Ирина Канунникова
Недетские сказки Людмилы Петрушевской
Давайте, еще раз вернемся к словам
А.Бариновой: «Сегодня экологические сказки
необходимы. Только вот боюсь, пока подростки
будут их изучать, засоряя жвачкой и бутылками
из-под “напитка нового поколения” свое и чужое
жизненное пространство, взрослые успеют добить
живую природу…»
Конечно же, воспитание детей
начинается с воспитания их родителей. Иначе
возникают «ножницы»: в школе и в библиотеке дитя
всячески экологически воспитывается и
образовывается, а, оказавшись, к примеру, на
пикнике среди взрослых, воочию наблюдает
процесс, мягко говоря, негуманного отношения к
природе.
Этим же обеспокоена С.Голубева:
«Экологи утверждают, что любовь к природе, к
своей среде обитания – чувство инстинктивное,
свойственное всем животным, включая человека. У
детей его можно развить до полного
психологического запрета. Но это чувство
глохнет, когда ребенок убеждается, что взрослые,
поведению которых он доверяет и подражает, легко
нарушают этот запрет».
Вот здесь нам и сослужат службу сказки
для взрослых.
Ляля Зябликова
Каждое живое существо нуждается в
защите…
Л.Петрушевская
В издательстве «Вагриус» недавно
вышли три книги Л.Петрушевской: в 2001 году
«Счастливые кошки» и «Случай в Сокольниках», в 2002
году – «Время ночь». Жанры разные: сказки,
рассказы из иной реальности, повесть. На обложках
этих книг репродукции акварельных этюдов
Л.Петрушевской: «Букет № 1», «Букет № 9», «Букет №
3».
На первых двух книгах розы крупные,
тяжелые, полураскрывшиеся, на третьей –
призрачные, словно с просвечивающими лепестками.
В книгах различное соотношение между
реальностью и фантастикой. Повесть «Время ночь»,
получившая в 1992 году Букеровскую премию,
построена на самой что ни на есть жесткой
реальности. Читается она напряженно, как
детектив, уж очень все близко. Пьющий и
побывавший в тюрьме сын – это у соседки. Сошедшая
с ума старая мать – у добрых знакомых. Господи, а
это вот остальное похоже на то, что иногда
переживаю я. Но здесь все сразу, да еще героиня –
поэт. Да еще бедность и необходимость экономить
на каждом куске хлеба. И все сосредоточено на
малом замкнутом пространстве – двухкомнатная
квартира. Ни неба, ни дерева, ни солнца. Только
зимняя дорога, по которой нужно довезти
совершенно беспомощную мать, и никакой
возможности это сделать: не на что и не на чем. И
еще от природы – ночи, время, когда можно
расслабиться, почувствовать свое материнское
счастье рядом со спящими детьми, когда можно
писать стихи и свои записки «на краю стола»,
чтобы не разорвалось от тяжести обид сердце.
Повествование держится на напряженности
отношений между матерью и детьми, особенно с
дочерью, отношений жестких и безжалостных, за
которыми скрыто желание понимания и помощи. А
любовь и прощение – после смерти, о чем говорит
эпиграф:
Мне позвонили, и женский голос
сказал:
– Извините за беспокойство, но тут
после мамы, – она помолчала, – после мамы
остались рукописи. Я думала, может, вы прочтете.
Она была поэт.
В основе сказок тоже жесткая
реальность: человек, зарабатывающий на кошачьих
шкурках; люди, выманивающие на берег уток,
смертельная ревность родных сестер друг к другу;
жестокие порывы в душе мальчика; жуткие
превращения девочки-подростка; самовлюбленный
вор и обманщик, живущий за счет доброты и
доверчивости встречных; одинокая старушка,
умирающая в деревне. Но в сказке побеждает добро:
молодой учитель полюбил добрую и кроткую Малину;
к старушке приехал сын с семьей; кошек выручает
девочка-подросток; дурочку лебедушку сберег от
обманщиков пожилой Гадкий утенок. Помогают,
конечно, волшебные предметы и свойства. Портрет
умершей матери спасает девочку, цветок с алыми
лепестками – молодого учителя, волшебный
мольберт – доброго и доверчивого художника,
волшебное зеркальце – влюбленного миллиардера и
Прекрасную Елену. Хотя главное – человеческая
любовь и самоотверженность, и умение вовремя
остановиться, когда недобрые чувства ведут к
предательству, жестокости и обману. Доброе
чувство побеждает в душе мальчика, нашедшего
котенка. «И мальчиков ангел-хранитель радовался,
стоя за его правым плечом, потому что всем
известно, что котенка снарядил на белый свет Сам
Господь, как он всех нас снаряжает своих детей. И
если белый свет принимает посланное Богом
существо, то этот белый свет продолжает жить».
Действие сказок часто происходит на берегу моря,
добрых людей сопровождает Звезда. И появляется
отросток спасенного цветка с алыми лепестками.
То, что Л.Петрушевская занимается
живописью, чувствуется в ее литературных
пейзажах. Они немногословны, точны по композиции
и освещению. Повторяется мотив взаимодействия
между искусством и реальностью. Иногда картина
словно забирает в себя то, что воссоздает. (Сказка
«История живописца»). В сказке «Дедушкина
картина» живописный пейзаж «отпускает»
изображенную реальность. Ради спасения мира от
вечной зимы жертвует своей жизнью девочка. Но,
когда она оказывается на грани смерти, падает и
разбивается картина. Возвращается лето,
выздоравливает девочка. Может быть, умерший
дедушка пожертвовал своей единственной
настоящей картиной. Жизнь продолжается.
«Наверху, за окном, был солнечный день,
зеленела трава, качались цветы, вдалеке темнел
лес».
В прозе Л.Петрушевской выделяются три
направления: строго бытовое описание, насыщенное
трагической экспрессией; повествование с
переключениями на иные миры, по типу народных
бывальщин; сказочное сочетание реальности и
фантастики. В сказке «Город Света» (Октябрь. – 2003.
– № 4. – с. 76–119.) эти три направления
перекрещиваются, как три луча, сходящихся к одной
теме: необходимость бережного отношения друг к
другу, сохранения доброй энергии, от которой
зависит распространение доброты по всему миру.
Не так уж далеко от обычной семейной
ссоры до жуткой вакханалии, устроенной злым
Топором. А на доброту маленького Кузи опирается
Сирень, чтобы набраться сил на дорогу в Город
Света. Злой волшебник предстает в этой сказке как
воплощение насилия – Топор. Его сфера –
революции, убийства, ненависть,
самовлюбленность, грязь. Сирень – все доброе и
прекрасное в мире. Но как страшно противостояние
этих образов, ведь топор – это в первоначальном
значении то, чем рубят деревья. Так возникает
расширенное представление об экологии – это
защита и природы, и личности, и общества, и Земли,
и Света в мире. Вот как описываются маленький
Кузя и его кот Мишка в Городе Света:
«…Вокруг них нежно пахли сады, белые и
розовые. Счастье расплывалось в воздухе, сердце у
Кузи подпрыгивало от радости. Мишка же
произносил длинный монолог о том, что каждое
живое существо нуждается в защите, и хватит
убивать-то, дураки». |