Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №15/2005


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Ирина Канунникова

Недетские сказки Людмилы Петрушевской

Давайте, еще раз вернемся к словам А.Бариновой: «Сегодня экологические сказки необходимы. Только вот боюсь, пока подростки будут их изучать, засоряя жвачкой и бутылками из-под “напитка нового поколения” свое и чужое жизненное пространство, взрослые успеют добить живую природу…»

Конечно же, воспитание детей начинается с воспитания их родителей. Иначе возникают «ножницы»: в школе и в библиотеке дитя всячески экологически воспитывается и образовывается, а, оказавшись, к примеру, на пикнике среди взрослых, воочию наблюдает процесс, мягко говоря, негуманного отношения к природе.

Этим же обеспокоена С.Голубева: «Экологи утверждают, что любовь к природе, к своей среде обитания – чувство инстинктивное, свойственное всем животным, включая человека. У детей его можно развить до полного психологического запрета. Но это чувство глохнет, когда ребенок убеждается, что взрослые, поведению которых он доверяет и подражает, легко нарушают этот запрет».

Вот здесь нам и сослужат службу сказки для взрослых.

Ляля Зябликова

Каждое живое существо нуждается в защите…

Л.Петрушевская

В издательстве «Вагриус» недавно вышли три книги Л.Петрушевской: в 2001 году «Счастливые кошки» и «Случай в Сокольниках», в 2002 году – «Время ночь». Жанры разные: сказки, рассказы из иной реальности, повесть. На обложках этих книг репродукции акварельных этюдов Л.Петрушевской: «Букет № 1», «Букет № 9», «Букет № 3».

На первых двух книгах розы крупные, тяжелые, полураскрывшиеся, на третьей – призрачные, словно с просвечивающими лепестками. В книгах различное соотношение между реальностью и фантастикой. Повесть «Время ночь», получившая в 1992 году Букеровскую премию, построена на самой что ни на есть жесткой реальности. Читается она напряженно, как детектив, уж очень все близко. Пьющий и побывавший в тюрьме сын – это у соседки. Сошедшая с ума старая мать – у добрых знакомых. Господи, а это вот остальное похоже на то, что иногда переживаю я. Но здесь все сразу, да еще героиня – поэт. Да еще бедность и необходимость экономить на каждом куске хлеба. И все сосредоточено на малом замкнутом пространстве – двухкомнатная квартира. Ни неба, ни дерева, ни солнца. Только зимняя дорога, по которой нужно довезти совершенно беспомощную мать, и никакой возможности это сделать: не на что и не на чем. И еще от природы – ночи, время, когда можно расслабиться, почувствовать свое материнское счастье рядом со спящими детьми, когда можно писать стихи и свои записки «на краю стола», чтобы не разорвалось от тяжести обид сердце. Повествование держится на напряженности отношений между матерью и детьми, особенно с дочерью, отношений жестких и безжалостных, за которыми скрыто желание понимания и помощи. А любовь и прощение – после смерти, о чем говорит эпиграф:

Мне позвонили, и женский голос сказал:

– Извините за беспокойство, но тут после мамы, – она помолчала, – после мамы остались рукописи. Я думала, может, вы прочтете. Она была поэт.

В основе сказок тоже жесткая реальность: человек, зарабатывающий на кошачьих шкурках; люди, выманивающие на берег уток, смертельная ревность родных сестер друг к другу; жестокие порывы в душе мальчика; жуткие превращения девочки-подростка; самовлюбленный вор и обманщик, живущий за счет доброты и доверчивости встречных; одинокая старушка, умирающая в деревне. Но в сказке побеждает добро: молодой учитель полюбил добрую и кроткую Малину; к старушке приехал сын с семьей; кошек выручает девочка-подросток; дурочку лебедушку сберег от обманщиков пожилой Гадкий утенок. Помогают, конечно, волшебные предметы и свойства. Портрет умершей матери спасает девочку, цветок с алыми лепестками – молодого учителя, волшебный мольберт – доброго и доверчивого художника, волшебное зеркальце – влюбленного миллиардера и Прекрасную Елену. Хотя главное – человеческая любовь и самоотверженность, и умение вовремя остановиться, когда недобрые чувства ведут к предательству, жестокости и обману. Доброе чувство побеждает в душе мальчика, нашедшего котенка. «И мальчиков ангел-хранитель радовался, стоя за его правым плечом, потому что всем известно, что котенка снарядил на белый свет Сам Господь, как он всех нас снаряжает своих детей. И если белый свет принимает посланное Богом существо, то этот белый свет продолжает жить». Действие сказок часто происходит на берегу моря, добрых людей сопровождает Звезда. И появляется отросток спасенного цветка с алыми лепестками.

То, что Л.Петрушевская занимается живописью, чувствуется в ее литературных пейзажах. Они немногословны, точны по композиции и освещению. Повторяется мотив взаимодействия между искусством и реальностью. Иногда картина словно забирает в себя то, что воссоздает. (Сказка «История живописца»). В сказке «Дедушкина картина» живописный пейзаж «отпускает» изображенную реальность. Ради спасения мира от вечной зимы жертвует своей жизнью девочка. Но, когда она оказывается на грани смерти, падает и разбивается картина. Возвращается лето, выздоравливает девочка. Может быть, умерший дедушка пожертвовал своей единственной настоящей картиной. Жизнь продолжается.

«Наверху, за окном, был солнечный день, зеленела трава, качались цветы, вдалеке темнел лес».

В прозе Л.Петрушевской выделяются три направления: строго бытовое описание, насыщенное трагической экспрессией; повествование с переключениями на иные миры, по типу народных бывальщин; сказочное сочетание реальности и фантастики. В сказке «Город Света» (Октябрь. – 2003. – № 4. – с. 76–119.) эти три направления перекрещиваются, как три луча, сходящихся к одной теме: необходимость бережного отношения друг к другу, сохранения доброй энергии, от которой зависит распространение доброты по всему миру.

Не так уж далеко от обычной семейной ссоры до жуткой вакханалии, устроенной злым Топором. А на доброту маленького Кузи опирается Сирень, чтобы набраться сил на дорогу в Город Света. Злой волшебник предстает в этой сказке как воплощение насилия – Топор. Его сфера – революции, убийства, ненависть, самовлюбленность, грязь. Сирень – все доброе и прекрасное в мире. Но как страшно противостояние этих образов, ведь топор – это в первоначальном значении то, чем рубят деревья. Так возникает расширенное представление об экологии – это защита и природы, и личности, и общества, и Земли, и Света в мире. Вот как описываются маленький Кузя и его кот Мишка в Городе Света:

«…Вокруг них нежно пахли сады, белые и розовые. Счастье расплывалось в воздухе, сердце у Кузи подпрыгивало от радости. Мишка же произносил длинный монолог о том, что каждое живое существо нуждается в защите, и хватит убивать-то, дураки».