Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №15/2005


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Анатолий Никитин

Лучше это нарисовать

Над иллюстрациями к летнему выпуску «Эколота» работал замечательный художник Анатолий Семенович Никитин. Сам он рисует прекрасные пейзажи и не только их.

Некоторое время работал в журнале «Крокодил». Наверное, поэтому он так умеет «схватить» суть, тонко отреагировать на иронический аспект, обратить внимание читателя на интересную деталь.

Он живо отозвался на просьбу написать о том, какие мысли и чувства у него возникали в процессе работы. Думается, что и вам это будет любопытно.

Ведь, художники – народ особый, способный разглядеть то, что простому читателю не под силу.

Нашим детям тоже знакомы муки творчества, размышлениями о которых поделился с нами художник. Дети тоже иногда предпочитают рисовать, а не говорить. И очень часто рисуют (а мы с вами всячески это поощряем) иллюстрации к литературным произведениям. Но не всегда умеют рассказать, что при этом чувствуют. И еще. Включая выбранные произведения в наш выпуск, надо было убедиться (пусть авторы не обижаются), что они способны вдохновить детей на творчество в смысле рисования, дают простор для воображения.

В детстве мы были наивными, искренними, восторженными. С возрастом приходит осмысление и восторг теряется. Будучи взрослым, художник пытается вспомнить эти ощущения. Ему это редко удается. Он переживает, мучается. И получаются МУКИ ТВОРЧЕСТВА.

Конечно, очень важны первые впечатления, когда читаешь произведение, к которому надо делать иллюстрации.

Артур Гиваргизов пишет образно, неожиданно и смешно. Точно так же бывает, когда происходит беседа малыша, задающего вопросы и взрослого, умеющего на них отвечать. Так что, рисовать было интересно и все время хотелось чуть добавить, довести до крайности, немного пошутить… Поэтому в стихотворении «Непривычно» мальчик сидит в тарелке, а в стихотворении «Сейчас узнаешь» собака действием обозначает название своей породы. Но особенно образно и точно написана пьеса «Контрольный диктант». И добавлять ничего не надо. Конечно, у медведя и волка нет ручки, но кто же им поверит, если они ученики и должны писать контрольную. Какие могут быть отговорки.

Со сказками Сергея Седова было сложнее. Все время хотелось изобразить скрытый смысл. Например, в сказке о цветах получался череп, сквозь глазницы которого растут цветы. Или коса с именем «Людочка» на рукоятке и кричащие в ужасе порезанные цветы. Жуть! Или великан, под ногой которого хрустят машины (но в них же люди!). Но всегда интереснее не копировать текст, а найти то, что автор не смог выразить (не все же можно сказать словами). Поэтому «Меншиков в Березове» – это попавшая в искусную западню жертва. А «искусство требует жертв» – это и о мухах, которые попали в западню, сплетенную пауком-искусителем.

В общем, много чего можно говорить, но лучше это нарисовать. H

Рисунки автора