Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2005


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

В Московском городском доме учителя целый месяц проходил IV Московский педагогический марафон учебных предметов, каждый день которого был посвящен одному направлению работы в школе, и за его проведение отвечала соответствующая редакция. Наш – День школьного библиотекаря – был 31 марта. О том, что происходило и чего не произошло в Доме учителя – наши сегодняшние рассказы.

Марафон

Ольга Громова

Бегуны или беглецы?

Ирина Дейнеко ведет мастер-класс в форме компьютерной презентацииЧто такого нового можно написать о прошедшем Марафоне, чего не писали в прошлые годы? Что было в программе, знают все, кто хотел знать, кто внимательно читал газету. А кто не хотел – тому и рассказывать о мероприятиях не нужно. Самые важные и яркие материалы из выступлений мы так или иначе потом напечатаем. Тогда зачем вообще отчет о Марафоне? Именно об этом спорили мы в редакции, готовя новый номер. Поэтому попробуем начать с конца – с традиционного «разбора полетов», который происходит у нас всегда в конце «марафонского» дня.

Итак.

Впервые за все годы марафона сотрудники газеты «Библиотека в школе» ничего не проводили сами, ни «круглых столов», ни мастер-классов. Впрочем, и раньше редакция была активна не потому, что очень любила публично-сценические выступления – просто возникали актуальные проблемные темы, и не находилось классных специалистов, готовых об этом поговорить с гостями-участниками марафона.

На этот раз все мастер-классы и семинары были проведены приглашенными преподавателями очень высокого уровня, в том числе – с весьма громкими именами. Для нас, организаторов, это достижение. Заметили ли это гости-слушатели – вопрос. Но нас этот опыт вдохновил. Серьезные люди готовы в трудных условиях (а работа в режиме свободных студий, когда любой слушатель вправе перейти из аудитории в аудиторию в любой момент, – это очень непросто) говорить об очень серьезных, трудных и важных вещах, рассчитывая, что люди пришли заинтересованные и готовые не только записывать, но и думать. А вот с этим, как оказалось, есть проблемы. И не очень пока ясно, почему. Для того и нужен «разбор полетов», чтобы разобраться и в этом тоже, а не только в том, какие были накладки, как работали организаторы и технические службы.

Первое впечатление – коллеги-посетители. Было их более 450 человек. Стали больше приезжать из дальних мест. Гости из соседних областей – Смоленской, Владимирской, Ярославской, Ивановской – уже в порядке вещей. Не оставляет нас своим вниманием и Нижний Новгород. Там тоже есть люди, не первый раз приезжающие на Марафон. А в этом году целая делегация – 5 библиотекарей разных школ и руководитель городского информационно-методического центра – приехала из города Лесосибирска Красноярского края. Почти неделю работали они на всех днях Марафона и, строго оценивая все увиденное и услышанное, сравнивая свою работу с работой коллег из других регионов, вполне заслуженно гордились тем, что их не такой уж богатый город кое в чем даже превосходит столичные школы.

С них-то мы и начинаем обсуждение.

Класс МАРКа. В перерывеЗамечательный, методически точный, эмоциональный и насыщенный информацией мастер-класс «План работы и отчет как виды творчества», проведенный Ириной Дейнеко, методистом – руководителем ИМЦ из Лесосибирска, поверг московскую аудиторию в шок. Вот как вдали от столицы умеют, оказывается, работать: систематично, толково, выстраивая серьезную концепцию развития, а не просто план мероприятий на год.

Отзывы в кулуарах, надо сказать, были весьма разнообразны. «Это надо же, как их классно учат! Нам бы такого методиста!» «Я думала нам схему планирования дадут, а она – о концепции развития, о каких-то принципах планирования… Это все слишком серьезно». «Конечно, здорово Дейнеко все рассказала. Даже самой сделать захотелось. Только кому это все нужно. Все наши планы – для галочки». Это отзывы москвичей и жителей Подмосковья. А вот удивление одной из лесосибирских коллег-библиотекарей, приехавших вместе с Ириной Васильевной: «Почему многие в аудитории воспринимали подход Ирины Васильевны к процессу планирования как что-то очень трудное и наукообразное? Ведь на самом деле все очень конкретно и несложно. Действительно, один раз освоишь такой подход – и уже никакой проект не страшен. Любую работу легко распишешь».

Такая разная аудиторияИменно эта часть программы (очень плотной и насыщенной такими интересными вещами, что некоторые были всерьез недовольны необходимостью выбирать, когда «все нужно») неожиданно для нас, оказалась индикатором отношения библиотекарей и методистов к своей работе. Вот – люди, которые готовы впитывать новое, разбираться, примеривать на себя, оценивать «А я так же делаю? Лучше? Хуже?» А вот те, кому бы готовые «слова списать» и, не напрягаясь в раздумьях, сделать так же. Есть и такие, кто почти поставил крест на своем творческом подходе к работе и на необходимости делать что-то профессионально. Зачем они приходят на Марафон – загадка для меня лично неразрешимая. Что заставляет человека сидеть на мероприятии с мыслью «Да зачем это все надо?» Ведь никого сюда силком не загоняют и «явку обеспечивать» не велят.

Что ж, есть, о чем задуматься. Зачем вообще люди идут на наш Марафон? Чтобы пообщаться? В какой-то степени, конечно, хотя вряд ли ради общения будешь сидеть на лекциях, что-то записывать, спрашивать, а потом, не успевая перекусить, бежать на следующее мероприятие. Может быть, чтобы отвлечься от текучки и посмотреть на все это, как на шоу? Странный способ развлекаться, но если кто-то и пришел с такой мыслью, то уж тогда надо в этом «шоу» участвовать. А то на мастер-классе по дебатам, о котором еще пойдет речь сегодня, аудитория все как-то больше смотрела, чем жаждала работать вместе с тренером. Так и слышалось в тишине зала невысказанное: вы учите, учите, а мы посмотрим, как это у вас получится. Так что же такое наш Марафон? Учеба? Ток-шоу? Общение вне зависимости от происходящего в аудитории? Неплохо бы для начала ответить на этот вопрос и тем, кто собирается на наш Марафон в будущем году, и тем, кто готовит его в Москве или в своем городе.

Выбор – самое трудное делоПроводившая лекцию-семинар «Что такое привлекательная библиотека?» ведущий научный сотрудник РГБ Слава Матлина, так вдохновилась атмосферой марафона, что прямо во время «разбора полетов», уже придумала тему своего выступления на следующий год – «Как простроить пространство библиотеки». Есть у нее идеи и по созданию различных типов выставок: интерактивная, с большим визуальным рядом, с минимумом средств, выставка-диалог, выставка-спор, выставка-кроссворд, выставка-концепция… Ждите следующего марафона! И не только его. На эту же тему, только уже подробно и обстоятельно, Слава Григорьевна будет вести в конце этого года курс в рамках Педагогического университета «Первое сентября» на страницах нашей газеты. Это уже серьезная учеба, настоящее, а не формальное повышение квалификации. Не пропустите время набора на курс!

Как всегда, много неожиданных идей получили марафонцы на лекции заведующей детским залом ВГБИЛ Ольги Мяэотс – «Проекты по привлечению к чтению в детских и школьных библиотеках». Это был целый спектакль методик, технологий и просто приемов из опыта разных стран. Слушатели узнали, например, что можно на интересную книгу наклеить бумажку с электронным адресом сайта, где можно поговорить о ней. Книга «подкладывается» в парке на скамейке, в магазине. Кто-то да подберет. А на сайте потом отслеживаются пути перемещения «подкидыша». В условиях большого города это сделать, пожалуй, сложновато, но в школе такая игра вполне возможна. А можно устроить целую программу чтения одной книжки, в которую вовлекаются все жители района, вся школа, родители и даже серьезные «начальники». Об этом мы попросим Ольгу Николаевну написать поподробнее. Но это будет уже в следующем полугодии.

Удивительный диплом, полученный «Информ-системой», демонстрирует Людмила Левова, заместитель генерального директораСложно было и тем, кто пришел на семинар «Программа МАРК в школьной библиотеке: теория и практика», который вели создатели АИБС, специалисты НПО «Информсистема». Оказалось, что в битком набитой аудитории собрались люди весьма разного уровня подготовки. У кого-то программа уже вовсю работает и есть конкретные вопросы, а кто-то еще и компьютера не имеет, но ждет-не-дождется – уже и учиться пора. Вводную часть слушали внимательно, записывали, вопросы задавали. Сначала почему-то все больше про то, за что создатели МАРКа отвечать не могут: почему те получили, а мы – нет, что делать, если программу получили, а она стоит на полочке – учить некому. На второй, правда, ведущие радостно отвечали: «Читайте газету, там теперь наша школа». А вот в программу поставки МАРКа в школьные библиотеки обучение заложено не было. А почему – это не к нам. На второй части – консультациях – отметили удивительное явление. Все конкретные вопросы по работе с АИБС почему-то старались задать в перерыве, вроде как наедине. «Не понимаю, – удивлялась потом Л.В.Левова, – почему не спросить при всех, может, у кого-то еще такая же проблема?» Так и отвечали – кулуарно. «Комплексы? – отметили мы про себя. – И когда мы поймем, что не знать – не стыдно? Стыдно – не хотеть знать».

И все же. Почему слушатели – гости Марафона были не так активны как нам и лекторам хотелось бы. Может быть, программа нынешнего марафона несколько опережает готовность людей к обсуждению таких сложных вопросов? Все еще кажется, что можно, пока «не горит», работать по-старому… Думается, что, мол, когда у нас будет хорошая база… вот тогда мы и начнем учиться работать по-новому. Вот только когда все это появляется в полном объеме, учиться уже некогда и поздно. Уже надо уметь думать современными категориями. Конечно, воспринимать сложную новую информацию и новые формы работы трудно. Можно сказать, что были заданы и раскрыты темы завтрашнего дня. А кто обещал, что Марафон – это легко?