Редактор Ольга Козлова
Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>
Мнение
Ольга Козлова
Казнить нельзя помиловать
Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации» вступает в силу с 01.01.2006.
Предполагается, что этот закон улучшит положение
муниципалитетов в части закрепления за ними
финансовых ресурсов и создаст основу для
качественного повышения уровня услуг,
оказываемых муниципалитетами населению. В связи
с этим отчетливо проявляется неравенство
библиотек перед лицом грядущих социальных
преобразований.
По сути, защищены только крупные
универсальные и специализированные библиотеки.
Остальные находятся в тревожном ожидании
будущего. Очень оперативно журнал «Библиотечное
дело» опубликовал статью Ольги Феоктистовны
Бойковой «Библиотеки и местное самоуправление»,
а Российская библиотечная ассоциация (секция по
библиотечной политике и законодательству)
снабдила членов ассоциации и гостей конференции
изданием «Организация библиотечного
обслуживания населения муниципальных
образований в условиях реформ (Рабочие материалы
в помощь руководителям библиотек)».
Закон № 131 предусматривает следующие
типы муниципальных образований (ст. 2).
Поселение городское или сельское, включающее
город или поселок, несколько объединенных общей
территорией сельских населенных пунктов
(поселков, сел, деревень, станиц, хуторов,
кишлаков, аулов и др).
Муниципальный район, включающий
несколько поселений или поселений и межселенных
поселений, объединенных общей территорией, в
границах которого местное самоуправление
осуществляется в целях решения вопросов
местного значения межпоселенческого характера.
Городской округ, являющийся
городским поселением, не входящим в состав
муниципального района, осуществляет полномочия
по вопросам местного значения, а также отдельные
государственные полномочия.
Журнальная статья предельно отчетливо
разъясняет нам основные положения федерального
закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», о
котором многие из нас слышали, но имеют слабое
представление по части библиотечных
преобразований.
В ведение перечисленных муниципальных
образований среди прочих входят и вопросы
организации библиотечного обслуживания в
поселении и городском округе.
Очевидно, что неминуем процесс
реструктуризации сети библиотек, который
заставит учитывать экономическую
целесообразность функционирования отдельных
библиотек.
Понимая в каких сложных экономических
условиях мы находимся, нельзя без тревоги читать
перечень вопросов, находящихся в ведении органа
исполнительной власти местного самоуправления
относительно библиотечных учреждений (ст. 17):
· создание, ликвидация и реорганизация
библиотек: определение их целей, задач,
направлений, порядка и условий их деятельности;
· финансирование библиотек,
формирование и размещение муниципального
заказа, регулирование цен и тарифов на их услуги
и продукцию;
· принятие и утверждение уставов
библиотек, внесение в них изменений и дополнений;
· обеспечение библиотек на условиях
оперативного владения, пользования и
распоряжения имуществом, находящимся в
муниципальной собственности, изъятие лишнего,
неиспользуемого или используемого не по
назначению имущества;
· назначение и увольнение
руководителей библиотек;
· контроль над деятельностью
библиотек.
Автор констатирует факт резкого
сокращения количества муниципальных библиотек,
изменение структуры и содержания работы
оставшихся учреждений.
Автор информирует, что в сложных
условиях реформ библиотеки ищут новые подходы к
решению возникающих проблем, обсуждаются
возможные варианты сохранения и реорганизации
сети муниципальных библиотек. Предлагались
варианты объединения в единую сеть
муниципальных библиотек с библиотеками
учреждений и организаций, в частности с
вузовскими и школьными библиотеками, а также с
другими учреждениями культуры: архивами, домами
культуры, для создания социально-культурных и
информационно-культурных центров.
Издание «Организация библиотечного
обслуживания населения муниципальных
образований в условиях реформ» содержит ряд
документов по теме.
В частности, интереснейший проект
«Модельный стандарт деятельности сельской
библиотеки социокультурного центра Пензенской
области», а также «Критерии расчета нормативов и
стоимости библиотечных услуг общедоступных
(публичных) библиотек Республики Карелия».
Вкладка для методистов публикует
сегодня «Соглашение о взаимодействии сельской и
школьной библиотек», которое, на наш взгляд,
открывает серию возможных договоренностей с
участием школьной библиотеки.
На первый взгляд, положение школьных
библиотек более прочное. Наши библиотеки
неразрывны с образовательным процессом. Они
защищены школой, поскольку не самостоятельны. Но
это на первый взгляд. Режим экономии в большом и
малом может диктовать органам управления самые
невероятные решения. H
Кабы на добра коня не
спотыкачка,
и цены б ему не было.
Русская народная пословица |
|