Здравствуйте!
Присланный как-то в редакцию сценарий
литературно-музыкальной композиции посвящен
лирике А.С.Пушкина. В его финале предлагается
исполнять песню Булата Окуджавы «Былое нельзя
воротить». Дважды перечитывала сценарий в
попытке понять связь между этой непростой песней
и незамысловатым рассказом об адресатах
любовной лирики Пушкина. Не поняла. И как-то на
одном из семинаров, вспомнив об этом, спросила
слушателей, о чем песня. Семь из восьми
ответивших сказали: о Пушкине и о невозвратном
прошлом.
Что же происходит? Почему даже у
профессионалов, людей, работающих с литературой,
возникает такое поверхностное восприятие
текста? Или видим только то, что хочется?
Я бы не стала предлагать эту песню в
контексте сценария, потому что она – о другом. Я
это хорошо ощутила, когда гремел по всей стране
юбилей Великой Победы. Память о войне – священна.
И для меня тоже. Но за фанфарами и пафосом
всенародного праздника все явственнее маячит
тень «отца народов и великого полководца», если
бы не усилия которого, может быть, война была бы
выиграна меньшими жертвами. Я уж не говорю про
выселение в ее ходе целых народов и многое
другое. Что теперь вспоминать, когда всем
известно – победителей не судят. Да мы и не судим.
Мы уже снова готовы ставить памятники вождю и с
тихой тоской в голосе говорить, что при нем-то
порядок был. И карточки он быстро отменил, и
страну он восстановил, и жилось не так уж
плохо, потому что порядок был… А демократия
ваша… от нее одни беды.
А все-таки жаль – / иногда над победами
нашими / встают пьедесталы, / которые выше побед.
Какая у нас сейчас демократия –
разговор отдельный. Но в нынешней нашей жизни
самое трудное – надеяться на себя, научиться
понимать, что рабская психология – в этой самой
тоске по сильной руке. Ибо наличие сильной руки
отменяет необходимость добиваться чего-то
самому, вырабатывать собственное мнение и
верить, что оно что-то решает, если не сию минуту,
то потом, особенно – если таких собственных
мнений будет все больше. Сильная рука заодно с
решением всех наших проблем объяснит нам, что
правильно, а что – нет, какие люди великие, а
какие – не очень и что надобно прощать
государству во имя всеобщего блага. «Всеобщее» –
это чье? Тех, кто пока еще благонадежен? А где
граница между благонадежностью (читай – верой во
власть) и идолопоклонством, кто бы они ни были,
эти идолы?
А все-таки жаль, / что кумиры нам
снятся по-прежнему, / и мы иногда / все холопами
числим себя.
Так почему же мы так часто не
вслушиваемся, не вчитываемся, не видим текста во
всей его глубине? Не умеем? Или не хочется? Я желаю
вам и вашим ученикам услышать эту песню.
Целиком. Как есть. В контексте нашего времени. А
не «про Пушкина».
Ольга Громова
Публикация статьи произведена при поддержке ЧАО «Мастер брок» – лидере рынка, динамично развивающейся компании, а потому заинтересованной в найме сотрудников, как на рядовые должности, так и на управляющие. Тут вы сможете посмотреть список вакансий специалистов, необходимых компании. В компании открыты вакансии трейдеров, менеджеров по работе с клиентами, администраторов баз, промоутеров, операторов call-центра и их руководителей.
|