Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2005


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 06 (27) · Вкладка в «БШ» № 11 (144) · 1–15 июня 2005 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>

Лицо дня

«Мои главные учителя – библиотекари»

Мы беседуем с Ниной Фёдоровной Кореньковой, главным специалистом муниципального учреждения «Управление образования Нерюнгринского района» по библиотечным фондам

Наверное, это самое длинное интервью за все время существования вкладки, но выкидывать слова из этой песни приходилось с большим трудом.

Нина Федоровна, Вы давно работаете специалистом по библиотечным фондам…

Да, в марте 2005 года исполнилось 25 лет моей трудовой деятельности на этом поприще.

У меня высшее педагогическое образование, специальность – учитель истории и обществознания. Но в 1980 году, когда я пришла работать на вновь введенную в штат горОНО должность методиста по учебным фондам, за плечами было 5 лет работы в школе и 3 года – секретарем ГК комсомола по школам, то есть я хорошо знала школьную жизнь, а в школах знали меня, поэтому «вхождение в должность» оказалось легким.

В круг Ваших обязанностей входит только работа с учебниками или Вы еще курируете работу школьных библиотек?

С первых дней своей работы я курирую школьные библиотеки. Помню, как библиотекари были рады, что у них появился свой методист, который будет вникать во все проблемы и помогать в их решении. Ведь раньше ими «занимались» специалисты централизованной библиотечной системы. А это всегда был человек извне, который пришел, чтобы «проконтролировать и указать», в лучшем случае посоветовать, но не способный ничего решить и изменить, поскольку это даже и министерство другое – Министерство культуры.

Конечно, в первое время мое общение с библиотекарями больше касалось учебников, поскольку дело было новым и для меня, и для них. Возникали и другие вопросы. Поэтому приходилось много заниматься самообразованием, учиться у коллег из ЦБС. Но все же главными моими учителями стали школьные библиотекари. Я не стеснялась спрашивать и вникать во все особенности библиотечной работы, а мне, наверное, за усердие прощались такие тонкости, как незнание библиографического описания или таблиц ББК. И потом, для методиста важное профессиональное качество – умение организовать. Даже сейчас, когда я чувствую себя вполне компетентным специалистом, работой Школы начинающего библиотекаря руководит библиотекарь-профессионал, а стажировка нашей молодежи проходит на базе лучших школьных библиотек.

Из Вашей статьи (она была опубликована в предыдущем выпуске «МД» – О.К.) вырисовывается радужная картина по обеспечению учебниками. Но ведь, известно, что без проблем не бывает. Вы не могли бы обрисовать Ваши типовые трудности.

Было время, когда работа отнимала много физических сил. Получить контейнер с учебниками – набегаешься на контейнерной станции, разгрузить – надо попросить, организовать детей из соседней школы, разложить – прошу помощи библиотекарей («это наше общее дело»), выдать!.. – «черный день в жизни методиста», за ужином ложка стучит об тарелку…

Самыми сложными были моральные проблемы. Когда начинали работать с родительскими средствами, только ленивый не подозревал нас во всех грехах. «А почему так дорого? А в соседней школе взнос меньше! А то… а это…» Ежегодно в январе–феврале я писала большую статью в городскую газету, в которой говорила с родителями простым понятным языком, объясняя все детали нашей работы, а в заключении указывала номер своего рабочего телефона, приглашала позвонить и получить исчерпывающую информацию по всем вопросам, касающимся учебников. Поначалу часто приходилось отвечать на вопросы, проявлять массу терпения, объясняя недовольным родителям, что все это делается для их же блага. Решающей моей фразой было: «Возьмите свой взнос и пойдите в любой книжный магазин города, я буду искренне рада, если Вы купите комплект учебников для своего ребенка». Постепенно звонков становилось все меньше, теперь, если и звонят, то только, чтобы получить консультацию по учебной литературе.

Многие проблемы решились в процессе работы. С переходом школ на финансовую самостоятельность, у них появились бухгалтерии, теперь библиотекари избавлены от необходимости собирать деньги за пользование учебниками.

Меня часто спрашивают: «Зачем тебе все это надо? Пусть об учебниках позаботятся родители…» Но образовательные учреждения, в любом случае, обязаны и будут комплектовать фонды библиотек, иначе им не пройти лицензирование. И тогда все проблемы лягут на плечи библиотекарей. Поэтому всем доброжелателям я отвечаю: «Это мои должностные обязанности, и я хочу выполнять их хорошо».

Но должна сказать тем, кого заинтересует наш опыт, это – тяжелая работа, отнимающая массу времени, физических и моральных сил. Ежегодно осенью, получив и выдав в школы всю заказанную литературу, выслушав все претензии и высказав свои, мы принимаем «последнее окончательное» решение – всё! Всех – в книжные магазины! И больше никогда в жизни мы не будем заниматься ЭТИМИ учебниками! Но проходит два-три месяца, эмоции остывают, взаимные мелкие обиды забываются, и все возвращается «на круги своя».

Как Вы строите отношения с директорами школ? Легко ли было организовать подписание «Соглашения об оказании посреднических услуг…»?

У меня хорошие деловые отношения с директорами школ, которые сложились постепенно за долгие годы работы. Меня слушают и слышат, и это доверие я расцениваю, прежде всего, как доверие к аппарату Управления образования в целом. У нас замечательный начальник Ирина Владимировна Лю, ее поддержка всегда помогает в работе, в том числе и в отношениях с директорами.

Как управленец со стажем, уверена:

1. Для обсуждения новой и сложной проблемы лучше прийти к директору школы. Разговор в его кабинете всегда имеет позитивный характер.

2. Каждое выступление на совещании директоров должно быть кратким, четким и конкретным, а все обещания и планы – безоговорочно выполнены.

3. Руководителю образовательного учреждения нужно время, чтобы вникнуть в суть моего предложения и принять решение.

Примерно так мы работали над подписанием «Соглашения…» Когда текст был подготовлен и согласован с юристом, я выступила на совещании директоров, объяснив необходимость его подписания и основные аспекты нашего взаимного сотрудничества. Затем «Соглашение…» по электронной почте отправили в школы для обсуждения и принятия решения, причем в течение двух недель можно было задать любые вопросы по его тексту. К нашему удивлению, вопросов не было, и в установленные сроки директора школ подписали «Соглашение…» Претензии начались, когда выставили счета за посреднические услуги, всем показалось, что сумма слишком велика (хотя времени для предварительных расчетов было достаточно). В наших объяснениях было два аргумента:

· просчитайте все по итогам года, настолько ли велика оплата за доставку заказанной литературы и оборудования от контейнерной станции до образовательного учреждения?

· в следующем году вы вправе отказаться от наших услуг, если сочтете, что оплата необоснованно завышена.

Думаю, что считали все. И абсолютное большинство руководителей школ «Соглашение…» на 2005 год подписали без разговоров и вопросов. От наших услуг отказалась только одна гимназия.

Что Вам, как методисту, помогает в повышении квалификации?

Безусловно, потребность в повышении квалификации очень велика, и вопросов, которые хочется задать и проработать, всегда очень много. В таком отдаленном регионе, как Якутия, остро чувствуется недостаток оперативной информации. Ведь даже профессиональную периодику мы получаем с большим опозданием, но важность ее появления невозможно переоценить. И журнал «Школьная библиотека», и газета «Библиотека в школе» дают возможность познакомиться с опытом работы школьных библиотек, определить свой уровень в школьном библиотечном сообществе. Особая благодарность за вкладку «Методический день», каждый ее выпуск читаю с большим интересом, и скажу честно, многое из опыта коллег я уже использовала в своей работе. А номер газеты, посвященный школьным библиотекам Красноярского края, стал подарком судьбы. Еще и потому, что я не только читала и перечитывала его много раз, но и побывала на презентации этого номера в Красноярске. Это была абсолютно потрясающая встреча! Естественно, материалы газетного номера на презентации были представлены ярче, глубже, нагляднее, плюс еще возможность живого общения с библиотекарями. Я смотрела, слушала их, невольно сравнивала со своими, и мысленно связывала их нитями сотрудничества. Для меня в профессиональном плане важным было знакомство с Ириной Васильевной Дейнеко, руководителем ИМЦ г. Лесосибирска. Ее материалы, опубликованные в вашей газете, давно привлекали мое внимание, именно у нее мне хотелось бы многому поучиться. Поэтому договорились «дружить домами».

Каких документов, на Ваш взгляд, не хватает для работы специалисту по библиотечным фондам?

Очень нужны нормативные документы Министерства образования РФ, регламентирующие работу школьной библиотеки и имеющие реальную финансовую основу:

· новое штатное расписание, отражающее расширение задач и функций школьных библиотек;

· нормативы бюджетного финансирования;

· Положение об аттестации библиотекарей, предполагающее и повышение их профессионального статуса, и повышение заработной платы;

Применяете ли Вы в своей работе средства автоматизации и информатизации?

Да, в 1998 году я прошла курсы пользователей ПЭВМ, и на моем рабочем месте появился компьютер. В 2003 году получила комплект офисной компьютерной техники в рамках республиканской целевой программы учебного книгоиздания. Веду базы данных: городского фонда учебников; школьных библиотекарей; передового библиотечного опыта. Умею работать в Интернете, могу подготовить презентацию своего выступления, стараюсь использовать мультимедийные средства в методической работе. Но большая часть моих знаний в этой области – это самообразование путем проб и ошибок. Очень хотелось бы поучиться на курсах в Федерации Интернет Образования.

Массовая информатизация школьных библиотек вашего города еще миф или уже реальность?

Уже не миф и почти реальность. В 2000–2004 годах была успешно выполнена первая городская программа информатизации образовательного пространства. За этот период 20 библиотекарей прошли курсы пользователей ПК, 15 из них дополнительно обучались как специалисты медиатеки. 11 школьных библиотек получили компьютеры, медиатеки созданы в 9 школах. Главным итогом работы стало создание городской локальной сети, объединившей 39 образовательных учреждений. Доступ в Интернет получили все школы, но только в средней школе № 24 такую возможность имеет библиотека.

Для школьных библиотекарей это был период осознания серьезных изменений в их профессиональной деятельности, преодоления психологического барьера, понимания и принятия новых информационных технологий.

Сейчас в стадии разработки находится вторая городская программа информатизации образовательного пространства. Одной из ее подпрограмм является «Информатизация школьных библиотек», сроки выполнения – январь 2005 года – декабрь 2006 года.

В ней участвуют 21 школьная библиотека и библиотека Управления образования.

I этап – март 2005 года – март 2006 года. Автоматизация библиотечно-библиографических процессов.

II этап – март – май 2006 года. Автоматизация управления:

· использование сети интранет;

· работа электронной почты.

III этап – март – декабрь 2006 года. Освоение новых информационных технологий, организация разнообразных форм обслуживания пользователей:

· формирование информационной культуры пользователей;

· обеспечение свободного доступа в Интернет;

· использование мультимедийных ресурсов в библиотечной работе.

Первый этап программы уже осуществляется: на рабочем месте 22 библиотекарей установлены компьютеры, мы внедряем АИБС «MAРK-SQL – версия для школьных библиотек».

Каковы первые шаги внедрения АИБС, с какими трудностями и проблемами вы столкнулись?

Мы очень долго не могли освоить предыдущую версию АИБС «MARK.4». И тогда я решила, что помочь нам смогут только профессионалы, и написала письмо разработчикам программы, в НПО «Информсистема». Именно от них мы и узнали, что АИБС «MAРK-SQL – версия для школьных библиотек» приобретена Министерством образования России и уже отправлена в регионы. Кроме того, нам предложили использовать штрихкодовые технологии. Скажу вам честно, мы не долго думали и решили, что потерянные зря годы должны компенсировать, не просто освоив новую систему, а сделав шаг вперед. Поэтому все школы приобрели ручные сканеры и штрихкодовые этикетки для маркировки фонда. Но сомнения, конечно, были: затратив немалые для школ деньги (от 5 до 10 тыс. рублей, в зависимости от фонда библиотеки), сможем ли мы выполнить свои планы, насколько они реальны? Поэтому вы, конечно, поймете мою огромную радость, когда в библиотеке Московского городского педагогического университета я увидела в работе АИБС «MAРK» со штрихкодовыми технологиями. Заведующая библиотекой Ольга Александровна Юдахина очень подробно рассказала нам о работе этой автоматизированной библиотечно-информационной системы, все наглядно показала.

Отдельно хочу остановиться на проблеме обучения библиотекарей работе с «MAРK-SQL», знаю, что этот вопрос волнует многих моих коллег. Когда мы получили АИБС, и я взяла в руки инструкцию, у меня был панический страх, поскольку горький опыт внедрения непонятно чего я уже имела. Первое мое желание – попросить профессионалов провести курсовую подготовку для наших библиотекарей.

Но НПО «Информ-система» предложила неприемлемые финансовые условия. На сайтах Хабаровского и Иркутского РИЦ нашла информацию, что на их базе были проведены курсы для школьных библиотекарей. Но на мои предложения они даже не ответили. Вот и создается впечатление, а так ли уж все хорошо с подготовкой тьюторов, которые потом будут обучать библиотекарей работе с «MAРK»? И не каждый тьютор сможет научить, для этого нужно быть специалистом. Сейчас уже всем понятно, АИБС «MAРK-SQL» – сложная система, разобраться в ней может только хороший программист. К счастью, у нас такой программист есть, мы провели курсовую подготовку для своих 22 библиотекарей, но, в какой-то мере, это был путь коллективных проб и ошибок. Большое спасибо вашей газете за то, что печатаете на своих страницах консультации по АИБС «MAРK». Итак, мы внедряем «MAРK», проблем много, но главное, что всем понравилась АИБС, все хотят быстрее увидеть результаты своей работы.

Есть ли у Вас профессиональная мечта или мечты?

Спасибо за вопрос, Ольга Викторовна, у меня их много. Наверное, кто-то другой сказал бы, что это планы, но у меня именно мечты, поскольку возникают они часто на грани реальности и называются, как говорит моя взрослая дочь, «фишка года».

Так, «фишка года 2005» – «MAРK», Вы уже поняли это. «Фишкой года 2004» были большие республиканские курсы повышения квалификации школьных библиотекарей.

Проблема состояла в том, что курсы не финансировались из бюджета, а были полностью самоокупаемыми. Часто казалось, что мы это не осилим. Но нашли спонсора, им стал наш деловой партнер – издательская кампания «АСТ-Пресс Образование». Их финансовая помощь позволила нам пригласить в качестве лекторов Евгению Михайловну Зуеву из Москвы, из ГНПБ им. К. Ушинского и Татьяну Михайловну Аницыну, руководителя ИБЦ Красноярского ИПК. К нам приехали школьные библиотекари и мои коллеги – методисты по учебным фондам из районов Якутии и Амурской области. В общем, все получилось, были довольны слушатели курсов, а у меня появились новые деловые связи, которые в этом году привели меня в Красноярск и в Москву.

«Фишкой года 2006» станет создание Библиотечно-информационного центра Управления образования. Сейчас уже продумываем, планируем эту работу. Меня очень заинтересовал подобный опыт коллег из Лесосибирска. Возможно, к ним удастся съездить.

Есть еще одна серьезная проблема, которая не дает мне покоя. Наши школьные библиотекари, как и все педагогические работники, проходят аттестацию. Но аттестуются они по Положению, разработанному Министерством культуры, что нас совершенно не устраивает. Хочу разобраться в этой ситуации и попробовать ее изменить. Мысленно прикидываю, что должно стать «фишкой года 2007», поскольку ближайшая аттестация наших библиотекарей пройдет в 2008 году.

В целях экономии средств сейчас очень актуальна для небольших городов тема объединения библиотек. Как вы к этому относитесь и, если избежать этого будет невозможно, каким оно должно быть, на Ваш взгляд?

Скажу честно, ваш вопрос застал меня врасплох, никогда не думала об этом. Мы с городской детской библиотекой друзья и соратники. И в своей работе, на мой взгляд, органично дополняем друг друга. И проблемы у нас общие, главным образом, финансовые. Но если объединения избежать будет невозможно, я бы хотела, чтобы оно произошло на базе школьных библиотек.

Ваше отношение к положению библиотекарей в школе...

Вы знаете, наши библиотекари никогда не были только техническими работниками. Не помню такого с первых дней своей работы. Фактически, мало что изменилось после 1998 года, когда в Якутии был введен статус библиотекаря-педагога, кстати, отмененный в 2001 году, когда региональные законы были приведены в соответствие с федеральными.

Но я глубоко уверена в том, что положение библиотекаря в школе зависит, главным образом, от него самого. Ведь согласитесь, с любым статусом можно чувствовать себя только «выдавальщиком книг» и быть им. Каждого специалиста оценивают, прежде всего, по результатам работы. Поэтому начинающим библиотекарям всегда советую: «Работайте на успех, сделайте что-либо грандиозное, чтобы о вас заговорила вся школа».

Конечно, руководители образовательных учреждений еще часто относятся к библиотеке как к объекту второстепенному, мало уделяют внимания библиотечным проблемам. Но эту ситуацию можно изменить. Если директор увидит, что библиотека имеет свое особое лицо, что она востребована, что в ней всегда толпятся и учащиеся, и учителя, услышит как дельно и толково выступила зав. библиотекой на педсовете, какое яркое мероприятие она провела, он обязательно оценит это, постарается сделать все от него зависящее для улучшения условий работы библиотеки. А зависит от него многое, а точнее, действительно все: от увеличения занимаемой площади, выделения финансирования на комплектование фондов, до развития материально-технической базы. Такие примеры в нашем городе есть (как, безусловно, и в любом другом). После летнего ремонта значительно увеличат свою площадь, получат компьютеры, оргтехнику библиотеки школы № 18, гимназии № 2. Абсолютно поменяет свой имидж библиотека школы № 1, на ее переоборудование выделено 220 тыс. рублей.

Вот только не хочется, чтобы от директора зависело штатное расписание библиотеки. Потому что это всегда «в пределах фонда оплаты труда». А у него на этот фонд столько проблем… что библиотекарь там всегда последний в очереди! На мой взгляд, школьным библиотекарям нужен, в первую очередь, не статус (хотя и это очень важно), а новое штатное расписание, утвержденное Министерством образования России и учитывающее нормативы рабочего времени библиотеки, чтобы хоть немного разгрузить их. Порой удивляюсь, как много они успевают сделать, как устают при этом, а интенсивность их труда постоянно возрастает. Смотрю в эти дни на своих библиотекарей, все они так увлечены «MAРK», головы не поднимают от книг и компьютеров в надежде, что внедрение АИБС значительно облегчит их труд, сделает его более привлекательным.

…Я оптимистично смотрю в будущее. Принимаю жизнь такой, какая она есть, люблю свою работу, с большим уважением отношусь к своим коллегам, к школьным библиотекарям. Именно общение с ними дает мне уверенность в своих силах. Я заканчиваю трудовую деятельность, 3 года – это тот максимум, который еще планирую работать, чтобы выполнить все свои «фишки». А тогда можно будет уйти, как принято говорить, на заслуженный отдых. Подводя свои личные итоги, понимаю, что работа стала делом моей жизни, и я благодарна судьбе за это.

Спасибо за содержательное общение с вами. Желаю превращения мечтаний в реальность.

Беседовала Ольга Козлова

Каков строитель, такова и обитель!

Русская народная пословица