В Московском городском доме учителя
целый месяц проходил IV Московский
педагогический марафон учебных предметов,
каждый день которого был посвящен одному
направлению работы в школе, и за его проведение
отвечала соответствующая редакция. Наш – День
школьного библиотекаря – был 31 марта. О том, что
происходило и чего не произошло в Доме учителя –
наши сегодняшние рассказы.
Марафон
Ольга Громова
Бегуны или беглецы?
Что
такого нового можно написать о прошедшем
Марафоне, чего не писали в прошлые годы? Что было
в программе, знают все, кто хотел знать, кто
внимательно читал газету. А кто не хотел – тому и
рассказывать о мероприятиях не нужно. Самые
важные и яркие материалы из выступлений мы так
или иначе потом напечатаем. Тогда зачем вообще
отчет о Марафоне? Именно об этом спорили мы в
редакции, готовя новый номер. Поэтому попробуем
начать с конца – с традиционного «разбора
полетов», который происходит у нас всегда в конце
«марафонского» дня.
Итак.
Впервые за все годы марафона
сотрудники газеты «Библиотека в школе» ничего не
проводили сами, ни «круглых столов», ни
мастер-классов. Впрочем, и раньше редакция была
активна не потому, что очень любила
публично-сценические выступления – просто
возникали актуальные проблемные темы, и не
находилось классных специалистов, готовых об
этом поговорить с гостями-участниками марафона.
На этот раз все мастер-классы и
семинары были проведены приглашенными
преподавателями очень высокого уровня, в том
числе – с весьма громкими именами. Для нас,
организаторов, это достижение. Заметили ли это
гости-слушатели – вопрос. Но нас этот опыт
вдохновил. Серьезные люди готовы в трудных
условиях (а работа в режиме свободных студий,
когда любой слушатель вправе перейти из
аудитории в аудиторию в любой момент, – это очень
непросто) говорить об очень серьезных, трудных и
важных вещах, рассчитывая, что люди пришли
заинтересованные и готовые не только записывать,
но и думать. А вот с этим, как оказалось, есть
проблемы. И не очень пока ясно, почему. Для того и
нужен «разбор полетов», чтобы разобраться и в
этом тоже, а не только в том, какие были накладки,
как работали организаторы и технические службы.
Первое впечатление –
коллеги-посетители. Было их более 450 человек.
Стали больше приезжать из дальних мест. Гости из
соседних областей – Смоленской, Владимирской,
Ярославской, Ивановской – уже в порядке вещей. Не
оставляет нас своим вниманием и Нижний Новгород.
Там тоже есть люди, не первый раз приезжающие на
Марафон. А в этом году целая делегация – 5
библиотекарей разных школ и руководитель
городского информационно-методического центра
– приехала из города Лесосибирска Красноярского
края. Почти неделю работали они на всех днях
Марафона и, строго оценивая все увиденное и
услышанное, сравнивая свою работу с работой
коллег из других регионов, вполне заслуженно
гордились тем, что их не такой уж богатый город
кое в чем даже превосходит столичные школы.
С них-то мы и начинаем обсуждение.
Замечательный,
методически точный, эмоциональный и насыщенный
информацией мастер-класс «План работы и отчет
как виды творчества», проведенный Ириной
Дейнеко, методистом – руководителем ИМЦ из
Лесосибирска, поверг московскую аудиторию в шок.
Вот как вдали от столицы умеют, оказывается,
работать: систематично, толково, выстраивая
серьезную концепцию развития, а не просто план
мероприятий на год.
Отзывы в кулуарах, надо сказать, были
весьма разнообразны. «Это надо же, как их классно
учат! Нам бы такого методиста!» «Я думала нам
схему планирования дадут, а она – о концепции
развития, о каких-то принципах планирования… Это
все слишком серьезно». «Конечно, здорово Дейнеко
все рассказала. Даже самой сделать захотелось.
Только кому это все нужно. Все наши планы – для
галочки». Это отзывы москвичей и жителей
Подмосковья. А вот удивление одной из
лесосибирских коллег-библиотекарей, приехавших
вместе с Ириной Васильевной: «Почему многие в
аудитории воспринимали подход Ирины Васильевны
к процессу планирования как что-то очень трудное
и наукообразное? Ведь на самом деле все очень
конкретно и несложно. Действительно, один раз
освоишь такой подход – и уже никакой проект не
страшен. Любую работу легко распишешь».
Именно эта
часть программы (очень плотной и насыщенной
такими интересными вещами, что некоторые были
всерьез недовольны необходимостью выбирать,
когда «все нужно») неожиданно для нас, оказалась
индикатором отношения библиотекарей и
методистов к своей работе. Вот – люди, которые
готовы впитывать новое, разбираться, примеривать
на себя, оценивать «А я так же делаю? Лучше? Хуже?»
А вот те, кому бы готовые «слова списать» и, не
напрягаясь в раздумьях, сделать так же. Есть и
такие, кто почти поставил крест на своем
творческом подходе к работе и на необходимости
делать что-то профессионально. Зачем они
приходят на Марафон – загадка для меня лично
неразрешимая. Что заставляет человека сидеть на
мероприятии с мыслью «Да зачем это все надо?»
Ведь никого сюда силком не загоняют и «явку
обеспечивать» не велят.
Что ж, есть, о чем задуматься. Зачем
вообще люди идут на наш Марафон? Чтобы
пообщаться? В какой-то степени, конечно, хотя вряд
ли ради общения будешь сидеть на лекциях, что-то
записывать, спрашивать, а потом, не успевая
перекусить, бежать на следующее мероприятие.
Может быть, чтобы отвлечься от текучки и
посмотреть на все это, как на шоу? Странный способ
развлекаться, но если кто-то и пришел с такой
мыслью, то уж тогда надо в этом «шоу» участвовать.
А то на мастер-классе по дебатам, о котором еще
пойдет речь сегодня, аудитория все как-то больше
смотрела, чем жаждала работать вместе с тренером.
Так и слышалось в тишине зала невысказанное: вы
учите, учите, а мы посмотрим, как это у вас
получится. Так что же такое наш Марафон? Учеба?
Ток-шоу? Общение вне зависимости от
происходящего в аудитории? Неплохо бы для начала
ответить на этот вопрос и тем, кто собирается на
наш Марафон в будущем году, и тем, кто готовит его
в Москве или в своем городе.
Проводившая
лекцию-семинар «Что такое привлекательная
библиотека?» ведущий научный сотрудник РГБ Слава
Матлина, так вдохновилась атмосферой марафона,
что прямо во время «разбора полетов», уже
придумала тему своего выступления на следующий
год – «Как простроить пространство библиотеки».
Есть у нее идеи и по созданию различных типов
выставок: интерактивная, с большим визуальным
рядом, с минимумом средств, выставка-диалог,
выставка-спор, выставка-кроссворд,
выставка-концепция… Ждите следующего марафона!
И не только его. На эту же тему, только уже
подробно и обстоятельно, Слава Григорьевна будет
вести в конце этого года курс в рамках
Педагогического университета «Первое сентября»
на страницах нашей газеты. Это уже серьезная
учеба, настоящее, а не формальное повышение
квалификации. Не пропустите время набора на курс!
Как всегда, много неожиданных идей
получили марафонцы на лекции заведующей детским
залом ВГБИЛ Ольги Мяэотс – «Проекты по
привлечению к чтению в детских и школьных
библиотеках». Это был целый спектакль методик,
технологий и просто приемов из опыта разных
стран. Слушатели узнали, например, что можно на
интересную книгу наклеить бумажку с электронным
адресом сайта, где можно поговорить о ней. Книга
«подкладывается» в парке на скамейке, в магазине.
Кто-то да подберет. А на сайте потом
отслеживаются пути перемещения «подкидыша». В
условиях большого города это сделать, пожалуй,
сложновато, но в школе такая игра вполне
возможна. А можно устроить целую программу
чтения одной книжки, в которую вовлекаются все
жители района, вся школа, родители и даже
серьезные «начальники». Об этом мы попросим
Ольгу Николаевну написать поподробнее. Но это
будет уже в следующем полугодии.
Сложно
было и тем, кто пришел на семинар «Программа МАРК
в школьной библиотеке: теория и практика»,
который вели создатели АИБС, специалисты НПО
«Информсистема». Оказалось, что в битком набитой
аудитории собрались люди весьма разного уровня
подготовки. У кого-то программа уже вовсю
работает и есть конкретные вопросы, а кто-то еще и
компьютера не имеет, но ждет-не-дождется – уже и
учиться пора. Вводную часть слушали внимательно,
записывали, вопросы задавали. Сначала почему-то
все больше про то, за что создатели МАРКа
отвечать не могут: почему те получили, а мы – нет,
что делать, если программу получили, а она стоит
на полочке – учить некому. На второй, правда,
ведущие радостно отвечали: «Читайте газету, там
теперь наша школа». А вот в программу поставки
МАРКа в школьные библиотеки обучение заложено не
было. А почему – это не к нам. На второй части –
консультациях – отметили удивительное явление.
Все конкретные вопросы по работе с АИБС почему-то
старались задать в перерыве, вроде как наедине.
«Не понимаю, – удивлялась потом Л.В.Левова, –
почему не спросить при всех, может, у кого-то еще
такая же проблема?» Так и отвечали – кулуарно.
«Комплексы? – отметили мы про себя. – И когда мы
поймем, что не знать – не стыдно? Стыдно – не
хотеть знать».
И все же. Почему слушатели – гости
Марафона были не так активны как нам и лекторам
хотелось бы. Может быть, программа нынешнего
марафона несколько опережает готовность людей к
обсуждению таких сложных вопросов? Все еще
кажется, что можно, пока «не горит», работать
по-старому… Думается, что, мол, когда у нас будет
хорошая база… вот тогда мы и начнем учиться
работать по-новому. Вот только когда все это
появляется в полном объеме, учиться уже некогда и
поздно. Уже надо уметь думать современными
категориями. Конечно, воспринимать сложную новую
информацию и новые формы работы трудно. Можно
сказать, что были заданы и раскрыты темы
завтрашнего дня. А кто обещал, что Марафон – это
легко? |