Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2005


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Юлия Фролова

Мы живем на библиотечном меридиане

Не может же быть,
чтобы совсем бесследно
прошел человек.

Михаил Анчаров

Вот и Коробейник, придуманный мной когда-то и сошедший со страниц газеты в 2001 году, не прошел бесследно1. Он проложил две дорожки: одну – на север, в карельский поселок Пяозерский, другую – на юг, в кубанскую станицу Динскую. Переписка, что началась по поводу «коробейника» и всякой всячины, которой была полна его коробушка, постепенно разрослась, появились другие темы; проложенные ходоком тропки превратились прямо-таки в почтовый тракт, по которому идут письма и фотографии, детские сочинения и рисунки, игрушки-самоделки, книжки… а главное – идеи, которые так помогают нам жить.

Однажды я получила в один день письма, отправленные с разных концов этого тракта, а спустя какое-то время – письма, опущенные в один и тот же день в таежном поселке и степной станице. Смотрю на карту: от Москвы до Динской 1200 километров, почти столько же до Пяозерского. Если соединить Пяозерский, Москву и Динскую, линия будет почти прямой, направленной с севера на юг – чем не меридиан? Он проходит через такие разные ландшафты и соединяет людей тоже разных… но тем интереснее нам общаться.

Динские ребята любят игры на библиотечном диванчике (Фото Ольги Степаньковой, присланные автору материала)

О нашей переписке с ребятами из Динской, об их читательском клубе «Библиотека в школе» уже рассказывала (№ 16–2003, № 3–2004). Дети из Пяозерского детского дома пишут изредка, но зато они сочинили сказки («БШ» № 24–2004). Конечно, интерес ребят не только к книжкам, но и к переписке поддерживают и направляют их замечательные библиотекари, Ольга Николаевна Степанькова и Марина Анатольевна Вдовина. А в затеях, предлагаемых мною, их привлекает то, что это не «спущенные» кем-то официальные мероприятия, о которых необходимо вовремя отчитаться. Как много проверяющих, как они любят критиковать и указывать: «Делай так!», как будто без них затихнет всякая живая работа с детьми, – об этом с горечью написала мне одна из моих дальних корреспонденток. Зато сколько выдумки можно позволить себе, играя «просто так»!

Разбирают посылку с книжками из Москвы (Фото Ольги Степаньковой, присланные автору материала)

Получая из Динской книги местных изданий о кубанском крае, его литературе, языке, истории, военном прошлом, я посылала ребятам кое-что из детской литературы, в том числе книжечки из очень уважаемой мною серии издательства О.Г.И. «Книжки на вырост». Одну из них я предложила членам Клуба вдумчивых читателей для совместного прочтения. Идея состояла в том, что, прочтя книгу, мы с читателями-ребятами зададим друг другу вопросы по ней, а потом, естественно, обменяемся ответами. Сроки не устанавливали: несколько книжек на класс быстро не прочтутся, нужно и время на обдумывание, оформление вопросов. Читали мы Кристину Нестлингер «Долой огуречного короля!». А привлекла она меня тем, что писательница в развлекательной полуфантастической истории ставит серьезнейшие вопросы воспитания и морали вообще, и чем старше читатель, тем все более умные мысли он там встретит. Действительно, книжка на вырост!

Пяозерские ребята тоже любят «библиотечные» игры  (Фото Марины Вдовиной, присланные автору материала)

Ах, какую пачку вопросов я получила! В тот же день, не заглядывая в них, отослала свои встречные вопросы, а потом распечатала коробочку. Да, это был «сундучок» в наклейках, где были указаны название книги, издательства, читательского клуба («Зернышко»), был и портрет короля, а внутри лежали разноцветные карточки, с разделителями по темам: автор, книга, композиция, детали и т.п. – 23 раздела, 187 вопросов! И это на книгу объемом в 160 страниц!

«Вот была потом работа – за луной нырять в болото!» Я не единожды прочла эту повесть, но то и дело «ныряла» снова и снова в текст, чтобы дать точные ответы. Правда, надо сказать, вопросы и были в основном по тексту. В моих встречных вопросах, пожалуй, больше внимания уделялось оценкам героев, их поступков и др. Таким образом ребята обращались ко мне как к внимательному читателю, я же к ним – как к вдумчивым. Что ж, при чтении оба эти читательские качества важны!

На все эти вопросы я ответила, а ответов на свои (их в несколько раз меньше) пока еще жду. Когда они появятся, можно будет порассуждать о взаимной пользе такого вот совместного чтения, но… это будет уже другой рассказ, другая история.

Вот и та книжка, которую я предлагаю старшим из «зернышек» начать, когда закроется последняя страница истории об огуречном короле, совсем-совсем другая, может быть вовсе не детское чтение… Но ведь и дети растут, и круг чтения должен меняться. Посмотрим. Какие-то плоды все это принесет, но чтобы их дождаться, все равно надо начинать с посева. Чем мы сообща и занимаемся – на своем библиотечном меридиане.

______________

1 Игра Ю.Фроловой «Пришел Коробейник» была опубликована в «БШ» № 11–2001.