Карточка психолога
Наталья Малахова
Особая работа
Зачем психолог в детской библиотеке?
|
Наталья Григорьевна
Малахова
гл. библиотекарь отдела психологической
поддержки РГДБ
Москва |
Что делают психологи в детских
библиотеках и зачем вообще они там нужны, тем
более в Москве, где полно различных
психологических консультаций, где детский
психолог стал обязательной фигурой не только в
частных школах и детских садах, но и почти во всех
государственных? Есть ли какая-то специфика
работы психолога в детской, юношеской
библиотеках? Эти вопросы задают нам довольно
часто, хотя впервые нога психолога ступила на
территорию нашей – Российской государственной
детской библиотеки – в 1978 году. Сейчас психологи
работают в нескольких отделах. Есть и
специализированные отделы – психологической
поддержки читателей и социально-психологических
проблем детского чтения. Работают психологи и в
других библиотеках Москвы и России. Итак, чем мы,
практические психологи, занимаемся и почему
именно в библиотеке?
Пространство библиотеки –
«окультуренное» пространство. Ребенок, приходя
сюда, попадает в другой мир, отличный от его быта
– дома, школы, детского сада, – в мир книг,
выставочных экспозиций. Здесь исключены
принудительные занятия, сюда приходят «для
души», для отдыха, для работы, приносящей
удовольствие, радость (кроме случаев выполнения
домашних заданий – но это продолжение школьной
жизни).
С другой стороны, и мы работаем, имея
хороший фонд психологической литературы,
удобные помещения и отсутствие жестких директив
«сверху» (в отличие от психологов, работающих в
школах и детских садах). Наша работа
определяется, во-первых, запросами клиентов, их
потребностями в услугах психолога и, во-вторых,
нашими возможностями (умениями, оснащенностью,
квалификацией) и профессиональными интересами.
Поле деятельности психолога в
библиотеке безгранично и почти не вспахано, хотя
некоторые направления интенсивно осваиваются.
Самыми традиционными являются
исследовательское направление (психология и
педагогика детского чтения и творчества,
проблемы библиотерапии), а также
консультирование, тренинги и коррекционные
занятия.
Работаем мы с детьми разных возрастов.
Дошкольников к нам обычно приводят капризных и
тревожных, неуправляемых и застенчивых, с
трудностями в общении с другими детьми,
воспитателями и собственными родителями. Мы
разрабатываем для них коррекционно-развивающие
программы – индивидуальные и групповые.
А накануне первого класса встают
проблемы выбора школы, готовности к школьному
обучению. Увы, нередко родители сталкиваются с
нежеланием ребенка идти в первый класс. Как
правило, это дети, получившие избыточную порцию
«знаний, умений и навыков» в различных
дошкольных «обучалках» и детских садах, где
педагоги усаживали 4-х-летних малышей за парты
(пользуясь их безответностью и готовностью
выполнять любые причуды взрослых). При этом
абсолютно не учитываются возрастные возможности
и потребности ребенка. Обучение вместо игры в
дошкольном детстве нередко приводит к повышению
тревожности и «нормативности» (ребенок боится
сделать что-нибудь не так, «неправильно», просит
показать «как надо», отказывается рисовать,
сочинять, потому что «мы этого еще не проходили»).
Юноши, обдумывающие житье
Этих детей отличает
безынициативность, низкая познавательная
активность и какая-то ранняя «жизненная
усталость»: им кажется, что все-то они уже знают,
все-то повидали (и действительно они много знают,
но на уровне называния – скользя по названиям
предметов и явлений и не делая ни малейшей
попытки заглянуть вглубь). Слишком много готовых
ответов получили они до того, как возникли
собственные вопросы. И оформляется все это в
итоге в безразличное или негативное отношение к
поступлению в школу. «Ну, сами посудите, зачем мне
еще в школу идти, я ведь с трех лет занимаюсь
математикой, английским, риторикой и
психологией, сколько можно?» – чрезвычайно
эмоционально объясняла мне шестилетняя Анечка.
Здесь можно говорить не о
несформировавшейся школьной мотивации, а об уже
вполне сформированных отрицательных мотивах
учения. К сожалению, представление о том, что
поступление в школу – акт экстремальный, и
готовиться к нему надо прямо с пеленок, игнорируя
все иные занятия дошкольного детства, внедрялось
в массовое родительское сознание и утверждается
в нем самими учителями начальной школы и
дошкольными педагогами (и причины этого
очевидны). Собирающийся в школу мальчик Павлик,
похожий на Ученого Кролика, умный и
доброжелательный, четко сформулировал
последствия этого родительско-педагогического
«увлечения». С плохо скрываемым отвращением
глядя на разложенные перед ним карточки
очередного задания, он быстро и заучено отвечал
на вопросы. Для некоторого развлечения и
облегчения участи ему выложили
картинки-«путаницы» (летающие коровы, рыбы под
зонтиком, растущие на деревьях бублики и пр.).
Обычная детская реакция – смех, радостные
восклицания, желание обратить на это задание
внимание психолога, показать родителям. Дети с
повышенной тревожностью и нормативностью
раздражаются от такого нагроможденья
неправильностей, начинают объяснять, что «здесь
все неправильно» и «так не бывает». Павлик же
быстро взглянул на картинку, поправил очки и
спросил: «Что вы хотите: чтобы я сделал описание
картинки или нашел ошибки художника?» «А чего
тебе больше хочется?» Ответ был ошеломляющ: «Я
умею все, но ничего не хочу».
Начало школьной жизни нередко
сопровождается трудностями адаптации: возникают
страхи, развивается медлительность или
нервозность и несобранность (опять-таки, по нашим
наблюдениям, этому в большей степени подвержены
дети, не прожившие в полной мере дошкольное
детство, мало и скудно игравшие), начинаются
проблемы с чтением, письмом.
Кстати, о чтении. Учитывая
местоположение нашей психологической
консультации, проблематика детского
чтения/нечтения – трудности в обучении,
нежелание читать, вопросы привлечения детей к
чтению – довольно часто встречается у
обратившихся к нам родителей. Помогаем
специальной литературой (которой не так много,
как хотелось бы).
Старшеклассники приходят получить
помощь в выборе профессии, в разрешении трудных
жизненных ситуаций (взаимоотношения с
одноклассниками, родителями, учителями и т.п.).
Для них организуются специальные тренинги,
группы общения.
В общем, работаем, как и многие
нормальные детские психологи. Но – вот она
специфика библиотеки! – почти каждая
консультация заканчивается подбором книг для
клиента. Это могут быть популярные
психологические издания для родителей и
подростков, методические материалы для занятий с
ребенком, программы самостоятельных тренингов и
даже художественная литература, которая может,
на наш взгляд, пригодиться в каждой конкретной
ситуации. С художественной литературой работают
участники тренинговых и
коррекционно-развивающих групп (у
старшеклассников это проигрывание этюдов,
обсуждение литературных персонажей и ситуаций,
инсценировки; у малышей – чтение с обсуждением,
рисованием, проигрыванием, инсценирование).
Литературой нашего отдела пользуются
и студенты – будущие психологи и педагоги.
Студенты, приходящие писать курсовые и дипломы,
подразделяются, по нашим наблюдениям, на две
категории. К первой относятся те, кто приходит с
заготовленным списком литературы и даже с уже
составленными планами; работа с ними скучна и
монотонна: она сводится к поиску и выдаче нужной
литературы. И другие: они приходят с засунутыми в
карман клочками тетрадного листочка, на котором
невразумительно и неразборчиво, с
противоестественными для русского языка
сокращениями нацарапана тема курсовой или
доклада. Тщетные попытки озвучить название темы
разбиваются о полное невладение терминологией.
Как важно научиться играть!
Вот оно, настоящее раздолье для
творчески настроенного психолога в библиотеке:
школьный урок, лекция, тренинг и кропотливая
коррекционная работа в одном флаконе. На первом
этапе тема должна быть прочитана, затем
осмыслена… пропустим промежуточные звенья;
завершается работа совместным поиском нужной
главы, страницы и абзаца (у одних преподаватель
любит, чтобы все было сжато и выделено самое
главное, другим подавай теорию поподробнее,
третьим – чтобы побольше описаний
экспериментов, четвертые вообще своего
преподавателя почему-то еще не видели). Эти
студенты страшно расстраиваются, узнав, что
никак не получится найти в одной книжке все по
теме и дословно переписать (а лучше
ксерокопировать), придется эту книжку, как
минимум, просмотреть и выбрать нужный материал, а
чаще – просмотреть несколько таких книжек. И это
тоже наша работа – научить их пользоваться
учебной и научной литературой и вернуть веру в
себя.
Работая в условиях жесткой
конкуренции (о чем см. выше) и при полном
отсутствии рекламы, мы, тем не менее, не страдаем
от нехватки клиентов. Чтобы понять, почему
обращаются именно к психологу в детской
библиотеке, мы провели небольшой опрос среди
родителей и подростков, обратившихся на
консультацию. Им был задан вопрос: «Почему Вы
обратились именно к нам?» В некоторых случаях
вопрос уточнялся: «Почему не обратились к
психологу в школе (детском саду), в большой
психологический центр?» Ответы можно было
разделить на две группы. К первой относятся
ответы: «Мы хотим знать правду о ребенке», «Они
(имеются в виду учителя, воспитатели, врачи) там
заодно, а вы не с ними». Вторая группа – ответы
тех родителей и подростков, которых прислали
сами психологи школ и детских садов с ласковым
напутственным словом: «У меня вас здесь много, с
каждым возиться некогда, идите в библиотеку».
Здесь же, в библиотеке, мы будем возиться с
каждым, кому нужна наша помощь. Эти ответы
довольно точно отражают «особое» положение
психолога в библиотеке.
Действительно, в педагогике (в
массовой школе, во всяком случае) до сих пор
господствующим является представление:
«нормальный ученик – такой как все». С точки
зрения учителя, это оправдано: ему надо, чтобы все
дети с одинаковой скоростью и успешностью
овладели одинаковыми ЗУНами, ведь учитель
работает со всем классом, а не с отдельными
Петями-Ванями. К сожалению, давно прошли
шестидесятые-семидесятые с их призывами: «школа
должна учить мыслить», «каждый ребенок –
личность», попытками массово ввести принцип
индивидуализации в обучении. И если какой-нибудь
отдельно взятый Ваня делает что-то не так, стало
быть, именно он в этом виноват, да еще его
родители. До недавнего времени даже в
психологической литературе, посвященной
трудностям в обучении и воспитании детей, все эти
трудности списывались на семью. Ребенок не
контактен, боится учителя? Непоседа и
невнимателен? Не хочет ходить в школу? А это вы,
родители, его неправильно воспитываете, к школе
нашей должным образом не подготовили.
Вживания в образ героев
При этом предполагается, что в самой
школе дети, кроме радости от педагогического
процесса, других эмоций не испытывают, что от
рождения они все, как один, обладают богатырским
здоровьем, устойчивой психикой и идеальной
нервной системой, что не было в их жизни семейных
неурядиц и передряги и т.д. и т.п. Замечательную
фразу директора одной из московских спецшкол
подарили нам родители. Выступая первого сентября
перед первоклассниками и их родителями,
выдержавшими суровые вступительные испытания,
она сказала: «Вы хотели поступить в нашу школу. Вы
в нее поступили. Теперь мы посмотрим, что из этого
получится».
Так же специфичен и медицинский
подход, где господствует жесткая нормативность:
это – норма, а это – патология. И родители,
интуитивно чувствуя, а иногда и осознанно
понимая ограниченность этих подходов, хотят
«узнать правду» от тех, кто не имеет
ведомственного отношения ни к школе, ни к
медицине. Кроме того, нередко с проблемами
ребенка и внутрисемейными трудностями родители
просто не хотят обращаться к психологу школы или
детсада. Независимая позиция психолога в детской
библиотеке дает возможность ориентироваться
только на требования профессии – мы можем
работать в собственно психологическом подходе:
каждый ребенок индивидуальность, каждый случай
– уникален. То есть можем позволить себе роскошь
реально находиться «на стороне ребенка»,
представлять и защищать только интересы ребенка
и семьи.
Не во всех случаях бывает возможно
оказать помощь клиентам (иногда необходимо
участие медиков, дефектологов, логопедов, пато- и
нейропсихологов). В этом случае, проанализировав
запрос, мы предоставляем информацию о других
психологических центрах, службах, где такая
помощь может быть оказана. Для этого ведется
работа по сбору и проверке информации о
многочисленных психологических центрах,
консультациях, службах г. Москвы (насколько
соответствует рекламная информация реальному
положению дел: психологи каких специальностей
ведут прием, есть ли в консультации врачи,
педагоги, дефектологи, какой набор услуг и по
каким ценам предоставляется).
Относительно новое для нас
направление – работа с подростками (5–9-е классы),
пребывающими в виртуальной реальности. Это
«компьютерные мальчики», которые приходят в нашу
медиатеку поиграть в развивающие игры (никаких
«стрелялок» и «бродилок», только стратегии).
Вообще-то первоначально для посетителей
медиатеки были закуплены электронные учебники,
энциклопедии, психологические тесты для
самотестирования. Спросом наше предложение
почти не пользовалось.
В медиатеке
Тогда была изменена задача – показать
этим влипшим в монитор отрокам, что компьютер
можно использовать не только для игры, но и для
получения информации, для учебной работы, а еще,
что общение с ровесниками может быть таким же
интересным, как и общение с компьютером (ребята
готовят и проводят конкурсы и викторины по самым
интересным играм). Поиск в этом направлении
продолжается, хотя в связи с поголовной
компьютеризацией населения, поток посетителей
медиатеки несколько снизился.
И чтобы окончательно убедить читателя,
что перед психологом детской библиотеки на все
четыре стороны – куда ни кинь взгляд – огромное
поле возможностей, было бы желание и хватало бы
сил, расскажем об уникальной работе психологов
Самарской областной детской библиотеки.
Памятуя, что интерес к чтению
закладывается в раннем детстве, и очень многое
тут зависит от родителей, самарские психологи
пошли в женскую консультацию и роддом. Отсюда они
берут свой старт в деле приобщения младенцев к
книге, а родителей к психолого-педагогической
литературе. С изумлением узнают от них будущие
мамы, что веками передававшиеся из поколения в
поколение пестушки, потешки и колыбельные вовсе
не атавизм в наш «стремительный век», а
отработанный веками способ общения с малышом,
эмоционального контакта, помощь в выстраивании и
упорядочивании им мира. Вместе с библиотекарями
комплектовался специальный фонд:
психолого-педагогическая литература для
родителей, детские книжки-игрушки, пищалки,
свистелки, произведения фольклора, журналы для
молодых родителей. Разработаны списки
литературы, памятки для будущих мам и пап,
программа занятий с будущими родителями
(основанная на канадской программе «Позитивное
материнство»). А дальше поэтапно ребенок (вместе
с родителями) проходит следующий путь: пока малыш
грудной – они приходят в библиотеку за
психолого-педагогической литературой,
книжками-игрушками; с 2-х лет дети приглашаются в
кружок «Кроха» на развивающие занятия (книги,
игры, общение); для среднего дошкольного возраста
– кружок «Почемучка», а подготовка к школе
проходит в кружке «Знайка». Так ребенок
«ведется» библиотекой, пока не становится
осознанным и самостоятельным читателем.
И если у практического психолога после
всего этого еще остаются силы, время и энтузиазм,
то он может заняться изучением детского чтения.
Библиотека – прекрасный полигон для создания и
отработки экспериментальных программ,
проведения опросов и анкетирования,
экспериментального исследования проблем
детского чтения. В частности, мы в нашем отделе
психологической поддержки проводили ряд
опросов, посвященных изучению мотивации чтения у
подростков, потребностей родителей и подростков
в популярной психологической литературе,
родительских мотивов приобщения детей к чтению и
пр. Отдел социально-психологических проблем
детского чтения много лет исследует «механизмы»
развивающего чтения, «пропедевтику» чтения
(воспитание будущих читателей в дошкольном
возрасте), взаимосвязь чтения и литературного
творчества, пути влияния книги на личность
ребенка, терапевтическое значение книг разных
жанров и многое другое. Разработаны
диагностические методики для разных возрастов,
помогающие библиотекарю и психологу-практику
определить уровень читательского развития как
отдельного ребенка, так и класса.
Статья подготовлена при поддержке медицинского центра «Медицентр». Если вы решили посетить высококвалифицированного врача или оформить медицинскую книжку, то оптимальным решением станет обратиться в медицинский центр «Медицентр». На сайте, расположенном по адресу www.Medi-Center.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, записаться на прием к врачу для оформления медицинской книжки. В медицинском центре «Медицентр» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с пациентами.
В библиотеке психологу есть, чем
заняться, и есть, куда расти.
Фото из архива отдела психологической
поддержки РГДБ |