Нина Колоскова
Сочинительская мастерская Виктора Кротова
Виктор Гаврилович Кротов – писатель,
философ, педагог. У читателей «Эколота» была
возможность немного познакомиться с его
творчеством: это сказка «Приключения Рисинки»1 и статья «Лошадь –
целительница»2. Среди его
произведений есть и стихи, и рассказы, и сказки.
Пишет он и серьезные взрослые книги. Всего издано
около двадцати книг, а написано еще больше.
Печатается в газетах и журналах. Занимается
книгоизданием: работает в Центре «Нарния»
Ассоциации «Духовное возрождение». Ведет
литературную студию «Родник» для детей и
взрослых московского клуба «Ладога» и Летнюю
литературную студию «Лучик» в лагере Центра
комплексной реабилитации для детей-инвалидов и
их семей «Наш солнечный мир».
Виктор Кротов очень любит сочинять
сказки (в том числе и экологические). И делает это
мастерски. А еще он старается передать свое
сочинительское мастерство детям и взрослым.
Поскольку считает это занятие не только
интересным, но и весьма полезным: «…я думаю, что
каждый из нас должен уметь говорить не только
устно, но и письменно. Вот почему я уверен, что
каждому стоит попробовать сочинять… Я бы даже
сказал так: каждый должен написать свою книгу. У
кого-то она будет тоненькой, у кого-то
многотомной, но эту книгу за тебя не напишет
никто». И приглашает всех желающих в свою
воображаемую сочинительскую мастерскую – на
страницы книги «Учусь сочинять. Как стать
писателем хотя бы для себя самого». Книга эта –
настоящее руководство к действию. Она станет
настольной для всех, кто захочет попробовать
свои силы в сочинительстве. А еще В.Кротов ведет
занятия с ребятами в литературных кружках и
студиях и выступает в роли члена жюри на
литературных конкурсах. Или просто любит
посидеть над книгой умной, не лишенной
практической пользы и, к тому же, написанной с
великолепным чувством юмора и всяческим
расположением к своему потенциальному читателю.
Книга «Учусь сочинять…» в целом
посвящена простейшим жанрам письменной речи.
Первая глава – своего рода похвала письменному
слову. Автор убежден, что «…это как волшебная
палочка, с помощью которой можно сделать свою
жизнь интереснее… Но для этого нужно ощутить
вкус своей свободы. Ощутить возможности
свободного письменного высказывания. Ощутить
полет мысли и воображения».
Дальше начинается увлекательное
путешествие в мир литературных жанров. Автор не
только научает, дает необходимый «инструмент»,
ведет читателя от простого к более сложному. Но
сам – всегда впереди – протаптывает тропинку,
предостерегает, страхует от возможных неудач,
всячески поощряет и подбадривает.
В начале предлагается «…испытать на
себе странный литературный жанр “эссе”. В этом
жанре можно писать что хочется и как хочется».
Это самый вольный литературный жанр. Его
название в переводе с французского означает
«проба, попытка».
Предостережение первое: «Писать
свободно – не значит писать как попало. Если мы
рассчитываем на внимание другого человека,
читателя, стоит учиться привлекать это внимание,
удерживать и оправдывать его».
Предостережение второе: «…чтобы
сочинять интересно, нужно уметь охотиться за
эпитетами, сравнениями, метафорами и всякой
такой необычной добычей».
Несколько глав книги посвящены
стихотворным жанрам. В них рассказывается: чем
отличаются стихи от прозы и что у них общего; как
превратить прозу в стихи; что такое верлибр – или
свободные стихи (это когда стихи без рифм и без
размеров). Особенно автору симпатичны свободные
трехстишия (не путать с японскими «хокку»).
Есть у Виктора Кротова и любимый вид
творчества, незаменимый для развития
литературных навыков. Это – афоризм-определение.
«“Как! Афоризмы – ведь это изречения великих
людей!” – скажет кто-то. В этом и состоит ошибка.
Афоризм – это просто краткое выразительное
законченное высказывание». И в качестве примера
приводит несколько афоризмов из-под пера своих
учеников. Все, что создано детьми в жанре
«афоризм-определение», собрано в отдельную книгу
«Подсказка души. Словарь детских афоризмов».
«Авторы этой книги – дети творческие, открывшие
для себя возможность по-своему определить любую
вещь, любое явление, с которыми они встречаются в
жизни. Эта возможность оказалась очень
естественной для них – ведь ребенку свойственно
первооткрывательство». Мы не можем отказать себе
в удовольствии познакомить читателей с
некоторыми из афоризмов, тем более, что автор в
предисловии к изданию любезно разрешил
«…использовать при случае наиболее меткие
определения (не забывая, конечно, ссылаться на
авторов)». Возраст одних и тех же авторов иногда
разнится. Это не ошибки. Просто дети растут.
А чтобы и из афоризмов извлечь пользу
для данного конкретного случая, ограничимся
рамками выбранных нами сказконаписательной и
экологической тем.
Автор – строитель дома из слов Маша
Иванова, 12 лет.
Вдохновение – день открытых дверей
для музы Ксюша Сысун, 12 лет.
Идея – это мысль, которая благодаря
труду может воплотиться в жизнь Леша Мудрецов,
13 лет.
Фантазия – видимость другого мира Катя
Бец, 10 лет.
Проза – болтовня с бумагой Наташа
Митина, 11 лет.
Сказка – истина наоборот Саша
Овчинников, 14 лет.
Сказка – это жизнь, придуманная
душой, когда ей не подходит ее реальная жизнь Соня
Шаталова, 8 лет.
Афоризм – необычное описание
обычного Ксюша Кротова, 9 лет.
Закладка – заложница книги Наташа
Митина, 10 лет
О животном и растительном мире
Рак – живая прищепка Ксюша
Белоусова, 12 лет.
Цветок – красота на стебельке Катя
Лосева, 14 лет.
Роза – красавица с характером Наташа
Митина, 10 лет.
Сом – усатый не человек Катя Бец, 10
лет.
Улей – дом медовых кусачек Ксюша
Кротова, 8 лет.
Хвост – волосатый враг мух Ксюша
Кротова, 12 лет.
Хвост – радостный конец Ксюша
Сысун, 10 лет.
Яйцо – родина цыпленка Лена
Игумнова, 12 лет.
Бабочка – главная примета летнего
счастья Соня Шаталова, 8 лет.
Вода – жидкая прозрачность Маша
Вандышева, 12 лет.
Жираф – ходячая лестница Алена
Шаламова, 10 лет.
Кошка – символ уютной независимости
Соня Шаталова, 8 лет.
Кукушка – лесной таймер Даша
Калягина, 13 лет.
Листья – языки дерева Лена
Игумнова, 12 лет.
Лягушка – квакающий мячик Ксюша
Кротова, 6 лет.
Мышь – писк с хвостом Алена
Шаламова, 10 лет.
Порода – национальность собак и
кошек Маша Макеева, 13 лет.
Ну, и просто для «загадочной женской
души»:
Бутон – тайна на ножке Алена
Шаламова, 11 лет.
Весна – утро лета Ксюша Сысун, 12
лет.
Интуиция – подсказка души Ксюша
Сысун, 12 лет.
Неожиданность – удивительный испуг Ксюша
Чуракова, 11 лет.
Озарение – свет в окошке души Ксюша
Кротова, 12 лет.
Радость – улыбка в сердце Леня
Янушевич, 9 лет.
Поза – выражение мыслей телом Ксюша
Кротова, 9 лет.
Поцелуй – прикосновение чувств Ксюша
Чуракова, 10 лет.
Улыбка – тихое веселье Леша
Иванов, 13 лет.
Слезы – водопад отчаяния Ксюша
Сысун, 10 лет.
Любовь – два сердца в одном Надя
Иванова, 12 лет.
Счастье – чрезмерная радость Ксюша
Кротова, 8 лет.
Хобби – интересная трата времени Маша
Андреева, 12 лет.
Этикет – умное поведение Алена
Шаламова, 11 лет.
Мысль не в тему:
Названия, которые мы придумываем для
наших книжных выставок, массовых мероприятий и
разного другого… Они, зачастую, такие пресные,
банальные. Пора привлекать детей (или самим на
время ими становиться). Уж очень виртуозно у них
получается. А наша практическая деятельность
обогатится формой «Читательский конкурс на
лучшее название для книжной выставки», например.
Может, попробуем?
Отдельная глава в книге посвящена
сказке. Называется она «Воображение с
соображением. Волшебство сказки». Виктор Кротов
вообще считает сочинительство одной из
разновидностей волшебства. Но нигде, по его
мнению, волшебная сила сочинителя не проявляет
себя так, как в сказке.
А далее будет использован прием
«фрагменты в свободной композиции». Он даст
возможность познакомиться с приемами
сочинительства сказок, предложенными Виктором
Кротовым, более детально.
«Тему для сказки раздобыть легче, чем
кажется. Можно отыскать ее даже среди
сегодняшних событий. Ведь любой случай, если его
коснуться волшебной палочкой воображения,
превратится в чудо. Можно отыскать тему и в
памяти. Да и вообще темой сказки может стать все,
что угодно. А самое богатое месторождение тем –
это собственная фантазия».
«Если не знаешь, с чего начать сказку,
можно использовать традиционное “Жили-были”.
Можно начать с героя сказки или с описания места
действия. Еще лучше начать с чего-нибудь
необычного. Ведь важно зацепить внимание
читателя, удивить его и привлечь к дальнейшему
чтению. Да и самому так интереснее».
«Сказочному герою (или, говоря
скромнее, персонажу сказки, потому что не каждый
персонаж – герой) стоит придумать особое
сказочное имя. Надо не забыть рассказать хоть
немного про его облик и характер.
И хорошо, если ему сочувствуешь. Сочувствует
автор – посочувствует читатель. Ну, а остальные
герои пусть будут такими, чтобы обеспечить герою
его приключения».
«Сначала сказка может быть совсем
маленькой, в несколько фраз. Этакая
сказка-крошка. Потом ее можно вырастить, добавив
разные любопытные подробности, сравнения,
смешные реплики. К основному происшествию можно
присоединить дополнительные события».
«Но прежде, чем выращивать сказки…
попробуем собрать вместе главные свойства этого
жанра… Хорошо, когда в сказке есть ЗАЦЕПКА,
привлекающая внимание. Хорошо, когда есть хотя бы
одно ПРОИСШЕСТВИЕ. Хорошо, когда есть ГЕРОЙ,
которому можно сочувствовать, и у него есть ИМЯ.
Хорошо, если у персонажей сказки есть
ПРИКЛЮЧЕНИЯ (надо же их чем-то занять). Хорошо,
когда в сказке много НЕОБЫЧНОГО. Хорошо, когда в
ней, как в скорлупе ореха, скрывается ядрышко
СМЫСЛА или особый образ. Хорошо, когда есть
всякие интересные ПОДРОБНОСТИ. Хорошо, когда
есть РИТМ, не дающий скучать читателю. Хорошо,
когда есть интересная КОНЦОВКА, особенно с
какой-нибудь НЕОЖИДАННОСТЬЮ».
«Сказка – это такая игра. Это честная
выдумка. Она сама себе устанавливает игровые
правила, но с их помощью рассказывает что-то
важное о жизни. Она, как волшебная лупа, позволяет
лучше разглядеть это важное».
«Мир сказки отличается от мира, в
котором мы живем, но чем-то он обязательно схож с
ним (ведь придумываем сказочный мир мы, люди).
Сочетание похожести-непохожести – это условия
игры, в которую автор играет сам и приглашает
поиграть читателя».
«Сказки дают нам возможность
примерять на себя самые различные маски. Маски
персонажей, наряды поступков, декорации
ситуаций… И посмотреть на результаты примерки
как бы со стороны».
«Сказка – это встреча миров.
Сказочного мира с внешней реальностью.
Сказочного мира с нашим внутренним миром.
Во внутреннем мире человека, как и в
мире сказочном, живут Смелость и Трусость,
Жадность и Щедрость, Мелочность и Великодушие, и
множество других персонажей. Сказочная игра учит
нас замечать их и управляться с ними».
«Сказка хороша торжеством правды над
ложью, светлых сил над темными. Она становится
игрой ВОКРУГ важных вещей, но не игрой важными
вещами. Сказочный подвиг остается подвигом, даже
если герой выглядит смешно и нелепо. Не бывает
игрушечных подвигов, как не бывает игрушечного
горя».
«В сказке волшебным образом
встречается воображение с соображением. На этой
встрече всегда интересно присутствовать. И в
качестве читателя, и в качестве автора».
«Главная особенность сказки в том, что
ее автору доступны любые чудеса. Но он отвечает
за то, чтобы созданный им мир был интересен и
полон смысла».
«А самое главное – написать сказку
так, как хочется. Даже если это противоречит всем
правилам сочинения сказок…»
Не будет бесполезным и знакомство с
«Экспресс-курсом: Основы писательской работы»,
разработанным Виктором Кротовым. Этот курс был
подготовлен специально для занятий по
писательскому мастерству на семинаре для
христианских детских писателей. В него вошли
методики, апробированные автором в течение
нескольких лет в литературных студиях «Родник» и
«Лучик».
Сослужит данная методика службу и нам
– библиотекарям. Много всяких писательских
премудростей растолковывает автор:
· На первом занятии – «Общие принципы
писательской работы» – речь идет о значении
письменной речи и о том, как понять, что у вас есть
писательское призвание. Какие навыки помогают
заниматься сочинительством и на чем делать упор:
узнавание, переживание, обдумывание, описание,
редактирование. Кем приходится быть автору по
отношению к читателю: свидетелем, актером,
драматургом, поэтом, юмористом, философом.
· Узнаете вы и о законах писательской
работы. Закон трех «В»: внимание, вдохновение,
выращивание. Закон трех «У»: увлекательно,
удивительно, убедительно («В общем,
повествование должно быть У-У-У каким!..»). Закон
трех «С»: случай, стиль, смысл.
· Второе занятие – «Опорные свойства
прозы» – учит работать вдоль (путь от начала
произведения до его завершения) и работать поперек
(улучшать написанное).
· Третье занятие – «Практическая
работа с текстом» – посвящено способам работы
(спонтанному, плановому способу выращивания),
особенностям повествования (динамике и
изображению), музыке языка, миру фразы.
· На четвертом занятии речь идет о
смысле, подробностях, изображении и диалоге.
· Пятое занятие – путешествие в мир
вдохновения, воображения и образов.
· Шестое занятие – особенное. Оно
называется «Шпаргалка для автора». Это пожелания
автора книги всем, кто захочет к ним
прислушаться. В разделе «Писательские
страшилки» автор предостерегает от плагиата и
неоригинальности.
Теперь посмотрим, как писатель
выращивает сказку. На конкретном примере. А
почему выбрана именно эта сказка, вы поймете без
всяких объяснений.
Кругодыры (вариант 1)
Жили вокруг дыры кругодыры. Они думали,
что дыра важнее всего в их жизни. Самые смелые
заглядывали в нее. Самые умные размышляли: что
там? Однажды из дыры вылетела одноглазая птица.
Села передохнуть, осмотрелась и сказала:
«Повезло вам! Так близко к небу живете». Полетела
птица дальше вверх, а кругодыры подняли вслед за
ней головы – и заметили небо.
Кругодыры (вариант 2)
Вокруг огромной бездонной дыры жили
кругодыры. Самым главным в жизни была для них эта
дыра. Поэтому они так себя и называли. А уж вслед
за ними называли их так и все остальные.
Думаете, легко жить вокруг дыры? Ну уж
нет! Надо постоянно помнить, что дыра рядом. Ведь
свалиться в нее никому не хочется. Поэтому
повсюду у кругодыров были развешены надписи:
«Осторожно, рядом Дыра!»
Многие кругодыры увлекались
дыролазаньем. С помощью всяких специальных
приспособлений опускались в дыру, кто на какую
глубину сможет. Потом дыролазы в кругу друзей
рассказывали о своих приключениях и
переживаниях.
И всегда заканчивали свои рассказы
тем, что словами все равно этого не передать.
Поэтому все новые кругодыры становились
дыролазами, чтобы самим испытать непередаваемое.
Изучали дыру и ученые. Они назывались
дыроведами, а еще дырологами. Дыроведение и
дырология были у кругодыров в большом почете,
хотя толком о дыре никто ничего сказать не мог.
То, что писали в своих книгах дыроведы, было таким
же, как и сама дыра, бездонным и загадочным. Но они
занимались и практическими вещами. Ведь только
дыроведы могли по всем правилам науки
определить, где нужно развешивать надписи:
«Осторожно, рядом Дыра!»
Узнать кругодыра вы бы смогли запросто
– по его особой осанке. Не то чтобы они были
горбатенькими, но от постоянного заглядывания в
дыру шея у них удлиннялась и изгибалась, так что
им было легче смотреть вниз, чем по сторонам. А
наверх они вообще не смотрели. Не удивляйтесь.
Неизвестно, смотрели бы вы наверх, если бы вам
пришлось жить среди кругодыров.
Что еще было примечательно в
кругодырах, так это их привязанность к своей
родине. В какую бы прекрасную страну ни уезжал
кругодыр, как бы хорошо там ни устроился, через
некоторое время его начинало все сильнее тянуть
обратно. Кругодыр начинал печалиться, становился
все беспокойнее и приходил в себя только тогда,
когда снова повсюду вокруг виднелись надписи:
«Осторожно, рядом Дыра!»
И вот однажды дежурные кругодыры
впервые с незапамятных времен заметили, как из
глубины дыры что-то поднимается все выше и выше!
Тут же по радио и по телевизору стали
передавать предупреждение дыроведов об
опасности. И радио, и телевизор советовали всем
кругодырам срочно отправиться подальше от дыры,
потому что неизвестно, что будет.
Но нет, кругодыры определенно были
очень загадочными существами. Вместо того чтобы
послушаться совета дыроведов, они поступили
совершенно наоборот. Все, кто мог, собрались
вокруг дыры и с восторженным страхом следили за
тем, что происходит.
А из недр дыры поднималось что-то
непонятное: полосатое и крылатое. Постепенно
стало видно, что это громадная птица вся в
черно-белых полосах, как зебра. Она махала
крыльями из последних сил, но все-таки ей удалось
вылететь из дыры и усесться на краю, прямо возле
кругодыров. У птицы было не два глаза, а только
один – прямо над клювом. Глаз этот был печальным
и мудрым. Казалось, птица вот-вот заговорит.
И она в самом деле заговорила!
– Какие вы счастливые, – сказала
птица густым подземным голосом. – Так близко к
небу живете.
Кивнула она кругодырам, взмахнула
своими большими крыльями так, что поднялся
сильный ветер, и полетела еще выше.
С большим трудом подняли кругодыры
головы вверх, провожая взглядами одноглазую
птицу-зебру, –
И УВИДЕЛИ НЕБО!..»
Эту сказку вы найдете в книге, о
которой речь пойдет ниже.
Есть у Виктора Кротова совершенно
замечательная книга. Называется она «За бродячим
подсолнухом». Всех, кто отважится отправиться за
ним вслед, ждет непростое путешествие. Доведется
побывать в пяти сказочных мирах, в пятидесяти
сказках, познакомиться с множеством
удивительных существ и передумать разные
необычные мысли.
Но для нас с вами главное – проследить,
каким необычным способом появляются сказки. На
этот раз их на своих листьях выращивает веточка
Кленочка. Эту кленовую веточку подобрала на
прогулке девочка по имени Кю. Правда, веточка
была уверена, что она сама подобрала Кю.
Девочка Кю и ее брат Айн, главные
персонажи книги, идут по следам бродячего
подсолнуха. Айн не может ходить и передвигается
на машине. Кю предпочла лошадь по имени Сахара.
Полноправным участником похода является и
Кленочка.
Персонажи в книге совершенно
необыкновенные. Один только подсолнух чего
стоит. У него «корни натренированы на хождение,
не угонишься». Так бывает, когда «корни-вверх»
оказываются сильнее, чем «корни-вниз»: «Нижние
корни привязывают нас к месту, где мы выросли, и к
тем, кто рядом с нами, и ко всему привычному. А
верхние корни тянут понять, как жизнь устроена.
Что в ней самое главное и как его найти».
Или автостопщица Манная Тетя: Манной
Каше стало скучно жить-быть в кастрюле. Вот она и
отправилась путешествовать автостопом. Правда,
ничего хорошего из этого не получилось. Но об
этом вы сами вместе с вашими ребятами прочтете.
Есть у Манной Тети и свой ответ на вопрос, а для
чего вообще нужны сказки: «Кем бы я была без
сказки? Кашей-размазней. А так я и машиной
побывала, и собакой, и галкой, и еще кое-чем. И в
каждом своем превращении чему-то научилась,
что-то поняла». У гнома Нома на этот счет тоже
есть свое мнение: «…в сказке настоящий мир
встречается с придуманным. И настоящему миру это
очень полезно… Настоящему миру иногда не
хватает того витамина, который есть в сказке». У
Кленочки к сказкам отношение особенное: «В этих
сказочных мирах вообще все так плотненько. Тут
одно, рядом другое. А иначе зачем сказку
придумывать? В обычной жизни разные вещи далеко
друг от друга, а в сказке рядом. Поэтому все они
здесь встречаются. И происходят неожиданности».
Кстати, самим сказкам тоже полезно
друг друга слушать, «…а то, когда живешь только в
своей сказке, иногда забываешь о многообразии
мира».
В загадочном лесу Кю и Айн стали
свидетелями трогательной дружбы Зайчика и
Елочки. А Кленочка немедленно вырастила об этом
сказку. Да не простую – экологическую, конечно.
Ребята найдут в ней ответы на множество вопросов.
Чем питаются елочки, например: «Есть можно
по-разному. Ты ешь и пьешь ртом, а я корнями. Они у
меня достают из земли воду. Это мне и еда и питье,
потому что в этой земной воде для меня много
вкусного. А еще я ем солнечный свет, но это уже не
корнями, а иголками». Зайчик решил, что «Пить воду
корнями и есть иголками солнечный свет – это,
наверное, ужасно вкусно. И полезно! – вон какая
Елочка высокая, стройная и крепкая». И решил
Зайчик рядом с елочкой расти. «Выбрал себе место
неподалеку от Елочки, разрыхлил землю, зарыл в
нее свои задние лапки и стал ждать, когда они
станут корнями. А пока, чтобы времени не терять,
он раскинул передние лапки и стал ловить
солнечный свет всеми своими шерстинками…»
Конечно, природа взяла свое. Ну, не
могут зайчики не бегать и не прыгать. Не могут
питаться солнечным светом. Зато могут научить
крепкой дружбе. Даже, если твой друг совсем на
тебя не похож. Об этом идет речь и в другой сказке,
выращенной Кленочкой. О кроте Прокопе, лягушонке
Бляме и бабочке Уе. Крот Прокоп – философ,
знающий многое о сокровищах земных и небесных,
радовался «…пестрой летунье и ее легкому
характеру. Он называл ее лепестком цветущей
Вселенной, залетевшим в его жизнь, и каждая
встреча с ней была для него праздником». И
всячески старался ей угодить. У лягушонка Бляма
на этот счет была своя «болотная мудрость». Он
считал «…что нелепо тратить столько сил на
существо, жизнь которого так сильно отличается
от твоей». И «…любил размышлять о том, как надо
правильно дружить с кем-нибудь подходящим, когда
кто-нибудь такой подходящий объявится. А если не
объявится, Блям и один с удовольствием
попрыгает». Справедливости ради надо отметить,
что Блям тоже способен на большое чувство. К
своему болоту: «Оно полно вековой мудрости. Оно
готово принять все, и ничто не смутит его покой.
Оно обеспечивает уютное жилье и сытное питание
своим обитателям. Своими частицами оно согревает
человека и укрепляет растение. Оно, БОЛОТО, по
утрам СВЕРКАЕТ росой!..»
И не в болоте тут дело, а в том, что
сокровище у каждого свое. Собственное. Просто его
надо уметь увидеть.
Вот, например, у художника
Громиндера-Мониндера сокровище шумное и
непоседливое – обыкновенные воробьи. У которых,
как оказалось, – особая миссия: «Мы, воробьи,
очень важным делом занимаемся. Людям о жизни
напоминаем. Чтобы люди не забывали: есть и
послабее их существа, а вот живут, порхают и
чирикают». Он «рисовал… одних только воробьев.
Сидящих воробьев, летящих воробьев, прыгающих
воробьев и всяческих других воробьев. Воробьев
на земле, на кустах, на деревьях и в небе.
Когда Громиндера-Мониндера
спрашивали, почему он только воробьев рисует, он
объяснял:
– Они людям о жизни напоминают, а я о
них напоминаю».
На свете, кроме земного притяжения,
существуют еще две силы – торможение и тормошение.
Отсюда и все существа делятся на торможителей и
тормошителей. Путешествие вместе с героями книги
очень развивает тормошительные способности. Как
сказал Айн: «У меня соображение другое стало, и
воображение. И даже ноги работать начали!..»
К тормошителям, безусловно, относится
и отважный слизнячок Лямба: «Он никуда не
прятался.
– Нельзя нам прятаться от того, что
происходит на нашей Земле… Ведь если мы
спрячемся, это происходить все равно не
перестанет».
Как сказал бродячий подсолнух,
«…человек больше всего счастлив, когда ему
удается жить по-человечески». А за каким таким
сокровищем он отправился, понять надо
обязательно самому. Без всяких подсказок.
Рисунки Анатоия Никитина
____________
1 Кротов В. Приключения
Рисинки // Библиотека в школе. – 2004. – № 11. – С. 51.
2 Кротов В.
Лошадь-целительница, или что такое экосистемная
реабилитация // Библиотека в школе. – 2005. – № 4. –
С. 40–41. |