Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №15/2005


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Нина Колоскова

О многознании и многочувствии

Историю про хомяка Фредди можно назвать сказкой лишь условно. Это касается и других произведений, о которых пойдет разговор дальше. Но, кажется, что именно они способны найти наиболее короткий путь к сердцу представителей поколения next, поколения юных технократов.

Гераклит говаривал, что многознание уму не научает. Не пропустив полученное знание через душу, невозможно его осмыслить и прочувствовать. Не осмыслив и не прочувствовав, нельзя преисполниться ответственностью за судьбу окружающего мира. А без чувства ответственности, ощущения своей причастности невозможно никакое воспитание, тем более, экологическое. Дети – народ особый. У них особое восприятие, особые ощущения. Мы с вами в силу своего образования и профессиональной сферы деятельности об этих особенностях знаем не понаслышке. Знаем, что дети плохо усваивают «голую» информацию, не подкрепленную наглядными примерами, что они успешнее усваивают материал в процессе игры. Поэтому нам и нужны произведения, которые помогут не только насытить наши мероприятия разнообразной информацией, но и сделать их занимательными, веселыми.

Писатели, с творчеством которых вам предстоит познакомиться, очень разные. В нашем случае их объединяет одно – все они являются авторами произведений, которые в той или иной мере имеют экологическую направленность. Необходимо оговориться: их творчество данной тематикой, конечно, не ограничивается. Но, сейчас наша цель – найти такие произведения, которые помогут пробудить у детей то самое экологическое чувство и вызвать читателя на серьезный разговор. Наверное, это несколько – в лоб. Но нам иначе нельзя. А вам, уважаемые писатели, ведь не составит особого труда немного побыть экологически чистыми?
И поспособствовать нам в решении важных задач: максимально приблизить детей к природе, воспитать эстетическое к ней отношение, предупредить варварский, потребительский характер поведения в естественной природной среде.

Все отобранные произведения – литература художественная, способствующая образно-чувственному постижению природного мира. Она апеллирует к воображению, к чувствам,
к подсознанию юного читателя.

Известно, что прямые идентификации с природой, ее объектами, ситуациями у детей часто затруднены. Здесь, с помощью наших авторов, мы будем использовать прием «очеловечивания» природных объектов – растений, животных, природы в целом. Представим жизнь природы как своеобразный «театр». Посмотрим, какие люди и звери «населяют» их произведения (проследим их характер: веселые, остроумные, креативные, толерантные). Проследим, как у животных складываются отношения с детьми и взрослыми. Обратим внимание на воспитательный эффект – чему могут научить детей такие истории, какие пробудить чувства, привить навыки. Как решают авторы воспитательные проблемы, избегая дидактичности и назидательности.

И еще, все эти произведения – малоформатные. Они быстро прочитываются и легко запоминаются. И у вас всегда про запас будет, что рассказать ребятам при любом удобном случае или при необходимости.

Итак, знакомьтесь…