Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2005


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Марафон

Тамара Сутягина

Продолжение следует

Наши идеи прорастают в Сибирской земле

Вот и еще один росток из тех зернышек, что перепадают читателям, не посетившим наш московский марафон, но читавшим отчеты о нем очень внимательно. Были выездные марафоны «ПС» в Нижнем Новгороде и Элисте. Теперь о своем – самостоятельном – Марафоне рассказывают наши коллеги из Тобольска.

Тамара Вениаминовна Сутягина
Заведующая библиотекой шк. № 6
пос. Сумкино,
Тобольск, Тюменская область

Школьные библиотекари – кто они? Работники культуры, педагоги или вспомогательный персонал? Этот вопрос поднимался всякий раз, когда затевались кардинальные перемены в сфере образования. Были неоднократные попытки придать школьному библиотекарю статус педагогического работника. Даже было придумано название – библиотекарь-педагог. К нашему большому сожалению, воз и ныне там. Из-за того, что в Министерстве не выработано соответствующих нормативных документов, отношение к школьным библиотекарям со стороны администрации, педагогов, бухгалтеров далеко неоднозначно.

В «Примерном Положении школьной библиотеки» (Глава «Управление и штаты», пункт 4.) говорится: «Заведующий библиотекой … является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения».

И действительно, работая в непосредственном контакте с детьми, варясь в самой гуще школьной жизни, мы чувствуем себя педагогами. Учить учиться – это задача не только учителя, но и библиотекаря. Поэтому-то мы по инициативе М.Н.Медведевой, руководителя методического объединения школьных библиотекарей, приняли активнейшее участие в «Марафоне педагогических идей». Действительно, нам тоже есть, что рассказать коллегам, есть, чем поделиться. Ведь большинство библиотекарей – это творческие люди, не только умеющие оказывать помощь в учебе, но и стремящиеся к новым знаниям, к самообразованию и самосовершенствованию.

День методической учебы – день марафона школьных библиотек – прошел необычайно насыщенно: в первой половине был проведен «круглый стол» на тему «Тюменская область – это я», участниками которого стали ребята-старшеклассники. Вела заседание Т.В.Собольникова, библиотекарь школы № 18, в стенах которой и проходила эта встреча. Дети представили свои сочинения, стихи, картины. Они так искренне и проникновенно говорили об Отечестве, о любимых ими местах Тобольска, городах Тюменского края, что вызвали на взволнованный разговор и взрослых участников встречи – библиотекарей, учителей.

Зав. учебной частью, учитель-словесник А.И.Куликова выступила на тему «Взаимодействие коллектива школьной библиотеки и педагогов в воспитательном процессе общеобразовательного учреждения».

«В последнее время, – сказала она, – появились термины: библиотекари – актуализаторы и манипуляторы. Они помогают выстроить самообразовательный маршрут педагогу, предлагают форму самообразования, создают психологическую комфортность, наполняют содержанием образовательный процесс». И еще: «Работая в тесном контакте с учителями-предметниками, библиотекари идут к одной цели, а вот пути и формы работы разные. На уроке, испытывая вечный дефицит времени, учитель подгоняет ребенка: “быстрее”…, “говорите”…, “соображайте”… Мне кажется, что в школьной библиотеке время идет по-другому, здесь доверительный тон общения. Здесь комфортно, потому что не требуют, а помогают и предлагают. Хорошая библиотека сравнима с храмом, потому что в библиотеке рады каждому, кто пришел. Вот почему на библиотекарях есть некий знак одухотворенности, печать служения высокому».

Отдельным и довольно большим блоком нашей встречи была намечена дискуссия. Идея провести обсуждение актуальной темы «Новейшие информационные технологии в школьной библиотеке» витала в воздухе давно. Причем провести такое обсуждение хотелось с применением новейших педагогических технологий. А в частности – технологии развития критического мышления средствами чтения и письма, которую мы освоили во время учебы в Москве, в Библиотечной школе, организованной «БШ». Была выбрана стратегия «подиум-дискуссии», еще не применявшейся пока педагогами нашего города. И поскольку мы делали это впервые, то нас некоторое время, еще при подготовке к встрече, одолевало волнение – получится ли? Будут ли участники говорить? Ведь часто на «заорганизованных» мероприятиях либо звучат подготовленные, отрепетированные речи, либо присутствующие отмалчиваются. Но мы отбросили сомнение: надо попробовать.

wpe5A5.jpg (8378 bytes)

В библиотеке школы № 6 гости. Открытое мероприятие

Важная роль отводилась ведущему. И с этой ролью прекрасно справилась Т.В.Собольникова. Два участника дискуссии – Т.В.Сутягина (шк. № 6) и Н.З.Гумерова (шк. № 17) – взяли на себя роль оппонентов, которые на проблему применения электронных технологий в школьной библиотеке смотрят совершенно с противоположных точек зрения. Одна безоговорочно утверждала «Да – компьютер прекрасный помощник в работе библиотекаря», другая постаралась выявить все минусы, изложить все возможные аргументы «против».

Первый оппонент, не углубляясь в теоретические рассуждения, просто рассказала о том, как расширилось информационное поле библиотеки с появлением в ней компьютера, появились новые формы обслуживания читателей. И это притом, что библиотека пока не подключена к сети Интернет.

«С помощью компьютера создаются малые формы печатной продукции: рекомендательные указатели, альбомы, книжки-малышки. Создаются электронные презентации.

Выдача материалов на дискетах для создания сообщений, рефератов, докладов стала обыденным делом. При этом используются электронные энциклопедии (более 20 экз. электронных дисков).

По электронной почте ведется переписка (передача профессиональной информации, обмен опытом) с коллегами из Москвы, Волгодонска, Казани, отсылаются материалы для публикаций в редакции газет и журналов.

И хотя Интернет используется, так сказать, в усеченном виде, но все же нам хорошо известны сайты: «Библиотека Мошкова», «Заветный список», «Культура Тюменской области», «Тобольский музей-заповедник».

Сразу же, как появился компьютер, были созданы документы библиотеки в электронном виде: дневник библиотеки, книги суммарного учета книжного фонда и учета учебников, картотека учебников. Сейчас в памяти компьютера: планы, отчеты, заявки на учебники, заявки на подписку, номера библиотечной газеты.

А если помечтать, заглянуть в будущее…

Недавно мы получили АИБС MARK-SQL. Когда мы заполним базы данных с помощью полученных программ, мы сможем обеспечить поиск литературы не только по автору, названию, издательству, но по любым параметрам. Хоть по цвету обложки (если мы это введем в базу данных). Система МАРК позволит быстрее работать с документацией. Бумажные формуляры смогут стать электронными. Ручной сканер, штрих-код на каждом документе помогут быстро регистрировать выдачу книг читателю. А если подключимся к Интернет, все библиотеки объединятся в единую сеть. Наладится заочное обслуживание читателей, не имеющих возможности посещать библиотеку.

И, наконец, программа-максимум – создание электронных учебных центров на базе каждой библиотеки».

Наступило время вопросов к первому оппоненту. Некоторые вопросы звучали, как провокация. Назревал спор. Но как только вопрос коллеги грозил перейти в пространные рассуждения, ведущая, умело управляя ходом дискуссии, предлагала поберечь эмоции для своих выступлений во время «свободного микрофона».

Аргументы «против» новых информационных технологий были в выступлении Нурии Зайниевны такие:

1. Неуверенность в сохранности информации на электронных носителях.

2. Виртуальная зависимость

3. Нарушение здоровья:

· отрицательное влияние на зрение,

· заболевания кожи,

· нервные и психические заболевания,

· костно-мышечные нарушения,

и даже… снижение качества обучения.(!)

«Только не хихикайте над тем, что мои графики и таблицы сделаны с помощью компьютера, – сказала она с улыбкой, раздавая коллегам листочки, отпечатанные на принтере. Современная техника и мне помогает. Но тем не менее…»

И снова вопросы, и снова спор. Впрочем, во всех вопросах и выступлениях звучала озабоченность, как достичь горячо желаемого каждым библиотекарем – возможно более полного удовлетворения запросов своих читателей.

Эксперты – учитель-словесник А.И.Куликова и библиограф ЦБС Г.П.Родикова – вынесли оценку нашей дискуссии: нужно пользоваться новейшими технологиями, не забывая о традиционных источниках, не нанося ущерба своему здоровью и здоровью детей.

Замечательно то, что эта форма библиотечной работы (подиум-дискуссия), как бы сама собой вывела аудиторию на взволнованный, искренний, порой нелицеприятный, но серьезный разговор.

Итак, идеи представлены. Цель достигнута.

Более того: мы «убили двух зайцев» – горячо и заинтересованно обсудили животрепещущую проблему, а коллегам показали интересную форму работы, которую можно применить при обсуждении книги, проведении классного часа, педсовета, родительского собрания.

«В любом марафонском забеге, должны быть те, кто приходит первым», – сказала руководитель городского методического центра Р.П.Рокецкая. На этот раз первое место разделили секция начальных классов и секция школьных библиотек.

Мы еще раз доказали, что можем давно уже называться отнюдь не МОП (малый околопедагогический персонал), как недавно кто-то придумал, а «педагогами-библиотекарями». Это будет правильнее.