Рубрику ведет Нина Колоскова
Рисунки Геннадия Целищева
Для пользы дела
Нина Колоскова
«Золотой формуляр»
В «Золотом формуляре» библиотекарей
Москвы стало одной строкой больше. В число
номинаций общегородского конкурса
профессионального мастерства библиотекарей
Москвы «Золотой формуляр» включена экологическая
номинация. Ее номинантами стали победители
Первого смотра-конкурса деятельности детских
библиотек Москвы в области экологического
воспитания и просвещения читателей.
Организаторы: Комитет по культуре Москвы и
Центральная городская детская библиотека им.
А.П.Гайдара.
Подобные конкурсы проводятся почти в
каждом российском регионе. Как обычно было
разработано Положение о конкурсе, предложены
номинации, определены критерии оценки
материалов, подготовлены оценочные листы,
сформирована экспертная комиссия.
Помимо программ, проектов и концепций
в число конкурсных были включены разработки
отдельных мероприятий и
методико-библиографические материалы.
Знакомству с работами,
представленными на конкурс, был посвящен
городской семинар. Каждая библиотека провела
презентацию своего материала. Желание ими
поделиться создало весьма благоприятную
атмосферу для общения коллег: в неискренности и
зажатости упрекать никого не пришлось. А вот
дополнительное время для выступлений
понадобилось. На долю сотрудников методического
отдела ЦГДБ им. А.П.Гайдара выпала миссия
отделения зерен от плевел. Учитывая, что у нас это
был первый опыт проведения подобного конкурса,
ошибки и недочеты озвучивались сразу. Это дало
возможность каждому из участников поучиться на
ошибках другого.
Москва – с точки зрения
экологического здоровья – организм сложный.
Каждый округ страдает своим «букетом
заболеваний» и решает соответствующие проблемы.
Но есть и общая задача – экологическое
воспитание, просвещение и информирование
читателей. Именно на ее решение направлены
программы и проекты, спецпланы и комплексные
формы работы, разработкой и реализацией которых
занимаются детские библиотеки.
Эколого-эстетический проект «Наш дом
– природа» представила Центральная детская
библиотека № 2 г. Зеленограда. Зеленоград место
для московского региона необычное: с одной
стороны, это современный город – один из районов
Москвы, с другой – богатый лесной массив с
разнообразной фауной, масса зеленых «островков»,
цветников. Это обусловило выбор экологического
направления как приоритетного. В основе
реализации творческого проекта лежит
сотрудничество библиотеки с детской
художественной школой и ИЗО-объединениями
детских и юношеских центров, с преподавателями
изобразительного искусства в школах и детских
садах.
Галерея Детского Творчества
библиотеки – творческая площадка для юных
художников Зеленограда. В течение календарного
года здесь проходят обычно 20–25 выставок
рисунков и декоративно-прикладного творчества.
Из них добрая половина – экспозиции на
экологическую тему. Это и традиционные выставки,
посвященные временам года («Летние мотивы»,
«Шаги по осени», «Зимняя сказка», «Весенние
фантазии»), и такие темы как «Вальс Цветов»,
«Экологические зарисовки», «Животные – герои
книг» и др. В дальнейшем многие рисунки ребят
становятся элементом оформления книжных
выставок: экспозиция получается одновременно и
познавательная, и зрелищная.
Основная цель зеленоградского проекта
– «научить юных читателей видеть красоту
окружающего мира, чувствовать радость от общения
с природой, воспитать способность сопереживать
живому, помочь в формировании гармоничной и
духовно развитой личности с устойчивыми
нравственными позициями. А также: организация
интеллектуального досуга детей, пропаганда
здорового образа жизни, развитие и поддержка
интереса к печатному слову». В рамках проекта
планируется ежегодное издание каталогов
тематических выставок детского творчества,
проведение природоохранительных акций
совместно с Отделом экологического контроля по
Зеленограду Департамента природопользования и
охраны окружающей среды г. Москвы, выпуск
информационных списков литературы,
иллюстрированных детскими рисунками.
Экологически-эстетический
проект
Библиотеки Москвы разрабатывают и
реализуют эколого-краеведческие проекты.
Среди них – детская библиотека № 136. Здесь задачу
экологического воспитания и просвещения видят
так: «Людям надо помочь оглянуться вокруг себя,
увидеть и попытаться решить проблемы, спасти то,
что окружает нас повсеместно. Задача –
превратить человека-разрушителя в
человека-созидателя».
На конкурс был представлен творческий
проект «Как прекрасен этот мир», направленный
на «…пробуждение любви к родному краю, его
природе». В его основу лег локальный проект «Мое
Братцево», реализуя который библиотека положила
начало сбору материалов о памятнике архитектуры
и садово-паркового искусства усадьбы «Братцево».
Ученики близлежащих школ мечтают проложить по
заповедной территории «экологическую тропу» и
«…по проложенному маршруту … водить ребят,
желающих познакомиться с редкими видами
растений и животных, которые облюбовали себе
место жительства в этом укромном уголке Москвы».
Планируется проведение экологических акций
«Чистая вода малых рек Москвы», «Чистая земля».
Отличительная черта проекта –
отработанная система информационной поддержки
экологической деятельности, максимальное
расширение информационного поля по экологии.
Библиотека составляет аналитические обзоры,
буклеты, тематические и иные списки литературы.
Оказывает консультативную помощь в подборе
литературы, охватывая различные категории
читателей, проводит обзоры, организует
выставки-просмотры.
В рамках проекта проходят
многочисленные конкурсы для детей: «С чего
начинается Родина?» («Экология и ты», «История
малой Родины», «Из семейного альбома»); «А у нас
во дворе…» («Внимание! Экология города»,
«Детская площадка глазами детей», «Стань птицам
другом», «Игры нашего двора»); «Мусорный
вернисаж» («Запрещающие знаки», «Для чего нам
нужен мусор» – поделки детей); фотоконкурс «Двор
глазами детей», «Мы помогаем природе» и «Мой двор
– каким ему быть» – проекты по благоустройству
дворов.
Детская библиотека № 149 вышла на
конкурс с разработкой программы
«Информационный детский интеллект-центр «Мираж».
Специфика программы обусловлена
местоположением района, на территории которого
расположена библиотека. Это север Москвы.
Экологическая обстановка здесь вызывает
серьезную тревогу ученых-экологов. Северный
округ располагает мощным промышленным
потенциалом, сложившимся за счет строительства
новых и перевода на новые площади предприятий из
центральной части Москвы.
Определяя цели, создатели программы
отмечают: «… растущее поколение наших читателей
– потенциальные руководители этих предприятий.
Нашей целью является донесение до них основ
экологии и рационального использования
природных ресурсов».
Программа реализуется в тесном
контакте с сотрудниками Дендропарка Московской
Тимирязевской сельскохозяйственной академии,
которая также расположена на территории района.
Читатели библиотеки – неизменные участники
экскурсий по Дендропарку – ухаживают за лесным
массивом. Библиотека поддерживает связи с
организациями, ведущими работу по защите
окружающей среды: вместе с Гринпис ко «Дню Земли»
была проведена совместная природоохранная
акция.
Здесь вообще дети активно
привлекаются к практической природоохранной
деятельности, принимают участие в субботниках на
территориях, прилегающих к школам и библиотеке.
Этим обусловлены и любимые формы работы:
многочисленные выставки детского рисунка,
конкурсы плакатов «Сохраним живую планету»,
выставки поделок из природных материалов.
Отличительная особенность программы
– работа с родителями. С ними проводятся беседы,
специально для них готовятся обзоры литературы
экологической и природоохранной направленности.
Программой предусмотрено и освоение
новых технологий. Фонд комплектуется
материалами экологического характера на
нетрадиционных носителях.
Сценарий Праздника цветов «Добро
пожаловать в Цветоград!» представила на
конкурс Центральная детская библиотек № 85 (автор
сценария Наталья Геннадьевна Иванова). Эта
большая разработка носит комплексный характер и
помимо основного мероприятия включает много
различных форм работы: книжная выставка
«Очарование цветов», фотовыставка «Как
прекрасен мир цветов, посмотри…», стенд с
фотоматериалами с выставки цветников в
Кузьминках, выставка детских рисунков «Я знаю и
люблю цветы».
Праздник проходил под музыку П.И.
Чайковского «Вальс цветов». Вступительные слова
библиотекаря были посвящены «…этим
удивительным и совершенным творениям природы»,
тому, как много могут значить цветы в жизни
человека. Так, дети узнали, что «..Декабристам
выращивание цветов скрашивало ссылку в суровой
Сибири. Пожизненные узники Шлиссельбургской
крепости объявили голодовку, требуя от тюремного
начальства разрешения пользоваться библиотекой
и выращивать цветы». А еще говорилось о том, что у
каждого цветка «…свой характер, свое назначение,
своя тайна». И даже есть своя богиня – Флора, в
честь которой устраивались особые праздники –
Флоралии. Их праздновали весной с 28 апреля по 3
мая. Викторина, в которой дети приняли участие,
так и называлась – «Загадки богини Флоры».
Другая викторина была литературной.
Она помогла детям вспомнить художественные
произведения, так или иначе связанные с цветами.
А в игре «Угадай по описанию» дети узнавали цветы
по словесному портрету.
В составе жюри конкурса детских
рисунков «Я знаю и люблю цветы» работал
профессионал – специалист Общества охраны
природы, автор книг по садовому цветоводству В.А.
Мягкая.
И несколько слов о внеконкурсном
материале. Детская библиотека № 151 носит
название «Экология детства». Была представлена концепция
развития этой библиотеки, основное
направление деятельности которой связано с
защитой прав детей. И естественно, экологическая
направленность является неотъемлемой частью
работы. В библиотеке совместно с Московским
городским лесным хозяйством проводится работа
по созданию экологического объединения «Не
опоздай спасти Землю». В числе поставленных
перед объединением задач актуальнейшие на
сегодняшний день – «создание информационной
среды в помощь экологическому образованию
детей», «выработка норм экологического
поведения и разумного природопользования».
Намечены и формы работы: игра-интервью, создание
коллекции экологических впечатлений
«Экологическое зеркало». Для малышей
предполагается создание экологической игротеки.
Реализовать свои творческие способности дети
смогут в творческих мастерских «Созвучье», на
занятиях философского кружка «Этика землянина»,
участвуя в аукционах экологических идей
«Последний шанс».
Малыши посещают кружок экологической
сказки «В гостях у Живульки», созданный на базе
комнаты развивающих и интеллектуальных игр и
концепций. Живулька – это симпатичная
кукла-талисман библиотеки. Ребята среднего
возраста посещают занятия кружка «Экогном», где
их учат «… любить и защищать природу». В
библиотеке создан театр. Предполагается в число
постановок включить и «экологические»
спектакли.
Фонд библиотеки носит универсальный
характер. Но создан специализированный зал
«Родник» (по сути – абонемент для детей и
взрослых), где собрана литература в соответствии
с профилем библиотеки, в том числе по
экологическому воспитанию.
Вы познакомились лишь с некоторыми
работами, представленными на конкурс. |