Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2005


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новые технологии

Марина Ивашина

А началось все с верблюда…

Издательская деятельность по-екатеринбургски

Марина Вячеславовна
Ивашина

ученый секретарь Свердловской областной библиотеки для детей
и юношества,
г. Екатеринбург

Человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра.

Йохан Хейзинга. «Homo Ludens» – «Человек Играющий»

…Матадор был слишком стар для быков. Он был богат.

Какой ему смысл выходить на арену к животным, назначение

которых, – убить его? «А что мне еще делать?» – спрашивал

матадор. Только это развлечение у меня и осталось.

Моя единственная площадка для игры. Я счастливчик,

у меня есть своя площадка для игры. У большинства людей

ее нет. Поэтому я не могу допустить, чтоб меня лишили ее…

Ирвин Шоу. «Вечер в Византии»

Мы тоже, как и матадор, можем считать себя счастливыми. Ведь у нас есть своя площадка для игры. Площадка, где Библиотекарь Играющий творит в библиотеке свой особый мир, «игровую стихию», преодолевая утилитарный, технологический, одномерный взгляд на библиотеку. Его созидательная деятельность – повседневное творчество – обеспечивает свободу самовыражения всех участников творческого процесса, не стесненную стандартами – и читателей, и библиотекарей, и их партнеров. Идет игра, в которой для Библиотекаря Играющего главное – свобода, внутренняя (и тщательно укрываемая) серьезность и ярко выраженная несерьезность, ироничность. Только так на игровой площадке рождаются нестандартные идеи, образы, метафоры, обращенные к читателям и партнерам (а также потенциальным читателям и партнерам). А они снимают с них слой за слоем в зависимости от интеллекта и умения играть.

А началось все с верблюда (по крайней мере, сейчас нам кажется, что вся ответственность полностью лежит на нем). В истории нашей Свердловской областной библиотеки для детей и юношества есть любопытный факт. Почти легенда. В архивах сохранилась запись, что в 40-е послевоенные годы книги для читателей библиотеки, располагавшейся тогда во Дворце пионеров, привозил запряженный в сани и управляемый библиотекарем верблюд. Биологи подвергают сомнению и возможность существования верблюда в этих климатических условиях (напоминаем, что Екатеринбург находится на Урале) и способность его ходить в упряжке. Тем не менее, читателям были нужны новые книги, и верблюд своевременно доставлял их, шествуя от бибколлектора до библиотеки.

Этот верблюд стал не только историческим мифом, но и метафорой деятельности библиотеки, символизируя упорство в достижении целей, преодоление трудностей (кажется, в обозримом будущем нам их придется преодолевать всегда!), безграничность возможностей (вспомним еще одну метафору: в знаменитом гимне библиотекарей – «Сонечке» Людмилы Улицкой: «библиотекарь – не серая мышь, а скорее верблюд, терпеливое и нежное животное»). А у нас появилось стремление обозначить любое явление через многозначный образ, метафору, символ, обладающий смысловой емкостью и позволяющий «снимать» несколько слоев-смыслов в зависимости от подготовленности аудитории. Именно «многослойность» образа, создаваемая содержательными смыслами и изобразительными средствами и приемами компьютерных программ, лежит в основе информационно-издательской деятельности Свердловской областной библиотеки для детей и юношества.

Информационно-издательская деятельность за последние годы переместилась с «задворок» библиотечной работы, где она выполняла обслуживающие функции, на ведущие позиции. Сегодня мы рассматриваем ее как модель развития библиотеки, где все коммуникации (связи, взаимодействия) представлены через визуальный ряд – текст, символ, цвет, форму – в контексте «образа времени». «Образ времени» создается актуальностью отражаемых проблем и современными эстетическими моделями (цветом, формой, материалами, технологиями). Пусть с нами не согласятся, но привычные избушки, зайки и мишки, тщательно покрашенные (чем есть – гуашью или краской), и водруженные для украшения на стену или выставку (при этом у них сильно закручены края, такова технология) уже не соответствуют новой эстетике и взглядам читателей на современное оформление и шире – современную информационную среду библиотеки. Поэтому и возникает разговор об «образе времени», требующем решения актуальных проблем с помощью актуальных средств. Сегодня все направления издательской деятельности осуществляются с помощью новых технологий, обеспечиваемых современной техникой и специальным программным обеспечением.

Цель информационно-издательской деятельности – организация диалога с собой (библиотекарями играющими и библиотекарями-технологами) и окружающим миром (читателями, потенциальными читателями, партнерами, потенциальными партнерами). Для этого определены ведущие стратегии.

Стратегия 1.
Развитие профессионального сознания,
консолидация интеллектуальных сил

Журнал «Читай-город» был создан как особое пространство и для интеллектуальной игры, и для профессионального творчества и общения библиотекарей, обеспечения информацией по проблемам книги, чтения, новейшим методам и технологиям работы с ними. В журнале много практических материалов и разработок для тех, кто жаждет легкой жизни. Но мы стремимся расширить свои контакты с Библиотекарем Играющим, творческой личностью. Журнал отличает многоголосие, все говорят своими голосами – отсюда и стиль, и образы, и метафоры. С начала выпуска этого издания (3 года назад) началась реализация новой идеологии издательской деятельности, переносившей акценты с описания опыта, тиражирования сценариев, на подготовку материалов, ориентирующих на модернизацию, разработку инновационных направлений. Всего вышло семь номеров, есть тематические выпуски: «Библиотека и образование», «Быть гражданином и патриотом», «Социальные проблемы юных», «Центры чтения», «Центры информации».

Журнал «Читай-город» для нас – Большая игра, где можно выдвигать идеи модернизации и вообще интересные и нестандартные идеи, хвастаться интересным опытом, бесконечно спорить о чем-то своем, «наболевшем» (так прошла дискуссия, посвященная проблемам взаимодействия детских и школьных библиотек, в последнем номере объявлена дискуссия о составляющих профессии библиотекаря – «Функционер? Интеллектуал? Интеллигент?» Пусть поскорее решат, кто сегодня библиотеке нужнее – творец или технолог?). Нам нравится наш журнал – наша Большая игра, в которую нам помогают играть библиотеки нашей области. Но все время хочется чего-то еще: какого-то особого куража, своеобразной романтики, необыкновенных приключений, остроты ощущений, риска! Присоединяйтесь!

Точно также осмыслению опыта самопознания, определению приоритетов развития, прогнозированию перспектив служат издания по истории детских библиотек, ежегодная серия «Лучшая библиотека года» (в которой опубликованы материалы программ поддержки чтения и читательского развития библиотек, занявших первые места в Областном творческом конкурсе «Путь к успеху».

Стратегия 2.
Создание среды для общения

Создавая среду для общения – информационную среду библиотеки – приходится играть из последних сил, черпать энергию от читателей, ловить их эмоции, и на этой основе – генерировать идеи. Важнейшими составляющими информационной среды – среды общения – мы считаем рекомендательную библиографию и информационные средства поддержки чтения и читательского развития (оформление выставок, афиши, абонементы, буклеты и др.). Именно они дают читателям информацию о фонде, информационных ресурсах, о моделях взаимодействия читателей и библиотеки в ходе реализации программ (индивидуальные задания, конкурсы и групповые тренинги, крупные акции и большие фестивали).

Рекомендательные библиографические издания

Сегодня происходит взлет интереса к рекомендательной библиографии и, особенно к ее малым формам. Она обретает себя заново. Рекомендательные библиографические издания становятся все более индивидуальными, отражая особенности личности и литературного вкуса специалиста. Такими «авторскими» по стилю и форме являются рекомендательные издания, выпускаемые нашей библиотекой.

Над формой и стилем рекомендательного издания «100 лучших книг для детей» думали все. Но гениальное решение приняла Ольга Афанасьева: это будут веерные комплекты 20 закладок, которые могут служить путеводителями по современной литературе для ребят 7–11 лет. На каждой закладке – пять книг, всего десять тем: детский детектив; задумчивые сказки; истории про усатых и хвостатых; необыкновенные кое-кто; страна Стихляндия; тем, кто не боится темноты; школа сказочных наук. Каждая закладка может использоваться отдельно, а целый комплект – уже путеводитель. В уголке каждой закладки можно ловко сделать отверстие с помощью шила или дырокола (имея запас терпения и личного времени) – игра «Оч.умелые ручки» – и скрепить болтиком с завинчивающимся винтиком (такие крепления продаются в книжном магазине, но не каждому придет в голову такое их мудрое использование).

По другому комплекту закладок, выполненному также как веерный комплект, бежит длинная-предлинная зебра, настолько длинная, что она помещается на каждой из 16 закладок. Образ зебры – символ переменчивости, противоречивости (полосатости) личности подростка. Так увидела подростка Надежда Логинова. Это путеводитель по книгам для подростков «Generation 12–16. Твой читательский гид». Он отражает лучшие книги, призванные помочь подросткам «быть» и состояться в сложном и противоречивом мире, уметь делать выбор и решать стоящие перед ними проблемы.

«Литературный странник. Круг современного чтения» предназначен молодежной аудитории, для привлечения к чтению которой важен фактор литературной моды. Он отражает новейшую литературу (только что вышедшую и появившуюся в продаже). Это 7 новинок в разных номинациях, замеченных экспертами-специалистами и «продвинутыми» читателями и занявших первые строчки рейтингов профессиональных книжных изданий и информационно-культурных порталов Интернет и, таким образом, ставших литературным событием сезона. Странником чувствует себя Марина Ивашина: всегда на бегу от одного книжного магазина к другому, а вечерами в Интернете на литературных сайтах, и тоже бегом: такой вечно бегущий странник (такие игры тоже бывают – подвижные). Последние страницы «Странника» оформлены как «Твой рейтинг», здесь читатели могут вписать «свои» книги, не попавшие в число избранных новинок. Читатели «Библиотеки в школе» теперь могут знакомиться со «странником» ежеквартально. Жаль, не в цвете. У нас каждый из сезонов имеет свой пейзаж, цвет и цветные обложки книг. Но я верю, что мы доживем до цветного варианта нашей самой любимой газеты.

Программы читательского развития

Библиотеки Свердловской области, обслуживающие детей и юношество, переходят от «сценарной стратегии» к работе по программам поддержки чтения и читательского развития. Каждая программа – это система работы с читателями, направленная на развитие личности средствами чтения книг, периодики, электронной культуры. Важнейшей частью каждой программы является информационно-издательская продукция, с помощью которой продвигаются важнейшие идеи, модели взаимодействия читателя с библиотекой, предлагаются конкретные задания, подводятся итоги работы. Это разнообразные формы выставок, афиши, абонементы, буклеты с перспективными планами и индивидуальными заданиями, в которых определяются модели взаимодействия библиотеки с различными группами читателей. Библиотека работает по 8 программам читательского развития, каждая из них интересна по-своему. Но однажды совместными усилиями мы воздвигли «Лестницу», которую любим и используем в своих играх многократно. В ее основе сложная метафора: это и лестница личностного роста, и лестница достижений, и карьерная лестница – восхождение по ступеням мастерства.

Лестница в мифологии и фольклорных традициях – символ восхождения, стремления к совершенству.

Лестница в философии и теологии – путь к достижению истинно духовного состояния.

Лестница в символике ряда художественных произведений – преддверие кульминации, решающего поворота судьбы.

Лестница в геральдике символизирует храбрость, отвагу, мужество, необходимые тем, кто стоит перед выбором.

Так мы назвали программу, посвященную проблемам личностного и профессионального самоопределения подростков. Работа над ней началась недавно, но у нее большие перспективы. Отчасти это связано и с недавно принятой «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования».

Для каждой программы подготовлены афиши, абонементы, рекомендательные библиографические пособия, информационно-аналитические издания, буклеты с индивидуальными заданиями, сборники творческих работ или презентация деятельности читателей на сайте библиотеки. Без этого разнообразия информационно-издательской продукции реализация программ читательского развития была бы менее эффективна.

СОБДиЮ является экспериментальной площадкой для библиотек области, идеи перспективности этих моделей деятельности демонстрируются на всех занятиях непрерывного профессионального образования. Обучение технологиям работы, совместный поиск образа, символа, формы, шрифтовых решений проходят на «мозговых штурмах» тренинга «Информационный лидер», который проводится ежегодно.

Особая творческая игра – программа «Информационный лидер». Чего только здесь не напридумано! Но это уже совсем другая история.

Стратегия 3.
Продвижение имиджа
и своих возможностей

Для этих целей разработаны путеводители для различных категорий читателей и партнеров: «Лестница» (для взрослых и молодежи), «Шпаргалки ТОЛЬКО для читателей» (для подростков), «Хочу в библиотеку!» (для малышей). В путеводителях мы более всего стремились отойти от всеобщего стандарта, и, кажется, преуспели. Это необычные образы, расположение материала, текст. «Хочу в библиотеку!» – миниатюрная книжка-раскладушка (ведь дети любят все маленькое) о страстном желании младенца в коляске с соской попасть библиотеку (Как пройти в библиотеку?) и о его дальнейших приключениях там.

Приведенные примеры – лишь несколько наиболее характерных фрагментов нашей работы. Всего мы издаем более 40 названий в год, крупные формы – сборники, путеводители, рекомендательные пособия тиражом 300 экз., остальные от 50 до 100 экз. Это опыт последних двух лет, в течение которых формировалась новая идеология издательской деятельности, шел поиск современных форм и приемов, ориентированных на актуальное содержание и новую эстетику. В библиотеке пока нет издательского отдела, но есть команда увлеченных людей, среди которых и совсем юная Оля Шепелева, которая пытается переложить все наши фантазии (иногда абсолютно неукротимые) в конкретные образы с помощью компьютера.

Весь процесс нашей работы – это не только игра, но и постоянная профессиональная рефлексия. Двухлетний опыт свидетельствует о том, что мы делаем нечто нужное и интересное и нам, и читателям, и библиотекам области, для которых мы являемся и постоянными партнерами, и экспериментальной площадкой по отработке и внедрению новых форм.