Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2005


ПРЯМОЙ ЭФИР

Ольга Громова

Каждый читатель желает знать

Главный редактор отвечает на ваши вопросы

Помогите разобраться в существующих общероссийских объединениях школьных библиотек. Мы знаем про секцию школьных библиотек РБА, о работе которой вы много пишете. И еще есть российская ассоциация школьных библиотек, под эгидой которой выходил справочник школьного библиотекаря, и о ней время от времени где-то говорят и пишут в журнале. Это одно и то же с разными названиями? Или нет?

Людмила Владимировна, Москва

Увидели в программе весенней книжной выставки на ВВЦ стенд Русской школьной библиотечной ассоциации, но тогда не нашли, кому задать вопросы. Может быть, вы знаете, что это за ассоциация по национальному признаку? А если бы я в Татарстане, например, работала – тогда это не для меня?

Ольга Николаевна, Москва

Если честно, я давно уже получаю вопросы о ситуации с ассоциациями, но не спешила с публичным комментарием, отвечая всем только лично.

И сейчас не могу обещать исчерпывающего ответа на эти вопросы, ибо не все до конца знаю и понимаю. Но поскольку какое-то видение ситуации у меня сложилось, а вопросы повторяются с завидной регулярностью, поделюсь своими соображениями.

Фото Михаила МанаеваСекция школьных библиотек в РБА работает с 2000 года и имеет за плечами вполне реальные дела и уже заметное место в РБА. Отчет о ее работе мы печатали в № 19–2004. У меня по поводу самостоятельных и несамостоятельных ассоциаций есть достаточно четкая позиция. Я лично считаю, что объединять работников школьных библиотек надо именно в крупной национальной ассоциации, а не создавать отдельную. Во-первых, одной из целей профессионального объединения и является вхождение школьных библиотекарей в библиотечное сообщество страны как равноправных его членов. Иначе идея любой конференции, съезда и вообще всякой работы сведется к «варке в собственном соку». Для этого есть региональные методобъединения. Чем тогда ассоциация будет от них отличаться? На мой взгляд, именно возможность развивать связи с библиотеками других ведомств, работать в секциях по направлениям деятельности, а не по типам библиотек, и есть главное преимущество членства в РБА. Это, кстати, возможно, даже если вы не сможете ездить на ежегодные конференции, так как члены РБА получают свое издание – Информационный бюллетень РБА – и могут связываться с любой его секцией. Не последнюю роль играет и влиятельность РБА в разных структурах, и право рекомендовать своих активных членов на стажировки, грантовые программы и т.п.

Кто-то резонно спросит: а как же тогда расценивать существование Международной ассоциации школьных библиотек (IASL)? Не надо забывать о том, что она создавалась более 30 лет назад, выделившись из Международного союза учителей. Разделение произошло именно оттого, что библиотекари оказались не в том профессиональном сообществе, в котором им нужнее быть. Конечно, основную роль в существовании этой отдельной ассоциации играют исторически сложившаяся ситуация и традиции. Ныне IASL не является членом ИФЛА главным образом из-за дороговизны членства организаций в этой ассоциации, но позиционируется обеими сторонами как партнер. И вот на этот момент обратим внимание. Иначе говоря IASL делает все возможное, чтобы не замыкаться в себе. В свете современных тенденций движения к открытому обществу и единому информационному пространству всякая профессиональная или ведомственная изоляция в нашем деле только вредит.

Об отдельной ассоциации школьных библиотек в России говорят, как мне помнится, уже года три. Она фигурировала под названием Российская ассоциация школьных библиотек, а потом Российская школьная библиотечная ассоциация. Насколько я поняла, именно о ней пишет журнал «Школьная библиотека», который, видимо, и имеет в виду Людмила Владимировна. О ее реальной деятельности нам пока ничего не известно. Когда, в том числе под ее шапкой, выходили некоторые издания, она еще не была нигде зарегистрирована и, соответственно, не могла считаться действующей ассоциацией, да еще общероссийского масштаба.

Вообще-то в России уже довольно много общественных объединений школьных библиотек в разных регионах, которые не зарегистрированы и, следовательно, не имеют статуса общественной организации как юридического лица. Соответственно, они не имею права принимать членские взносы и пожертвования, получать гранты под свои программы и т.д. (Кстати, они не имеют тогда и права вступать в РБА как одна организация, только каждая школа отдельно, если на то есть воля коллектива). Но это – проблемы местных объединений. Если людям достаточно того, что они считают себя объединением и делают что-то вместе – честь им и хвала. Другое дело – организация, именующая себя общероссийской ассоциацией. В таком случае она должна быть официально зарегистрирована. Сейчас, насколько нам (да и читателям журнала «Школьная библиотека» уже тоже) известно, зарегистрирована ассоциация с непонятным по-существу и весьма некорректным, как мне кажется, названием Русская школьная библиотечная ассоциация. Это о ней спрашивали коллеги, побывавшие на весенней книжной выставке. На мой взгляд, в многонациональной нашей стране позиционирование профессионального объединения по национальному признаку выглядит мягко говоря странно. Как может профессия иметь национальную принадлежность – мне неясно. Соответственно, не выглядят для меня ясными и убедительными и ее цели, и будущая работа, хотя опубликованные документы я читала. Почему мы о ней не пишем? Да потому и не пишем, что непонятно пока, о чем и что, собственно, писать, кроме того, что я сейчас сказала. Эти мои высказывания – личное мнение. Оно может иметь место в газете как ответ на ваши вопросы, но отнюдь не как специальная публикация о новой ассоциации. Тем более, что позиция нашей редакции (члена РБА) касательно любой «отдельно стоящей» ассоциации школьных библиотек уже изложена выше. Повторюсь. На наш взгляд, профессиональное общественное объединение в рамках ведомственной принадлежности не имеет смысла, ибо ничего не добавляет к уже имеющимся методобъединениям.

Конечно, мы внимательно читаем журнал «Школьная библиотека», и если съезд школьных библиотек России, столь громко заявленный там и уже отложенный однажды, состоится, то мы как профессиональная пресса, естественно пошлем официальную заявку на аккредитацию и будем его освещать. Даже несмотря на то, что я лично не представляю пока степень реальности и практической пользы этого (всероссийского!) мероприятия. Но мое личное мнение не должно и не будет мешать профессиональной работе нашей газеты.

Точно также мое мнение не должно влиять на решение каждой школы и самих библиотекарей о вступлении в ту или иную ассоциацию. Потому на вопрос об этом от Ирины Викторовны из Мурманской области я (уж простите!) отвечать публично не буду. Резоны и мнения у каждого – свои, и каждый по-своему, возможно, прав.