Знакомство
Единомышленники
Мы пригласили директоров детских и юношеских
библиотек отозваться на вопросы, поднятые темой
этого номера. Ниже – их ответы-размышления.
Надеемся, что читатели газеты обсудят эти
материалы с коллегами. Мы будем благодарны Вам за
продолжение разговора.
Участники заочной встречи: Нина Георгиевна
Елфимова, директор центральной библиотеки для
детей и юношества г. Новоуральск; Наталья
Степановна Волкова, директор областной
детской библиотеки им. В.А. Каверина г. Псков; Нина
Николаевна Цыганова, директор областной
юношеской библиотеки г. Липецк. Вопросы задавала
газета «Библиотека в школе»
Детская библиотека – это…
Нина Георгиевна Елфимова
– Детская библиотека – это
территория покоя и радости, творчества и любви к
миру, веры в себя и свою уникальность, право на
свободный доступ к информации, возможность
получения удовольствия от чтения и общения с
другими детьми и понимающими взрослыми. Это
богатство поможет ребенку уверенно войти в мир
взрослых.
Детская библиотека – это особая
развивающая среда для творческого воображения,
нестандартного мышления, для познания себя и
других, воспитания чувств и эстетического вкуса,
нацеленности на открытие нового и передачу
культурного наследия от поколения к поколению
через книгу и диалог.
Наталья Степановна Волкова
Детская библиотека – это место
свободного общения ребенка с книгой, ребенка –
со взрослым. Это пиршество для детского ума и
сердца. Это – свободный доступ к фондам,
документам, возможность общения, реального и
виртуального. Это – среда, в которой ребенок
чувствует себя комфортно, поскольку в библиотеке
соблюдается принцип предоставления информации в
безопасной для читателя форме.
Нина Николаевна Цыганова
Детская библиотека – это фундамент
интеллектуального резерва будущего
цивилизованного общества, который способствует
самораскрытию, самопознанию, и самовыражению
ребенка во всех сферах его жизнедеятельности.
Наша библиотека отличается от
других тем, что…
Н.Е. Наша библиотека отличается от
других тем, что появилась раньше, чем город, на
целых два года (нам – 52 года, городу – 50). Она
объединяет всех детей Новоуральска и имеет
уникальный фонд на всех видах носителей. Мы
активно внедряем наряду с традиционными,
проверенными формами работы и новые, основанные
на цифровых технологиях. Только в нашей
библиотеке есть библиотечная программа «Да
здравствует чтение творческое!», дистанционные
литературные тренинги, авторские колонки
библиотекарей на библиотечном сайте,
виртуальная рекомендательная библиография,
«Бурчалка»: диалог с подростками, информационный
бюллетень, позволяющий вести диалог с коллегами,
информационное кольцо: вебсайт «Дни воинской
славы России», ток-шоу «Твой выбор» (по
профориентации), молодежная премия в области
литературы «Апельсин», «Литературные среды»,
клуб «Портал», творческое объединение
«Серебряные перышки», городские
интеллектуальные конкурсы индивидуалов 2–11-х
классов и ежегодная библиографическая
олимпиада. В библиотеке – дружный, творческий
коллектив, который ведет многолетние наблюдения
за миром читателя-ребенка.
Н.В. Наша библиотека достаточно
традиционна по структуре, составу читателей,
направлениям деятельности по отношению к другим
библиотекам подобного типа. Как в каждой
библиотеке, у нас есть интересные наработки
(библиотеке исполняется в 2006 году 40 лет). Наиболее
интересное из них в последние годы – это
литературно-краеведческая деятельность. В 1995
году перед библиотекой открыт памятник героям
романа В.Каверина «Два капитана», с 1996 года и по
сей день работает литературно-патриотический
клуб «Два капитана». А в 2002 году к 100-летию
В.А.Каверина открыт уникальный музей – Музей
романа «Два капитана».
Н.Ц. Наша библиотека отличается от
других библиотек тем, что она выросла на газете
«Первое сентября» и «педагогике сотрудничества»
С.Соловейчика. Наши библиотекари всегда
оказывали и оказывают психолого-педагогическую
поддержку своим юным читателям, а также
коллегам-библиотекарям в их творческом поиске
новых методов работы. Поддержка инициативы – это
главная характеристика нашей библиотеки, все
последние 15 лет мы пытаемся создать модель
появления, продвижения и поддержки любой
культурной инициативы. Липецкая областная
юношеская библиотека, являясь информационным и
методическим центром для молодежи и
воспитателей юношества области, одной из
основных своих задач считает тесное
сотрудничество со школьными библиотеками и
библиотеками средних специальных учебных
заведений, организовав для них постоянно
действующую школу повышения профессионального
мастерства.
Административные реформы. Как они
Вам видятся и какова, по-вашему, в их свете судьба
детских библиотек и пути выживания?
Н.Е. Любые административные реформы
ожидаем с тревогой потому, что результат их чаще
всего – «Хотели как лучше, а получилось…»
Авторам реформ хотелось бы напомнить, что дети –
это сегодня! Они не могут ждать! Все развитые
страны поняли, что читающий ребенок – это
генофонд нации. На детях экономить нельзя. Мы
должны убедить правительство полюбить детей.
Путь выживания – в четкой программе,
доказывающей нужность детских библиотек, в
единении (солидарности), в творчестве и поиске
новых форм работы и услуг, в разработке механизма
защиты прав юных читателей.
Н.В. Административные
реформы – они нами не просто видятся, они
ощущаются! Если говорить о 131 законе, то, вероятно,
без поправок (подозреваю, что их будет немало)
может быть уничтожена уникальная российская
система библиотечного обслуживания детей. Что
делать? Поднимать, пока не поздно,
общественность, ведь от них, от будущих депутатов
поселенческих советов, от родителей, педагогов
зависит структура учреждений культуры,
образования в поселениях.
Н.Ц. В нашей области и городе в
настоящее время чрезвычайно остро стоит
проблема существования сети детских библиотек.
Перед библиотечным сообществом города и области
стоит задача сохранения максимального
количества детских библиотек и открытия новых.
Для этого необходимо взаимодействие с тремя
ветвями власти по вопросам библиотечного и
информационного обслуживания, пропаганда
необходимости интеллектуального развития
подрастающего поколения посредством книги и
библиотеки. Именно поэтому мы с тревогой
обращаем внимание общества на то, что сегодня у
граждан нет возможности представлять и защищать
свои библиотечные права и свободы на уровне
большой политики.
Школьная программа в работе детских
библиотек – опора в работе, необходимое зло,
тормоз для творчества, или…?
Н.Е. Школьная программа – это не
опора в работе, не зло и не тормоз. Это
необходимость, с которой приходится мириться.
Программная литература, рефераты, сочинения…
дают увеличение количества читателей,
книговыдачи, посещаемости. Но детская библиотека
имеет большие возможности расширить знания
школьной программы и возможности для
самообразования. Например, провести вечер
«Вечные мотивы в творчестве писателей, поэтов,
композиторов, художников» для старшеклассников,
молодежный перекресток «Об этих книгах спорят»
(Д.Браун, В.Пелевин, Е.Гришковец, Б.Акунин и др.),
праздник читательских удовольствий «Веселые
книжки веселых писателей» для маленьких,
урок-сопереживание по серии «Мы вместе» для
подростков.
В городе есть специализированные
школы: экологические, экономические, с
эстетическим уклоном… А в библиотеке есть
программы «Экология души», «Новоуральский
экоград», «МХК для малышей», «Культ-искусство»…
Учащиеся этих школ постоянно приходят на
массовые мероприятия в библиотеку. Большим
спросом у старшеклассников всех школ пользуются
беседы «Интернет о выборе профессии», у
литераторов – «Интернет в помощь словеснику».
Приближается лето. Нашими постоянными
посетителями будут ребята из городских школьных
лагерей. У библиотеки есть программа «Умные
каникулы», мероприятия которой, а мы сейчас имеем
возможность их проводить на природе, не только
познавательные, но и
увлекательно-развлекательные, рассчитанные на
то, чтобы ребята и после лагеря постоянно
приходили в библиотеку. Уже несколько лет
библиотека проводит акцию по приглашению в
библиотеку детей начальной школы и детских
садов. Читатели-активисты в костюмах лесных
жителей, бабочек, стрекоз, литературных героев
приходят в классы в конце учебного года и
знакомят с летней программой, ее конкурсами и
приглашают в библиотеку. Результат очень
хороший.
Библиотека должна идти впереди школ,
постоянно изучать интересы читателей (это очень
важно), искать новые, занимательные, развивающие
формы, быть необходимой и востребованной.
Возможности детской библиотеки, оснащенной
техническими средствами, разносторонние и
неограниченные. Она может дать полную информацию
и право выбора, ничего не навязывая читателю.
Библиотека имеет свой план, с которым в апреле
месяце знакомит Управление образования,
администрацию школ, школьных библиотекарей.
Мероприятия, заинтересовавшие Управление
образования, ежегодно включаются в их план
работы.
Н.В. Школьная программа,
программа музыкальной школы, программа кружка,
программа телевидения – все это мир, в котором
живет ребенок, алгоритмы его жизни… Надо их
знать, надо сопровождать ребенка в период его
обучения, социализации, образования,
сопровождать с книгой. Это – не зло, не тормоз для
библиотеки. Опора – возможно, поскольку наша
задача – развитие маленького человека.
Н.Ц. Не школьная программа, а именно
детская библиотека является опорой для школьной
программы, тем самым, создавая широкое
информационное пространство для дальнейшего
творческого и интеллектуального развития
личности.
Детская и школьная библиотеки. Какие
могут быть формы сотрудничества?
Чего, по-вашему, больше во взаимоотношениях
библиотек разных ведомств – сотрудничества или
проблем?
Н.Е. Сотрудничество со школьными
библиотеками у нас многолетнее, довольно тесное.
Мы дополняем друг друга. У нас разные функции, но
нас объединяют дети-читатели и желание привить
ребенку потребность в систематическом чтении.
Школьные библиотекари – не только частые гости
библиотеки, они наши единомышленники. У нас есть
даже совместный клуб с таким названием
«Единомышленники». Мы вместе готовим и проводим
городские мероприятия: «Неделя детской и
юношеской книги», викторины по творчеству
писателей-юбиляров, библиографическую
олимпиаду, конкурсы чтецов. Школьные
библиотекари помогают нам ликвидировать
читательскую задолженность и привлекают
любителей чтения принять участие в наших
интеллектуальных конкурсах индивидуалов.
Библиотекари нашей библиотеки по приглашению
школьных библиотекарей выходят на общие
родительские собрания с темами «Экзамены без
стресса», «Первоклассные дети», «Новые имена в
детской литературе». В этом году библиотека при
помощи школьных библиотек 43-ей и 55-ой школ
впервые провела сетевую библиотечную игру
«АтомNet» с читателями г. Озерска в интернетe и по
электронной почте. Ежеквартально в библиотеке
проходят семинары, где обсуждаются возникшие
проблемы, идет обмен мнениями об областных,
региональных и Российских семинарах, учеба по
новым гостам, обзоры новой литературы и
периодики.
Проблемы чаще всего создают люди, не
умеющие понимать и слушать других, ставящие свои
амбиции выше дела.
Н.В. Какие могут быть формы
сотрудничества? СОТРУДНИЧЕСТВО! Во всем!
Проблемы не у библиотек разных
ведомств, проблемы у чиновников: то одна отрасль
– приоритет, то – другая. А казна – одна. Вообще,
необходимо создание межведомственных Советов,
важно при дефиците средств правильно определять
профили комплектования библиотек, детской и
школьной, профили пользователей, разумно
распределять ресурсы не только финансовые, но и
интеллектуальные.
Н.Ц.
Липецкая областная юношеская библиотека,
являясь информационным центром для юношества
области, тесно сотрудничает со школьными
библиотеками. В рамках нашей совместной
деятельности открыт
информационно-консультационный центр на базе
нашей библиотеки, в котором школьные
библиотекари могут получить квалифицированную
профессиональную помощь, воспользоваться
фондами нашей библиотеки для подготовки и
проведения своих мероприятий. Для школьных
библиотекарей города раз в два месяца
специалистами Липецкой областной юношеской
библиотеки проводятся семинары, творческие
лаборатории, тренинги и деловые игры. Благодаря
нашему тесному сотрудничеству три школьных
библиотеки города работают по целевым
программам, разработанным с помощью сотрудников
нашей библиотеки. Открытие профориентационных
клубов на базе школьных библиотек еще один
немаловажный факт тесного сотрудничества
юношеской и школьных библиотек города Липецка.
Еще совсем недавно нам казалось, что в
наших взаимоотношениях со школьными
библиотеками больше проблем, чем общих точек
соприкосновения. В этом, наверное, есть и доля
нашей вины. Но сегодня мы с уверенностью можем
сказать, что многочисленные примеры нашего
тесного сотрудничества со школьными
библиотеками становятся одним из
основополагающих факторов всей нашей
деятельности. Чем ближе к творчеству, тем проще
взаимопонимание.
В некоторых регионах есть опыт
добровольного или вынужденного объединения
детских или школьных библиотек. Нужно ли такое
объединение? Если да, то по какому принципу?
Н.Е. Мое личное мнение: объединять и
менять в данный момент ничего не надо. Вечная в
нашей стране экономия на детях приведет к тому
(особенно в селах, маленьких городах), что из двух
библиотек будет одна плохая. Многие публичные
детские библиотеки размещаются в маленьких,
неприспособленных помещениях, (а школьные – тем
более!). Что будет, если добавить еще учебники?!
Сейчас школьные и публичные библиотеки
финансируются разными ведомствами, если детскую
библиотеку передадут в Министерство
образования, то вечная проблема нехватки денег
приведет к тому, что будет одна методическая
литература и учебники. Опыты надо проводить, все
просчитав и продумав. Например, летом школы на
ремонте, школьные библиотеки не обслуживают
детей…
Значит, надо объединять школьные
библиотеки вокруг публичных и делать их
филиалами. Вопрос, кто будет платить за аренду,
свет… Все упирается в финансирование. Нет, лучше
пока не рисковать, разломать все легко, уже
столько наломали… Выход пока один: творческое
сотрудничество.
Н.В. Объединение ради объединения
– глупость. Варианты – возможны, и по разным
причинам (добровольным – и вопреки мнению,
желанию специалистов). Не думаю, что в каждой
маленькой деревне, поселении удастся сохранить
инфрастуктуру, существующую сейчас, полностью.
Принцип должен быть один, как у врачей: не
навредить пользователю, сохранить принцип
доступности фондов, международных норм.
Н.Ц. Мы склонны утверждать, что не
объединение, а именно тесное сотрудничество
детских и школьных библиотек это наилучший
способ информационного воздействия на
всестороннее развитие ребенка в современных
условиях. Взаимодействие и взаимопомощь
единомышленников открывает для ребенка
пространство живой культуры.
Находите ли Вы лично для себя что-то
интересное в методической газете под названием
«Библиотека в школе» и чего, на Ваш взгляд, не
хватает?
Н.Е. Да! Да! Конечно, да! Очень хорошая
профессиональная газета для начинающих
библиотекарей и для специалистов со стажем. Нет
назидательного тона: «Делай, как мы!», есть
настоящее желание рассказать о новом, лучшем
опыте не только у нас в России, но и за рубежом,
поднять проблему и предложить решить ее вместе.
Очень интересен материал о ролевых играх,
развитии критического мышления, мастер-классы,
обзоры интернет-ресурсов по темам, обзоры Ксении
Молдавской, интеллигентные литературные статьи
Татьяны Рудишиной, календарь круглых дат,
конкурсы, материалы о новых технологиях,
оперативность и возможность каждому быть
услышанным и быть напечатанным. Спасибо редакции
за постоянный поиск и профессионализм. В 2005 году
мы выписали Вашу газету в каждый наш филиал и
центральную библиотеку (7 экземпляров). Это
показатель ее востребованности. Хотелось бы,
чтобы газета расширила свои рамки и печатала
больше материала по работе с подростками и
старшеклассниками и печатала больше проблемных
и аналитических материалов по работе с
подростками и юношеством и решение этих проблем
на уровне ведущих библиотек и Министерства
культуры.
Н.В. Да, находим, и очень многое!
Предлагаем сделать газету одним из изданий, со
страниц которого перестанет звучать, наслаждая
слух журналистов: страна, мол, не читает! ЧИТАЕТ! И
много! Но – по-другому. В.П.Чудинова правильно
говорит: изменилась структура информационной
потребности читателя, и это – просто новое
явление в XXI веке!
Н.Ц. Наша библиотека является
постоянным подписчиком газеты «Библиотека в
школе» со дня ее основания. Именно в ней мы
находим все те новые и прогрессивные идеи,
которые помогают нам развивать свой
профессионализм и тесное сотрудничество со
школьными и другими библиотеками города и
области. Недаром нашим девизом является
устоявшаяся фраза: «Лучше нас – только наши
читатели».
Мысль в подарок
Истоки нашего кризиса – не в бедности, а в
несоответствии эпохе. Пути изменений в
библиотеке надо искать не в новых технологиях, а
в изменении нашего сознания.
Нина Цыганова, из выступления на
Крымской конференции |