Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №15/2005


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Ляля Зябликова

Мы – и сами с усами

Напишем сказку сами

Во многих библиотеках проводятся конкурсы среди читателей-детей на лучшую экологическую сказку. Но, зачастую, давая детям такое серьезное задание как написание сказки, мы не даем ничего, что способно им помочь. Возможно, это происходит потому, что и сам библиотекарь не очень хорошо ориентируется в данном вопросе. А ведь в сказочном жанре существуют свои законы и правила. И что самое примечательное, знакомиться с ними интересно и библиотекарю, и юному читателю. В итоге, те детские экологические сказки, которые приходится читать, и сказками-то не назовешь. Не отвечают они законам жанра, не отличаются поэтичностью, не изобилуют интересными фактами из жизни земной «природной среды». Это все больше рассказы. Сюжеты незамысловаты и неоригинальны. Герои не самобытны, их поступки примитивны и предсказуемы. А мы все стимулируем детей на создание подобных «творений»: проводим конкурсы, издаем сборники. Все эти камни – в наш с вами огород, уважаемые коллеги. Помочь разобраться детям в особенностях литературного творчества, собственно жанра «сказки», сделать сам творческий процесс более целенаправленным – наша прямая обязанность.

Ведь, написание сказок – огромный простор для детской фантазии. Чего стоит только придумать названия сказки, персонажей, имен. Е.В.Шиков отмечает: «Написание сказок позволяет максимально активизировать познавательную деятельность учеников. Это не только интересное литературное творчество. Но и действенное средство познания природы, развитие мышления и воспитания чувств. Самое важное – заинтересовать детей самой идеей создания сказки». И дальше он предлагает один из возможных способов обращения к школьникам:

«Спросите любого: “Кто живет в Африке?”. И вам ответят: “Слоны, обезьяны, жирафы, носороги, бегемоты, крокодилы, попугаи”. А спросите о том, кто живет в Южной Америке, и многие затруднятся с ответом. Почему? Да потому, что об Африке мы еще в детстве узнали из сказки Корнея Чуковского «Айболит».
А о Южной Америке сказки не было…”. Так сочиним сказки о дальних странах и их неведомых обитателях!»

Но, как справедливо замечает Е.В.Шиков: «Для создания сказок мало одного призыва к творчеству, надо еще показать ученикам, как пишутся сказки, научить их этому».

Этот призыв имеет отношение и к нам с вами. Наша задача, в данном случае, обеспечить ребят информацией, которая им поможет в подборе достоверных фактов. Начинать Е.В.Шиков советует «…с самых общих изданий, таких как “Жизнь животных”, “Жизнь растений”». Заметим, что отмеченные издания не вполне подходят для малышей, а скорее могут быть предложены ребятам среднего и старшего возраста. Ну, и рассказать детям, как пользоваться этими книгами – тоже наша задача. Ребят надо еще научить делать выписки интересных фактов из источников. Затем на основе наработанного материала показать, как делается набросок сказки. Следующий этап – заслушать творение каждого. «Что бы ученики ни говорили, как бы коряво ни звучали их тексты, ругать и критиковать никого нельзя и в повествовании каждого ученика необходимо отмечать только достоинства. Ругать ни в коем случае нельзя, зато каждый, даже самый маленький успех, удача должны быть отмечены... Не пугайтесь, коллеги, если тексты детей будут краткими и примитивными. Это нормально. Литературному творчеству следует учить спокойно и терпеливо». На этом этапе важно создать атмосферу сотворчества. Дети должны почувствовать, что вы творите вместе с ними, а не просто курируете их деятельность. Затем, следует выбрать лучшие фрагменты из написанных, и на их основе создать общий вариант сказки.

Е.В.Шиков предлагает несколько способов создания сказки. Например, прочитать детям сказку с тем, чтобы разобрать схему ее построения. Затем прочитать еще одну. Но не до конца. И попросить ребят ее завершить. «Несмотря на кажущуюся простоту, дописать сказку не так просто». И предлагает привлечь к работе педагогов биологии, географии, литературы, русского языка.

После тренировки по дописыванию сказок можно перейти к их созданию по заданным сюжетам. После освоения простых сказочных сюжетов возможен переход к сочинению более сложных.

Е.В.Шиков напоминает о том, что «…сказка – это не рассказ. Специфическая форма изложения требует соблюдения некоторых правил. Так, в них не должны присутствовать описания природы, рассуждения, наставления. Весь фактический материал дается в диалогах героев. Место и действие определяется в самой общей форме: “в зимнем городе”, “летом в лесу” и т.д. Не должно быть никаких вступлений, сказка начинается с какой-либо проблемы… Их решение и определяет действие героев. Образы героев экологических сказок не подвергаются изменениям: хорошие всегда остаются хорошими, плохие – плохими. Это обусловлено тем, что поведение животных определяется в основном врожденными инстинктами». Последняя мысль справедлива в том случае, если речь идет о сказке, героями которой являются животные. Потому как человеку под влиянием обстоятельств (даже сказочных) все же свойственно изменяться. И еще несколько мыслей от Е.В.Шикова:

«Школьникам необходимо объяснить, что главное в сказке – мораль. Сказка должна учить жить, учить в первую очередь доброте. Чем больше в сказке будет эпизодов, воспитывающих доброту, тем лучше».

«При разработке сложных сказочных сюжетов открываются большие возможности для развития литературно-творческих способностей учащихся, их речи, чувства поэзии».

«…создавая сказки, дети будут с большим интересом изучать экологию, биологию, географию, литературу, рисовать, мастерить и даже попробуют себя в роли актеров, а совместное творчество будет способствовать воспитанию товарищества, учить жить в обществе».

Используются и другие методики. Наши коллеги в Удмуртской республиканской библиотеке для детей и юношества при сочинении с ребятами экологических сказок используют «…технику, предложенную Джанни Родари и схему составления сказочных карт В.Проппа».

Конечно, дети – главные сказочники. Мы сами развили весьма активную деятельность в смысле поощрения их к написанию экологических сказок. Но, почему-то (а почему?) далеко не всегда даем себе труд поучить ребят непростой премудрости написания сказки. Хорошо, если это будет в игровой форме. Здесь библиотекарю на помощь придет Виталий Бианки…

Есть у него «Рассказ о рассказах»: Лирическое пособие для игры в новеллино. «Эту литературную игру – увлекательную и полезную – назвал я так на милом моему сердцу итальянском языке, чтобы звучало не только красиво, но и немножко таинственно. Ведь в ней нам неизбежно придется слегка приподнять занавес, за которым хоронятся пресловутые тайны художественного творчества – почти чудесные тайны». Цель игры Виталий Бианки определяет как наслаждение. Но не только: «…новеллино… не только увлекательная, но и полезная игра. Она может привести к обнаружению в человеке таких возможностей, какие он в себе и не подозревал. Может разбудить в нем поэта, может сделать из него “мастера слова”… А на худой, как говорится, конец, – просто научить его четко мыслить и грамотно излагать свои мысли и чувства…». И В.Бианки распахивает «…двери своей писательской лаборатории перед широким читателем. Памятуя, что писателем становишься из читателя, мне хочется всех читателей – юных и пожилых – научить внимательному отношению к слову, к языку».

Останавливаясь на «спортивном интересе» игры, Бианки пишет: «Новеллино-экспромт – спортивное упражнение на умение заинтересовать слушателей темой рассказа и удержать его внимание до самого конца повествования».

Сам по себе новеллино – это маленький рассказ. Но и правила игры, и предложенная методика весьма нам подойдут для работы и в «сказочном» жанре. «Игра состоит в том, чтобы, состязаясь с другими или самим собой, сделать прекрасный маленький рассказ». В общих чертах правила игры сводятся к следующему: на стол кладется стопка писчей бумаги, карандаши (чтобы легче было править написанное). «Если договорено писать каждому на свою, на вольную, тему, то игра тут и начинается. Если же решено писать всем на одну тему, то важно выбрать такую, чтобы всем захотелось попробовать на ней свои силы, чтобы все загорелись ею». «Но вот тема задана. Избрано жюри из одного или нескольких лиц. В обязанности жюри входит: объявление начала и конца игры, поддержание тишины и порядка во время игры, сбор рукописей с пометкой на них времени сдачи, чтение рукописей про себя и вслух… и назначение премий за лучшие…»

«Но вот время писания истекает, один за другим играющие сдают свои исписанные листы жюри. Теперь ужин или чай… Затем – чтение новеллино в порядке их сдачи жюри. Обсуждение их, высказывание о каждом обязательно для всех присутствующих – хотя бы в самом элементарном его виде: понравился рассказ или нет, и что именно понравилось, что показалось безразличным и что решительно не понравилось.

Окончательная оценка рукописей производится людьми с наиболее развитым вкусом; подозревается, что они сидят в жюри».