Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №15/2005


КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Ляля Зябликова

О чем пишут дети
в экологических сказках?

Мы умиляемся, читая детские сказки. Мы всячески поощряем их творчество. А вот анализируем результаты далеко не всегда. Тем ценнее опыт наших коллег.

С.Голубева в небольшом материале, посвященном организации конкурса детской экологической сказки, не останавливается лишь на вопросах чисто организационного характера. Она анализирует тематику, пытается определить приоритеты детей при выборе героев для своих сказок, пытается проникнуть в их духовный мир, умонастроения. Так о чем же пишут сказки ученики С.Голубевой?

«…о природе, о животных, о растениях: приключения муравья или медвежонка, который никак не может заснуть; истории про обидчивую ромашку и эгоистичную розу; про одуванчик, который узнал, что он полезный и очень этому обрадовался. Это добрые, мягкие сказки, порою в духе Д.Биссета – лаконичные, поэтичные и философичные.

Там, где дети описывают природу, картинки радужны и добры: солнце «ерошит пальчиками-лучиками птичьи перышки», «зеленоглазые стрекозы поют озеру веселые песенки». Неприятности начинаются с появлением человека. Необязательно это отрицательный персонаж. Он может быть молод и влюблен, как герой сказки Т.Ткач «Лягушонок и лилия», и всего лишь сорвал белоснежную лилию для своей возлюбленной. Его порыв так понятен, но, увы, цветок за цветком – сколько потеряно красоты на земле! «Прошло время, пруд затянулся тиной, а вскоре вообще засох. И ничто уже не напоминало того пруда с прекрасной лилией и маленьким лягушонком». В сказке Ани Сазановой человек поставил на улице фонарь, чтобы всем было светло. А береза решила, что это «земное солнце, которое обогреет ее» и долго не сбрасывала листья. «От холода она заболела и умерла, а фонарь продолжал стоять, как ни в чем не бывало». «Каждому человеку надо думать, прежде чем что-то сделать». Может и права Дина Воробьева, назвав свою сказку «В разных измерениях». Мы и впрямь живем по другим законам, и где нам понять рвущегося из капкана рыжего лисенка. Мы чаще на стороне удачливого охотника, нагруженного добычей – тоже для благого дела: «хорошие экспонаты изготовит в музей для отдела природы».

Охотник, кстати, частый персонаж в детских сказках. И некоторые из них, по своему замыслу, поступают вполне справедливо, отпуская свою добычу на волю. Дети часто проявляют сострадание к растениям и животным.

Ребята нередко «эксплуатируют» сюжеты известных им сказок, наполняя их современным содержанием. Из «Сказки о золотой рыбке» И.Климова: «Закинул он невод, пришел невод обратно с ржавыми банками, рваными пакетами. Закинул невод во второй раз – выловил ржавый башмак и много другого мусора». С.Голубева уже от себя добавляет: «А что же еще он поймает, если – озеро Плеск – туристы облюбовали? И что сказочного они обычно оставляют после себя?.. Детская фантазия этой темой не вдохновилась, описано все как есть в жизни: «…посидели на траве, поели, а остатки сбросили в ручей. Хорошо отдохнув, они вернулись домой». А там и того хуже: «Дым кругом – дышать нечем, свалками всю улицу испохабили. Не пройти, ни проехать. Того гляди, ноги переломаешь. Тут тополь голый торчит, там дуб в беде – мальчишки подожгли. Мыкается пчела – все перепахано, нектар собирать негде; мается животом заяц, позарившийся на колхозную капусту; плавает несчастная рыба, «которая никогда не станет мамой». Таких сказок много, и читать их, право, тяжело. А ведь это реальный мир, а не детские фантазии…

…Есть сказки, рисующие фантастические, как у Брэдбери, миры. О чем же мечтают их обитатели посреди виниловой травы и стеклопластиковых озер? «Убегу в Африку. Зачем? Говорят, в Африке есть кора. Настоящая. И растет она прямо на деревьях». В таких сказках персонажи тоскуют по всему живому. И дети пытаются в них найти ответ на вопрос: как сохранить естественную, настоящую жизнь? Они призывают Природу сопротивляться: «Если пойдете с шалостями в лес, увидите бурелом, не обижайтесь, что вам не рады. Это лесные жители защищают свой дом от плохих гостей».

Часто используемый прием, когда Природа уходит от человека-обидчика. И, однажды проснувшись, люди «…не услышали щебетания птиц, не летали бабочки и не плавали рыбы».

Нередко в сказках дети объединяются, чтобы прийти на помощь Природе: «Наконец дети, видя, что взрослые губят природу, решили объединиться». Как заметила С.Голубева, дети считают, что они лучше понимают Природу. И эта мысль тоже отражена в детских сказках: «Дети могут приложить к уху кленовый лист и услышать, как жалуется коза или окунь. Отправиться в дальний путь за рачком Эпишурой, чтобы вылечить Плещеево озеро. Перед этой добротой и активным состраданием взрослым в сказках (!) “…стало стыдно. И следующей весной они вместе с детьми отправились в лес сажать елочки”. Хрупкое детское доверие – по силам ли оно реальному взрослому миру?».

«Сказка – ложь, да в ней – намек…» О чем же он был этот детский намек? Поймем ли мы его и извлечем ли себе урок?»1

_________

1 Использованы цитаты из детских сказок, присланных на конкурс Переславского природно-исторического национального парка. Материал С. Голубевой: http://www/wildnet.ru/Russian/Sbornik/sbornik13/Dok14.HTML