Картотека опыта
Юлия Фролова
...А еще мы играем в кукол!
Прошу прощения – теперь так не
говорят. Теперь говорят: я делаю куклы для театра.
Малыш играет в куклы. Малыш может играть в мишек,
солдатиков и даже роботов, – за всеми ними как бы
признается одушевленность, но куклам в этом
отказано.
Однако во времена детства, и не только
моего, но и моих детей, куклы были одушевленными
существами! О них и писали, как о живых! Разве
забудешь: «Навестить идет он кукол. Только в
комнату вступил – сразу кукол убаюкал...» или
«Наша Маша рано встала, кукол всех пересчитала».
Поэтому лично я по-прежнему играю в кукол, делаю
кукол и одеваю их же (можете ли вы представить
себе, что одеваете куклы? Бр-р-р!).
Правда, до недавнего времени я не
предполагала, что куклы в моей жизни начнут вдруг
играть такую важную роль. Какие куклы, когда у
внука на уме только машинки, роботы и динозавры?
Но получилось так: семиклассница Аня Цымбал из
станицы Динской написала мне однажды, как она
работает вожатой, как играет с младшими ребятами,
и спросила совета – чем еще можно их занять? А я
вспомнила и рассказала ей, как мы в детстве
устраивали представления кукольного театра,
имея в «артистах» одну-единственную перчаточную
куклу, немудреного фасона бабку. Для образца я
сшила и послала ребятам в Динскую подобную куклу
из лоскутков – все того же коробейника, об играх
с которыми мы уже рассказывали в других
публикациях. Надо же было такому случиться: он
попал в Динскую как раз накануне ежегодного
методического фестиваля, который в школе № 3
проводился уже в шестой раз. Ученики школы делают
к фестивалю выставки своих работ, готовят и
проводят открытые тематические уроки. На этот
раз был намечен урок «Рукотворная кукла»!
Марина Федотова, Юля Лицеу и Инна
Казимиренко. Фото из архива библиотеки
Ребята основательно подготовились,
устроили стенд с образцами, на нем было оставлено
место и для коробейника – его уже ждали (вот они
на фото).
Московского гостя встретили с
радостью, назвали его Ерошкой, и вскоре я
получила репортаж от его имени – рассказ о том,
как он ехал да как волновался в предчувствии
встречи и т.д.
Конечно, я ответила Ерошке, наказала
ему вести себя достойно, не уронить имя москвича.
Заодно посоветовала подсказать ребятам: пусть
поищут в книжках – кто из русских землепроходцев
носил славное имя Ерофей, какие и где находятся
станция и город, названные в его честь? А потом
сделала, в пару к Ерошке, еще и Митрошку по
образцу «куклы в кулечке», взятому из книги
«Веселые куклы»1. Тем
временем и в Москву приехали куклы из Динской:
кукла-чучелко, сделанная на перекрещенных
палочках из лоскутков и завязок, без участия
иголки с ниткой (работа Юли Лицеу);
кукла-сверточек, похожая на предыдущую, но без
твердой основы, куклы из соломки и еще реферат
«История славянской куклы» (все – работы Арины
Мартиросян). И еще одна замечательная казачка из
пластилина, на основе обрезка пластиковой
бутылки. Вот она во всей красе (к сожалению, вы не
увидите ее в цвете), работа Ромы Анашкина, тогда
еще третьеклассника. Я покрыла фигурку
бесцветным лаком, и теперь она похожа на
глазированную фарфоровую. Пластилин отвердел, не
липнет к рукам, краски стали ярче, и пыль с
фигурки вытереть легче.
«Казачка» – работа Ромы Анашкина
«Встань, казачка молодая, у плетня,
проводи меня до солнышка в поход!» Они и стоят у
плетня, эти казачки, а плетень настоящий, из лозы,
а на нем сохнут крынки, и рядом подсолнух – это
тоже работа одного из учеников школы № 3 к
выставке по Кубановедению (есть такой учебный
предмет в Краснодарском крае). А какие картины
висят на этой выставке! Жаль, что мелко
изображение, но все же на цветной фотографии
можно некоторые из них рассмотреть. Спасибо
Ольге Николаевне Степаньковой: благодаря ее
фотографиям я вижу жизнь ее ребят в лицах и цвете.
И отдельно надо сказать о ее коллегах, их выдумке
и энтузиазме, ведь такие выставки – это их труд.
Но об этом пусть расскажет она сама. А я продолжу
о куклах.
Оказалось, что у Ерошки и Митрошки
совсем разные характеры и манера поведения.
Ерошкою управляют, надев его на руку. Он может
двигать ручками и головой, но движения не очень
быстрые, и характер несколько степенный.
Митрошка же болтает руками просто так, но он
может быстро прятаться в свой кулечек (кукла
надета на палочку), а потом выглядывать оттуда, а
может этак небрежно прилечь на край кулька – так
и кажется: сейчас пойдет рассказывать байки! Да и
выражение лица у него какое-то плутоватое.
Я думала – куклы эти помогут ребятам
разыграть, например, смешную сценку на вечере
самодеятельности, но не ожидала, что Ольга
Николаевна предложит им, куклам, выступить в
гораздо более серьезной роли. Куклам-то что, а вот
Ольге Николаевне, по-моему, потребовалась
большая смелость для такого хода. Впрочем, с ее
разрешения предоставляю слово ей.
«Я организовала подиум-дискуссию,
которой нас учили на Библиотечной школе. Вынесла
на нее вопрос: “Должен ли библиотекарь
заставлять учащихся дарить в школьную
библиотеку учебники, купленные родителями, в
принудительном порядке?” А чтобы коллегам легче
было высказывать свое мнение, в помощники взяла
наших куколок Ерошку и Митрошку. Интересы многих
родителей и библиотекарей были задеты во время
очередной проверки работы школьных библиотек, и
обид у коллег было много, но не все высказались бы
от своего имени: смелости не хватило. А от имени
кукол – дело другое. Заодно я и с куклами их
познакомила и рассказала, как они у нас
оказались.
Стороннику принудительной акции,
нашему методисту, я вручила Ерошку. Он серьезный,
все собирает в свой короб, очень основательный. И
в данной ситуации эта роль ему больше подходит.
Митрошка более подвижен. Вертится на своей
палочке, все отрицает. Забавно так головкой
повертит, ручками помашет и всю идею сведет на
нет... Помогать ему взялась коллега, которая,
по-моему, больше всех пострадала. Сама же я взяла
на себя роль ведущей, чтобы направлять все в
нужное русло.
Коллеги сначала растерялись. Никто не
ожидал такого поворота событий. Но куклы
раскрепостили их... Жаль, что не было диктофона:
очень бы интересный репортаж получился».
Вот они на фото – участники дискуссии.
А в детский дом поселка Пяозерский, в
Карелии, тоже недавно уехали две куклы. Нет, этих
я не шила, это фабричные куклы. Просто их прежние
хозяйки выросли... а куклы не состарились. Умытые
и причесанные, они бодро моргают ресничками. И мы
с их библиотекарем Мариной Анатольевной
Вдовиной решили, что они будут хорошими
подружками ребятам из детского дома. С каким
удовольствием, оказывается, можно шить нарядную
одежку, подбирать предметы кукольного обихода! А
пока я готовила их в дорогу, появилась еще одна
претендентка на поездку.
Татьяна Владимировна Шевцова и Ольга
Николаевна Степанькова
Увы! – ей придется подождать:
необходим небольшой ремонт. Кроме того, хотелось
бы подобрать ей иное амплуа. Может быть, это будет
героиня какой-нибудь известной сказки? Очень
подошла бы «костюмная» роль с переодеванием в
течение игры, например, Золушки или Ослиной
Шкуры... С такой куклой захочется, наверное, не
только перечитать, а и разыграть сказку? Уж
Марина Анатольевна придумает! Впрочем, это еще
только проект, иными словами – замысел, дело
будущего.
Но как интересно играть в кукол!
__________
1 Давидовски М.
Веселые куклы. Augustus Verlag Augdburg, 1995. Перевод: ТОО
Внешсигма, 1998. |