Нина Колоскова
Экология в жанре экшн
Мне показалась интересной мысль
Л.Н.Ердакова о том, что к литературе
экологического характера «… можно отнести любую
детскую книгу, где в занимательной форме описана
жизнь животных». Этого же мнения придерживается
и Г.А.Фадеев: «В настоящее время существует
немало литературы для познания экологии. Сюда
можно отнести любую детскую книжку, где в
занимательной форме описана жизнь каких-либо
животных, растений, явлений природы». Захотелось
убедиться в этом на конкретном примере. Была
выбрана книга жанра экшн, весьма
почитаемого сегодняшним «продвинутым»
читателем.
Райхе Д. Фредди. Жизнь, полная риска
/ Пер. с нем. М. Кореневой. – СПб. : Азбука-классика,
2004. – 208 с. : ил.
Материал о ней попался на одном из
интернет-сайтов. Автор – Анна Баринова:
«Некоторые серьезные критики именуют такого
рода подростковые книжки «довольно
бессмысленными похождениями компьютерных
уродцев». Чтиво и впрямь исключительно
развлекательное: детский детектив о том, как
хомяк Фредди, увлекающийся сочинительством («…
сочинял леденящую душу историю детективного
свойства под названием “Проклятие Летучей
Мыши”»), запутывается в сетях Интернета и
попадает в лапы хищного профессора Дитриха.
Далее следуют стремительные экшн-приключения и
приправленный сантиментами (видимо, специально
для девочек!), поскольку двое героев – кот и
переводчик – находят себе подруг, счастливый
финал-апофеоз. Такие книги не ставят перед юным
читателем серьезных проблем, требующих так или
иначе пошевелить мозгами, за что их справедливо
именуют «жвачкой для глаз».
Использован метод запихивания реалий
жизни в звериную возню и очеловечивания
персонажей. «Что же, собственно, нового хотел
сказать миру Дитлоф Райхе? А новаторство вот: у
автора получилась эдакая экологическая сказка,
где животные вынуждены противостоять человеку,
просто чтобы выжить, причем указываются и пути
исчерпания конфликта – человеком должны быть
внесены соответствующие коррективы в его
отношения с братьями меньшими.
Сегодня экологические сказки
необходимы. Только вот боюсь, пока подростки
будут их изучать, засоряя жвачкой и бутылками
из-под “напитка нового поколения” свое и чужое
жизненное пространство, взрослые успеют добить
живую природу…»
Такой вот взгляд. Можно ли к словам
Анны Бариновой добавить что-то еще, если
посмотреть на книгу с позиции библиотекаря,
«озабоченного» воспитанием у своих читателей
экологической культуры и использующим для этого
все возможные средства?
Итак, главный герой хомяк Фредди –
представитель широко распространенной породы
золотистых хомяков.
Попробуем посмотреть на книжку с точки
зрения достоверности биологической информации.
Она, несомненно, есть. Фредди охотно о себе
рассказывает, раскрывая всякие хомячьи секреты:
«…мы, хомяки, вообще ведем ночной образ жизни»,
«…мы, хомяки, не то чтобы хорошо видим…», «мы,
хомяки, не выносим очень громких звуков» и у
хомяков «уши отваливаются» от визгливых и
противных женских голосов. У него «нежные уши» и
при гвалте просто отказываются что-нибудь
слышать. «Это наше проклятие: если мы попадаем в
лапы к какому-нибудь хищнику, то все – у нас
наступает полный паралич воли». «Когда нам плохо,
мы впадаем в оцепенение наподобие зимней спячки.
Мы просто отключаемся». «Когда мы, грызуны
бодрствуем, мы не в состоянии спокойно сидеть на
одном месте. Для нас это настоящая пытка». После
сна «…нужно как следует потянуться-растянуться,
иначе буду ходить как вареный». «Больше всего я
люблю бегать». «Мы, грызуны, умеем превосходно
прятаться и можем залезть в такие щели, куда…
никогда и ни за что не подобраться». Описывает
свою реакцию на враждебную ситуацию: «Я ощерился
и зашипел», «Шерсть у меня поднялась дыбом».
Информирует о своих гастрономических
предпочтениях: «Мы, хомяки, обожаем мучных
червей». И подсолнечные семечки. У нас острое
обоняние: нравится запах яблок и персиков,
подсолнечных семечек и мускатного ореха, лаванды
(а вот запах шалфея ему симпатичен гораздо
меньше).
Конечно, эти сведения рассредоточены
по всей книге, но они достоверны и, если собрать
их вместе – получится неплохое пособие по уходу
за хомяками.
Правда от вымысла в повествовании
отделена четко. Даже самый неискушенный читатель
сориентируется без особого труда. Так, хомяк
Фредди обладает чувством юмора. Вот как,
например, он описывает крысу: «Еще пара
сантиметров, и его можно было бы записывать не в
мелкие грызуны, а в крупный лохматый скот».
Фредди любит порассуждать: сетует на то, что «так
уж устроен мир, что мы, звери, людей понимаем, а
они нас нет». Размышляет: «Есть такое правило:
если хочешь чего-то добиться, никогда не давай
воли эмоциям». (Но, в нашем случае, это правило
должно «заработать» с точностью до наоборот:
только эмоциональная окраска способна поднять
точку кипения.) И еще он очень любит цитировать
свою бабушку.
Есть в книге отправная точка для разговора
с детьми на серьезную тему: экологическая этика.
Так, в книге описаны телевизионные дебаты, в
которых сошлись «…два лагеря, две позиции. Обе
стороны относятся к своим “подопечным” (в
данном случае к хомякам) по-разному – то, что
представляется неприемлемым одним, кажется в
порядке вещей другим». «Для кого-то это маленький
забавный зверек, верный друг и член семьи, для
кого-то – исследовательский материал».
Гуманистическую позицию в книге
занимает журналистка Лиза Потемпе: «Животные –
… такие же существа, как и мы. Мы все – обитатели
одной планеты. И мне не понятно, почему человек
присвоил себе право мучить животных, проводя над
ними свои опыты. Я считаю, что подобные
эксперименты надо запретить». Это одна точка
зрения. Но есть и другая. Ее отстаивает доктор
Дитрих: «…опыты над животными и мучение животных
– отнюдь не одно и то же». Вам не интересно, какую
позицию займут именно Ваши читатели?
Главный герой книги тоже большой
гуманист. И считает, что всякое зло должно быть
наказано. В своем романе «детективного свойства»
под названием «Проклятие Летучей Мыши» хомяк
Фредди приготовил для главного действующего
лица – злодейки Летучей Мыши страшное наказание:
«Под конец эта летучая мышь сойдет у меня с ума.
От всех своих злодеяний».
В книге много и других забавных
персонажей – представителей животного мира:
сверхэмоциональные морские свинки Энрико и
Карузо, «окультуренный» кот сэр Уильям, крыса
Карла Раллерман. Кстати, последняя вносит свою
лепту в экологическое просвещение и героев
книги, и ее читателей: «Люди теперь взяли моду
сортировать свой мусор – стекло отдельно, бумага
отдельно, пищевые отходы отдельно».
Осталось только добавить, что текст
удачно дополняют иллюстрации Дмитрия
Непомнящева.
Вышла книга в рамках проекта ШАГИ/SCHRITTE,
представляющего современную литературу
Швейцарии, Австрии, Германии по инициативе Фонда
С.Фишера.
Такая вот получилась книжка: забавная
и серьезная одновременно, наполненная
любопытной и небесполезной информацией.
Как говорила бабушка хомяка Фредди: «Колесо
надо смазывать только тогда, когда оно скрипит».
Вы слышите, как громко оно скрипит, наше колесо
под названием «экология»? Пора смазывать. |