Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2005


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

В Московском городском доме учителя целый месяц проходил IV Московский педагогический марафон учебных предметов, каждый день которого был посвящен одному направлению работы в школе, и за его проведение отвечала соответствующая редакция. Наш – День школьного библиотекаря – был 31 марта. О том, что происходило и чего не произошло в Доме учителя – наши сегодняшние рассказы.

Марафон

Нина Колоскова

Как в Олимпиаде: главное – участие

К вопросу
о привлекательности

В Большом зале день начался с большой темы: «Что такое привлекательная библиотека». И привлекательный библиотекарь, кстати, тоже. Об этом рассказывала Слава Григорьевна Матлина, ведущий научный сотрудник РГБ, кандидат педагогических наук. Конечно, в отведенные ей неполные два академических часа, «уложить» материал полностью нечего было и думать. Да, и необходимости такой не было. У Славы Григорьевны вышла целая книга, посвященная данной проблеме и ставшая библиотечным бестселлером1.

Слушать Матлину – именины сердца. Сразу попадаешь под ее обаяние. Лично у меня всегда ощущение, что обращаются именно к тебе. И в доверительной, почти интимной манере, ведут разговор именно с тобой. Ее манера общаться с аудиторией, прекрасная речь, обволакивающие интонации буквально завораживают. С тобою не просто говорят, тебя убеждают, ненавязчиво советуют, рекомендуют. При всей мягкости общения, решаются задачи довольно сложные: происходит ломка сложившихся стереотипов, исчезает «замыленность», и вот уже начинаешь по-другому смотреть на свою собственную библиотеку, а, главное, на себя. Соотносишь то, что есть, с тем, что должно быть. Этакая библиотечная версия «Снимите это немедленно». Конструктивно, одним словом.

Споры, в которых рождается истина

Вы поняли, что здесь нарисовано? А это про дебатыСлаву Григорьевну Матлину сменила Антонина Анатольевна Грекова, завуч гимназии № 9 г. Волгограда с мастер-классом «Методика проведения дебатов и дискуссий в школьной и детской библиотеке». Аудитории спешно пришлось перестраиваться и становиться участниками интерактивного обучения. Чувствовалось, что у ведущей – большой практический опыт проведения подобных мероприятий. Во всяком случае, «расшевелить» инертную библиотечную аудиторию ей все же удалось.

И удалось убедить, что дебаты – вполне подходящая форма работы для библиотечной практики. Хотя, само слово «дебаты», несколько дискредитировано. Так и вспоминается Жириновский, поливающий апельсиновым соком Немцова. Интересно, подозревают ли наши политики то, что для общения в форме дебатов существует специальная методика? Во всяком случае, им не посчастливилось ее освоить, будучи читателями детской или школьной библиотеки. А вот участники Марафона, наверняка, помогут своим читателям постичь «дебатные» премудрости: уж очень тщательно записывали…

Чтение с предпочтением (обозримое прошлое)

У ведущих обзор-презентацию «Новая литература: от апреля до апреля» Татьяны Рудишиной и Ксении Молдавской уже есть свои почитатели. И число их продолжает расти. Ну, кому может не понравиться, когда за тебя профессионально проделали работу: книжки прочитали, акценты расставили, кого-то похвалили, кого-то поругали. Лучших авторов, иллюстраторов и издательства назвали. Новые серии «обозрели». Как и где книжки добыть подсказали. Словом, зерна от плевел отделили. Обзор провели, как всегда, в режиме взаимодополняющего диалога. Как всегда, привели аудиторию в полный восторг. С чем под аплодисменты и удалились.

Даже самым заинтересованным было непростоЯ получила особое удовольствие от этого действа. Потому, как была возможность сравнить, что появилось новенького по сравнению с прошлым годом. Нет, не на книжном рынке вообще и в детской литературе в частности. А в самом обзоре. И мной, и участниками Марафона было отмечено, что:

· форма подачи материала (то бишь, обзор) обогатилась элементами шоу. В том смысле, что обзор стал более зрелищным, эмоциональным, захватывающим (а шоу, как известно, надо видеть, а еще лучше – быть его участником);

· обзор приобрел еще более четко выраженную авторскую окраску (вернее – целых две);

· электронная презентация стала неотьемлемой его частью и доведена до очень хорошего уровня (то есть вписывается органично, включает необходимую информацию и иллюстративный ряд, делает более комфортным восприятие основного материала).

Аудитория не слушала, а внимала … и требовала продолжения банкета. Самых любопытных и настырных отослали к публикациям вышеназванных товарищей: Татьяну Рудишину искать на страницах «Библиотеки в школе», Ксению Молдавскую – там же плюс «Книжное обозрение». Ну, и к «БиблиоГиду» на сайте РГДБ, конечно.

Хотите сами во всем убедиться? Приходите на Марафон. В следующем году.

Фото Евгения Крылова

_____________

Матлина С.Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама : Практическое пособие. – Изд. 2-е доп. и перераб. – М. : Либерея, 2000. – 128 с.