Ляля Зябликова
О сказках и сказочниках
Зачем нужна экологическая сказка
Нужна ли экологическая сказка – вопрос
для многих риторический. Ребенок и сказка –
понятия неразрывные.
По мнению профессионалов, именно в
экологических сказках удается наиболее полно
использовать средства эмоционального
воздействия на ребенка. Через сказки удается
привить не только любовь к природе, но и
осознание необходимости ее охраны, гражданской
ответственности. И еще: экологическая сказка
способствует распространению научных знаний о
природе.
Один из авторов статей, посвященных
сказкам, в том числе и экологическим, – Е.В.Шиков,
кандидат биологических наук, учитель средней
школы № 996 г. Москвы так определяет назначение
экологических сказок – «…научить детей
понимать природу и беречь ее». «Экологическое
воспитание должно начинаться с самого раннего
детства и продолжаться в течение всего периода
обучения в школе. Для детей младшего и школьного
возраста наиболее понятно изложение материала в
форме сказок, которые пробуждают не только ум, но
и чувства. Последнее очень важно. Ученики не
столько должны выучить основные экологические
понятия, сколько проникнуться уважением ко всему
живому, полюбить природу». «Экологические сказки
рассчитаны прежде всего на младших школьников,
но с ними можно работать и в средних классах».
«В самой природе многое сродни чуду.
Скользнувший луч, цветок, росинка на нем реальны,
но в их единении вдруг рождается то, что человек
называет “сказочной красотой”. Сухие научные
слова скрывают за собой целый волшебный мир:
метаморфоз напоминает превращения сказочных
героев; анатомия, когда плененная ящерица
отбрасывает хвост, – отсечение драконовых голов
и вырастание новых. Как не почесть за чудо
мимикрию, способность в одночасье изменить свой
облик! Поэтому так естественно желание именно
через сказку говорить с детьми об окружающем нас
мире». Эти слова принадлежат С.Голубевой,
сотруднику Переславского
природно-исторического национального парка.
С.Голубева обогатила наш материал различными
идеями и фактами. И мы не раз еще прибегнем к ее
опыту.
Когда-то на меня очень приятное
впечатление произвела книга Д.Соколова «Сказки и
сказкотерапия». Уже не припомню, что именно
тогда меня в ней очаровало. То ли автор, который,
как написано о нем в предисловии, «…появляется…
немного бочком, чуть пританцовывая, начиная
исчезать с минуты появления. Почти всегда
влюблен, очень занят, одной рукой листая новую
книгу, слегка оправдываясь, и при этом успевая
мечтать». То ли та кажущаяся легкость, с которой
сам автор сказки сочиняет, предлагая совершенно
виртуозные сюжеты. Только теперь захотелось к
этой книге вернуться: не окажется ли она полезной
и в нашем случае? Не поможет ли, хотя бы частично,
пролить свет на исследуемый предмет? Надо только
оговориться, что книга посвящена сказкотерапии и
непосредственно об экологической сказке речи в
ней не ведется.
Вот несколько цитат, которые во многом
определили мое отношение к экологическим
сказкам и к тем, кто их сочиняет. Этакие критерии
оценки что ли. Возможно, и вам это покажется
интересным и принесет реальную пользу:
· «Автор, зрящий в ядро проблемы,
сочиняет сказку, в которой предполагает и/или
внушает метафорическое решение этой проблемы» (в
нашем случае – проблемы экологической).
· «Сказка может быть использована
для того, чтобы предложить ребенку способы
решения конкретной проблемы».
· «Собственные решения – это вещь
самая ценная, но и самая трудная».
· «Сказки являются, возможно, самой
устойчивой формой передачи информации в
культуре».
· «…начиняют детей сказками,
передавая таким образом, совершенно не намеренно
– способы поведения, ценности, убеждения и в
конечном итоге жизненные сценарии».
· «…сказки представляют собой наши
попытки понять движущие силы, повлиять на
происходящее и заглянуть хоть чуть-чуть дальше».
Одна из теоретических глав книги
посвящена литературоведу Владимиру Яковлевичу
Проппу. Он одним из первых построил модель
сказки, ее единую схему. Глава собственно в
схематичном виде и представляет результаты его
работы. В поисках сказочных инвариантов В.Я.Пропп
создал понятие функции. Функция – это поступок
действующего лица, который определяется с точки
зрения его важности для развития сказочного
действия. Всего В.Я.Проппом выделена 31 функция
действующих лиц. Не все функции присутствуют
постоянно, но их число ограничено и порядок
неизменен. Неизменным В.Я.Пропп определил и набор
ролей (действующих лиц). Их семь. Исследовал
В.Я.Пропп не все, а только «волшебные
классические» сказки (непосредственно он
основывался на ста русских сказках из сборника
А.Н.Афанасьева). А, вообще-то, лучше почитать книгу
целиком. Уж больно увлекательно написано. И, на
мой взгляд, она лучше других сможет убедить
сомневающихся: без сказки «как без рук». К тому
же, у книги большой творческий посыл: так и
хочется применить полученные знания на практике.
Например… взять, да и попробовать сочинить свою
сказку.
Достоверность – сказке не помеха
Л.Н.Ердаков (ученый-практик,
разработавший курс экологии для начальной школы,
г. Новосибирск), отмечает, что в наше время
существует немало литературы для познания
экологии: «Сюда можно отнести любую детскую
книгу, где в занимательной форме описана жизнь
животных». Такими являются и часть сказок, где не
нарушаются экологические правила (Волк может
съесть Бабушку и Красную Шапочку, но видимо, не
станет есть соленый огурец или пить чай с
вареньем). Много экологических сказок создано
Б.Заходером. К числу экологических можно отнести
и рассказы В.Бианки. Могут быть полезны и
некоторые русские народные сказки, если в них
есть цепь превращений: яйцо в гусеницу, гусеница
– в куколку, та – в бабочку. Очень экологичны
взаимодействия волшебника и его ученика: ученик
– в зерно, волшебник – в курицу; ученик – в
карася, волшебник – тотчас в щуку; ученик – в
утку, а волшебник – в сокола. Это уже иллюстрация
пищевых цепей, элементы сложных природных
взаимодействий типа «хищник-жертва». Исходя из
этих рассуждений, Л.Н.Ердаков придумал
экологические сюжеты о похождениях Эколобка. По
мнению автора, Колобок – весьма интересный и
удобный персонаж. Он сделан из теста и заведомо
не несет никаких экологических свойств и
специализаций. Такому персонажу свободно можно
приписывать различные особенности и помещать
его в разные экологические ситуации. Так,
Эколобок становится членом многих биоценозов и
вступает там во взаимоотношения с живой и
неживой природой. На него воздействует среда, а
он, в свою очередь, как-то ее изменяет.
Е.В.Шиков также акцентирует внимание
на том, что основные факты в экологических
сказках должны быть даны правдиво, с научной
достоверностью. Вымышлены в них лишь события и
разговоры между растениями или животными,
которые помогают детям понять суть
происходящего в природе: «Сказки основаны на
вымыслах, но придуманы не для забавы. В них
выражены представления людей о жизни и
справедливости, они учат жить. Экологические
сказки не исключение».
Так, обращаясь к сказке
«Царевна-лягушка», Е.В.Шиков отмечает: «Как и все
волшебные сказки, “Царевна-лягушка” происходит
от древнего мифа о природе, уходящего корнями в
глубь тысячелетий. Он отражал представление
людей о мире и служил для объяснения природных
явлений. Но шли века. Менялась жизнь, и постепенно
древние мифы превратились в волшебные сказки,
главным в которых стал уже не образный рассказ о
природе, а утверждение морали и нравственности».
И дальше, он размышляет о том, кто же такая
Царевна-лягушка? И было ли вообще чудесное
превращение? И предлагает авторский вариант
сказки «Девушка-лягушка». Почитайте. Вам это
покажется весьма любопытным. И еще вы узнаете,
как возникло описание Бабы-яги и что такое на
самом деле избушка на курьих ножках. Автор
доказывает, что «…все фантазии рождаются из
действительных образов». Считая природу
разумной и божественной, наши предки (язычники)
постоянно обращались к ней за помощью. Считая,
что защитой от злых сил служит одежда, символы
природы вышивали по вороту рубах, по краям
рукавов, по подолу платьев.
Сказка ни в коей мере не должна
восприниматься как историческое повествование.
Это художественное произведение, – считает
Е.В.Шиков.
Вспомним на минуточку, что экология –
это наука. Детская писательница Тамара Крюкова
уверена, что «…любая наука начинается со сказки.
Прежде, чем появился самолет, был ковер-самолет, а
вместо телевизора – блюдечко с наливным
яблочком». Звучит весьма убедительно, не правда
ли? В своих сказках Тамара Крюкова пробует найти
ответы на некоторые «почему», которые касаются
животного и растительного мира. Об этом ее
«Сказки для почемучек». Некоторые из них
опубликованы на страницах журнала «Наука и
жизнь». Это говорит о том, что в достоверности
информации, которая содержится в сказках
Т.Крюковой, сомневаться не приходится.
Важный момент – информативность
экологической сказки. Особенно, если речь идет о
малышах. Экологические сказки должны быть
информационно емкими, но не следует и
перегружать их. Иногда достаточно одного, двух
предложений для сообщения интересного факта.
Специалисты единодушно сходятся на том, что
сказки должны быть доступны детям, а изложение –
отличаться выразительностью. Рекомендуется
использовать традиционные сказочные приемы и
атрибуты, к которым дети уже привыкли. Или,
например, лексику: «жили-были», «за тридевять
земель», «в тридевятое царство, в тридесятое
государство», «долго ли, коротко ли»,
«жить-поживать».
как средство Экологического
воспитания
Чем вызван интерес к экологической
сказке у детского библиотекаря-практика, понять
несложно. Как уже говорилось, ребенок и сказка –
понятия неразрывные. И хочется, чтобы в арсенале
библиотекаря, ведущего работу по экологическому
воспитанию и просвещению, сказка заняла свое
законное место.
Специалисты (отнесем к их числу
писателей, педагогов, библиотекарей) по
отношению к экологической сказке занимают
разные позиции. Одни пишут сказки сами. Другие
ищут экологическое содержание в уже написанных.
Третьи знакомят с многочисленными вариантами
использования экологической сказки в
воспитательной и образовательной деятельности.
Четвертые учат сочинять сказки и взрослых, и
детей. А некоторые используют известные
сказочные сюжеты и героев, привнося в них
«приметы» сегодняшнего дня.
Но все безоговорочно сходятся на одном
– экологическая сказка необходима. Она
безоговорочно зачислена в арсенал самых
эффективных средств, способствующих
экологическому воспитанию. Особенно детей
младшего возраста.
Е.Усатова: «…экологическая сказка
вполне оправдывает свое существование как
творческий процесс донесения биологической и
экологической проблематики для детей».
Е.В.Шиков: «Перед чтением сказки детей
необходимо настроить на ее восприятие и сказать
буквально несколько слов о теме, затронутой в
повествовании. Затем обсудить прочитанное».
Что написано пером…
Экологические сказки. Пособие для
учителей 1-6 классов. / Сост. Г.А.Фадеева. –
Волгоград : Учитель, 2003. – 57 с.
Подход к экологической сказке у
Г.А.Фадеевой – практический. Сказки, вошедшие в
сборник, призваны образно и доступно объяснить
читателю суть экологических проблем, причины их
появления, помочь осмысленно воспринимать
окружающий мир и изменения, происходящие в нем.
Также они нацелены на формирование бережного
отношения к природе. Цель сборника – оказать
помощь учителям начальных и 5-6-х классов в
проведении уроков природоведения, в воспитании у
детей экологической культуры при изучении курса
«Окружающий мир». И еще во «Введении» автор
отметила, что «…сюжет любой сказки можно
использовать для ролевой игры,
театрализованного представления».
Составитель сборника считает: «В
настоящее время существует немало литературы
для познания экологии. Сюда можно отнести любую
детскую книжку, где в занимательной форме
описана жизнь каких-либо животных, растений,
явлений природы. Хорошим материалом в этом плане
является сказка». К этой мысли Г.А.Фадеевой мы еще
вернемся.
Шорыгина Т.А. Зеленые сказки:
Экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб,
2002. – 104 с. – (Развивающие сказки для детей).
Ценно, что методика работы с
экологическими сказками Т.А.Шорыгиной носит
активный характер. Работа ведется не в привычном
режиме «рассказчик – слушатель», а побуждает к
размышлениям и активному действию.
Цветкова И.В. Экологическое
воспитание младших школьников: Теория и методика
внеурочной работы. – М. : Педагогическое общество
России, 1999. – С. 155–158.
Здесь предмету нашего разговора
посвящена глава «Путешествия в экологические
сказки»: «В отличие от других сказок, наши
“сказочные” методики позволяют ребенку
представить себя в качестве главного
действующего лица». По мнению автора, «эти
методики способствуют развитию у младших
школьников способности к самоконтролю,
самооценке, являются началом пути к
самовоспитанию экологической культуры».
Экологические сказки: Для детей,
родителей и педагогов / Сост. Л.П. Молодова. – Мн. :
Асар, 1998. – 160 с. : ил.
«Я убеждена, что у нас, так любящих
чудеса и сказки, есть все возможности для
претворения предложенных методик в жизнь».
Как уже упоминалось, некоторые
предпочитают не писать экологические сказки, а
искать «экологическое содержание» в сказках уже
написанных… Действительно, важно уметь
разглядеть в сказке экологическое содержание.
Это лучше, чем сочинять, мягко говоря, не очень
хорошие сказки.
Составитель книги Л.П.Молодова –
кандидат биологических наук. А как отмечалось,
любая наука начинается со сказки. И в сборник
включены сказки, которые «…не только
познавательны, в них есть и волшебство, и
приключения, и неожиданности, в них мирно
уживаются серьезное и смешное, веселое и
грустное, потому что все они написаны
замечательными писателями, мастерами слова,
искренне любящими природу».
Открывает книгу сокращенный вариант
пьесы-сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».
Составитель сборника акцентирует внимание на
необычном персонаже. Это лес. Он наряду с другими
героями является «равноправным действующим
лицом, потому что самые важные события сказки,
где причудливо переплетаются волшебное и
реальное, происходят именно в лесу. Иногда,
оценивая поступки людей, он выступает либо
помощником, либо строгим судьей».
В сборник вошла сказка А.Исаакяна
«Самая нужная вещь» – о важности солнца и почвы
для выращивания хлеба. Легенда
В.Немировича-Данченко «Ключ врага милосердного»
о живительной силе воды. Сказки
Д.Мамина-Сибиряка, В.Бианки, Н.Сладкова,
Б.Заходера, Н.Позднякова, Н.Надеждиной. Завершает
сборник современная приключенческая сказка
Э.Успенского «Отпуск крокодила Гены». А в конце –
«Комментарии к экологическому содержанию
сказок». Они помогут направить разговор с детьми
в нужное русло и не упустить ничего важного.
Есть у Л.П.Молодовой и свои критерии
оценки экологической сказки. Она должна:
· учить думать о последствиях своих
поступков;
· воспитывать чувство причастности
к благополучию в природе, ответственность за
сохранение ее богатства и красоты;
· расширить экологический кругозор,
быть познавательной;
· информация должна быть достоверной;
· быть художественной.
«Сказки являются прекрасным примером
того, как полезно мечтать. Что такое мечта? Это
сфокусированное желание творить чудеса,
особенно если оно сочетается с чистым сердцем». |