Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №15/2005


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Ляля Зябликова

О сказках и сказочниках

Зачем нужна экологическая сказка

Нужна ли экологическая сказка – вопрос для многих риторический. Ребенок и сказка – понятия неразрывные.

По мнению профессионалов, именно в экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. И еще: экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе.

Один из авторов статей, посвященных сказкам, в том числе и экологическим, – Е.В.Шиков, кандидат биологических наук, учитель средней школы № 996 г. Москвы так определяет назначение экологических сказок – «…научить детей понимать природу и беречь ее». «Экологическое воспитание должно начинаться с самого раннего детства и продолжаться в течение всего периода обучения в школе. Для детей младшего и школьного возраста наиболее понятно изложение материала в форме сказок, которые пробуждают не только ум, но и чувства. Последнее очень важно. Ученики не столько должны выучить основные экологические понятия, сколько проникнуться уважением ко всему живому, полюбить природу». «Экологические сказки рассчитаны прежде всего на младших школьников, но с ними можно работать и в средних классах».

«В самой природе многое сродни чуду. Скользнувший луч, цветок, росинка на нем реальны, но в их единении вдруг рождается то, что человек называет “сказочной красотой”. Сухие научные слова скрывают за собой целый волшебный мир: метаморфоз напоминает превращения сказочных героев; анатомия, когда плененная ящерица отбрасывает хвост, – отсечение драконовых голов и вырастание новых. Как не почесть за чудо мимикрию, способность в одночасье изменить свой облик! Поэтому так естественно желание именно через сказку говорить с детьми об окружающем нас мире». Эти слова принадлежат С.Голубевой, сотруднику Переславского природно-исторического национального парка. С.Голубева обогатила наш материал различными идеями и фактами. И мы не раз еще прибегнем к ее опыту.

Когда-то на меня очень приятное впечатление произвела книга Д.Соколова «Сказки и сказкотерапия». Уже не припомню, что именно тогда меня в ней очаровало. То ли автор, который, как написано о нем в предисловии, «…появляется… немного бочком, чуть пританцовывая, начиная исчезать с минуты появления. Почти всегда влюблен, очень занят, одной рукой листая новую книгу, слегка оправдываясь, и при этом успевая мечтать». То ли та кажущаяся легкость, с которой сам автор сказки сочиняет, предлагая совершенно виртуозные сюжеты. Только теперь захотелось к этой книге вернуться: не окажется ли она полезной и в нашем случае? Не поможет ли, хотя бы частично, пролить свет на исследуемый предмет? Надо только оговориться, что книга посвящена сказкотерапии и непосредственно об экологической сказке речи в ней не ведется.

Вот несколько цитат, которые во многом определили мое отношение к экологическим сказкам и к тем, кто их сочиняет. Этакие критерии оценки что ли. Возможно, и вам это покажется интересным и принесет реальную пользу:

· «Автор, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предполагает и/или внушает метафорическое решение этой проблемы» (в нашем случае – проблемы экологической).

· «Сказка может быть использована для того, чтобы предложить ребенку способы решения конкретной проблемы».

· «Собственные решения – это вещь самая ценная, но и самая трудная».

· «Сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре».

· «…начиняют детей сказками, передавая таким образом, совершенно не намеренно – способы поведения, ценности, убеждения и в конечном итоге жизненные сценарии».

· «…сказки представляют собой наши попытки понять движущие силы, повлиять на происходящее и заглянуть хоть чуть-чуть дальше».

Одна из теоретических глав книги посвящена литературоведу Владимиру Яковлевичу Проппу. Он одним из первых построил модель сказки, ее единую схему. Глава собственно в схематичном виде и представляет результаты его работы. В поисках сказочных инвариантов В.Я.Пропп создал понятие функции. Функция – это поступок действующего лица, который определяется с точки зрения его важности для развития сказочного действия. Всего В.Я.Проппом выделена 31 функция действующих лиц. Не все функции присутствуют постоянно, но их число ограничено и порядок неизменен. Неизменным В.Я.Пропп определил и набор ролей (действующих лиц). Их семь. Исследовал В.Я.Пропп не все, а только «волшебные классические» сказки (непосредственно он основывался на ста русских сказках из сборника А.Н.Афанасьева). А, вообще-то, лучше почитать книгу целиком. Уж больно увлекательно написано. И, на мой взгляд, она лучше других сможет убедить сомневающихся: без сказки «как без рук». К тому же, у книги большой творческий посыл: так и хочется применить полученные знания на практике. Например… взять, да и попробовать сочинить свою сказку.

Достоверность – сказке не помеха

Л.Н.Ердаков (ученый-практик, разработавший курс экологии для начальной школы, г. Новосибирск), отмечает, что в наше время существует немало литературы для познания экологии: «Сюда можно отнести любую детскую книгу, где в занимательной форме описана жизнь животных». Такими являются и часть сказок, где не нарушаются экологические правила (Волк может съесть Бабушку и Красную Шапочку, но видимо, не станет есть соленый огурец или пить чай с вареньем). Много экологических сказок создано Б.Заходером. К числу экологических можно отнести и рассказы В.Бианки. Могут быть полезны и некоторые русские народные сказки, если в них есть цепь превращений: яйцо в гусеницу, гусеница – в куколку, та – в бабочку. Очень экологичны взаимодействия волшебника и его ученика: ученик – в зерно, волшебник – в курицу; ученик – в карася, волшебник – тотчас в щуку; ученик – в утку, а волшебник – в сокола. Это уже иллюстрация пищевых цепей, элементы сложных природных взаимодействий типа «хищник-жертва». Исходя из этих рассуждений, Л.Н.Ердаков придумал экологические сюжеты о похождениях Эколобка. По мнению автора, Колобок – весьма интересный и удобный персонаж. Он сделан из теста и заведомо не несет никаких экологических свойств и специализаций. Такому персонажу свободно можно приписывать различные особенности и помещать его в разные экологические ситуации. Так, Эколобок становится членом многих биоценозов и вступает там во взаимоотношения с живой и неживой природой. На него воздействует среда, а он, в свою очередь, как-то ее изменяет.

Е.В.Шиков также акцентирует внимание на том, что основные факты в экологических сказках должны быть даны правдиво, с научной достоверностью. Вымышлены в них лишь события и разговоры между растениями или животными, которые помогают детям понять суть происходящего в природе: «Сказки основаны на вымыслах, но придуманы не для забавы. В них выражены представления людей о жизни и справедливости, они учат жить. Экологические сказки не исключение».

Так, обращаясь к сказке «Царевна-лягушка», Е.В.Шиков отмечает: «Как и все волшебные сказки, “Царевна-лягушка” происходит от древнего мифа о природе, уходящего корнями в глубь тысячелетий. Он отражал представление людей о мире и служил для объяснения природных явлений. Но шли века. Менялась жизнь, и постепенно древние мифы превратились в волшебные сказки, главным в которых стал уже не образный рассказ о природе, а утверждение морали и нравственности». И дальше, он размышляет о том, кто же такая Царевна-лягушка? И было ли вообще чудесное превращение? И предлагает авторский вариант сказки «Девушка-лягушка». Почитайте. Вам это покажется весьма любопытным. И еще вы узнаете, как возникло описание Бабы-яги и что такое на самом деле избушка на курьих ножках. Автор доказывает, что «…все фантазии рождаются из действительных образов». Считая природу разумной и божественной, наши предки (язычники) постоянно обращались к ней за помощью. Считая, что защитой от злых сил служит одежда, символы природы вышивали по вороту рубах, по краям рукавов, по подолу платьев.

Сказка ни в коей мере не должна восприниматься как историческое повествование. Это художественное произведение, – считает Е.В.Шиков.

Вспомним на минуточку, что экология – это наука. Детская писательница Тамара Крюкова уверена, что «…любая наука начинается со сказки. Прежде, чем появился самолет, был ковер-самолет, а вместо телевизора – блюдечко с наливным яблочком». Звучит весьма убедительно, не правда ли? В своих сказках Тамара Крюкова пробует найти ответы на некоторые «почему», которые касаются животного и растительного мира. Об этом ее «Сказки для почемучек». Некоторые из них опубликованы на страницах журнала «Наука и жизнь». Это говорит о том, что в достоверности информации, которая содержится в сказках Т.Крюковой, сомневаться не приходится.

Важный момент – информативность экологической сказки. Особенно, если речь идет о малышах. Экологические сказки должны быть информационно емкими, но не следует и перегружать их. Иногда достаточно одного, двух предложений для сообщения интересного факта. Специалисты единодушно сходятся на том, что сказки должны быть доступны детям, а изложение – отличаться выразительностью. Рекомендуется использовать традиционные сказочные приемы и атрибуты, к которым дети уже привыкли. Или, например, лексику: «жили-были», «за тридевять земель», «в тридевятое царство, в тридесятое государство», «долго ли, коротко ли», «жить-поживать».

как средство Экологического воспитания

Чем вызван интерес к экологической сказке у детского библиотекаря-практика, понять несложно. Как уже говорилось, ребенок и сказка – понятия неразрывные. И хочется, чтобы в арсенале библиотекаря, ведущего работу по экологическому воспитанию и просвещению, сказка заняла свое законное место.

Специалисты (отнесем к их числу писателей, педагогов, библиотекарей) по отношению к экологической сказке занимают разные позиции. Одни пишут сказки сами. Другие ищут экологическое содержание в уже написанных. Третьи знакомят с многочисленными вариантами использования экологической сказки в воспитательной и образовательной деятельности. Четвертые учат сочинять сказки и взрослых, и детей. А некоторые используют известные сказочные сюжеты и героев, привнося в них «приметы» сегодняшнего дня.

Но все безоговорочно сходятся на одном – экологическая сказка необходима. Она безоговорочно зачислена в арсенал самых эффективных средств, способствующих экологическому воспитанию. Особенно детей младшего возраста.

Е.Усатова: «…экологическая сказка вполне оправдывает свое существование как творческий процесс донесения биологической и экологической проблематики для детей».

Е.В.Шиков: «Перед чтением сказки детей необходимо настроить на ее восприятие и сказать буквально несколько слов о теме, затронутой в повествовании. Затем обсудить прочитанное».

Что написано пером…

Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. / Сост. Г.А.Фадеева. – Волгоград : Учитель, 2003. – 57 с.

Подход к экологической сказке у Г.А.Фадеевой – практический. Сказки, вошедшие в сборник, призваны образно и доступно объяснить читателю суть экологических проблем, причины их появления, помочь осмысленно воспринимать окружающий мир и изменения, происходящие в нем. Также они нацелены на формирование бережного отношения к природе. Цель сборника – оказать помощь учителям начальных и 5-6-х классов в проведении уроков природоведения, в воспитании у детей экологической культуры при изучении курса «Окружающий мир». И еще во «Введении» автор отметила, что «…сюжет любой сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного представления».

Составитель сборника считает: «В настоящее время существует немало литературы для познания экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане является сказка». К этой мысли Г.А.Фадеевой мы еще вернемся.

Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2002. – 104 с. – (Развивающие сказки для детей).

Ценно, что методика работы с экологическими сказками Т.А.Шорыгиной носит активный характер. Работа ведется не в привычном режиме «рассказчик – слушатель», а побуждает к размышлениям и активному действию.

Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – С. 155–158.

Здесь предмету нашего разговора посвящена глава «Путешествия в экологические сказки»: «В отличие от других сказок, наши “сказочные” методики позволяют ребенку представить себя в качестве главного действующего лица». По мнению автора, «эти методики способствуют развитию у младших школьников способности к самоконтролю, самооценке, являются началом пути к самовоспитанию экологической культуры».

Экологические сказки: Для детей, родителей и педагогов / Сост. Л.П. Молодова. – Мн. : Асар, 1998. – 160 с. : ил.

«Я убеждена, что у нас, так любящих чудеса и сказки, есть все возможности для претворения предложенных методик в жизнь».

Как уже упоминалось, некоторые предпочитают не писать экологические сказки, а искать «экологическое содержание» в сказках уже написанных… Действительно, важно уметь разглядеть в сказке экологическое содержание. Это лучше, чем сочинять, мягко говоря, не очень хорошие сказки.

Составитель книги Л.П.Молодова – кандидат биологических наук. А как отмечалось, любая наука начинается со сказки. И в сборник включены сказки, которые «…не только познавательны, в них есть и волшебство, и приключения, и неожиданности, в них мирно уживаются серьезное и смешное, веселое и грустное, потому что все они написаны замечательными писателями, мастерами слова, искренне любящими природу».

Открывает книгу сокращенный вариант пьесы-сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев». Составитель сборника акцентирует внимание на необычном персонаже. Это лес. Он наряду с другими героями является «равноправным действующим лицом, потому что самые важные события сказки, где причудливо переплетаются волшебное и реальное, происходят именно в лесу. Иногда, оценивая поступки людей, он выступает либо помощником, либо строгим судьей».

В сборник вошла сказка А.Исаакяна «Самая нужная вещь» – о важности солнца и почвы для выращивания хлеба. Легенда В.Немировича-Данченко «Ключ врага милосердного» о живительной силе воды. Сказки Д.Мамина-Сибиряка, В.Бианки, Н.Сладкова, Б.Заходера, Н.Позднякова, Н.Надеждиной. Завершает сборник современная приключенческая сказка Э.Успенского «Отпуск крокодила Гены». А в конце – «Комментарии к экологическому содержанию сказок». Они помогут направить разговор с детьми в нужное русло и не упустить ничего важного.

Есть у Л.П.Молодовой и свои критерии оценки экологической сказки. Она должна:

· учить думать о последствиях своих поступков;

· воспитывать чувство причастности к благополучию в природе, ответственность за сохранение ее богатства и красоты;

· расширить экологический кругозор, быть познавательной;

· информация должна быть достоверной;

· быть художественной.

«Сказки являются прекрасным примером того, как полезно мечтать. Что такое мечта? Это сфокусированное желание творить чудеса, особенно если оно сочетается с чистым сердцем».