Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №15/2005


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Ляля Зябликова

Сказочный путь

Комплексный подход

В Переславском природно-историческом национальном парке сложился целый комплекс форм «использования» экологической сказки:

· Публикация лучших сказок в газете парка «Переславские родники», на «Страничке» национального парка в городских газетах, в детской газете «Девчонки и мальчишки».

· Размещение лучших сказок на веб-страничке парка в Интернете с детскими рисунками (авторскими, или других детей), в электронной детской экологической газете «Паутинка».

· Выпуск сборника «Детские экосказки».

· Выпуск пособия, включающего детские познавательные экологические сказки для использования в образовательном процессе.

· Использование текстов сказок для сценариев постановок экотеатра.

· Использование сказок в экологических акциях («Марш парков», «День действий за Реки, Воду и Жизнь», предновогодняя акция «Вместо ели – букет»).

Эти «сказочные» конкурсы

Конкурсы экологических сказок проводятся, практически, повсеместно. Дети с удовольствием в них участвуют: фантазируют и творят, философствуют, размышляют над экологическими и общечеловеческими проблемами. Часто используют местный материал. И тогда уже сказки носят эколого-краеведческий характер.

Есть и «взрослые» конкурсы. Например, VII Всероссийский конкурс «Экология России-2002. Из века в век». Наилучшие работы получили Национальную экологическую премию «Берестяной свиток». На этом конкурсе впервые появилась номинация «Лучшая экологическая сказка». Итоги были подведены в г. Казани на Всероссийской Ассамблее журналистов. Победителем стал сказочник Александр Трофимов. Он также – автор книг стихов и прозы, его перу принадлежит роман о жизни Х.К.Андерсена «Сын башмачника».

Виталий Бианки и… компьютерные технологии

Г.Гроденский в книге, посвященной творчеству В.Бианки, пишет: «Старую народную сказку писатель смело и весело наполнил новым содержанием. И она стала не только носительницей морально-этических идей. Оказалось, сказка может быть проводником положительных знаний, доступных самому маленькому слушателю или читателю. Какой другой жанр литературы дает возможность так доходчиво, так увлекательно ввести ребенка в круг первых правильных понятий и представлений о сложных явлениях природы!» В сказке «Сова» В.Бианки очень просто и доступно показывает зависимость одного явления в природе от другого. В простой цепи фактов: сова – полевые мыши – шмели – опыление клевера раскрывается перед ребенком смысл сложного взаимоотношения между организмами.

Об этой сказке вспомнилось не случайно. Именно по этому пути, проложенному В.Бианки, пошли ребята – создатели «электронной» экологической сказки «Мужик & сова» из московского лицея № 1525 «Воробьевы горы». Авторы: Сергей Леднев и Артем Богачев (9-й кл.). Научный руководитель – Александр Викторович Колосков, кандидат педагогических наук, руководитель проблемного клуба старшеклассников «Экология человека». В сопроводительном тексте сказка обозначена как «комикс-сказка» и отмечено: «Данная презентация представляет собой познавательно-досуговую медиа-программу… В этой работе наглядно показаны экологические взаимосвязи в сельскохозяйственной агроэкосистеме с такими элементами как клевер, шмели, мыши, сова, корова и мужик. Нарушение установившихся взаимосвязей привело к плачевному состоянию экосистемы и экономическим убыткам… Экологический материал преподнесен не в сухом виде, а в привлекательном, с ценными выводами и запоминающейся моралью». Действительно, современным детям с помощью электронных форм легче и интереснее
усваивать непростые (в нашем случае – экологические) понятия.

Сказка «сделана» в форме электронной презентации (с помощью компьютерной программы «Power Point»). Рисунки к сказке ребята нарисовали сами. Дополнили их забавными текстами из современной жизни. Но, основная сюжетная линия осталась неизменной. Мужик – любитель попить чаю с молоком, поссорился с совой, которая жила «...рядом с его ранчо». Разобидевшись, сова улетела.

Вскоре у мужика закончилось молоко, и он отправился выяснять отношения с коровой – поставщиком молока. Корова поведала ему жуткую историю: клевера на поле нет, так как шмели улетели, поскольку расплодились мыши и разорили шмелиные гнезда. А сова, которая «регулировала численность мышей», улетела. И пошел Мужик просить у совы прощенья.

Сова его простила и вернулась: мышей «призвали» к порядку, шмели вернулись, клевер снова зацвел, корова стала давать молоко. А мужик стал пить чай уже вдвоем с совой.

Фрагмент электронной презентации

Экологическая сказка на театральных подмостках

«Логическим продолжением работы над сказкой может быть ученическая постановка. Дети с удовольствием играют роли сказочных героев. Проще всего нарисовать персонажей на бумаге, вырезать, наклеить на картон. Встав за небольшую ширму, школьники смогут показать свою постановку», – советует Е.В.Шиков. «Ученики средних классов способны изготовить кукол. Кукольная постановка более зрелищна и может с успехом демонстрироваться учащимся младших классов».

«Театр экологической сказки» работает в республиканской библиотеке для детей и юношества г. Ижевска. «Нам казалось очень важным, чтобы ребенок почувствовал себя не только пассивным зрителем… а стал активным участником экологической сказки, ее действующим лицом, где он мог бы сам режиссировать игру-драматизацию с “незаметной” помощью взрослых, используя различных кукол, в том числе и бумажных. Впрочем, не только бы использовал, но и создавал их сам…»

А началось все с театрализованной игры-путешествия по экосказкам, подготовленной для детей библиотекарями. Путешествовали «на остров Хитромудростей в Дебри Загадочного Литературного Леса». Называлась игра «Ну-ка, книжка, повернись! Ну-ка, сказка, покажись!» При подготовке и проведении игры использовались экологические сказки: «Хочу стать бабочкой» Татьяны Макаровой, «Муравьи не сдаются» Ондржея Секоры, «Некрасивая елка» Евгения Пермяка, «Остров Эскадо» Георгия Остера, «В деревне воздух чистый» сельские истории Харальда Грилла, «Ежик в тумане» Сергея Козлова и др.

Следующий сюжет, разыгранный в театре, был посвящен лекарственным растениям и назывался спектакль «В гостях у Чароморы». Таинственным образом оживали растения и каждое из них «…рассказывало свою историю с помощью сразу же завоевавшей детские сердца милой и наивной Чароморы, героини сказочной повести эстонской писательницы Айно Первик».

Через год в театре попробовали поставить спектакль уже по сказке собственного сочинения. Была создана сказка-салат «В подводном царстве Золотой Рыбки».