Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2005


БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 05 (25) · Вкладка в «БШ» № 10 (140) · 16–31 мая 2005 года

 Картотека опыта

Александр Бражников

Колобок по-гречески

Из театрально-педагогических рецептов

Александр Иванович Бражников
учитель математики НОУ «Школа сотрудничества»
Москва

Предлагаемый сценарий возник как составная часть «театрального фестиваля», периодически проводящегося в НОУ «Школа Сотрудничества». Спектакли проходят обычно в период с января по март. Главным организатором фестиваля является преподаватель мировой художественной культуры Вера Викторовна Волкова, человек неиссякаемой энергии, большая выдумщица, глубокий знаток театрального искусства. Каждый фестиваль имеет свою тематику. Один из них, к примеру, был посвящен различным театральным традициям. Сюжет для постановки можно было выбрать любой. Задача инсценировки состояла в том, чтобы максимально приблизиться к канонам выбранной традиции, будь то миракль, комедия дель арте или чеховский театр.

Мы с пятиклассниками решили поставить сказку о Колобке в форме древнегреческой трагедии. Сам процесс подготовки спектакля принес нам с ребятами огромную пользу. Пришлось ознакомиться с античной историей, с искусством Древней Греции, с театральной традицией Эллады. Вчитываясь в мифы, мои подопечные разбирались в особенностях олимпийских богов, их характеров и взаимоотношений. А как интересно было создавать костюмы и аксессуары, учиться двигаться и говорить подобающим образом, торжественно и размеренно, не забывая о цезуре! Вот род труда, приносящий огромное удовольствие. И на этом стоит остановиться поподробнее.

Сначала нужно было подвергнуть ревизии наличные ресурсы: что нам известно о Древней Греции, ее театре, мифологии, образе жизни эллинов, их мировосприятии, бытовых мелочах? В ответ на эти вопросы ребята мне напомнили об учебнике истории, назвали имена некоторых олимпийских богов, кто-то вспомнил о нектаре и амброзии. К тому времени еще никто из них не бывал в Греции. Мы вместе посетовали на превратности судьбы, однако надо было браться за дело. Пришлось составить план боевых действий (замечу, что спланировал работу заранее я сам, так как на первых порах ребята могли наметить только ближайшую перспективу; постепенно этот план становился «нашим» и, конечно, корректировался, что прямо зависело от набранного моими юными сотрудниками опыта):

1) определиться с источниками;

2) обратиться в библиотеку;

3) составить (найти?) список книг по теме;

4) приступить к отбору материала в малых группах;

5) провести промежуточную рефлексию;

6) уточнить библиографию, а также направления и рамки поиска;

7) привлечь новые источники информации;

8) организовать вторую рефлексию;

9) сочинить трагедию;

10) создать костюмы, аксессуары, научиться двигаться и говорить в соответствии с канонами;

11) сыграть спектакль;

12) ответить на вопрос: «Зачем все это?»

Сцена из спектакляВо-первых, решили найти и расспросить потенциальных знатоков (родителей, учителей, друзей, знакомых и т.п.). О своих возможностях я, хотя бы на первое время, предусмотрительно умолчал. На следующий день выяснилось, что знатоков Древней Греции вокруг не так уж и много. Но хорошие советчики нашлись. Они подсказали ребятам, что в подобных случаях образованные люди обращаются к книгам. «Эврика!» – совсем по-гречески вскричали мы и бросились в библиотеку.

Таким образом, настал черед второго пункта моего плана. По дороге в книгохранилище естественно возник вопрос: что читать? Ребятам почему-то казалось, что библиотекарь сразу же предложит целую кучу книг на заданную тему. «Библиотекарь конечно профессионал, но можно ли все книжное многообразие удержать в голове?» – возразил я. Тут кто-то вспомнил, что на последних страницах некоторых познавательных изданий можно увидеть список книг по затронутой теме (третий пункт плана!). «Правильно, по-гречески это называется библиографией, – подтвердила библиотекарь. – А что вас конкретно интересует?» Пришлось тут же устроить совещание и уточнить, какие вопросы нам нужно разрешить. Кроме того, ребята разбились на мини-группы, каждая из которых выбрала определенный сектор исследований (пункт четвертый). Договорились также обязательно заглядывать в библиографические списки, чтобы посоветовать товарищам что-нибудь интересное.

Приблизительно через неделю пришла пора подвести предварительные итоги (промежуточная рефлексия). Ребята наперебой делились античными новостями. И тут раздался голос учителя: «Друзья, а вы не забыли, для чего мы книжки читаем?» Возникла небольшая паника, но вскоре кто-то вспомнил, что мы, вообще-то, хотим сыграть сказку про Колобка на греческий манер. Так мы дошли до шестой позиции нашего плана (отбор материала). Итак, пришлось составить новый список вопросов, уже не умозрительный, а опирающийся на некоторый запас знаний и первичный опыт книжника. Вот некоторые вопросы из этого перечня и их краткое разрешение (результат дополнительных поисков в книгах и совместных обсуждений):

– Есть ли в древнегреческой мифологии персонажи, похожие по характеру и судьбе на нашего отечественного Колобка?

– Да, есть. Например, Сизиф, хитрец и обманщик, сумевший даже заковать в цепи богиню смерти, а потом обманом вернуться из царства мертвых. Но расплата его не миновала, как и Колобка. Гермес и Одиссей тоже очень близки по характеру нашему герою. Правда, их судьба не была столь плачевна.

– В русской сказке конфликт между Дедом и Бабой не обозначен, но в трагедии без него не обойтись. Кто из указанных героев скорее всего мог бы оказаться на стороне животных, хотевших съесть Колобка?

– Есть захотел старик, он с нетерпением ожидал момента, когда сможет утолить голод. Значит, он мог оказаться на стороне зверей. Старуха же испекла Колобка и могла относиться к нему почти по-матерински, т.е. сочувствовать ему.

– Обратили вы внимание на взаимоотношения между богами и людьми? В каких сюжетах это ярко проявляется?

– Греческие боги очень похожи на людей, только они гораздо сильнее. Бывает, что боги кому-то из людей сочувствуют и помогают, а других, наоборот, не любят и делают всякие гадости. Например, в поэмах «Илиада» и «Одиссея».

– Можно ли подобрать «олимпийских союзников» Деду и Бабе, а заодно – Колобку и животным, которых он встречает на пути?

– Дед, может быть, как воин пользуется поддержкой Ареса или Афины. Но, поскольку животные с ним как бы заодно, то ему может помогать и Артемида. Сторонником Колобка должен быть, конечно, Гермес, который угнал коров Аполлона, только что родившись, и стал покровителем всяких хитрецов и пролаз. Кстати, Аполлон – брат Артемиды.

– Надо уточнить вопрос с животными. Можно ли предложенных богов-покровителей поставить в соответствие с Зайцем, Волком, Медведем и Лисой так, чтобы это имело основание в мифологии?

– Волк-ликос связан с Аполлоном, а медведица – с Артемидой. Репутация лисы была настолько плоха, что связывать ее с определенным богом не стали (исключение – Дионис, но он в наш список не входит). Но заяц и лиса являются все же подопечными Артемиды.

– Есть ли в нашем сюжете место для верховного бога Олимпа?

– Зевс на Олимпе принимает окончательные решения, наводит порядок. В нашем спектакле он может следить за тем, чтобы все было по справедливости, по правилам.

– А кто устанавливал эти правила? Что, по мнению древних греков, было непреодолимой силой в жизни людей и даже богов?

– Это был рок, т.е. судьба. Нити судьбы сплетали Мойры. Даже Зевс не мог противиться судьбе.

– Связан ли сюжет сказки о Колобке с идеей рока?

– Конечно. Ведь его испекли, чтобы съесть. Так, в конце концов, и произошло. Прямо как в трагедиях Эсхила или Софокла.

– Как же разрешалась проблемы судьбы в творениях великих афинских трагиков?

– Герои этих трагедий оставались людьми долга. У них была свобода выбора: смириться с судьбой и плыть по течению или выполнить свой долг до конца.

– А что привело Колобка к плачевному итогу – сила рока или его личные качества?

– Он слишком возгордился своими успехами и стал думать, что никто не сравнится с ним в хитрости. Совсем как Сизиф.

А это уже отклики в шклольной стенгазетеПеречень подобных вопросов и ответов оказался довольно внушительным. Ребята сделали много неожиданных открытий в ходе своих разысканий. Оказывается, Эсхил участвовал в трех битвах с персами: у Марафона, при Платеях и в морском сражении близ острова Саламин. В Марафонской битве он был ранен, а его брат, Кинегир, героически погиб. Поэтому в эпитафии, написанной для себя самого, великий драматург ни словом не обмолвился о театральных победах, но напоминал о своих воинских заслугах:

Мужество ж помнят его марафонская роща и племя

Длинноволосых мидян, в битве узнавших его.

Из бытовых подробностей жизни древних греков важно было узнать, чем питались бедняки. Оказалось, что их рацион составляли лук, чеснок, салат и бобовые. А нашего Колобка изготовили, скорее всего, из ячневой муки. Для юных исследователей стало открытием, что Аполлон совсем не такой уж «белый и пушистый». Оказалось, что он воплощал в себе губительную силу палящего солнца. А конфликты с ним оканчивались для незадачливых соперников весьма плачевно.

Отдельно разрабатывались вопросы, связанные с театральной традицией Древней Греции: ежегодные состязания в театре Диониса, участники представления, вид и составные части театральной площадки, костюмы, манера двигаться и говорить. Остро встал вопрос о дополнительных источниках информации (пункт седьмой). Пришлось вспомнить о музеях и видеозаписях, пригодился и Интернет. Ну и конечно учителя нашей «Школы Сотрудничества» не оставили нас без действенной помощи.

Наконец наша новоиспеченная труппа собралась на общий сбор (вторая рефлексия), чтобы окончательно договориться о подробностях. Участников будущего представления было одиннадцать (в нашей школе небольшая наполняемость классов). Значит, и ролей должно быть столько же. Выходило так, что четыре вакансии надо было заполнить олимпиониками. Договорились пригласить Зевса, Аполлона, Артемиду и Гермеса. Обсудили черновой текст (каюсь: сочинял сам). Ребята внесли дельные замечания и поправки, заметили некоторые несуразности, ускользнувшие от внимания автора. Девятый пункт плана практически был выполнен.

Настал этап 10 – самый нервный и увлекательный. Месяц подготовительных работ и – полторы недели ударных репетиций.

И в завершение – премьера. «Праздник души», как говаривал незабвенный Манилов. А у нас этот праздник оказался двойным. В прямом смысле этого слова. Только нам в ходе подведения итогов театрального фестиваля было предложено показать не эпизод, как другим классам, но весь спектакль целиком. И что интересно, на этот раз не сработал известный театральный «закон второго спектакля». Второе представление оказалось не менее удачным, чем первое.

Но главный итог даже не в этом. Гораздо важнее, думается, то, что ребята получили возможность познакомиться с другой культурой, удаленной от нас не только в пространстве, но и во времени, смогли понять, что мир прекрасен не столько сам по себе, сколько в разнообразии восприятия этого мира различными народами и эпохами. Какое богатство! И оно принадлежит нам. Таким образом, мои ученики смогли на деле соприкоснуться с одним из важнейших принципов культуры, а если посмотреть шире, то и всей жизни. Этот принцип звучит так: «Единство в многообразии». Такой вывод и стал ответом на вопрос, поставленный в последнем пункте нашего плана. Надеюсь, став взрослыми, наши ученики не забудут его.

В заключение – несколько слов о самой постановке. Мы решили, что все актеры должны быть одеты как древние греки (хитоны, хламиды и т.п.). Причем «боги» на протяжении всего спектакля отличались от остальных актеров специфическими аксессуарами (молния Зевса, кифара Аполлона, лук Артемиды; что касается Гермеса, то широкополую шляпу заменили шапочкой с крылышками, поскольку крылышки на сандалиях зрители вряд ли разглядели бы). Дед и баба вместе с животными составляли «хор» и в нужный момент надевали маски. Кстати, в тех местах сценария, где значится «хор», имеется в виду, что говорит один из актеров. Проблема Колобокуса была решена просто: картонное изображение кондитерского шедевра, прикрепленное к палочке, исполнитель держал в руке.
В момент безвременной кончины героя изображение откладывалось. Игра актеров была весьма драматична (вполне по-гречески), с некоторой долей иронии в самых трагических местах. Впрочем, это уже дело постановщика…

Перед тем, как представить текст созданной нами трагедии, заметим, что все детали в нем не случайны. Краткий список литературы поможет Вам убедиться в этом. Названия современных детских энциклопедий не приводятся, поскольку они вполне доступны. Рекомендуем не оставлять без внимания предисловия и комментарии в приведенных ниже изданиях.

Литература

Словарь античности / Пер. с нем. – М. : Прогресс, 1989.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. – М. : Советская Энциклопедия, 1980.

Античная драма. – М. : Художественная литература, 1970. – (Библиотека Всемирной литературы. Серия первая. Т. 5).

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. – М. : Высшая школа, 1988.

Грейвс Р. Мифы Древней Греции / Пер. с англ. Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. – М. : Прогресс, 1992.

Джексон Ш. Костюмы для сцены. Пособие для изготовления театрального костюма / Пер. с англ. – М. : Искусство, 1984.

Эсхил, Софокл. Трагедии. – М., РИПОЛ КЛАССИК, 2001.

Колобокус

Трагедия

Действующие лица

Зевс
Гермес
Аполлон
Артемида
Дед
Баба
Колобокус
Заяц
Волк
Медведь
Лис-корифей

Пролог

Зевс

Вас я позвал, Аполлон, победитель Тифона, и ты, мой Гермес хитроумный,
чтоб предложить вам сразиться, но не в поединке жестоком.
Как я устал от Героев – гераклов, тесеев и прочих аяксов!
Мышцы горою и грохот оружья, а мысли – ни капли!
Вам предложу разыграть судьбу я героя попроще.
Форма его идеальна. Она удивит вас: он шару подобен.
Все остальное узнаете вскоре. Давай, корифей! Начинаем.

Действие 1

Корифей

Жили на острове Крит очень древние греки.
Муж стариком прозывался, супруга – старухой.

Хор

Он Аполлона-Губителя был почитатель.

Все

Читатель…

Хор

Слабость к Гермесу питала старуха однако.

Все

Однако…

Хор

Проголодался однажды старик и завел такие он речи:

Дед

О, Прорицатель Дельфийский, судьбы Покровитель!
Много тебе я пожертвовал встарь чесноку и гороху,
Ты ж, Аполлон, охранитель гармонии,
радостью душу наполни, а также желудок едою!

Аполлон

От твоего чесноку нет житья и богам на Олимпе!
Сам пропитанье сыщи. Ты женатый к тому же мужчина:
пусть же супруга еды раздобудет для мужа немедля.
Если откажет – гони ее смело из дома!

Баба

Горе мне, горе! В дому уж неделю ни крошки.
Чем накормить старика, что прожорлив не в меру?

Гермес

Тише, старуха, не плачь! Помогу тебе. Это не горе – безделка!
Живо беги в кладовую и там помети по сусекам.
Так наскребешь ты муки, чтоб испечь что-нибудь для обжоры.

В Греции все есть

Действие 2

Хор

Быстро старуха исполнила все, что Гермес ей поведал.

Хор

Но, о Зевес-Громовержец, случилось тут чудное чудо.

Колобокус

Так был хорош изготовленный ею продукт, что, как сына родного,
не захотела она отдавать его на съеденье голодному мужу.

Баба

Ах ты, голубчик, такой краснощекий, с хрустящею корочкой смуглой.
Я старику-живоглоту не дам тебя съесть. Пусть ругается он и дерется!
Имя тебе нареку Колобокус за круглые щечки.
И на окошко тебя положу остудить.
Ты же прыгай во двор и катись… На Гермеса надейся.

Действие 3

Колобокус

Так Колобокус и сделал, и вдаль покатился, желая,
видно, судьбу обмануть. Но рок непреклонен.

Хор

То, что кондитер в печи изготовил, то рано иль поздно съедено будет!

Хор

Таков уж закон, с которым и боги не спорят.

Гермес

Как говорится, закон есть закон. Но однако
вспомнился мне Одиссей, мой правнук. Хитрец и пролаза
смог уклониться от гнева богов и козней их жутких.
Будь же подобен ему плутовством и нахальством.
Я ж усыплю вниманье врагов твоих. Действуй смелее!
Не подведу тебя я – покровитель героев, Гермес златокрылый.

Дед

Что же творится: меня угощенья лишили!
Корка печеная катится прочь, надо мной потешаясь.
Ты, Аполлон, никогда не терпел нарушенья порядка.
Так покарай Колобокуса, как покарал с Артемидой детей ты Ниобы!

Аполлон

Так, ну пора мне вмешаться, а то головастик печеный
вместе с Гермесом опять опозорить готовы
перед папашей Зевесом меня, златокудрого Феба!
Впрочем, сестра Артемида сама с пузатою мелочью справиться сможет!

Артемида

Цель-то мелка. И зверя калибром поменьше – зайца пошлю.
Он с Колобокусом справится быстро.

Действие 4

Колобокус

Вот повстречал наш герой длинноухого зверя.

Заяц

Заяц я, страшный грызун и известный любитель морковки!
Съем я тебя, Колобокус! Так повелели мне боги.

Колобокус

И не мечтай: я от деда ушел и старуху покинул.
А от тебя и подавно уйду, истребитель салатов!

Заяц

Тут наш герой разогнался и в ноги врагу покатился.
Заяц не ждал такой прыти и рухнул на травку, несчастный. Лежит и скучает.

Волк

Ликос я – волк! Я зверь Аполлона и спутник.
Хоть и к мясному привык, но тебя, Колобокус, я съем непременно.

Колобокус

Вряд ли ты съешь меня. Я ведь от деда сбежал и от бабки,
Зайца голодным оставил. А от тебя уйду и подавно!

Волк

Челюсть у волка отвисла от наглой той речи.
Клацнул зубами от гнева… Но Колобокус уж прочь укатился.

Медведь

Арктус – медведь я. И ем, как известно,
все, что попало! Я и тебя проглочу и даже того не замечу.

Колобокус

Вот еще новость! От деда, бабули, зайца и волка, – от всех
ловко сбежал я. И только тебя накормлю?! Поскорее ко мне наклонися.

Медведь

Зверь наклонился. И тут Колобокус
в нос его мягкий так уцепился проворно,
что косолапый, от боли забыв все на свете,
в лес удалился, стеная и плача.

Действие 5

Колобокус

Я победитель! Скорее венок мне лавровый на шею наденьте!

Гермес

Шеи-то нет у тебя! Да и какая зимою лаврушка?
Не задавайся, сынок, не забудь:
ты ведь мудрец, Одиссею подобный.

Аполлон

Что за мудрец?! На мудреца простоты ведь довольно!

Артемида

Воду с огнем Колобокус прошел.
Посмотрим, пройдет ли он медные трубы?

Лис

Где наш герой, что божественной славы достоин?
Крылышки я на затылок ему раздобыл.
Ведь Колобокус Гермеса умом превосходит!

Хор

Гермеса умом превосходит?

Колобокус

Здесь я! Готов я принять и крылья и славу!
Здесь я!

Лис

Не вижу. Скорее залезь ты мне на нос,
чтобы я мог разглядеть, несчастный слепец, солнцеподобное чудо!

Колобокус

Так Колобокус и сделал.

Лис

А Лис проглотил его тут же.

Колобокус

О горе…

Хор

О! О! О!

Эпилог

Зевс

Славе приходит конец, а сказке – развязка.
Как ни хитер Колобокус наш был, но и ему
место в желудке зверином нашлося!

Гермес

Он нас развлек, о Зевес, и почестей все же достоин.

Аполлон

Я, Аполлон, как известно, за Солнце в ответе.

Артемида

Я, Артемида, зовуся лунной богиней.

Оба

А Колобокус с Луною и Солнцем формою сходен.

Зевс

Повелеваю: коль кто на Луну или Солнце посмотрит,
тут же, историю эту припомнив, вздохнет непременно
и зазнаваться, как Колобокус, не станет!

Все

И зазнаваться не станет!

Колобокус

Не станет!

Фото Татьяны Васильевой