Нина Колоскова
Этот «непедагогичный» Артур Гиваргизов
Артур Гиваргизов рассказы и стихи
пишет необычные. Да и сам он человек занятный.
Закончил музыкальное училище при Московской
консерватории. Работает педагогом музыкальной
школы (классическая гитара). Так что с детьми
знаком не понаслышке. Считает, что они «понимают
больше, чем взрослые. Понимают, что окружающий
мир не такой злой и страшный как кажется папам.
Несмотря на учебу в музыкальной школе,
дополнительные занятия английским, немецким,
китайским – жизнь прекрасна!.. Вообще детям
многое легче объяснить…»
Вот мнение о нашем авторе редактора
издательства «Эгмонт Россия» Марии Артемьевой:
«Артур – живое воплощение Хармса в наши дни. Он
очень трепетно относится к слову. Сейчас эта
черта – редкая для писателя. За то и ценю, и
уважаю его».
«Как и большинство хороших детских
писателей, человек интересный, глубокий,
многоплановый» (из комментария к интервью с
А.Гиваргизовым литературного критика Ксении
Молдавской).
А еще А.Гиваргизова называют ужасно
непедагогичным писателем. Он находит это
комплиментом. Категорически не согласен с теми,
кто считает, что современная детская литература
никому не нужна.
Обладает чувством юмора. Например, на
вопрос «Какая должна быть погода, чтобы написать
хорошую книжку?» ответил: «+ 11, пасмурно с
прояснениями, давление… лучше вообще без
давления». А на вопрос «Почему Вам нравится быть
детским писателем?» – «Приятно очень». К детским
библиотекам относится хорошо.
Первая публикация – журнал
«Сатирикон» (1997). А в 2004 году – уже победитель
конкурса «Алые паруса» в номинации «Проза».
Экологические проблемы Артуру
Гиваргизову не чужды, в том числе – глобальные.
Чего стоит один только крошечный стишок «И
все-таки», тематику которого можно определить
как «проблема мутации». Наш добрейший художник
Анатолий Никитин не отважился изобразить такого
монстра и, со свойственной ему находчивостью,
предложил свой «щадящий» вариант. Или рассказ
«Стул в табуретку» – о том, что может произойти,
если попытаться вмешаться в природу… Рассказ
вполне может стать хорошим поводом для разговора
с ребятами, например, об экологической этике. А
стихотворение «Река Москва» посвящено проблеме
загрязнения воды. Причем, «рассматривается» она
глазами вороны.
Автору удается избегать дидактичности
и назидательности в своих произведениях, беря в
союзники своих персонажей. Наверное, ребятам
проще выслушивать замечания от лица мух,
муравьев, собак и прочих представителей
животного мира.
Часто автор делает героями своих
произведений насекомых. В его стихотворениях
«обитают» мухи, муравьи. А с поющим червячком
(стихотворение «Па-ду-ба-ду»), наверняка, ни вам,
ни вашим читателям встречаться не приходилось.
Где достоверность биологической информации,
спросите вы? А это такое веселое
стихотворение-перевертыш. Прочитайте его
малышам и попросите их обьяснить, что из
описанного автором соответствует
действительности, а чего быть не может. Они с
удовольствием займутся поиском несообразностей
и отклонений от действительности.
Много трогательных стихов посвящено
собакам. Мы любим проводить мероприятия,
посвященные нашим домашним любимцам. Почему бы,
не включить в сценарий подобного мероприятия эти
забавные стихи о взаимоотношения людей и собак?
Отношения людей и животных у Артура
Гиваргизова тоже особенные. Доверительные.
«Вознаграждение гарантируем» – в этом рассказе
собака и человек меняются местами. И
вознаграждение гарантирует пес, потерявший
хозяина. А в рассказе «Разговор о кошке» семья
озабочена благополучием своей любимицы: чтобы
уберечь ее от простуды, ее кормят чесноком и
обувают в башмаки.
Заслуживает внимания и пьеса
«Контрольный диктант». Ее постановка не составит
большого труда, даже если в вашей библиотеке нет
театра. Дети легко справятся, изготовив нехитрые
костюмы и декорации. В этой веселой и остроумной
пьесе действующих лиц немного: мальчики Коля и
Сережа, Волк и Медведь, учительница Вера
Петровна. А то, что урок проходит в лесу и в
«классе» вместе с обычными учениками оказались
лесные обитатели – это так забавно. А учитель –
он и в лесу – учитель.
Муха. Замечание
Позади два брода и два перевала,
устали мои ребята,
легли на траву.
Муха сказала:
«Теперь она будет примятая!
Ишь, разлеглись! Здесь не кровать!
Это не ваша трава!» –
сказала муха.
Надо вставать.
Ребята, муха права.
Непривычно
«Что ты, Сережа, сегодня не в духе?» –
Спросили, кусая Сережу, две мухи.
«Его разморило от сильной жары». –
Сказали, кусая его, комары.
«Давай, улыбайся и высуши слезы». –
Сказали, кусая, пиявки и осы.
«Ведь нам непривычно, всегда был веселый», –
Сказали, кусая, собаки и пчелы.
«А, может быть, он заболел, вот и грустный?»
«Отстаньте от мальчика, главное, вкусный!»
Муравей. Объявление
Муравей увидел ручку,
Прицепился как репейник.
Удивил – всего три точки,
а умеет говорить:
«Подари мне эту штучку!
Ну одну на муравейник!
Мы напишем на листочке –
“По муравейникам не ходить!”»
Па-ду-ба-ду
Сидит комар и не кусается,
В лесу все очень изменилось.
Прошла лиса, задела зайца.
«Ах, извините», – извинилась.
А в почерневшем котелке
У волка варится картошка.
На небе, как на потолке
Вниз головой сидела кошка.
Пришла весна – запел червяк,
Забравшись на макушку дуба.
А червяки поют вот так:
«Па-ду-ба-ду-ба-ду-ба-ду-ба».
Очень добрая собака
В пещере – в ухе у Полкана –
Живет отшельница коровка.
Направо – крошечная ванная.
Налево – спальня и кладовка.
Сегодня что-то ей не спится,
И ухо чешется. Однако,
Полкан не думает сердиться.
Он – очень добрая собака.
Сейчас узнаешь
Меня ведет на поводке
собака бультерьер.
Она ведет меня к реке.
А я вот, например,
пошел бы в лес, а не к реке.
Но поводок не руль.
А интересно, почему
ее назвали «буль»?
Река Москва
Такая грязная вода!
Ворона пролетает
и говорит: «Вот это да!
Совсем не отражает!
Так не бывает, пролечу
еще разок, – кошмар!
Не отражает!
Точно!
Чур!
Ой, извините, – кар!
И все-таки
И все-таки моя кошка
Мне кого-то напоминает.
Особенно когда лает
И клювом стучит в окошко.
Интересно
Взявшись за руки, идут
Вверх по дереву отвесному
Дети, им же интересно,
Как там голуби живут.
Но не голубь там – скворец.
К стенке домика прижался,
Много раз уже прощался
И шептал: «Ну все, конец».
Да не будут тебя есть!
И пугаешься ты зря.
Просто дети пришли в лес
Посмотреть на снегиря.
Цветочки
Шарик, сидя на цепочке,
разговаривал с собой:
«На цепи сидеть – цветочки.
Эти, как их?
Зверобой!»
Муха
Муха влетела в открытую форточку и
оказалась на уроке зоологии.
«У мух тело длиной от 2 до 15 миллиметров
– темное, покрыто волосками и щетинками».
«Это обо мне, – подумала муха. –
Послушаем».
«На лапках у одной мухи – 344 миллиона
микробов».
«Вот черт!!!» – Муха с ужасом
посмотрела на свои лапки.
«А в южной и средней Африке, –
продолжала учительница, – живут мухи Цеце,
которые разносят смертельные заразные болезни».
– Я не Цеце! Я не Цеце! – закричала муха
на весь класс.
Но голос у нее был тихий-тихий, и никто
не услышал.
Тогда, от отчаяния, муха стала биться
головой о стекло. Но на это тоже никто не обратил
внимания.
Разговор о кошке
Кошка была опять голодная.
– Ведь она только что съела целую
тарелку рыбы! – удивлялась мама.
– Рыба для нее, как для нас воздух, –
сказал папа, – вот ты же не можешь долго не
дышать.
– Правильно, – сказала кошка.
– Видишь, – сказала мама, – она опять
просит.
– А может быть, дело в чесноке? –
подумал вслух папа.
– В чесноке?
– Ну да, чеснок возбуждает аппетит. Ты
ведь даешь ей чеснок?
– А как же не давать ей чеснок, –
заволновалась мама, – когда она босиком ходит по
грязному полу, а потом сидит и лижет лапы, на
которых миллиард микробов.
– Надо купить ей домашние тапочки, –
сказал папа, – и ботинки – для улицы.
С тех пор кошка стала ходить в домашних
тапочках, всегда была сытая и от нее не пахло
чесноком.
Стул в табуретку
Оля любила играть в волшебницу. Она еще
не могла превратить кошку в собаку, но комара в
бабочку – могла.
– Превращу комара в бабочку, – сказала
Оля.
– Зачем? – спросила мама. – Кому от
этого будет польза или вред?
– Чтобы не кусался, – ответила Оля.
– Он все равно будет, потому что…
– Не будет, не будет! – И Оля заткнула
уши.
– Будет, – улыбнулась мама, – потому
что…
– Не будет! – И Оля топнула ногой.
– Ну, хорошо, – вздохнула мама, –
превращай.
Оля взяла сушеную пиявку, четыре
таблетки фтолазола, осколок зеленой фарфоровой
тарелки и паутину; потолкла все это в ступе,
бросила в огонь и прошептала волшебное слово
«Щас-с-с-с». И сидящий на потолке комар сразу же
превратился в бабочку.
– Ура! Получилось! – обрадовалась
Оля. Она стала прыгать и хлопать в ладоши.
А бабочка подлетела и укусила Олю за
ухо.
– Ой! – воскликнула Оля. – Она меня
укусила!
– Я тебе говорила, ничего не
получится – проворчала мама. – Только пиявку зря
израсходовала.
– Но такого не может быть! – Оля
чуть не плакала. Она удивленно смотрела на
бабочку и чесала укушенное место.
– Ладно, не огорчайся, – стала
успокаивать мама. – Просто, для настоящего
превращения, надо было добавить двести грамм
крови учительницы по природоведению. Я тебе
завтра принесу.
– А без крови ничего нельзя? –
спросила Оля. – Чтобы прямо сейчас?
– Почему нельзя! Можешь превратить
стул в табуретку, или ведро в штопор… А завтра я
тебе принесу.
РЫБ или ЧЕРЕПАХУ
– Лучше всего с собаками вообще не
гулять, – сказал автоинспектор. – Лучше всего
собак вообще не заводить. Лучше заводить рыб.
– А змей? – спросил Дима.
– Собака, – продолжал инспектор, не
обращая на Диму внимания, – отпустишь ее с
поводка, а она на дорогу выбежит.
– А змей можно? – повторил Дима вопрос.
– Выбежит и бросится под машину.
Машина затормозит, и в нее сзади врежется другая
машина. А в другую еще другая. А в еще другую
еще-еще другая.
– Здорово! – сказал Дима. – Так по
очереди все машины врежутся!
– Конечно, здорово! – оживился
автоинспектор. Но потом вспомнил, что он
автоинспектор и строго сказал: – Нет, не здорово!
Лучше заводить рыб или черепаху.
Вознаграждение гарантируем
После обеда Дима поехал на роликах.
И за ним погналась собака.
Дима испугался и поехал быстрее.
Собака тоже стала бежать быстрее.
Тогда Дима бросил рюкзак и поехал еще
быстрее.
Но и собака не отставала.
И когда сил почти не осталось, Дима
остановился и приготовился к схватке. Он прижал
подбородок к груди, выставил вперед локти и
крикнул уверенным, строгим голосом:
– Фу! Сидеть! Нельзя! Лежать! Назад! А
ну! Ты чего! Отстань! Кыш! Брысь!
Собака остановилась, внимательно
посмотрела на Диму и сказала:
– Извините, обозналась. Вы очень
похожи на моего потерявшегося хозяина. У него
тоже ролики и шапка с козырьком.
– Ничего, Ничего! – обрадовался Дима.
– Бывает!
– Кстати, если где-нибудь его
встретите, скажите, чтобы шел домой.
Вознаграждение гарантируем.
– Ладно, – обещал Дима.
Контрольный диктант
Объявление на дверях школы: «Внимание!
Разыскиваются ученики 4 класса “А”: Волков
Сережа и Медведев Коля».
Лес. Шалаш. На костре, в солдатском
котелке, варятся макароны. У костра сидят Сережа
и Коля.
Сережа: Вчера ходил на станцию… (Протягивает
Коле объявление о розыске.) …вот, полюбуйся. На
столбе висело.
Коля (прочитав): Не бойся, здесь
нас никто не найдет.
Сережа: А Вера?
Коля: Даже Вера.
Сережа: А помнишь, перед городской
контрольной…
Коля: Это когда я спрятался в
бомбоубежище?
Сережа (кивает): А я в кабине
подъемного крана. Она нас за двадцать минут
нашла.
Коля: За семнадцать. Я по
секундомеру засекал.
Сережа: Вот видишь.
Коля: Здесь не найдет – сто
процентов.
Сережа: Плюнь через левое плечо.
Коля три раза плюет и стучит по
дереву.
Из кустов вылезает волк.
Волк (вытирает лапой морду): Чего
плюешься?
Коля: Я же не знал, что ты там.
Волк: Пойду сейчас и пожалуюсь
медведю.
Сережа: Он случайно. Это чтобы
учительница нас не нашла. Проходи, гостем будешь.
Волк (принюхивается): Ладно, я
не обидчивый. (Подходит к костру, садится.)
Раздается треск.
Сережа (испуганно): Тс-с-с-с-с-с-с.
Это она!
Коля (шепотом): Не может быть!
Из кустов вылезает медведь.
Медведь (грозно): Кто такие?
Коля (облегченно вздыхает):
Фу-у-у-у-у-у-у. Пронесло.
Медведь (грозно): Я что, тихо
спросил?
Волк: Это хорошие ребята, мои
друзья. Все в порядке.
Медведь: А ты кто такой?
Волк (растерявшись): Как же… Я
же… Ты что, забыл, я ведь этот…
Медведь (улыбается): Шутка. (Смеется.)
Смешно. А что у нас сегодня на ужин?
Сережа: Макароны по-флотски.
Медведь: Моряки, стало быть?
Коля: Мечтаем.
Медведь (садится на поваленное
дерево): А я вот мечтаю стать космонавтом.
Раздается треск, из кустов вылезает
Вера Петровна. В руках у нее складные походные:
стол, стул и школьная доска, а также указка,
тетради, учебники, ручки, портреты писателей ХIХ
века.
Вера Петровна: Вот вы где! Очень
хорошо!
Вера Петровна раскладывает стол,
стул и доску, вешает на деревья портреты и
начинает раздавать чистые листочки в линейку.
Волк, за спиной у Веры Петровны,
пытается незаметно уползти в кусты.
Вера Петровна (не поворачиваясь):
Стой! Куда пополз?! Сядь на место!
Волк (возмущенно): А я вообще не
ваш ученик! Почему это я должен вас слушаться?!
Вера Петровна поворачивается и
пристально смотрит на волка.
Волк (испуганно): Хорошо, хорошо.
Медведь (встает): Ну, мне пора.
Дела.
Вера Петровна пристально смотрит на
медведя.
Медведь (теряясь, садится на
прежнее место; оправдывается): Нет, ну, правда,
дел по горло.
Вера Петровна раздает листочки.
Медведь: А у меня ручки нет.
Волк: И у меня.
Вера Петровна (не обращая
внимания): В верхней части листочка, по центру
– кон-троль-ный дик-тант, справа – фамилию и имя.
Диктую первое предложение: «Маша выпорхнула в
другую комнату, принесла гитару». Записали?
Медведь: А я писать не умею.
Волк: И я.
Вера Петровна (не обращая
внимания): Второе предложение: «Ее голос звенел
и дрожал, как надтреснутый стеклянный
колокольчик». Записали?
Медведь (волку шепотом):
«Стеклянный» с двумя «н»?
Волк: Да, это исключение.
Вера Петровна (строго): Я все
слышу.
Медведь: Я ластик попросил! H
Рисунки Анатолия Никитина
|