Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №15/2005


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Мария Московская

Сказка – это маленькая жизнь

А как Вы думали? Когда читаешь сказку – проживаешь целую жизнь, полную опасностей и приключений, когда пишешь сказку – тем более… Не зря же Александр Дюма-отец даже сильно простудился, когда писал о похождении своих героев на ледяном ветру.

Итак, мы о сказке. Сказка бывает очень разная, а главное, разнообразная. Она и экологическая, и эстетическая, и поэтическая, и патриотическая, и толерантная. Иными словами – нравственная.

Возьмем, к примеру, сочинения Сказочника «всех времен и народов» Ханса Кристиана Андерсена, юбиляра этого года. Ведь «экологический аспект» прослеживается практически во всех его чудных историях, равно как и другие немаловажные воспитательные аспекты. Вспомним блистательную «Снежную Королеву». В этой истории Царству математически выверенного разума и холодного расчета противопоставлено живое, теплое, человеческое Царство Любви и Добра, олицетворенное Гердой. Ее любят розы, маленькие и большие разбойники, Северный Олень, не совсем обычные старушки и совсем необычные царственные вороны, живущие при дворе. В конце концов живое сообщество людей, цветов, птиц и животных побеждает могущественную, но мертвенно-ледяную колдунью, и заколдованный ею мальчик Кай превращается из жестокого и замороженного в прежнего человека с горячим сердцем. Как современно выглядит схватка расчетливого техногенного века с миром естественных ценностей. «Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой и взяли друг друга за руки. Холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжелый сон».

Эту тему Андерсен продолжает в сказках «Соловей» и «Свинопас». Мастер показывает, насколько прекраснее, несоизмеримо богаче и многограннее живые создания природы по сравнению с искусными подделками, техническими заменителями оных. Ребенок, с детства читающий подобные сказки, очень хорошо понимает и чувствует подлинную красоту окружающего мира. Читая «Соловья», он понимает, что слезы наворачиваются на глаза только от дивного пения живой птицы, а не ее усыпанного бриллиантами собрата. Это настоящий соловей поет так, что даже смерть, расчувствовавшись, отступает от больного императора.

В «Свинопасе» соловей и роза так прекрасны, что люди забывают о своих бедах рядом с ними. Правда, капризная принцесса предпочитает «чудеса техники» (помните: «Фи, они настоящие!»). И за волшебный горшочек готова на тысячу поцелуев с грязным и безродным свинопасом, отказавшись от чистой и гордой любви благородного принца. Но мы помним, что из этого вышло. «Жалкие игрушки» не приносят ей счастья.

Сказочник не просто любуется окружающим нас живым миром – он тонко и поэтично воспевает его, без надрыва, без пафоса. Помните начало сказки «Русалочка»: «В открытом море вода совсем синяя. Как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло…» Восхищение синевой моря, красотой изящных васильков переходит во всеобщее восхищение водными глубинами, цветами, в ощущение Вселенского единства как прекрасного организма, где все взаимосвязано и потому так похоже друг на друга. В природе все гармонично и изысканно, поэтому полевые цветы с легкостью можно сравнить с морской гладью.

В сказках Андерсена люди и животные (птицы) всегда находят общий язык, помогают друг другу. Так, например, в сказке «Дикие лебеди» братья, превращенные в лебедей, несли в клювах сетку, где покоилась главная героиня Элиза, но солнце светило ей прямо в глаза. Поэтому «один из лебедей полетел прямо над ее головой, защищая девушку от солнца своими широкими крыльями». Элиза согласилась соткать заколдованным братьям своими нежными пальцами рубахи из жгучей крапивы, не нарушая молчания. «Своими нежными руками рвала она злую, жгучую крапиву, и руки ее покрывались крупными волдырями, но она с радостью переносила боль: только бы удалось ей спасти милых братьев!» После этого лебеди снова превратились в людей. Сказочное чудо? Скорее – история любви.

Люди, звери, домашние животные, птицы, цветы, русалки, старые вещи – много действующих лиц в андерсеновских сказках, и все дружат, помогают друг другу, борются со злом. Сказочная, но не менее реальная от этого Природа прекрасна, тонка, изысканна, и при этом обладает всепобеждающей силой. Не любить андерсеновскую природу невозможно. Значит, его сказки – экологические. Если к сказкам вообще применима какая-либо классификация. Есть сказки добрые и есть злые, есть поэтические, и есть бездушные, где летают злые привидения, а герои стреляют из автомата. И еще. Сказки бывают живые и мертвые. И маленькая жизнь, проживаемая в каждой живой сказке, обязательно побеждает смерть. Как живые розы и соловьи побеждают пластмассовые кнопки и техногенные механизмы. Потому что человеческое сердце – тоже живое.