В Московском городском доме учителя
целый месяц проходил IV Московский
педагогический марафон учебных предметов,
каждый день которого был посвящен одному
направлению работы в школе, и за его проведение
отвечала соответствующая редакция. Наш – День
школьного библиотекаря – был 31 марта. О том, что
происходило и чего не произошло в Доме учителя –
наши сегодняшние рассказы.
Марафон
Нина Колоскова
Как в Олимпиаде: главное – участие
К вопросу
о привлекательности
В Большом зале день начался с большой
темы: «Что такое привлекательная библиотека». И
привлекательный библиотекарь, кстати, тоже. Об
этом рассказывала Слава Григорьевна Матлина,
ведущий научный сотрудник РГБ, кандидат
педагогических наук. Конечно, в отведенные ей
неполные два академических часа, «уложить»
материал полностью нечего было и думать. Да, и
необходимости такой не было. У Славы Григорьевны
вышла целая книга, посвященная данной проблеме и
ставшая библиотечным бестселлером1.
Слушать Матлину – именины сердца.
Сразу попадаешь под ее обаяние. Лично у меня
всегда ощущение, что обращаются именно к тебе. И в
доверительной, почти интимной манере, ведут
разговор именно с тобой. Ее манера общаться с
аудиторией, прекрасная речь, обволакивающие
интонации буквально завораживают. С тобою не
просто говорят, тебя убеждают, ненавязчиво
советуют, рекомендуют. При всей мягкости общения,
решаются задачи довольно сложные: происходит
ломка сложившихся стереотипов, исчезает
«замыленность», и вот уже начинаешь по-другому
смотреть на свою собственную библиотеку, а,
главное, на себя. Соотносишь то, что есть, с тем,
что должно быть. Этакая библиотечная версия
«Снимите это немедленно». Конструктивно, одним
словом.
Споры, в которых рождается истина
Славу Григорьевну Матлину
сменила Антонина Анатольевна Грекова, завуч
гимназии № 9 г. Волгограда с мастер-классом
«Методика проведения дебатов и дискуссий в
школьной и детской библиотеке». Аудитории спешно
пришлось перестраиваться и становиться
участниками интерактивного обучения.
Чувствовалось, что у ведущей – большой
практический опыт проведения подобных
мероприятий. Во всяком случае, «расшевелить»
инертную библиотечную аудиторию ей все же
удалось.
И удалось убедить, что дебаты – вполне
подходящая форма работы для библиотечной
практики. Хотя, само слово «дебаты», несколько
дискредитировано. Так и вспоминается
Жириновский, поливающий апельсиновым соком
Немцова. Интересно, подозревают ли наши политики
то, что для общения в форме дебатов существует
специальная методика? Во всяком случае, им не
посчастливилось ее освоить, будучи читателями
детской или школьной библиотеки. А вот участники
Марафона, наверняка, помогут своим читателям
постичь «дебатные» премудрости: уж очень
тщательно записывали…
Чтение с предпочтением (обозримое
прошлое)
У ведущих обзор-презентацию «Новая
литература: от апреля до апреля» Татьяны
Рудишиной и Ксении Молдавской уже есть свои
почитатели. И число их продолжает расти. Ну, кому
может не понравиться, когда за тебя
профессионально проделали работу: книжки
прочитали, акценты расставили, кого-то похвалили,
кого-то поругали. Лучших авторов, иллюстраторов и
издательства назвали. Новые серии «обозрели».
Как и где книжки добыть подсказали. Словом, зерна
от плевел отделили. Обзор провели, как всегда, в
режиме взаимодополняющего диалога. Как всегда,
привели аудиторию в полный восторг. С чем под
аплодисменты и удалились.
Я
получила особое удовольствие от этого действа.
Потому, как была возможность сравнить, что
появилось новенького по сравнению с прошлым
годом. Нет, не на книжном рынке вообще и в детской
литературе в частности. А в самом обзоре. И мной, и
участниками Марафона было отмечено, что:
· форма подачи материала (то бишь,
обзор) обогатилась элементами шоу. В том смысле,
что обзор стал более зрелищным, эмоциональным,
захватывающим (а шоу, как известно, надо видеть, а
еще лучше – быть его участником);
· обзор приобрел еще более четко
выраженную авторскую окраску (вернее – целых
две);
· электронная презентация стала
неотьемлемой его частью и доведена до очень
хорошего уровня (то есть вписывается органично,
включает необходимую информацию и
иллюстративный ряд, делает более комфортным
восприятие основного материала).
Аудитория не слушала, а внимала … и
требовала продолжения банкета. Самых любопытных
и настырных отослали к публикациям
вышеназванных товарищей: Татьяну Рудишину
искать на страницах «Библиотеки в школе», Ксению
Молдавскую – там же плюс «Книжное обозрение». Ну,
и к «БиблиоГиду» на сайте РГДБ, конечно.
Хотите сами во всем убедиться?
Приходите на Марафон. В следующем году.
Фото Евгения Крылова
_____________
1 Матлина С.Г. Привлекательная
библиотека, или Что может реклама : Практическое
пособие. – Изд. 2-е доп. и перераб. – М. : Либерея,
2000. – 128 с. |