Ольга Громова
Каждый читатель желает знать
Главный редактор отвечает на ваши вопросы
Помогите разобраться в существующих
общероссийских объединениях школьных библиотек.
Мы знаем про секцию школьных библиотек РБА, о
работе которой вы много пишете. И еще есть
российская ассоциация школьных библиотек, под
эгидой которой выходил справочник школьного
библиотекаря, и о ней время от времени где-то
говорят и пишут в журнале. Это одно и то же с
разными названиями? Или нет?
Людмила Владимировна, Москва
Увидели в программе весенней книжной
выставки на ВВЦ стенд Русской школьной
библиотечной ассоциации, но тогда не нашли, кому
задать вопросы. Может быть, вы знаете, что это за
ассоциация по национальному признаку? А если бы я
в Татарстане, например, работала – тогда это не
для меня?
Ольга Николаевна, Москва
Если честно, я давно уже получаю
вопросы о ситуации с ассоциациями, но не спешила
с публичным комментарием, отвечая всем только
лично.
И сейчас не могу обещать
исчерпывающего ответа на эти вопросы, ибо не все
до конца знаю и понимаю. Но поскольку какое-то
видение ситуации у меня сложилось, а вопросы
повторяются с завидной регулярностью, поделюсь
своими соображениями.
Секция школьных
библиотек в РБА работает с 2000 года и имеет за
плечами вполне реальные дела и уже заметное
место в РБА. Отчет о ее работе мы печатали в
№ 19–2004. У меня по поводу самостоятельных и
несамостоятельных ассоциаций есть достаточно
четкая позиция. Я лично считаю, что объединять
работников школьных библиотек надо именно в
крупной национальной ассоциации, а не создавать
отдельную. Во-первых, одной из целей
профессионального объединения и является
вхождение школьных библиотекарей в библиотечное
сообщество страны как равноправных его членов.
Иначе идея любой конференции, съезда и вообще
всякой работы сведется к «варке в собственном
соку». Для этого есть региональные
методобъединения. Чем тогда ассоциация будет от
них отличаться? На мой взгляд, именно возможность
развивать связи с библиотеками других ведомств,
работать в секциях по направлениям деятельности,
а не по типам библиотек, и есть главное
преимущество членства в РБА. Это, кстати,
возможно, даже если вы не сможете ездить на
ежегодные конференции, так как члены РБА
получают свое издание – Информационный
бюллетень РБА – и могут связываться с любой его
секцией. Не последнюю роль играет и
влиятельность РБА в разных структурах, и право
рекомендовать своих активных членов на
стажировки, грантовые программы и т.п.
Кто-то резонно спросит: а как же тогда
расценивать существование Международной
ассоциации школьных библиотек (IASL)? Не надо
забывать о том, что она создавалась более 30 лет
назад, выделившись из Международного союза
учителей. Разделение произошло именно оттого,
что библиотекари оказались не в том
профессиональном сообществе, в котором им нужнее
быть. Конечно, основную роль в существовании этой
отдельной ассоциации играют исторически
сложившаяся ситуация и традиции. Ныне IASL не
является членом ИФЛА главным образом из-за
дороговизны членства организаций в этой
ассоциации, но позиционируется обеими сторонами
как партнер. И вот на этот момент обратим
внимание. Иначе говоря IASL делает все возможное,
чтобы не замыкаться в себе. В свете современных
тенденций движения к открытому обществу и
единому информационному пространству всякая
профессиональная или ведомственная изоляция в
нашем деле только вредит.
Об отдельной ассоциации школьных
библиотек в России говорят, как мне помнится,
уже года три. Она фигурировала под названием
Российская ассоциация школьных библиотек, а
потом Российская школьная библиотечная
ассоциация. Насколько я поняла, именно о ней
пишет журнал «Школьная библиотека», который,
видимо, и имеет в виду Людмила Владимировна. О ее
реальной деятельности нам пока ничего не
известно. Когда, в том числе под ее шапкой,
выходили некоторые издания, она еще не была нигде
зарегистрирована и, соответственно, не могла
считаться действующей ассоциацией, да еще
общероссийского масштаба.
Вообще-то в России уже довольно много
общественных объединений школьных библиотек
в разных регионах, которые не зарегистрированы и,
следовательно, не имеют статуса общественной
организации как юридического лица.
Соответственно, они не имею права принимать
членские взносы и пожертвования, получать гранты
под свои программы и т.д. (Кстати, они не имеют
тогда и права вступать в РБА как одна
организация, только каждая школа отдельно, если
на то есть воля коллектива). Но это – проблемы
местных объединений. Если людям достаточно
того, что они считают себя объединением и делают
что-то вместе – честь им и хвала. Другое дело –
организация, именующая себя общероссийской
ассоциацией. В таком случае она должна быть
официально зарегистрирована. Сейчас, насколько
нам (да и читателям журнала «Школьная
библиотека» уже тоже) известно, зарегистрирована
ассоциация с непонятным по-существу и весьма
некорректным, как мне кажется, названием Русская
школьная библиотечная ассоциация. Это о ней
спрашивали коллеги, побывавшие на весенней
книжной выставке. На мой взгляд, в
многонациональной нашей стране
позиционирование профессионального объединения
по национальному признаку выглядит мягко говоря
странно. Как может профессия иметь национальную
принадлежность – мне неясно. Соответственно, не
выглядят для меня ясными и убедительными и ее
цели, и будущая работа, хотя опубликованные
документы я читала. Почему мы о ней не пишем? Да
потому и не пишем, что непонятно пока, о чем и что,
собственно, писать, кроме того, что я сейчас
сказала. Эти мои высказывания – личное мнение.
Оно может иметь место в газете как ответ на ваши
вопросы, но отнюдь не как специальная публикация
о новой ассоциации. Тем более, что позиция нашей
редакции (члена РБА) касательно любой «отдельно
стоящей» ассоциации школьных библиотек уже
изложена выше. Повторюсь. На наш взгляд,
профессиональное общественное объединение в
рамках ведомственной принадлежности не имеет
смысла, ибо ничего не добавляет к уже имеющимся
методобъединениям.
Конечно, мы внимательно читаем журнал
«Школьная библиотека», и если съезд школьных
библиотек России, столь громко заявленный там и
уже отложенный однажды, состоится, то мы как
профессиональная пресса, естественно пошлем
официальную заявку на аккредитацию и будем его
освещать. Даже несмотря на то, что я лично не
представляю пока степень реальности и
практической пользы этого (всероссийского!)
мероприятия. Но мое личное мнение не должно и не
будет мешать профессиональной работе нашей
газеты.
Точно также мое мнение не должно влиять на
решение каждой школы и самих библиотекарей о
вступлении в ту или иную ассоциацию. Потому на
вопрос об этом от Ирины Викторовны из Мурманской
области я (уж простите!) отвечать публично не
буду. Резоны и мнения у каждого – свои, и каждый
по-своему, возможно, прав. |