Ляля Зябликова
Сказочный путь
Комплексный подход
В Переславском природно-историческом
национальном парке сложился целый комплекс форм
«использования» экологической сказки:
· Публикация лучших сказок в газете
парка «Переславские родники», на «Страничке»
национального парка в городских газетах, в
детской газете «Девчонки и мальчишки».
· Размещение лучших сказок на
веб-страничке парка в Интернете с детскими
рисунками (авторскими, или других детей), в
электронной детской экологической газете
«Паутинка».
· Выпуск сборника «Детские экосказки».
· Выпуск пособия, включающего детские
познавательные экологические сказки для
использования в образовательном процессе.
· Использование текстов сказок для
сценариев постановок экотеатра.
· Использование сказок в
экологических акциях («Марш парков», «День
действий за Реки, Воду и Жизнь», предновогодняя
акция «Вместо ели – букет»).
Эти «сказочные» конкурсы
Конкурсы экологических сказок
проводятся, практически, повсеместно. Дети с
удовольствием в них участвуют: фантазируют и
творят, философствуют, размышляют над
экологическими и общечеловеческими проблемами.
Часто используют местный материал. И тогда уже
сказки носят эколого-краеведческий характер.
Есть и «взрослые» конкурсы. Например,
VII Всероссийский конкурс «Экология России-2002. Из
века в век». Наилучшие работы получили
Национальную экологическую премию «Берестяной
свиток». На этом конкурсе впервые появилась
номинация «Лучшая экологическая сказка». Итоги
были подведены в г. Казани на Всероссийской
Ассамблее журналистов. Победителем стал
сказочник Александр Трофимов. Он также – автор
книг стихов и прозы, его перу принадлежит роман о
жизни Х.К.Андерсена «Сын башмачника».
Виталий Бианки и… компьютерные
технологии
Г.Гроденский в книге, посвященной
творчеству В.Бианки, пишет: «Старую народную
сказку писатель смело и весело наполнил новым
содержанием. И она стала не только носительницей
морально-этических идей. Оказалось, сказка может
быть проводником положительных знаний,
доступных самому маленькому слушателю или
читателю. Какой другой жанр литературы дает
возможность так доходчиво, так увлекательно
ввести ребенка в круг первых правильных понятий
и представлений о сложных явлениях природы!» В
сказке «Сова» В.Бианки очень просто и доступно
показывает зависимость одного явления в природе
от другого. В простой цепи фактов: сова – полевые
мыши – шмели – опыление клевера раскрывается
перед ребенком смысл сложного взаимоотношения
между организмами.
Об этой сказке вспомнилось не
случайно. Именно по этому пути, проложенному
В.Бианки, пошли ребята – создатели «электронной»
экологической сказки «Мужик & сова» из
московского лицея № 1525 «Воробьевы горы». Авторы:
Сергей Леднев и Артем Богачев (9-й кл.). Научный
руководитель – Александр Викторович Колосков,
кандидат педагогических наук, руководитель
проблемного клуба старшеклассников «Экология
человека». В сопроводительном тексте сказка
обозначена как «комикс-сказка» и отмечено:
«Данная презентация представляет собой
познавательно-досуговую медиа-программу… В этой
работе наглядно показаны экологические
взаимосвязи в сельскохозяйственной
агроэкосистеме с такими элементами как клевер,
шмели, мыши, сова, корова и мужик. Нарушение
установившихся взаимосвязей привело к
плачевному состоянию экосистемы и экономическим
убыткам… Экологический материал преподнесен не
в сухом виде, а в привлекательном, с ценными
выводами и запоминающейся моралью».
Действительно, современным детям с помощью
электронных форм легче и интереснее
усваивать непростые (в нашем случае –
экологические) понятия.
Сказка «сделана» в форме электронной
презентации (с помощью компьютерной программы
«Power Point»). Рисунки к сказке ребята нарисовали
сами. Дополнили их забавными текстами из
современной жизни. Но, основная сюжетная линия
осталась неизменной. Мужик – любитель попить чаю
с молоком, поссорился с совой, которая жила
«...рядом с его ранчо». Разобидевшись, сова
улетела.
Вскоре у мужика закончилось молоко, и
он отправился выяснять отношения с коровой –
поставщиком молока. Корова поведала ему жуткую
историю: клевера на поле нет, так как шмели
улетели, поскольку расплодились мыши и разорили
шмелиные гнезда. А сова, которая «регулировала
численность мышей», улетела. И пошел Мужик
просить у совы прощенья.
Сова его простила и вернулась: мышей
«призвали» к порядку, шмели вернулись, клевер
снова зацвел, корова стала давать молоко. А мужик
стал пить чай уже вдвоем с совой.
Фрагмент электронной
презентации
Экологическая сказка на театральных
подмостках
«Логическим продолжением работы над
сказкой может быть ученическая постановка. Дети
с удовольствием играют роли сказочных героев.
Проще всего нарисовать персонажей на бумаге,
вырезать, наклеить на картон. Встав за небольшую
ширму, школьники смогут показать свою
постановку», – советует Е.В.Шиков. «Ученики
средних классов способны изготовить кукол.
Кукольная постановка более зрелищна и может с
успехом демонстрироваться учащимся младших
классов».
«Театр экологической сказки» работает
в республиканской библиотеке для детей и
юношества г. Ижевска. «Нам казалось очень важным,
чтобы ребенок почувствовал себя не только
пассивным зрителем… а стал активным участником
экологической сказки, ее действующим лицом, где
он мог бы сам режиссировать игру-драматизацию с
“незаметной” помощью взрослых, используя
различных кукол, в том числе и бумажных. Впрочем,
не только бы использовал, но и создавал их сам…»
А началось все с театрализованной
игры-путешествия по экосказкам, подготовленной
для детей библиотекарями. Путешествовали «на
остров Хитромудростей в Дебри Загадочного
Литературного Леса». Называлась игра «Ну-ка,
книжка, повернись! Ну-ка, сказка, покажись!» При
подготовке и проведении игры использовались
экологические сказки: «Хочу стать бабочкой»
Татьяны Макаровой, «Муравьи не сдаются» Ондржея
Секоры, «Некрасивая елка» Евгения Пермяка,
«Остров Эскадо» Георгия Остера, «В деревне
воздух чистый» сельские истории Харальда Грилла,
«Ежик в тумане» Сергея Козлова и др.
Следующий сюжет, разыгранный в театре,
был посвящен лекарственным растениям и
назывался спектакль «В гостях у Чароморы».
Таинственным образом оживали растения и каждое
из них «…рассказывало свою историю с помощью
сразу же завоевавшей детские сердца милой и
наивной Чароморы, героини сказочной повести
эстонской писательницы Айно Первик».
Через год в театре попробовали
поставить спектакль уже по сказке собственного
сочинения. Была создана сказка-салат «В
подводном царстве Золотой Рыбки». |