Нина Колоскова
Неожиданный Сергей Седов
Сказки Сергея Седова – это мир игры и
фантазии, в который дети будут вовлечены без
труда. Писатель и сам с удовольствием играет,
придумывая совершенно неожиданные сюжеты или
наполняя хорошо знакомые новым содержанием.
Ребята, например, с первых строк узнают и сюжет, и
персонажей «Краденого солнца» К.Чуковского. Вот
только конец сказки будет для них (да и для вас
тоже) совершенно неожиданным… Или, в другой
сказке – старик поймал говорящую рыбу и попросил
выполнить желания. Только не хрестоматийную
«золотую», а окуня. Вам уже интересно, что из
этого получилось? А ничего не получилось:
волшебник научил окуня разговаривать и не научил
выполнять желания. А в своей сказке
«Царевна-лягушка» писатель сам проводит четкую
грань между правдой и вымыслом.
Седовские сказки населяют персонажи
оригинальные: карась, рассказывающий анекдоты;
Крокодил и медведь, устраивающие в целях наживы,
ежедневное шоу для зверей; Людоед, который
никогда не ест человеческого мяса; Рыболов
Михалыч, который «ловил… рыбу без наживки и даже
вообще без крючка… Один раз человек все-таки
попробовал ловить как все, но ему это не
понравилось и он вернулся к своему способу».
Другой персонаж «…часто ходил на охоту и стрелял
– мимо белки, мимо зайца, мимо оленя...»
Мастерство охотников у Сергея Седова
заключается в том, чтобы ни в кого не попасть. Еще
один «чудак» «…каждую среду, летом и зимой, в
любую погоду, даже когда штормило… выходил на
берег, снимал одежду и уплывал в океан», и все это
для того, чтобы дельфины поняли, «…что сегодня
среда».
В лучших сказочных традициях в сказках
С.Седова действуют цари-батюшки, царевичи,
людоеды, волшебники (обязательно всемогущие). Они
прекрасно уживаются с не совсем сказочными
персонажами – премьер-министром, например,
который прежде, чем сорвать цветок, спрашивает у
него разрешения.
И получает отказ. А что, если предложить детям
дописать эту совсем короткую сказку?
Ребятам произведения писателя помогут
поразмыслить о том, что бывает, когда нарушается
естественный ход событий. Например, что будет с
листом, если он осенью вместе с другими листьями
не упадет с дерева.
Достоверности в биологических фактах
Седов придерживается неукоснительно: щуки, как
им и положено, едят карасей, прочие рыбы любят
полакомиться червяками, ежи колются.
Домашние животные у Сергея Седова
абсолютно равноправны: «Один пес каждый день
выходил на прогулку со своей хозяйкой». Его не
выводили – он именно выходил.
Обстоятельства, в которых действуют
герои писателя, хорошо знакомы современному
ребенку. И не раз еще, читая сказки Седова, он
«примерит» их на себя. Или вернется к знакомой
ситуации и посмотрит на нее совсем по иному.
Самая страшная сказка (и самая для нас главная!) –
о сорванных цветах. Ну, скажите, кто не рвал
цветов на лугу или лесной полянке? Но вряд ли
кто-то слышал, как в ужасе цветы шептали: «Только
не меня! Только не меня!» «Некоторое время цветы
молчали, потрясенные. Потом начинали шелестеть
листочками:
– Слышали, Смерть опять сменила имя!
Вчера еще звалась Людочкой. А позавчера, помните,
Кирой Семеновной». Ведь никто больше не захочет,
чтобы «цветочная смерть» звалась его именем…
Один из циклов называется «Сказки
несовершенного времени». И совсем неважно,
ставит ли автор точки над буквой «е» в слове
«несовершЕнное»: если оно (время) несовершЁнное
– значит надо уже что-то позитивное начать
совершать. А если несовершЕнное, то пора
совершенствовать…
И еще: «…дурачкам лучше оставаться
маленькими, а не становиться огромными
дураками!» Это тоже Сергей Седов.
Сказки несовершенного времени
* * *
Жил один человек. Он работал
премьер-министром. А после работы шел в лес.
Обнимал березки, слушал дубы, катался по травке.
Когда замечал какой-нибудь цветок, подходил к
нему и спрашивал:
– Можно тебя сорвать?
И цветок ему отвечал:
–Нельзя!
* * *
Жил один человек. Все свободное время
он проводил с удочкой на берегу реки. Никто
никогда не видел, чтобы он кого-нибудь поймал.
Никто не видел, чтобы у него когда-нибудь клевало!
Это потому, что ловил он рыбу без наживки и даже
вообще без крючка. А вот поплавок у него был, и
грузило тоже. Другие рыбаки приставали к нему
с дельными советами. Но он отшучивался и
продолжал неподвижно сидеть, глядя на поплавок.
Один раз человек все-таки попробовал
ловить как все, но ему это не понравилось и он
вернулся к своему способу.
Если вы увидите его, сидящего на
берегу, то, скорее всего, не узнаете. Но вам
обязательно захочется сесть рядом и помолчать.
Кстати, зовут его Михалыч.
* * *
Жил один человек. Каждую среду, летом и
зимой, в любую погоду, даже когда штормило, он
выходил на берег, снимал одежду и уплывал в океан.
Плыл он долго: иногда – час, иногда – два, хотя
это было опасно: у него могло свести ногу, он мог
утонуть… Но, человек плыл и плыл, несмотря на
усталость, до тех пор, пока не встречал в океане
дельфина. Только после этого человек
разворачивался и плыл обратно к берегу. А дельфин
спешил к своим сородичам, чтобы сообщить им, что
сегодня среда.
* * *
Жил один человек. Он часто ходил на
охоту и стрелял – мимо белки, мимо зайца, мимо
оленя... Испуганные звери разбегались куда глаза
глядят. А потом, отдышавшись, страшно радовались,
что остались живы и чувствовали себя заново
рожденными.
– Представляешь, – рассказывал
человек своей жене. – Сегодня промахнулся всего
на три сантиметра – это когда в оленя, а в белку –
и вовсе на один!
– Но ты же мог попасть! – всплескивала
руками жена.
– Что ты, что ты! – успокаивал ее муж. –
Я стрелять умею!
* * *
Один пес каждый день выходил на
прогулку со своей хозяйкой. И как только выбегал
из дома, сразу находил во дворе палочку, приносил
хозяйке и говорил:
– Брось, пожалуйста!
– Нет, нет, нет! – мотала головой
хозяйка. – Хватит, надоело, каждый день одно и
тоже!
– Неправда! – возражал пес, – Палочки
всегда разные! То березовая, то кленовая! Дубовые
тоже бывают. Иногда они близко летят, а иногда –
далеко-далеко, замучаешься искать.
– Я слышала это уже тысячу раз! –
отвечала хозяйка. – Можно мне спокойно погулять?
Вон смотри, спаниель носится как угорелый безо
всякой палочки и не пристает к своей хозяйке.
– Ну, пожалуйста! – умолял пес. – В
последний раз!
– Последний раз уже был вчера! – не
сдавалась хозяйка.
– Значит, нет? – Нет! – Никогда? –
Никогда!
Пес покорно вздыхал, ложился на траву
или на снег, прикрывал ухом правый глаз и думал:
– Сейчас бросит.
И она бросала.
* * *
Жил на свете людоед, который никогда не
ел человеческого мяса. У него было редкое
заболевание желудочно-кишечного тракта и люди
были ему противопоказаны.
– Ерунда это все! Съешь, попробуй! –
приставали к нему друзья-людоеды на
корпоративных вечеринках.
– Ну, да! – отвечал людоед. – А потом
тошнота, рвота, сыпь… Нет уж, я лучше огурчик,
вот… грибочек… икорочки…
* * *
Один царевич искал себе невесту, как
советовал царь-батюшка. Утром выходил на опушку,
натягивал тетиву и стрелял в любую сторону.
– Где стрела упадет, – учил
царь-батюшка, – там и невесту ищи.
Шел царевич за стрелой и находил ее на
болоте. А в болоте, известное дело, одни лягушки
водятся.
Царевич выбирал одну, покрупнее, и брал
замуж. Но только жизнь у них с самого начала не
залаживалась. А ближе к вечеру молодая и вовсе
мужа бросала, бежала в родное болото. Это ведь
только в сказках: лягушка – не простая лягушка, а
в жизни…
* * *
Один лесной паук был художником. Ткал
не простую паутину, а настоящие картины: пейзажи,
портреты, жанровые сцены. Получалось у него очень
талантливо и оригинально. Мухи тучами слетались
на вернисаж модного художника. Экзальтированные
поклонницы с восторгом кидались головой прямо в
паутину. Паук съедал не всех: одну-двух, остальных
отпускал на свободу.
– Прилетайте, – говорил, – дня через
четыре. Будет на что посмотреть. Есть у меня
замысел одного натюрморта: с виноградом,
персиками и дичью.
* * *
Жил в одном городе булочник. Он выпекал
из теста птичек: воробушков, ласточек,
попугайчиков. Их хорошо покупали дети. Но иногда
кое-какие плюшки оставались. Вечером, перед
закрытием, булочник (он был еще и волшебником)
взмахивал рукой – и все непроданные птички
мгновенно оживали, улетали в окошко.
А за окошком стояли дети, они смотрели
на вылетающих птиц и говорили:
– Вон тот воробушек – это я его не
съел!
– А я запросто мог съесть ту ласточку и
ту, и еще тех трех попугайчиков. У меня деньги
есть и аппетит ого-го!
* * *
Один осенний лист не падал с дерева.
Другие падали. Пролетали мимо, здоровались,
прощались.
– Я еще немножко повишу! –
оправдывался лист. – А потом тоже…
Дул холодный ветер, падал снег,
накрывал упавшие листья, а наш неупавший все
держался, держался, держался.
Наступала весна, появлялись юные
зеленые листочки, с удивлением смотрели на
нашего неупавшего, на бурого, сухого,
скрюченного.
– Ты кто? – спрашивали.
– Я? Ну, это… Учитель!
* * *
По воскресеньям, ближе к вечеру,
крокодил проглатывал солнце.
Потрясенные звери собирались на
берегу. Слоны, жирафы, бегемоты.
– Ужас-то какой! Чувствуете,
похолодало! Это катастрофа!
Раздавался плач, вой, стенания. Все
понимали: просить жестокого крокодила о пощаде
бесполезно.
– Медведя нужно звать!
– Правильно, медведя! Где медведь?
– Да здесь я! – раздавался голос
медведя. – Только не знаю, справлюсь ли.
– Ты уж постарайся! – ревели звери. – А
мы тебя отблагодарим.
Медведь прыгал на крокодила, боролся с
ним, ломал его так и эдак. Затаив дыхание,
наблюдали звери за жестокой схваткой. Наконец, из
пасти крокодила выкатывалось солнце и все
кричали: Ура!
В сумерках к одиноко сидящему на
берегу медведю тихо подплывал Крокодил.
– Все, Миша, не могу больше! Это солнце,
такое противное, да еще жжется, тьфу! Ну почему я
должен его глотать?
– А ты посмотри, Федя, сколько мы
заработали! – отвечал медведь и показывал на
приношения благодарных зверей: – Мед, триста
кило! Козы – тридцать штук. Рыба (ты любишь, я
знаю) тридцать три центнера – ешь не хочу! Но
главное даже не это. Пойми, Федя: шоу должно
продолжаться!
* * *
На одной поляне росли цветы. Ромашки,
васильки, колокольчики… Тянулись к солнцу,
качались на ветру. Вообщем, все было хорошо.
Иногда только приходила Смерть. Ее тень носилась
по поляне и забирала самых лучших. Цветы
затаивали дыхание и думали:
– Только не меня! Только не меня!
Наконец, откуда-то раздавался громкий
голос:
– Машенька! Машенька – ты где?
И Смерть убегала… А голос говорил:
– Вот молодец! Какой замечательный
букет!..
Некоторое время цветы молчали,
потрясенные. Потом начинали шелестеть
листочками:
– Слышали, Смерть опять сменила имя!
Вчера еще звалась Людочкой. А позавчера, помните,
Кирой Семеновной.
Сказки про волшебство
Всемогущий волшебник
Живет на свете один волшебник.
Всемогущий.
Он идет по лесу. Смотрит на березу и
думает:
– Интересно, а могу я превратить
березу в дуб?
И превращает! Там, где береза стояла,
вдруг, раз – дуб стоит!
– Да, – говорит волшебник, – я очень
могущественный! А, смогу, например, клен в осину
превратить?
И опять получается!
А в это время, совсем рядом, на полянке,
ежик с зайцем дерутся-пихаются. Выясняют, кто
самый сильный.
– Я сильней! – кричит ежик и колет
зайца иголками.
– Нет, я сильней! – Кричит заяц и
лягается задними лапами.
Вдруг, они замечают волшебника,
который идет по лесу и запросто превращает
березы в дубы, а клены в осины.
Заяц подбегает к волшебнику и
спрашивает:
– А сможешь превратить меня в
носорога? Только не в обыкновенного, а в десять
раз больше?
– Смогу! – отвечает волшебник – и тут же
превращает зайца в носорога, да не в
обыкновенного, а в десять раз больше!
Носорог грозно топает ногами и
высматривает, где там ежик.
А ежик подкрадывается к волшебнику с
другой стороны и шепчет:
– А меня в слона можешь? Только не в
простого, а в десять раз больше!
И волшебник превращает ежика в слона,
да не в простого, а в десять раз больше.
Гигантский носорог и огромный слон
начинают драться-пихаться. Да так, что валят все
деревья в лесу. Падают и дубы, и березы, и осины, и
клены! Достается и волшебнику. На него падает
елка.
Вот лежит всемогущий волшебник под
елкой и думает:
– Нет, этим дурачкам лучше оставаться
маленькими, а не становиться огромными дураками!
Раз! – Гигантский носорог
превращается обратно в зайца.
Два! – Слон – обратно в ежика.
Три! – Все деревья встают
живые-здоровые. И где раньше березы росли, снова
березы стоят. А где клены – снова клены.
Все по-старому. Только заяц с ежиком
недовольны. Они уже не пихаются, как раньше, а
рассказывают белкам и бурундукам, что волшебник
– так себе, не очень-то всемогущий. Они проверяли!
* * *
Стоит всемогуший волшебник у тихой
речки, бросает рыбам хлебный мякиш и думает:
«Никогда еще ни одна рыба не сказала
даже одного слова! А достаточно ли я
могущественен, чтобы…»
И вдруг, рыбы начинают разговаривать.
Волшебник, довольный своим
могуществом, уходит в горы. А на берегу остаются
рыбаки. Они удивляются, почему рыба не клюет?
А рыбы разговаривают. О еде забыли.
Столько всего нужно сказать друг другу – ведь
молчали целую вечность! Даже щука не ест карася, а
слушает, как он рассказывает анекдоты.
Только один прожорливый окунь
вспоминает о том, что кроме разговоров есть еще
на свете вкусные червяки и… попадается на
крючок.
Рыбак вытаскивает окуня, а тот говорит
ему:
– Отпусти меня в тихую реку!
– Все ясно, ты золотая рыбка! –
соображает рыбак. – И выполнишь три желания! Ну,
тогда, во-первых, хочу, чтобы жена моя стала
президентом! Во вторых, чтоб мои дети стали
лучшими теннисистами на свете, а в третьих, хочу,
чтобы у меня под матрасом лежал миллион долларов!
Сделаешь?
Ну-у-у… – говорит окунь. – Да!
Рыбак отпускает окуня в тихую реку, а
сам сломя голову несется домой.
Прибегает, смотрит, а жена его
по-прежнему домашняя хозяйка, дети – балбесы, а
под матрасом – всего пять рублей!
– Ну, – говорит он жене, – чтобы я еще
раз поверил рыбе!!!
Рисунки Анатолия Никитина |