Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №15/2005


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Нина Колоскова

Что за чудо, эти сказки!?

Словосочетание «экологическая сказка» стало устойчивым. Оно все чаще появляется на страницах книг и периодических изданий. Ареал «обитания» экологической сказки весьма обширный: ее можно встретить и в журнале «Наука и жизнь», и в приложении «НГ exlibris» («Независимая газета»), в репертуарных сборниках и региональных методических материалах. Она привлекла внимание известных и авторитетных личностей в области экологического воспитания и просвещения детей: ученых, педагогов, писателей, авторов экологических и развивающих программ, библиотекарей-практиков. Да и сами дети (не без нашего влияния) делают многочисленные попытки написания экологической сказки.

Сегодня экологические сказки необходимы. Только вот боюсь, пока подростки будут их изучать… взрослые успеют добить живую природу…

А. Баринова

Во многих библиотеках «обитают» экологические талисманы: разнообразные Живульки, Экотопики, Властелины Пыли, Капельки. Всех не перечислить. И у каждого – своя сказочная история, сочинить которую не поленились детские библиотекари. А еще, наши герои «знают» множество сказок, которые рассказывают читателям библиотеки, помогая библиотекарю в проведении мероприятий.

Что же все-таки это такое – экологическая сказка? Хочется сделать попытку разобраться, что и кем уже написано по этому поводу. Здесь нам весьма интересно мнение тех, кто непосредственно занимается этой деятельностью – специалистов-практиков, авторов методик и программ, посвященных экологическому воспитанию детей. В материалах будут представлены мнения, подходы, методики, формы работы во всем их многообразии. Наша задача – выбрать те из них, которые представляются наиболее приемлемыми для практической деятельности.

При более пристальном рассмотрении феномена «экологической сказки» оказалось, что каждый его понимает по-своему. Сразу оговоримся, что речь пойдет и о фольклорных сказках, являющихся кладезем народной мудрости, и об их современном аналоге.

Знакомясь и анализируя многочисленные разработки, сценарии и прочие материалы «сказочной» экологической направленности, выходящие из-под пера детского библиотекаря, появилась возможность сделать некоторые выводы:

· Круг авторов и произведений замкнулся, стал традиционным. Хочется его хотя бы слегка расширить.

· Почти не представлены разработки и сценарии по произведениям авторов современных, говорящих с читателем на одном языке, реагирующих на актуальные экологические проблемы;

· Стихотворные цитаты часто «путешествуют» из одной разработки в другую, давно уже потеряв авторство;

· «градус дидактичности» в мероприятиях зачастую зашкаливает. Требуются новые формы, приемы, авторы и произведения, способные этот градус понизить.

Все это, собственно, и толкнуло к созданию данного материала.