставки осуществляются в течение
февраля – августа текущего года.
Два первых варианта, исключающие
организацию централизованных поставок, ставят
школы в зависимость от условий, диктуемых рынком
в лице книготорговых фирм. Издательства не
получают информации о потребности региона в
учебной литературе, что создает сложности в
определении тиража и может привести к дефициту
необходимых изданий. Данная система
представляет собой хаотичный, слабоуправляемый
процесс.
Расходы родителей при выборе первого
варианта будут равны стоимости одного полного
комплекта учебной литературы ежегодно по
розничным ценам. В двух других – сокращение
расходов более чем в четыре раза происходит за
счет четырехлетнего использования учебников и
приобретения части комплекта учебной
литературы. Только в последнем варианте
преимущество сохраняется за системой
образования и родителями, что гарантирует
минимальную стоимость учебников. Школа сама
формирует заказ на необходимую учебную
литературу, организует получение книг,
осуществляет их библиотечную обработку и учет, а
также предоставляет родителям полный финансовый
отчет о расходовании средств. Необходимое
условие формирования данной модели –
разграничение обязанностей внутри
педагогического коллектива. Они могут быть
распределены следующим образом:
централизованное приобретение литературы за
счет целевого фонда школы строится на принципах
добровольности и открытости, в его основе –
строгий экономический расчет и партнерские
отношения между всеми участниками процесса: от
родителей, школьников, библиотекарей, педагогов
до руководителей системы образования и
издательств. Обязательным условием является
реальное участие родителей в управлении школой и
решении всего комплекса вопросов, связанных с
созданием, обновлением и использованием
учебного фонда.
Технология формирования заказа на
учебники и учебные пособия
Основным принципом формирования
заказа является свобода выбора учителем
учебников и учебных пособий при оценке
обоснованности (правомерности) их использования
в учебном процессе.
Технология работы по подготовке
заказа представляет собой совокупность
следующих процессов и операций:
1. Получение Федерального перечня
учебников и учебных пособий, рекомендованных
Министерством образования, а также перечня
региональных изданий;
2. Информирование учителей о новых
учебных изданиях на педагогических совещаниях и
их обсуждение на заседаниях школьных (городских)
методических объединений.
3. Подготовка перечня учебников и
учебных пособий, планируемых к использованию в
новом учебном году, в соответствии со следующей
схемой:
В перечне учебников и учебных пособий,
которые планируется использовать в новом
учебном году, должны быть учтены: концепция
развития школы, требования государственных
образовательных программ, перспективный учебный
план школы, диагностические данные учащихся,
уровень подготовки учителя для работы с
выбранными учебными пособиями, состав фонда
школьной библиотеки. Данный перечень
утверждается директором образовательного
учреждения и является обязательным документом.
4. Согласование вопросов:
– использования в учебном процессе
пробных экспериментальных учебников и
предоставление документального обоснования;
– правомерности их использования на
рассмотрение рабочей группы экспертного cовета
МУУО.
5. Проведение инвентаризации
учебного фонда и предоставление результатов в
Управление образования для формирования
информационной базы данных о составе учебного
фонда библиотек.
6. Составление списка учебников и
учебных пособий, необходимых школе к началу
учебного года.
Предоставление родителям списка
необходимой учебной литературы и выбор модели
обеспечения ею школьников на общешкольных или
классных собраниях. При централизованном
приобретении учебников (2 и 3-я модели) в
библиотеку передается список учащихся по
классам для оформления заказа необходимых
учебников.
7. Формирование целевого
общешкольного фонда для приобретения
недостающих учебников и пособий.
8. Сумма взносов определяется по
каждой параллели классов и согласовывается с
родительской общественностью. Она
рассчитывается путем умножения количества
наименований необходимых школе учебных изданий
на стоимость учебного издания и деления на
количество учащихся.
СУММА ВЗНОСОВ = КОЛ – ВО УЧЕБНИКОВ х
ЦЕНА : КОЛ-ВО УЧАЩИХСЯ
9. Денежные средства
аккумулируются на внебюджетном счете школы.
Контроль за использованием средств фонда
осуществляет совет школы или другая организация
общественного самоуправления.
10. Подготовка общешкольного заказа
на учебную литературу в соответствии со
следующей формой:
Заказ школы составляется по каждому
издательству отдельно.
Заказ согласовывается с родителями и
утверждается директором школы.
11. Передача заказа школы с
гарантийным письмом в городское управление
образования, которое формирует городской заказ
на учебники и учебные пособия, организует
заключение договоров с издательствами и
осуществляет весь комплекс работ по выполнению
заказов.
Оплата заказанной учебной литературы
осуществляется школами на основании счетов
издательств. Оплата транспортных,
погрузочно-разгрузочных работ и иных расходов
рассчитывается для каждой школы индивидуально и
перечисляется на спецсчет МУУО. Она не должна
превышать 15 % от стоимости заказа.
Нормативно-правовая основа
обеспечения школьников учебной литературой
В соответствии с Федеральным законом
«Об образовании» (ст. 41, п.8) образовательные
учреждения имеют право в порядке, установленном
российским законодательством, привлекать
дополнительные финансовые средства за счет
предоставления платных дополнительных
образовательных и иных услуг, а также за счет
добровольных пожертвований и целевых взносов
физических и юридических лиц. В связи с тем, что
настоящий закон только в общих чертах определяет
порядок использования данных средств,
формирование общешкольного целевого фонда и
приобретение учебной литературы должно быть
регламентировано локальными нормативными
актами школы.
Принятию подобных документов
предшествует организационная работа,
включающая:
· проведение заседаний совета школы
или попечительского совета, на котором
разрабатывается /утверждается на новый учебный
год проект положения «О порядке создания,
обновления и использования учебного фонда
библиотеки школы»;
· определение регламента работы с
родительской общественностью, расчет
ориентировочной суммы целевого взноса на
приобретение учебной литературы;
· рассмотрение проекта положения на
классных родительских собраниях, внесение в
проект предложений и замечаний родителей,
которые фиксируются в протоколе;
· окончательное решение о порядке
обеспечения школьников учебной литературой
принимается на заседании общешкольного комитета
и закрепляется в положении «О порядке создания,
обновления и использования учебного фонда
библиотеки». Данный документ регламентирует
общие вопросы формирования учебного фонда
библиотеки и отражает процедуру сбора и
использования денежных средств, определяет
права, обязанности, форму отчетности и другие
вопросы. Положение подписывается председателем
общешкольного родительского комитета,
секретарем и утверждается директором школы. Факт
согласования и принятия данного положения
должен быть подтвержден протоколом
общешкольного родительского комитета;
· в раздел «Локальные акты» устава
школы вносится дополнительный пункт –
«Положение о порядке создания, обновления и
использования учебного фонда библиотеки»;
· решение конкретных вопросов, таких, как сумма
взносов и ответственные за сбор денежных
средств, сроки их сдачи, осуществляется ежегодно
в том же порядке согласования с органами
общественного самоуправления школы. |