Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2005


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 07 (28) · Вкладка в «БШ» № 17 (149) · 1–15 сентября 2005 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>

Мнение

Ольга Козлова

Казнить нельзя помиловать

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступает в силу с 01.01.2006. Предполагается, что этот закон улучшит положение муниципалитетов в части закрепления за ними финансовых ресурсов и создаст основу для качественного повышения уровня услуг, оказываемых муниципалитетами населению. В связи с этим отчетливо проявляется неравенство библиотек перед лицом грядущих социальных преобразований.

По сути, защищены только крупные универсальные и специализированные библиотеки. Остальные находятся в тревожном ожидании будущего. Очень оперативно журнал «Библиотечное дело» опубликовал статью Ольги Феоктистовны Бойковой «Библиотеки и местное самоуправление», а Российская библиотечная ассоциация (секция по библиотечной политике и законодательству) снабдила членов ассоциации и гостей конференции изданием «Организация библиотечного обслуживания населения муниципальных образований в условиях реформ (Рабочие материалы в помощь руководителям библиотек)».

Закон № 131 предусматривает следующие типы муниципальных образований (ст. 2).

Поселение городское или сельское, включающее город или поселок, несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, деревень, станиц, хуторов, кишлаков, аулов и др).

Муниципальный район, включающий несколько поселений или поселений и межселенных поселений, объединенных общей территорией, в границах которого местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.

Городской округ, являющийся городским поселением, не входящим в состав муниципального района, осуществляет полномочия по вопросам местного значения, а также отдельные государственные полномочия.

Журнальная статья предельно отчетливо разъясняет нам основные положения федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», о котором многие из нас слышали, но имеют слабое представление по части библиотечных преобразований.

В ведение перечисленных муниципальных образований среди прочих входят и вопросы организации библиотечного обслуживания в поселении и городском округе.

Очевидно, что неминуем процесс реструктуризации сети библиотек, который заставит учитывать экономическую целесообразность функционирования отдельных библиотек.

Понимая в каких сложных экономических условиях мы находимся, нельзя без тревоги читать перечень вопросов, находящихся в ведении органа исполнительной власти местного самоуправления относительно библиотечных учреждений (ст. 17):

· создание, ликвидация и реорганизация библиотек: определение их целей, задач, направлений, порядка и условий их деятельности;

· финансирование библиотек, формирование и размещение муниципального заказа, регулирование цен и тарифов на их услуги и продукцию;

· принятие и утверждение уставов библиотек, внесение в них изменений и дополнений;

· обеспечение библиотек на условиях оперативного владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, изъятие лишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества;

· назначение и увольнение руководителей библиотек;

· контроль над деятельностью библиотек.

Автор констатирует факт резкого сокращения количества муниципальных библиотек, изменение структуры и содержания работы оставшихся учреждений.

Автор информирует, что в сложных условиях реформ библиотеки ищут новые подходы к решению возникающих проблем, обсуждаются возможные варианты сохранения и реорганизации сети муниципальных библиотек. Предлагались варианты объединения в единую сеть муниципальных библиотек с библиотеками учреждений и организаций, в частности с вузовскими и школьными библиотеками, а также с другими учреждениями культуры: архивами, домами культуры, для создания социально-культурных и информационно-культурных центров.

Издание «Организация библиотечного обслуживания населения муниципальных образований в условиях реформ» содержит ряд документов по теме.

В частности, интереснейший проект «Модельный стандарт деятельности сельской библиотеки социокультурного центра Пензенской области», а также «Критерии расчета нормативов и стоимости библиотечных услуг общедоступных (публичных) библиотек Республики Карелия».

Вкладка для методистов публикует сегодня «Соглашение о взаимодействии сельской и школьной библиотек», которое, на наш взгляд, открывает серию возможных договоренностей с участием школьной библиотеки.

На первый взгляд, положение школьных библиотек более прочное. Наши библиотеки неразрывны с образовательным процессом. Они защищены школой, поскольку не самостоятельны. Но это на первый взгляд. Режим экономии в большом и малом может диктовать органам управления самые невероятные решения. H

Кабы на добра коня не спотыкачка,
и цены б ему не было.

Русская народная пословица