Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2005


ЭКОЛОТ

Рубрику ведет Нина Колоскова

Рисунки Геннадия Целищева

Для пользы дела

Нина Колоскова

«Золотой формуляр»

В «Золотом формуляре» библиотекарей Москвы стало одной строкой больше. В число номинаций общегородского конкурса профессионального мастерства библиотекарей Москвы «Золотой формуляр» включена экологическая номинация. Ее номинантами стали победители Первого смотра-конкурса деятельности детских библиотек Москвы в области экологического воспитания и просвещения читателей. Организаторы: Комитет по культуре Москвы и Центральная городская детская библиотека им. А.П.Гайдара.

Подобные конкурсы проводятся почти в каждом российском регионе. Как обычно было разработано Положение о конкурсе, предложены номинации, определены критерии оценки материалов, подготовлены оценочные листы, сформирована экспертная комиссия.

Помимо программ, проектов и концепций в число конкурсных были включены разработки отдельных мероприятий и методико-библиографические материалы.

Знакомству с работами, представленными на конкурс, был посвящен городской семинар. Каждая библиотека провела презентацию своего материала. Желание ими поделиться создало весьма благоприятную атмосферу для общения коллег: в неискренности и зажатости упрекать никого не пришлось. А вот дополнительное время для выступлений понадобилось. На долю сотрудников методического отдела ЦГДБ им. А.П.Гайдара выпала миссия отделения зерен от плевел. Учитывая, что у нас это был первый опыт проведения подобного конкурса, ошибки и недочеты озвучивались сразу. Это дало возможность каждому из участников поучиться на ошибках другого.

Москва – с точки зрения экологического здоровья – организм сложный. Каждый округ страдает своим «букетом заболеваний» и решает соответствующие проблемы. Но есть и общая задача – экологическое воспитание, просвещение и информирование читателей. Именно на ее решение направлены программы и проекты, спецпланы и комплексные формы работы, разработкой и реализацией которых занимаются детские библиотеки.

Эколого-эстетический проект «Наш дом – природа» представила Центральная детская библиотека № 2 г. Зеленограда. Зеленоград место для московского региона необычное: с одной стороны, это современный город – один из районов Москвы, с другой – богатый лесной массив с разнообразной фауной, масса зеленых «островков», цветников. Это обусловило выбор экологического направления как приоритетного. В основе реализации творческого проекта лежит сотрудничество библиотеки с детской художественной школой и ИЗО-объединениями детских и юношеских центров, с преподавателями изобразительного искусства в школах и детских садах.

Галерея Детского Творчества библиотеки – творческая площадка для юных художников Зеленограда. В течение календарного года здесь проходят обычно 20–25 выставок рисунков и декоративно-прикладного творчества. Из них добрая половина – экспозиции на экологическую тему. Это и традиционные выставки, посвященные временам года («Летние мотивы», «Шаги по осени», «Зимняя сказка», «Весенние фантазии»), и такие темы как «Вальс Цветов», «Экологические зарисовки», «Животные – герои книг» и др. В дальнейшем многие рисунки ребят становятся элементом оформления книжных выставок: экспозиция получается одновременно и познавательная, и зрелищная.

Основная цель зеленоградского проекта – «научить юных читателей видеть красоту окружающего мира, чувствовать радость от общения с природой, воспитать способность сопереживать живому, помочь в формировании гармоничной и духовно развитой личности с устойчивыми нравственными позициями. А также: организация интеллектуального досуга детей, пропаганда здорового образа жизни, развитие и поддержка интереса к печатному слову». В рамках проекта планируется ежегодное издание каталогов тематических выставок детского творчества, проведение природоохранительных акций совместно с Отделом экологического контроля по Зеленограду Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, выпуск информационных списков литературы, иллюстрированных детскими рисунками.

Экологически-эстетический проект

Библиотеки Москвы разрабатывают и реализуют эколого-краеведческие проекты. Среди них – детская библиотека № 136. Здесь задачу экологического воспитания и просвещения видят так: «Людям надо помочь оглянуться вокруг себя, увидеть и попытаться решить проблемы, спасти то, что окружает нас повсеместно. Задача – превратить человека-разрушителя в человека-созидателя».

На конкурс был представлен творческий проект «Как прекрасен этот мир», направленный на «…пробуждение любви к родному краю, его природе». В его основу лег локальный проект «Мое Братцево», реализуя который библиотека положила начало сбору материалов о памятнике архитектуры и садово-паркового искусства усадьбы «Братцево». Ученики близлежащих школ мечтают проложить по заповедной территории «экологическую тропу» и «…по проложенному маршруту … водить ребят, желающих познакомиться с редкими видами растений и животных, которые облюбовали себе место жительства в этом укромном уголке Москвы». Планируется проведение экологических акций «Чистая вода малых рек Москвы», «Чистая земля».

Отличительная черта проекта – отработанная система информационной поддержки экологической деятельности, максимальное расширение информационного поля по экологии. Библиотека составляет аналитические обзоры, буклеты, тематические и иные списки литературы. Оказывает консультативную помощь в подборе литературы, охватывая различные категории читателей, проводит обзоры, организует выставки-просмотры.

В рамках проекта проходят многочисленные конкурсы для детей: «С чего начинается Родина?» («Экология и ты», «История малой Родины», «Из семейного альбома»); «А у нас во дворе…» («Внимание! Экология города», «Детская площадка глазами детей», «Стань птицам другом», «Игры нашего двора»); «Мусорный вернисаж» («Запрещающие знаки», «Для чего нам нужен мусор» – поделки детей); фотоконкурс «Двор глазами детей», «Мы помогаем природе» и «Мой двор – каким ему быть» – проекты по благоустройству дворов.

Детская библиотека № 149 вышла на конкурс с разработкой программы «Информационный детский интеллект-центр «Мираж». Специфика программы обусловлена местоположением района, на территории которого расположена библиотека. Это север Москвы. Экологическая обстановка здесь вызывает серьезную тревогу ученых-экологов. Северный округ располагает мощным промышленным потенциалом, сложившимся за счет строительства новых и перевода на новые площади предприятий из центральной части Москвы.

Определяя цели, создатели программы отмечают: «… растущее поколение наших читателей – потенциальные руководители этих предприятий. Нашей целью является донесение до них основ экологии и рационального использования природных ресурсов».

Программа реализуется в тесном контакте с сотрудниками Дендропарка Московской Тимирязевской сельскохозяйственной академии, которая также расположена на территории района. Читатели библиотеки – неизменные участники экскурсий по Дендропарку – ухаживают за лесным массивом. Библиотека поддерживает связи с организациями, ведущими работу по защите окружающей среды: вместе с Гринпис ко «Дню Земли» была проведена совместная природоохранная акция.

Здесь вообще дети активно привлекаются к практической природоохранной деятельности, принимают участие в субботниках на территориях, прилегающих к школам и библиотеке. Этим обусловлены и любимые формы работы: многочисленные выставки детского рисунка, конкурсы плакатов «Сохраним живую планету», выставки поделок из природных материалов.

Отличительная особенность программы – работа с родителями. С ними проводятся беседы, специально для них готовятся обзоры литературы экологической и природоохранной направленности.

Программой предусмотрено и освоение новых технологий. Фонд комплектуется материалами экологического характера на нетрадиционных носителях.

Сценарий Праздника цветов «Добро пожаловать в Цветоград!» представила на конкурс Центральная детская библиотек № 85 (автор сценария Наталья Геннадьевна Иванова). Эта большая разработка носит комплексный характер и помимо основного мероприятия включает много различных форм работы: книжная выставка «Очарование цветов», фотовыставка «Как прекрасен мир цветов, посмотри…», стенд с фотоматериалами с выставки цветников в Кузьминках, выставка детских рисунков «Я знаю и люблю цветы».

Праздник проходил под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов». Вступительные слова библиотекаря были посвящены «…этим удивительным и совершенным творениям природы», тому, как много могут значить цветы в жизни человека. Так, дети узнали, что «..Декабристам выращивание цветов скрашивало ссылку в суровой Сибири. Пожизненные узники Шлиссельбургской крепости объявили голодовку, требуя от тюремного начальства разрешения пользоваться библиотекой и выращивать цветы». А еще говорилось о том, что у каждого цветка «…свой характер, свое назначение, своя тайна». И даже есть своя богиня – Флора, в честь которой устраивались особые праздники – Флоралии. Их праздновали весной с 28 апреля по 3 мая. Викторина, в которой дети приняли участие, так и называлась – «Загадки богини Флоры».

Другая викторина была литературной. Она помогла детям вспомнить художественные произведения, так или иначе связанные с цветами. А в игре «Угадай по описанию» дети узнавали цветы по словесному портрету.

В составе жюри конкурса детских рисунков «Я знаю и люблю цветы» работал профессионал – специалист Общества охраны природы, автор книг по садовому цветоводству В.А. Мягкая.

И несколько слов о внеконкурсном материале. Детская библиотека № 151 носит название «Экология детства». Была представлена концепция развития этой библиотеки, основное направление деятельности которой связано с защитой прав детей. И естественно, экологическая направленность является неотъемлемой частью работы. В библиотеке совместно с Московским городским лесным хозяйством проводится работа по созданию экологического объединения «Не опоздай спасти Землю». В числе поставленных перед объединением задач актуальнейшие на сегодняшний день – «создание информационной среды в помощь экологическому образованию детей», «выработка норм экологического поведения и разумного природопользования». Намечены и формы работы: игра-интервью, создание коллекции экологических впечатлений «Экологическое зеркало». Для малышей предполагается создание экологической игротеки. Реализовать свои творческие способности дети смогут в творческих мастерских «Созвучье», на занятиях философского кружка «Этика землянина», участвуя в аукционах экологических идей «Последний шанс».

Малыши посещают кружок экологической сказки «В гостях у Живульки», созданный на базе комнаты развивающих и интеллектуальных игр и концепций. Живулька – это симпатичная кукла-талисман библиотеки. Ребята среднего возраста посещают занятия кружка «Экогном», где их учат «… любить и защищать природу». В библиотеке создан театр. Предполагается в число постановок включить и «экологические» спектакли.

Фонд библиотеки носит универсальный характер. Но создан специализированный зал «Родник» (по сути – абонемент для детей и взрослых), где собрана литература в соответствии с профилем библиотеки, в том числе по экологическому воспитанию.

Вы познакомились лишь с некоторыми работами, представленными на конкурс.