Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2005


ЭКОЛОТ

Рубрику ведет Нина Колоскова

Рисунки Геннадия Целищева

Для пользы дела

Нина Колоскова

Опыт по почте

Подходит к концу учебный год. Уже можно подводить итоги нашей с вами совместной работы по воспитанию у наших читателей (и у себя самих) экологической культуры, информированию, просвещению, образованию. Многое из того, о чем вы писали в редакцию нашей газеты, осталось неопубликованным. И цель настоящего выпуска «Эколота» – обзор некоторых писем. В каждом из них содержатся методические находки, советы коллегам, предлагаются интересные формы работы. Все это, несомненно, обогатит практическую деятельность и детских, и школьных библиотек. Итак…

Место встречи… болото

Какие только занимательные приемы ни используют библиотекари, чтобы привлечь ребят к разговору о серьезных экологических проблемах. Наталья Александровна Соболева, заведующая библиотекой школы
№ 7 г. Режа (Свердловская обл.) в буквальном смысле заманила своих детей в болото. Да еще и оставила их наедине с Бабой-ягой. Представляете себе, именно здесь, Кикимора провела театрализованный библиотечный урок «На продвинутом болоте» для учащихся 3–4-х классов. А посвящен он знакомству с энциклопедиями из серии «Я познаю мир». Баба-яга изводила ребят всякими хитроумными вопросами вроде: «В каком возрасте начинают плодоносить веерные пальмы?» или: “В какой стране 29 июля празднуется “День дождя”?». Если бы не умненькие и находчивые лягушки, еще неизвестно, чем бы закончилось это мероприятие. Они помогали ребятам искать в книгах ответы на вопросы коварной Бабы-яги. Жалко, что в присланном материале ничего не написано о том, насколько эффективной оказалась «болотная» встреча ребят с Кикиморой, Бабой-ягой, веселыми лягушками и энциклопедиями серии «Я познаю мир». И что натолкнуло разработчика на эту оригинальную идею – провести библиотечный урок в столь необычном месте? А, впрочем, почему бы и нет. Ведь это не простое болото, а «продвинутое».

Откуда учебник?
Из леса, вестимо

«Мы живем в маленьком северном городке с романтическим названием Радужный (Тюменская обл.). Наш край богат нефтью. Ее добыча сопровождается негативными экологическими последствиями для всего живого. Многие наши выпускники продолжают династию родителей, становятся нефтяниками. Поэтому мы считаем своим долгом воспитывать в наших детях сознательное, ответственное отношение к природе и своей причастности к ней. Поэтому ежегодно в школе проводится декада экологического воспитания». Это – из письма учителя биологии Л.В.Вилесовой из школы № 3.

А далее предлагается разработка классного часа «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой». Вдохновила автора на данное мероприятие экскурсия в издательство «Дрофа», после которой возникло желание рассказать ребятам, что ей довелось там увидеть.

Стоит обратить внимание на оформление кабинета, где проходило занятие: «на доске плакат с изображением глобуса в парикмахерской. Ему делают прическу, состригая лес». Тактический прием автора, – начав разговор с ребятами о книгах конкретного издательства, перейти к разговору о том, как вообще делаются книги. А главное – из чего они делаются. Понятно, что из древесины. Но: «Известно, что для производства 20 кг бумаги надо срубить одно дерево…» А дальше дети считают, сколько нужно срубить деревьев, чтобы сделать учебники для их класса – 13 деревьев, для всех пятиклассников школы – 52 дерева, для всей школы – 559 деревьев. А для всех школ города – 4472 дерева. Целый лес! Впечатляет. Вас тоже? Как можно еще более образно дать понять ребятам, что свои учебники и книги вообще, нужно беречь? А дальше следует разговор о вырубке лесов на планете и о том, к каким последствиям это может привести. Вот на что был призван настраивать детскую аудиторию плакат на доске в классе. Потом дети рассказывали о своих добрых экологических делах. На следующем занятии они будут рисовать плакаты и рисунки, читать свои стихи, посвященные затронутой проблеме. А потом – пойдут в поход, чтобы закрепить полученные навыки правильного поведения в лесу.

Путешествуем играючи

Пришло письмо из города Северска. Город этот не вполне обычный (правда, в письме об этом ничего написано не было). Он возведен среди тайги и болот к северу от Томска. На высоком правом берегу реки Томь. Основан – в 1949 году в связи со строительством Сибирской АЭС и Сибирского химического комбината. Это самый большой из закрытых городов Минатома. Только в начале 90-х годов открылись первые архивы и стало возможным узнать о Северске и его людях.

На страничке «Удивительный Северск» сайта правительства ЗАТО Северск можно прочитать: «Это самый чистый город Томской области. Зимой здесь самый красивый и белый снег (дороги и тротуары посыпают не солью, а песочком, а летом – чистый асфальт, который по утрам моют с помощью поливальных машин. В Северске море зелени – деревья, кустарники, ухоженные газоны, клумбы – настоящее произведение искусства из растений…»

Одна из любимых форм работы библиотеки школы-интерната № 82 г. Северска – познавательные игры-путешествия. По мнению заведующей библиотекой Натальи Семеновны Скляренко, разработчика игр, именно эта форма позволяет решить ряд серьезных задач: «развить навыки правильного и осознанного чтения, внимательность и память, умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения, бережное отношение к природе». Интересно посмотреть, какие приемы используют коллеги для решения поставленных задач.

Одно из таких мероприятий – «Раскрываем природные тайны»: игра-путешествие для младших школьников по рассказам Н.И.Сладкова. В начале, как и водится, ребятам предлагается небольшой рассказ о писателе и его творчестве. Затем, формируются несколько команд. Занимает свое место строгое жюри. Тур первый, разминочный – «Вспоминаем названия»: ведущий произносит первое слово из названия произведения писателя, а участники игры должны его закончить. Хотите сами попробовать? «Страшный…», «Ивовый…», «Поющий…» Получилось? Значит, вы – знаток творчества Н.И.Сладкова. Не смогли ответить? Тоже неплохо – значит, вам просто надо подготовить и провести для своих читателей подобное мероприятие (возможно, с использованием предложенного опыта) и стать знатоками вместе с ними. Дальше, ребятам предлагается выбрать маршрут и отправиться в путешествие. Маршруты заготовлены заранее в конвертах и выбираются с помощью игрального кубика. Игрокам предстоит путешествие в мир птиц, в лес, в мир животных, на водоем, в мир рыб, в пустыню. В третьем туре «Знаешь их – назови!» ребятам нужно назвать животных, изображенных на рисунках. Четвертый тур игры – «Я – артист!» Здесь средствами пантомимы игроки изображают животных.

Не остается пассивной и зрительская аудитория. Ей предлагается принять участие в конкурсе загадок «Подскажи словечко» и разгадать ребусы. Конкурс «Мы – читатели!» предусматривает работу с необычной книжной выставкой. Книги на ней стоят оборотной стороной. Для того, чтобы они «повернулись» лицом, дети должны вспомнить фамилии писателей-авторов произведений о природе и животных. Завершает игру зрительский конкурс «Мы поем», где дети вспоминают песни о природе.

Вторая игра-путешествие «От муравьишки до слонишки» приглашает младших школьников в мир природы по произведениям В.В.Бианки. В данном случае к мероприятию приурочена выставка книг В.В.Бианки «Путешествие в мир природы», выставка рисунков детей «Я и природа», плакат с изображением уголка леса. Подобрано музыкальное сопровождение: аудиокассеты с записями произведений П.И.Чайковского «Времена года» («Весна»), «Голоса птиц»: необыкновенный концерт пятидесяти пернатых певцов. На мероприятие дети пришли с выполненным домашним заданием. Они прочитали рассказы В.В.Бианки и составили кроссворды о птицах. Ведущая рассказала детям о жизни и творчестве писателя, немного – о науке орнитологии. Затем была намечена конечная цель путешествия – лес и названы станции, на которых будут сделаны остановки: «Героическая», «Игровая», «Загадкино», «Кроссвордная». На станции «Героической» ребята вспоминали героев сказок и рассказов В.В.Бианки. На «Игровой» – играли в лото по произведениям писателя: детям розданы карточки с названиями произведений и жетоны. Задача – закрыть соответствующими жетонами названия произведений.

На станции «Загадкино», соответственно, разгадывались загадки. О птицах. Под звучание птичьих голосов. На «Кроссовордной» – решались кроссворды, составленные участниками игры в качестве домашнего задания. Последняя станция «Лес – наш дом» предполагала работу с плакатом. В нем заранее были сделаны прорези, в которые теперь дети должны вставить фигурки насекомых, зверей, птиц в соответствии с особенностями их обитания.

Пакет горчичников –
нет награды лучше

Интересный опыт пришел из школы № 46 г. Кирова – разработка внеклассного мероприятия, которое проведено совместно учителем биологии Ириной Анатольевной Акперовой и школьным библиотекарем Татьяной Иннокентьевной Макрушиной. Как отметили авторы: «Данное мероприятие стимулирует интерес учащихся к чтению научно популярной литературы, расширяет биологический кругозор, вооружает знаниями, необходимыми в жизни». Посмотрим, что скрывается за этой деловой фразой.

Предлагается познавательная игра для учащихся 6–7-х классов «В мире лекарственных растений». Тема довольно распространенная в библиотечной практике. Но есть отличия от подобных разработок: предложенная методика предусматривает довольно длительную подготовку к мероприятию, тема раскрыта многоаспектно.

В школьной библиотеке оформляется книжная выставка по теме. И ребятам предлагается ознакомиться с литературой и подготовить информационные листы (или газеты): «Лесная аптека», «Аптека на грядке», «Комнатные лекарственные растения» и др. В информационный лист предлагается включить блоки: «Знакомьтесь: это мы» (рисунки и описания соответствующих лекарственных растений), «Это интересно», «Полезные советы». Если есть возможность сформировать группу краеведов, то ей можно предложить выяснить:

· какие лекарственные препараты из растительного сырья производят в нашем регионе;

· какие предприятия региона занимаются заготовкой лекарственного сырья и какие растения они выращивают;

· где в нашем городе находится зеленая аптека;

· какие меры принимаются для сохранения запасов лекарственного сырья и др.

Чтобы активизировать интерес к чтению соответствующей литературы, ребятам предлагается принять участие в викторине. Ответы на вопросы викторины сдаются накануне игры. Среди вопросов есть весьма интересные. На них действительно хочется узнать ответ:

· Какая древнегреческая богиня ведала тайнами лекарственных растений?

· На Руси издавна были известны 9 волшебных трав. Перечислите эти травы и расскажите об одной из них.

· Какое растение Карл Линней назвал «panax» – панацея, средство от всех болезней?

За неделю до игры команды получают домашнее задание: подготовить инсценировку легенды о лекарственном растении. Для подготовки задания рекомендуется воспользоваться книгой: Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. – М. : Высшая школа, – 1992.

Теперь о самой игре. Оформление читального зала библиотеки или кабинета, где проходит игра, включает информационные листы и газеты (помните, их делали ребята?), плакаты, рисунки, гербарии. Все, что соответствует тематике игры и обязательно найдется у учителя биологии.

Во вступительном слове ведущего звучат строки поэта С.Кирсанова:

Я не степью хожу…
Я хожу по аптеке,
Разбираясь в ее травяной картотеке.
Беспредельная степь,
Бесконечная степь,
Ты природой написанный
Странный рецепт.

Интересный прием найден разработчиками при выборе названий команд. Участники игры получают карточки с описанием лекарственного растения. Например, такое: «Латинское название этого растения означает “Лилия долин, цветущая в мае”. В некоторых западноевропейских легендах его цветки считались то фонариками гномов, то жилищем эльфов, и даже ожерельем Белоснежки, которое она потеряла в траве. В поэзии это растение – символ чистоты, нежности, любви и верности. С древности оно широко применяется в медицине, поэтому его называют спасителем человеческих жизней». Ребятам надо определить, о каком именно растении идет речь. Именно оно и даст название их команде. Остается только придумать девиз, связанный с темой игры.

Разминка предлагает командам за одну минуту написать как можно больше названий растений с именами людей и подчеркнуть те из них, которые являются лекарственными.

Дальше следует «Проверка домашнего задания». Сюда включены конкурсы:

· «Артистический»;

· «Ба! Знакомые все лица!» (предлагается по рисункам или гербариям узнать растения и рассказать, с какой целью они применяются в медицине);

· «Чуткий нос» (надо по запаху определить растения и назвать их лекарственные свойства);

· «Словесный портрет» (это касается ядовитых растений. В помощь игрокам предлагается литература);

· «Внимание! Розыск!!!» (здесь надо по рисункам и гербариям узнать растения, о которых шла речь в конкурсе «Чуткий нос»);

· «Универсальное растение. Конкурс художников» (предлагается «изобрести» лекарственное растение «на все случаи жизни», соединив в нем различные части (цветки, листья, корни, семена разных растений) обладающие целебными свойствами;

· И, напоследок, «Лекарственные загадки».

Вы заметили, как забавно названы конкурсы? Вашим детям тоже должно понравиться.

В ходе игры предусмотрены паузы:

· «Рекламная» – командам предлагается подготовить краткое рекламное выступление, чтобы привлечь внимание к подготовленному ими информационному листу. Здесь же подводятся итоги викторины.

· «Информационная» – библиотекарь «выдает» массу краткой и полезной информации о лекарственных растениях, настраивает игроков на участие в конкурсе «Словесный портрет».

Организаторы мероприятия проявили выдумку и в подборе наград. Помимо дипломов, победители награждались книгами, наборами открыток, календарями по теме игры, семенами лекарственных растений. Для участников были подготовлены шуточные призы: пакет горчичников, мятные таблетки, бусы из «лекарственных конфет» («Мятные», «Ромашка», «Василек» и др.).

Что и говорить, после подобного мероприятия дети, должно быть, стали настоящими знахарями-травниками.

Отгадайте с трех раз, кем надо быть, чтобы подготовить и провести для детей мероприятие экологической тематики? Экологом? Педагогом? Массовиком-затейником? А вот и нет. Для этого надо быть библиотекарем. И можно до бесконечности спорить, что хуже – заниженная или завышенная (в смысле экологической состоятельности) самооценка библиотекаря, факт остается фактом: мы это можем. Даже, принимая во внимание весьма серьезные требования к мероприятию экологической направленности: информативность, достоверность, занимательность. Да, еще и в регламент надо уложиться (особенности детского восприятия, понимаете ли).

У нас есть все для полноценной работы: арсеналом форм и методов, каким обладает библиотекарь, больше не владеет никто; мы располагаем фондами книг и периодических изданий, справочно-библиографическими аппаратами. А главное – те, кто работает в детских и школьных библиотеках, люди, как правило, неравнодушные, творческие, знающие и талантливые.