Ирина Канунникова
Чудесный дар Тисту
Морис Дрюон – известный французский
писатель и политический деятель. В 40-е годы XX века
он сражался за Францию. В 50–70-е годы становится
известен благодаря сатирическому роману
«Сильные мира сего», за который получил
Гонкуровскую премию. В 70-е годы Морис Дрюон –
министр культуры Франции, представитель в
Ассамблее европейского сообщества.
С 1955 по 1977 год он написал серию романов
«Проклятые короли» о Европе XIV века. Романы
доставили ему широкую популярность среди
читателей и ворчливые замечания специалистов за
погрешности против историзма. Впрочем, вероятно,
ему важно было еще раз осудить «сильных мира
сего» за нравственные пороки и жестокость. В 1968
году после молодежной революции в Париже он
написал очерк «Будущее в опасности». Но книгой,
которая принесла ему самую громкую славу, стала
его сказка «Тисту, мальчик с зелеными
пальчиками». Этот человек, так хорошо знакомый с
жестокостью мира, создал сказку необычайной
нежности и красоты, единственную сказку в своей
жизни.
Герой этой сказки мальчик Тисту обладает
чудесным даром – от его прикосновения
появляются чудесные цветы, буйно растущая
зелень. И знакомясь со своим городом Прицелесом,
богатеющим за счет военного завода его отца,
маленький Тисту постепенно все меняет. Зарастают
цветами тюремные ограды. Маленькая девочка в
больнице, в палате которой вдруг выросла
чудесная роза, встает на ноги. А главное, когда
начинается война, пушки стреляют цветами, и война
заканчивается. Вот только в Прицелесе начинают
торговать этой красотой, но это не так опасно, как
торговать оружием.
И люди меняются и становятся все же
добрее рядом с Тисту.
Интересно проследить за постепенным
развитием истории. Вначале возникает хорошо
знакомый мотив различия между взрослыми и
детьми: взрослые ничего не понимают в протестах
новорожденных и дают ему имя Франсуа-Батист, а
потом, «словно язык у них не мог выговорить имя,
которое они только что сами же дали ребенку»,
принялись называть его Тисту. «Это говорит лишь о
том, что взрослые по сути не знают даже нашего
имени, как не знают они кстати… ни откуда мы
беремся, ни почему мы появляемся на свет, ни что
мы должны тут делать».
Взрослые пользуются расхожими истинами. У
детей расхожие истины влетают в одно ухо и
вылетают из другого. Поэтому они и доставляют
окружающим неприятные неожиданности.
Потом рассказывается о Сияющем доме.
Блестит все: шевелюра отца, розовые ногти и
драгоценности матери, перила лестницы, девять
автомобилей и девять лошадей. «Очень уж
нравилось господину Отцу и госпоже Матери все,
что блестит…» А потом мы узнаем, за счет чего все
блестит: господин Отец был пушечным торговцем и
владельцем пушечного завода в Прицелесе.
Но маленький счастливый мальчик
подрастает, его посылают в школу, и вдруг
оказывается, что он не такой, как все. Он засыпает
в школе. Но, может быть, школа не такая, как нужно?
Тисту – словно частичка природы, а в школе он от
этой природы оторван. Даже Солнце не хочет
вставать, чтобы не будить этого беднягу Тисту:
«Откроет глаза и сразу же вспомнит, что его
выгнали из школы…» И отец придумывает для Тисту
новую систему воспитания: «Он выучит то, что ему
нужно знать, глядя непосредственно на вещи».
Первый урок – урок сада оказывается самым
прекрасным. Тисту знакомится с садовником
Светоусом и открывает свой чудесный дар – у него
«зеленые пальчики», которые, прикасаясь к
семенам, заставляют их сразу прорастать и бурно
цвести. Тисту, у которого еще и добрейшее сердце,
превращает свой город в сад. Дальнейшее
знакомство с городом вызывает у него одно
желание – уменьшить боль и горе людей. Он жалеет
заключенных в тюрьме. Ему снится, что его любимый
пони ходит по кругу с обритой головой, потом
пытается убежать и повисает на острых зубьях
ограды. Почти по Достоевскому, его ведь во
Франции знают и любят. Тисту ночью потихоньку
пробирается к тюрьме. Он «дотрагивался до чего
только мог», и «тюрьма превратилась в цветочный
замок, в настоящий дворец чудес».
Кульминация сказки – подготовка к
войне, в которой господин Отец надеется нажиться.
Но Тисту хорошо поработал с пушками, и враги
выстрелили друг в друга охапками цветов. А
«битвы, где в качестве оружия используются цветы,
никогда и никем всерьез не воспринимались».
Пустыня, которую хотели сделать полем боя, «вновь
осталась наедине со своим небом, со своим
одиночеством и своей свободой».
Сказка глубока по содержанию и легко
вписывается в контекст мировой литературы:
стремление принести добро в мир (Сервантес «Дон
Кихот», Достоевский «Идиот», Ф.Мориак
«Обезьянка»), ответственность за «хрупкий оазис
жизни» (А. де Сент Экзюпери). В сказке легко
обозначаются юнговские архетипы: старец
(Светоус) и ребенок (Тисту).
Но, может быть, главная параллель,
которая находится еще глубже, – с «естественным
человеком» Вольтера и концовкой его повести
«Кандид»: «Нужно возделывать свой сад».
И на первом плане возникает тема
творчества, приобщающего нас к природе, к ее
мудрости и красоте.
Рисунки Жаклин Дюэм
(М. : Палимпсест, 1997.) |