Нина Колоскова
О многознании и многочувствии
Историю про хомяка Фредди можно
назвать сказкой лишь условно. Это касается и
других произведений, о которых пойдет разговор
дальше. Но, кажется, что именно они способны найти
наиболее короткий путь к сердцу представителей
поколения next, поколения юных технократов.
Гераклит говаривал, что многознание
уму не научает. Не пропустив полученное знание
через душу, невозможно его осмыслить и
прочувствовать. Не осмыслив и не прочувствовав,
нельзя преисполниться ответственностью за
судьбу окружающего мира. А без чувства
ответственности, ощущения своей причастности
невозможно никакое воспитание, тем более,
экологическое. Дети – народ особый. У них особое
восприятие, особые ощущения. Мы с вами в силу
своего образования и профессиональной сферы
деятельности об этих особенностях знаем не
понаслышке. Знаем, что дети плохо усваивают
«голую» информацию, не подкрепленную наглядными
примерами, что они успешнее усваивают материал в
процессе игры. Поэтому нам и нужны произведения,
которые помогут не только насытить наши
мероприятия разнообразной информацией, но и
сделать их занимательными, веселыми.
Писатели, с творчеством которых вам
предстоит познакомиться, очень разные. В нашем
случае их объединяет одно – все они являются
авторами произведений, которые в той или иной
мере имеют экологическую направленность.
Необходимо оговориться: их творчество данной
тематикой, конечно, не ограничивается. Но, сейчас
наша цель – найти такие произведения, которые
помогут пробудить у детей то самое экологическое
чувство и вызвать читателя на серьезный
разговор. Наверное, это несколько – в лоб. Но нам
иначе нельзя. А вам, уважаемые писатели, ведь не
составит особого труда немного побыть
экологически чистыми?
И поспособствовать нам в решении важных задач:
максимально приблизить детей к природе,
воспитать эстетическое к ней отношение,
предупредить варварский, потребительский
характер поведения в естественной природной
среде.
Все отобранные произведения –
литература художественная, способствующая
образно-чувственному постижению природного
мира. Она апеллирует к воображению, к чувствам,
к подсознанию юного читателя.
Известно, что прямые идентификации с
природой, ее объектами, ситуациями у детей часто
затруднены. Здесь, с помощью наших авторов, мы
будем использовать прием «очеловечивания»
природных объектов – растений, животных, природы
в целом. Представим жизнь природы как
своеобразный «театр». Посмотрим, какие люди и
звери «населяют» их произведения (проследим их
характер: веселые, остроумные, креативные,
толерантные). Проследим, как у животных
складываются отношения с детьми и взрослыми.
Обратим внимание на воспитательный эффект –
чему могут научить детей такие истории, какие
пробудить чувства, привить навыки. Как решают
авторы воспитательные проблемы, избегая
дидактичности и назидательности.
И еще, все эти произведения –
малоформатные. Они быстро прочитываются и легко
запоминаются. И у вас всегда про запас будет, что
рассказать ребятам при любом удобном случае или
при необходимости.
Итак, знакомьтесь… |