Загляните на сайт
Ирина Матвеева
Наше общее пространство
Библиографическая информация на сайтах
юношеских и детско-юношеских библиотек
|
Ирина Юрьева Матвеева
ст. преподаватель кафедры информации и
библиографии ЧГАКИ
г. Челябинск |
Сайты российских библиотек в
Интернете начали активно создаваться в середине
90-х годов прошлого века. Сайт служит средством
продвижения библиотеки в обществе, но все более
актуальной задачей становится использование
сайта для предоставления широкому кругу
пользователей Сети доступа к собственным и
сетевым информационно-библиографическим
продуктам (электронному каталогу, базам данных,
виртуальным выставкам и т.д.).
Нами были просмотрены сайты юношеских
и детско-юношеских библиотек1.
Найдено было 32 (см. полный список в приложении). из
них 7 – это странички, расположенные на серверах
библиотечных учреждений (областные
универсальные библиотеки, головные библиотеки)
или на сайтах региональных социальных проектов.
К сожалению, среди просмотренных сайтов
оказались и такие, которые не пополняются и не
обновляются. Естественно, что здесь мы можем
найти самую общую информацию о деятельности
библиотеки: о приоритетных направлениях,
специализации фондов, список структурных
подразделений, контактную информацию и т.п.
Контент-анализ сайтов с
многоуровневой структурой показал, что, как
правило, на них отражается общая информация о
библиотеке, содержащая характеристику
направлений деятельности, выдержки из истории,
новости библиотечной жизни, перспективный план
мероприятий, правила пользования, перечень
предоставляемых услуг, контактную информацию.
Почти на всех сайтах можно найти подробную
информацию о структурных подразделениях
библиотеки (отделах, секторах, центрах), описание
проектов и программ, которые возглавляет или в
которых участвует библиотека.
Организация библиографической
информации на сайте встречается различная: она
может быть сосредоточена в одном разделе или
рассредоточена по нескольким. На сайте БИЦ для
детей и юношества «Читай-город» Великого
Новгорода все электронные библиографические
ресурсы сосредоточены в разделе «На блюдечке».
Здесь расположены списки новых поступлений,
рекомендательные тематические списки
литературы (по творчеству детских писателей, по
PR, о животных и т.д.), подборки ссылок на
электронные каталоги зарубежных библиотек,
путеводитель по краеведческим ресурсам на
библиотечных сайтах и другие. На сайтах
остальных библиотек библиографическая
информация рассредоточена.
Главным информационным продуктом
библиотек является электронный каталог (ЭК).
Виртуальный пользователь, имея доступ к ЭК
библиотеки, может определить наличие издания в
фондах библиотеки или провести тематический
поиск. Доступ к ЭК предоставляют двенадцать
юношеских библиотек. На сайтах трех библиотек
дана ссылка на сводный ЭК: ЮБ Республики Карелия
– на сводный ЭК республики Карелия; Свердловская
ОБДЮ – на сводный ЭК корпоративной сети
библиотек Урала «Consensus Omnium»; Томская ОДЮБ – на
открытую электронную библиотеку г. Томска. Эти
ресурсы дают возможность проведения
расширенного поиска в распределенных
информационных ресурсах региона. Юношеский
отдел ЦГПБ Санкт-Петербурга и Юношеский филиал
НБ республики Башкортостан на своих страницах
имеют ссылку на электронный каталог головных
библиотек.
Семь библиотек предоставляют
пользователям возможность поиска в собственных
информационных ресурсах. Так в ЭК Саратовской
ОЮБ предусмотрен поиск в каталоге книг и статей
по автору, заглавию, году издания, предметной
рубрике и ключевым словам. ЭК Челябинской ОЮБ
предусматривает возможность поиска по шести
каталогам: «Краеведение», «Статьи», «Книги»,
«Ноты», «Видеокассеты». Каждый каталог
сопровождается справочной информацией о
ресурсе, поясняющей содержание, объем ЭК в
байтах, количество записей, средний размер
записи, дату последнего обновления. Электронный
каталог ЦГЮБ г. Москвы находится в режиме
тестирования, он располагает возможностями
поиска по автору, заглавию, дате издания,
редактору или составителю, персоналиям,
географическим рубрикам, ключевым словам. ЭК
Коми республиканской ЮБ предоставляет
возможность поиска по ключевым словам, названию,
автору, издательству, году выпуска, шифру ББК. В
ЭК Новосибирской ОЮБ возможен поиск по заглавию,
автору, по тематической рубрике в ЭК книг и базе
данных статей. На сайте Липецкой ОЮБ расположена
краеведческая библиографическая база данных
(ББД) «Липецкий край» (14000 библиографических
записей), в ней возможен поиск по автору,
названию, издательству и ключевым словам.
К сожалению, мало кто из библиотек
сопровождает свой ЭК справочной характеристикой
(паспортом ЭК или БД), в которой целесообразно
раскрыть объем ЭК, хронологический охват, виды
документов, объем в библиографических записях,
особенности библиографической характеристики,
периодичность обновления, а также алгоритм
поиска. Меж тем для пользователя это
представляется важным.
Электронный каталог является
универсальным библиографическим ресурсом. Но
поскольку деятельность юношеской библиотеки
обуславливается конкретной читательской
группой с вполне определенными информационными
потребностями, то на сайтах юношеских библиотек
часто можно встретить тематические
информационные ресурсы, в которые включена
библиографическая информация.
Сотрудниками библиотек создается
информационно-библиографическая продукция
(библиографические указатели, списки,
фактографические справочники, дайджесты и т.д.).
Несмотря на то, что она готовится перед изданием
в электронном виде, на сайтах библиотек ее почти
не найти. Полные тексты библиографических
указателей размещает лишь Челябинская ОЮБ. А на
сайте Кемеровской ОЮБ на страничке сектора
инновационного образования выложены полные
тексты «Справочника для поступающих в ВУЗы г.
Кемерово 2004 год», «Справочника для поступающих в
техникумы г. Кемерово 2004 год» и «Справочника для
поступающих в профессиональные училища г.
Кемерово 2004 год».
Однако, успешное развитие получили
тематические ресурсы, созданные библиотекарями
и библиографами, существующие только в
электронной форме и напоминающие
самостоятельный сайт с многоуровневой
структурой. Обязательным элементом таких
ресурсов является библиографическая информация.
На сайте Саратовской ОБДЮ расположена электронная
выставка «Моя первая библиотека». Это
красочно оформленный сайт с удобной навигацией
для маленьких пользователей. Выставка включает
несколько разделов: «Как хорошо уметь читать!»
(рекомендательные списки литературы по
различным темам), «О книгах» (тематические
рассказы о том как делается книга, как она
построена, реставрация книг и т.д.), «О тех, кто
пишет книги» (персональные гнезда детских
авторов, включающие биографическую справку и
список произведений, частично с полными
текстами), «Книжкин дом» (о библиотеке и правилах
пользования ею), «Мурзилка и другие» (обзор
детской периодики), «Список книг»
(библиографический список книг, использованных в
данной выставке).
ЦГЮБ г. Москвы носит имя М.А.Светлова.
Отдельный раздел сайта библиотеки посвящен
этому писателю. Здесь можно найти информацию об
изданиях произведений поэта, полные тексты его
стихов, фотодокументы, аудиоматериалы с записями
голоса Михаила Аркадьевича; литературоведческие
публикации: критику, публицистику и воспоминания
о Светлове. Ресурс имеет подраздел, повествующий
о данном проекте.
ЮБ им. А.П.Гайдара ЦБС Петроградского
района Санкт-Петербурга создала аналогичный
ресурс, посвященный писателю. Здесь выставлена
биографическая справка, раздел «Библиография»,
где размещены библиографический список
произведений А.П.Гайдара; литература о его жизни
и творчестве; сведения об экранизации
произведений (художественные,
мультипликационные, документальные фильмы), а
также список детских библиотек России, носящих
имя А.П.Гайдара.
На сайте Томской ОДЮБ расположена
электронная выставка «Мастера иллюстрации –
детям», включающая три основных раздела: «Из
истории иллюстрации», «Книжная иллюстрация как
вид искусства» и «Художники-иллюстраторы
детских книг». Последний раздел включает
персональные гнезда, где дан список основных
книг, иллюстрированных художником, и сами
иллюстрации.
Много электронных выставок можно
найти на сайте Челябинской ОЮБ. К 60-летию Победы
библиотекой проводилась акция «Великой победе
посвящается»; на сайте расположены рекомендации
лучших книг о Великой Отечественной войне. Здесь
читатели могут ознакомиться с творчеством
В.П.Астафьева, Б.Л.Васильева, Ю.В.Друниной,
Б.Ш.Окуджавы, Б.А.Слуцкого. Если в Сети существует
полный текст их произведений, на выставке на них
сделаны ссылки. На этом же сайте расположены
библиографические ресурсы «Жить, думать,
чувствовать, любить, свершать открытья:
молодежные литературные объединения города
Челябинска», «Нина Александровна Ягодинцева», а
также три мультимедийных презентации «Учение с
увлечением: образовательная коллекция
мультимедийных изданий», «CD в библиотеке:
Выставка-презентация мультимедийных изданий»,
«Фен-шуй». Зайдя на сайт, можно ознакомиться с
электронной версией традиционных книжных
выставок, проходивших с успехом в библиотеке:
«Провинциальная проза: Литературная карта
России», посвященная творчеству
авторов-деревенщиков, «Совершенно не серьезно» о
российских комедиях, «Будущее России – в руках
читающей молодежи» – обзор новых сериальных
изданий.
Особенностью электронных выставок
является их тематическая направленность, четкое
читательское и целевое назначение. Их нельзя
назвать библиографическим указателем в
электронной форме, поскольку в них превалирует
фактографическая информация. В связи с тем, что
это сетевой, а не внутрибиблиотечный проект,
особую ценность представляет полнотекстовая
информация, размещенная на них.
Следующей разновидностью
библиографической информации являются
библиографические списки. Они предназначены
как для читателей библиотеки, так и для
коллег-библиотекарей. Прежде всего, это списки
новых поступлений. ЮБ республики Татарстан,
Томская ОДЮБ и Государственная ЮБ республики
Бурятия группируют новые поступления по
отраслям. Иркутская ОЮБ публикует алфавитный
список новых книг ежеквартально на странице
отдела комплектования и обработки литературы.
БИЦ для детей и юношества «Читай-город» (Великий
Новгород) ежеквартально публикует
рекомендательный список новых поступлений,
отражая лучшее, и снабжая библиографическую
запись рекомендательной аннотацией.
Коми-республиканская ЮБ имеет на сайте
рекомендательный список для молодежи интересных
новинок из различных отраслей знания:
художественной литературы, истории, политологии,
искусствознания, литературоведения и т.д. Списки
могут носить не универсальный, а
дифференцированный характер. Краснодарская КЮБ
готовит «Списки новой литературы» для двух
категорий пользователей: программистов и
журналистов. Это библиографический список
литературы для данной категории специалистов с
рекомендательными аннотациями. Подобную работу
выполняют специалисты Новоуральской ЦГБ для
детей и юношества. В разделе сайта «Брось все и
читай!» регулярно публикуется
экспресс-информация для литераторов, историков,
географов, краеведов, преподавателей МХК. При
публикации списков новой литературы на сайте
необходимо своевременно обновлять и указывать
срок обновления для пользователей. На сайте
Липецкой ОЮБ есть баннер «Новая книга» с
отсылкой на сайт «Книги России» (www.books.ru). Эту идею
можно использовать для рекламы новинок,
поступивших в библиотеку, актуальных и
интересных публикаций в сети и изданиях.
Второй разновидностью являются тематические
списки. На сайте Саратовской ОБДЮ расположен
библиографический список лучших книг для детей.
Здесь представлены книги-лауреаты на звание
«Лучший писатель» и «Лучший
художник-иллюстратор» в конкурсе, проводимом
Международным советом по детской книге. На сайте
Томской ОДЮБ – рекомендательный список по теме
«Права человека».
В связи с тем, что фонд мультимедийных
и аудиовизуальных материалов в библиотеках не
велик, часто на сайтах можно встретить библиографический
список (иногда его называют каталог) на эти виды
документов: Иркутская ОЮБ разместила список
компакт-дисков, РГЮБ – фонд Медиатеки (с
рекомендательными аннотациями), ЮБ республики
Карелия – список видеозаписей, расположенных по
отраслям знаний. На сайте Саратовской ОБДЮ
описаны, проаннотированы и тематически
расположены лучшие компакт-диски, аудио и
видеоматериалы.
Список изданий библиотеки
выставляют: Иркутская ОЮБ (на страницах
структурных подразделений публикуются списки
изданий этого отдела, а сводный список можно
найти на страничке редакционно-издательского
отдела), Свердловская ОЮБ и Томская ОДЮБ –
аннотированные библиографические списки, ЮБ
республики Карелия – список изданий за 1999–2003
гг., за 2004 год к библиографическим описаниям
добавлены полнотекстовые версии документов), в
Липецкой ОЮБ библиографический список изданий в
разделе «Издания». Челябинская ОЮБ предлагает
полные тексты своих изданий: методических и
библиографических пособий.
На сайте Краснодарской КЮБ в разделе
«Книга – инвалиду» можно найти библиографический
обзор книг серии «Мы вместе». Это рассказ о
книгах данной серии. Он написан живым,
эмоциональным языком, с учетом специфики
читательской категории, на которую рассчитан.
Современные информационные
технологии позволили создать уникальные
ресурсы, которых не было в «Гутенбергскую эру».
Условно их можно назвать текущим дайджестом
прессы. На сайте Новосибирской ОЮБ в разделе
«Информцентр» есть подразделы «Молодежь в
цифрах», «Карьера», «Все о профессиях»,
«Студсоветы» и «Неформания» – при клике на эти
подразделы мы выходим на список актуальных
информационных сообщений по этой теме. Это
дайджесты или полные тексты публикаций в
печатных изданиях и сети Интернет с ссылкой на
первоисточник. Здесь отражены статьи по
актуальным для молодежи темам: брейк-танцы,
молодежные движения и организации, боди-арт,
молодежные секты, правила устройства на работу,
организация и планирование своей карьеры и т.д.
На сайте БИЦ для детей и юношества
«Читай-город» Великого Новгорода в разделе
«Ведаю» есть подраздел «Горячие кусочки», в
котором располагается список тематических
ссылок на публикации по актуальной тематике из
печатных и электронных источников: «Памятные
даты 2005 года: литература и искусство», «Сетевой
этикет», «Как поехать в Америку?», «Права и
обязанности студента», «Как выжить
первокурснику?», «Что читают студенты?» и т.д.
Челябинская ОЮБ на главной страничке в разделе
«Это интересно!» дает ссылки на электронные
варианты интересных статей из периодики.
Следует отдельно выделить коллекции
ссылок на ресурсы Интернета. Пять библиотек
ссылаются на сайты партнеров, 8 библиотек на
полезные для виртуальных пользователей сайты.
Сложную структуру из них имеют 3 коллекции. На
сайте БИЦ для детей и юношества «Читай-город»
Великого Новгорода можно найти ссылки на
Российские СМИ (онлайн-версии газет и журналов),
конкурсы онлайн, подборку сайтов, информирующих
о Едином государственном экзамене, подборка для
абитуриентов, сайты о народных и государственных
праздниках России и т.д. Многоуровневая
библиотека ссылок представлена на сайте
Челябинской ОЮБ, здесь выделены тематические
разделы: «Единый государственный экзамен»,
«Челябинск и Челябинская область»,
«Библиотечные страницы», «Периодика в Интернет»,
«Электронные библиотеки», «Энциклопедии и
справочники», «Кем стать: Интернет в помощь
выбору профессии». Для навигации по Интернету на
сайте Свердловской ОЮБ существует раздел «Старт
в Интернете» с подразделами «Поиск в Интернете»
(характеристика российских поисковых систем),
«Урал Онлайн» (опись краеведческих
информационных ресурсов), «Электронные
библиотеки», «Интренет – детям», «Образование»,
«Книги и литература», «Дети и право». Развитие
таких коллекций представляется перспективным,
поскольку они также выполняют рекомендательные
функции, ориентирующие в информационных
ресурсах Сети. Они должны быть сгруппированы по
тематическим разделам, актуальны для молодежи и
содержать аннотацию.
В Сети появляются совершенно
неожиданные формы рекомендации и обсуждения
книг. Одну из них придумала Краснодарская КЮБ. На
сайте поддерживается форум «Литературная
гостиная», в котором на сегодняшний момент
выставлены две темы – «Фантастика» (70
просмотров, 7 ответов), здесь обсуждается жанр
фантастики, авторы, произведения – и тема
«Помним о вас» (68 просмотров и 3 ответа) –
обсуждение книги местного писателя об участии
кубанских призывников в Чеченской войне. Эта
форма позволяет подросткам не только общаться на
литературные темы, высказывать свое мнение, но и
рекомендовать любимых авторов и их книги
ровесникам. Томская ОДЮБ имеет рубрику «Книга
недели», в ней представлена самая популярная
книга семи дней (обложка, библиографическое
описание и рекомендательная аннотация).
Одним из основных направлений работы
библиографической службы является формирование
информационной культуры пользователей. Ряд
библиотек используют возможности своего сайта
для осуществления этого направления. Отдельного
внимания заслуживают библиографические
консультации. Такую информацию можно найти на
сайте Иркутской ОЮБ в разделе сектора деловой
информации «Возможности СБА ОЮБ в помощь
деловому чтению», и на сайте Липецкой ОЮБ в
разделе «Каталоги» «Где искать?» Это
консультации по самостоятельному поиску в
информационных ресурсах библиотеки и отдела.
Характерно, что обе эти консультации составлены
исходя из возможных читательских запросов,
поэтому являются средством обучения
пользователей библиографическому и
фактографическому поиску.
Информационный потенциал библиотеки
можно узнать исходя из ее информационно-библиографических
ресурсов. У ряда библиотек нет возможности
предоставить виртуальному пользователю свои
ресурсы в режиме онлайн. Это происходит в силу
ограниченности технических, программных,
финансовых, кадровых средств библиотеки.
Частично компенсировать этот пробел помогает
описание справочно-библиографического аппарата
библиотеки. Аннотированные списки собственных
каталогов и картотек (в том числе их электронных
вариантов), приобретенных баз данных, списков
периодических изданий, получаемых библиотекой, а
также сведения о спецфондах (видеотеках,
медиатеках и т.д.) целесообразно для удобства
пользователя размещать в одном месте. Обзор
информационных ресурсов имеется на сайтах
Государственной ЮБ республики Бурятия,
Челябинской ОЮБ, Свердловской ОЮБ, Томской ДЮБ и
др. Списки журналов и газет, выписываемых
библиотекой, расположены на сайтах Свердловской
ОДЮБ, ЮБ республики Татарстан, ГЮБ республики
Бурятия, Коми-республиканской ЮБ, Иркутской ОЮБ,
ЮБ Республики Карелия, Томской ОДЮБ.
Свердловской ОДЮБ дана характеристика
краеведческой периодики (обложка издания,
библиографическое описание, рекомендательная
аннотация).
* * *
Структура и наполненность
библиотечного сайта зависят, в первую очередь, от
собственных ожиданий библиотеки. Но для
виртуального пользователя, в большинстве
случаев, важно знать не столько общую информацию
о библиотеке (режим работы, правила пользования,
специализация отделов, ассортимент
предоставляемых услуг), сколько наличие
возможности в режиме онлайн удовлетворить свои
информационные потребности: осуществить поиск в
ЭК или базах данных библиотеки, ознакомиться с
книжными новинками и интересными публикациями в
прессе, найти информацию в Интернете.
Содержание библиографической
информации определяется приоритетными
направлениями развития конкретной библиотеки,
спецификой ее работы, информационными
потребностями пользователей. Особую ценность
представляют краеведческие ресурсы. К сожалению,
на библиотечных сайтах им уделено недостаточно
внимания.
Современные информационные
технологии позволяют существенно разнообразить
формы библиографической информации. Многие из
них находятся на этапе становления и развития.
Уже сейчас на сайтах библиотек можно встретить
электронные каталоги и библиографические базы
данных, библиографические списки, обзоры, полные
тексты библиографических пособий,
библиографические пособия, выполненные в
программе Power Point, электронные выставки и т.д.
Приоритет принадлежит развитию малых форм
библиографических пособий.
Уже сейчас можно назвать ряд
библиотек, которые используют новые технологии
для продвижения библиографической,
фактографической информации для молодого
поколения через свой сайт: Челябинская ОЮБ,
Свердловская ОДЮБ, Томская ОДЮБ, ЦГБ для детей и
юношества г. Новоуральска, БИЦ для детей и
юношества «Читай-город» Великого Новгорода,
Саратовская ОБДЮ.
В современных условиях библиотеке не
нужно замыкаться на популяризации собственных
информационных ресурсов, привлекая региональные
и мировые информационные ресурсы. Для этого
необходимо выявлять, отбирать и размещать на
сайте ссылки на другие полезные для молодежи
сайты.
Независимо от содержания и формы,
предоставляемая информация должна быть
релевантной запросам пользователей, регулярно
обновляться, дополняться. В связи с этим
необходимо изучать востребованность
информационных и библиографических ресурсов,
расположенных на сайте.
______________
1 Проанализированы сайты
по состоянию на 1 декабря 2004 года. |