Анатолий Никитин
Лучше это нарисовать
Над иллюстрациями к летнему выпуску «Эколота»
работал замечательный художник Анатолий
Семенович Никитин. Сам он рисует прекрасные
пейзажи и не только их.
Некоторое время работал в журнале «Крокодил».
Наверное, поэтому он так умеет «схватить» суть,
тонко отреагировать на иронический аспект,
обратить внимание читателя на интересную деталь.
Он живо отозвался на просьбу написать о том,
какие мысли и чувства у него возникали в процессе
работы. Думается, что и вам это будет любопытно.
Ведь, художники – народ особый, способный
разглядеть то, что простому читателю не под силу.
Нашим детям тоже знакомы муки творчества,
размышлениями о которых поделился с нами
художник. Дети тоже иногда предпочитают
рисовать, а не говорить. И очень часто рисуют (а мы
с вами всячески это поощряем) иллюстрации к
литературным произведениям. Но не всегда умеют
рассказать, что при этом чувствуют. И еще. Включая
выбранные произведения в наш выпуск, надо было
убедиться (пусть авторы не обижаются), что они
способны вдохновить детей на творчество в смысле
рисования, дают простор для воображения.
В детстве мы были наивными,
искренними, восторженными. С возрастом приходит
осмысление и восторг теряется. Будучи взрослым,
художник пытается вспомнить эти ощущения. Ему
это редко удается. Он переживает, мучается. И
получаются МУКИ ТВОРЧЕСТВА.
Конечно, очень важны первые
впечатления, когда читаешь произведение, к
которому надо делать иллюстрации.
Артур Гиваргизов пишет образно,
неожиданно и смешно. Точно так же бывает, когда
происходит беседа малыша, задающего вопросы и
взрослого, умеющего на них отвечать. Так что,
рисовать было интересно и все время хотелось
чуть добавить, довести до крайности, немного
пошутить… Поэтому в стихотворении «Непривычно»
мальчик сидит в тарелке, а в стихотворении
«Сейчас узнаешь» собака действием обозначает
название своей породы. Но особенно образно и
точно написана пьеса «Контрольный диктант». И
добавлять ничего не надо. Конечно, у медведя и
волка нет ручки, но кто же им поверит, если они
ученики и должны писать контрольную. Какие могут
быть отговорки.
Со сказками Сергея Седова было
сложнее. Все время хотелось изобразить скрытый
смысл. Например, в сказке о цветах получался
череп, сквозь глазницы которого растут цветы. Или
коса с именем «Людочка» на рукоятке и кричащие в
ужасе порезанные цветы. Жуть! Или великан, под
ногой которого хрустят машины (но в них же люди!).
Но всегда интереснее не копировать текст, а найти
то, что автор не смог выразить (не все же можно
сказать словами). Поэтому «Меншиков в Березове»
– это попавшая в искусную западню жертва. А
«искусство требует жертв» – это и о мухах,
которые попали в западню, сплетенную
пауком-искусителем.
В общем, много чего можно говорить, но
лучше это нарисовать. H
Рисунки автора |