Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2005


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Марафон

Елена Иванова

Зал будущего времени

«Электронные издания – основа новых педагогических технологий». Так назывался семинар, который для школьных библиотекарей проводил А.В.Осин, директор Республиканского мультимедиа центра. Главная тема разговора – работа библиотекарей и педагогов с электронными образовательными ресурсами. В последние годы школам и школьным библиотекам все активнее предлагаются к использованию электронные учебники и энциклопедии на компакт-дисках, тематические базы данных и полнотекстовые файлы из Интернета. Нужны ли эти источники информации школе? Если да, то зачем? Как с ними работать и как при этом выстраивать процесс обучения? В чем их отличия/преимущества от столь милых сердцу книг?

На многие из этих вопросов ведущий семинара постарался ответить. Да, современной школе нужны современные носители информации. Но это не значит, что все привычные участники и атрибуты учебного процесса (педагог, учебник, книга) будут выброшены на свалку. Нет. Просто появились новые инструменты образования – мультимедийные издания, ресурсы Интернета. С этим надо считаться, это надо использовать-осваивать. С последним, как показал семинар, дело обстоит неважно.

Во-первых, заинтересованных слушателей могло быть много больше. С оптимизмом и уверенностью в своих силах объясним этот факт оч-ч-ень интересной программой Дня школьного библиотекаря. Правда, было что посмотреть и послушать с большой пользой для себя и своего дела.

Во-вторых, собравшаяся аудитория… как бы это помягче сказать... стеснялась изводить лектора своими многочисленными вопросами. Хотя, в самом конце, все же раскачалась.

Говорили о программе «Развитие единой образовательной информационной среды» и ее результатах, о компьютерах и медиатеках, о видах электронных образовательных ресурсов. Произвела сильное впечатление и демонстрация электронных изданий (опыты по химии, шедевры Третьяковской галереи).

Рассказывая об образовательных электронных изданиях, Александр Васильевич Осин классифицировал их по трем позициям: ресурсы информационно-справочные, учебные и общекультурного характера. Ежедневно школьный библиотекарь работает/будет работать со всеми тремя видами ресурсов. Причем два из них (информационно-справочного и общекультурного характера) он не просто использует, а продвигает/рекомендует (педагогу, школьнику) как дополнительные образовательные ресурсы. В данной среде – школе – библиотекарь выступает как динамичный, активный посредник, проводник нового информационного продукта. Очень хочется надеяться, что у руководства всех уровней достанет зоркости разглядеть это уникальное положение школьного библиотекаря как консультанта и проводника информационных образовательных ресурсов.

…Знаете, в былые годы в апреле проводились субботники, называемые «великим почином». Наша газета, похоже, выполнила «субботник» с опережением, и «великим почином» можно назвать те темы и вопросы, которые были рассмотрены на Дне школьного библиотекаря. Это то, что уже очень нужно, но, похоже, еще не осознано, как необходимость.