|
||||||||||||||||
Далее идет работа с понятиями: Изменение – поправка, перемена, изменяющая что-нибудь прежнее. Инновация – конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов, опредмеченный в виде новых объектов (продуктов, технологий, услуг), отличающихся от предыдущих новыми свойствами. 2-й этап работы – осмысление основного содержания Компьютерная слайд-лекция. Слайд 1. Цели изменений: · достижение комфортности и высокого качества обслуживания пользователей; · расширение возможностей библиотеки, выход на «новые рынки»; · укрепление имиджа библиотеки, развитие системы ее общественных коммуникаций; · достижение эффективности управления библиотекой, нормализация внутриорганизационной культуры библиотеки; · повышение профессиональной компетентности сотрудников, их инновационной активности, развитие кадровых ресурсов, улучшение условий труда. Слайд 2. Источники идей (где «черпать» идеи для изменений): · потребности школы, библиотеки, пользователей (социальный заказ); · директивные и нормативные документы федеральных, региональных и муниципальных органов власти и управления образования; · достижения педагогики, психологии, библиотечного дела; · библиотечная практика, передовой и массовый библиотечный опыт; · собственный профессиональный опыт, интуиция, практическое мышление; · анализ результатов и процесса функционирования школьной библиотеки; · печатные профессиональные издания, люди, технико-информационные системы. Слайд 3. Этапы инновационной деятельности: · первый – инициирование инновации (что менять в библиотеке?); · второй – поиск необходимых новшеств (изучение «рынка новшеств»); · третий – определение всех предстоящих изменений; · четвертый – этап апробации инновации (экспериментальное внедрение); · пятый – внедрение и использование инновации (освоение). Слайд 4. Объекты библиотечных инноваций (что можно изменять): Слайд 5. Средства производства: · технические средства поиска, обработки, преобразования и предоставления информации; · новые виды носителей информации; · автоматизированные библиотечно-библиографические средства учета, обработки и систематизации информации (документов). Слайд 6. Технологические процессы: · изменения методов организации обслуживания, обеспечения комфортности, доступности библиотечных услуг и продукции; · разработка, адаптация и внедрение новых (или заимствованных из опыта библиотек) приемов и методов комплектования, организации и хранения документальных коллекций и пр.; · обеспечение рентабельности и эффективности основных технологических процессов: комплектования, обработки и хранения фонда (новые средства защиты, учета, расстановки фонда, каталогизации, библиографирования и пр.). Слайд 7. Организационное развитие: · создание новых отделов, секторов, служб, временных проектных коллективов (команд); · изменение (расширение, сокращение) традиционных функций отделов (структур) библиотеки; · изменения в практике планирования; · изменения в методике изучения и оценки рынка, спроса ресурсов (возможностей); · изменения в применении приемов, средств и методов общественных коммуникаций библиотеки (каналы и средства рекламы продукции, паблисити, паблик рилейшенз, методов фандрайзинга); · изменения библиотечных ценностей, идеалов, принципов функционирования, традиций. Слайд 8. Услуги и продукция: · Документальные услуги (работа с электронными документами, оцифровка фондов, электронная доставка документов, услуги по копированию, сканированию и подготовке цифровых копий, организация комфортности обслуживания). · Справочные услуги (организация chat-обслуживания и доступа к Интернет ресурсам, выполнение запросов по электронной почте, выпуск электронной библиографии, организация электронного каталога). · Новостные услуги (организация презентаций, выпуск дайджестов, электронных сводок, новостных лент, организация «кольцевой почты» и т.д.). · Учебно-консультационные (дистанционное обучение пользователей, организация элективных курсов, работа в рамках программы «Информационная культура личности», выпуск путеводителей по библиотеке). · Исследовательские услуги (аналитические справки, маркетинговые исследования, рекламные продукты, рейтинговая информация, пресс-досье). · Организационно-вспомогательные (организация зон обслуживания, передача факса, прием запросов по телефону, переплетные работы, тиражирование информации, издательская деятельность). · Комплексные услуги (обслуживание пользователей по договорам с предоставлением разных видов услуг по выбору заказчика). Слайд 9. Этапы работы по профилированию: подготовительный: · определение профиля, · изучение внутренних и внешних ресурсов, · изучение опыта работы, · изучение читательских интересов, · установка контактов, программирование или проектирование по выбранной модели, презентация программы. работа по программе. Слайд 10. Типы профилирования: библиотеки отраслевого и жанрового профилирования: · библиотека-музей; · библиотека-центр возрождения народной культуры; · библиотека экологического воспитания; · фольклорные, исторические, эстетического просвещения, Профилирование библиотеки по типам и видам изданий: · библиотека периодики; · библиотека поэтической литературы, функциональное профилирование: · библиотека – молодежный центр; · библиотека – игротека; · библиотека – выставочный зал; · библиотека – центр досуга. Слайд 11. Новые структурные подразделения библиотеки: · сектор краеведения; · сектор СПА; · зал информационной поддержки педагогов; · компьютерный зал; · отдел литературы по экологии; · сектор обслуживания малышей; · кафедра научно-исследовательской работы учащихся; · лаборатория учебной литературы. Слайд 12. Библиотечные программы и проекты: · «Забота» (работа с инвалидами); · «Краевед»; · «Русская литература – детям»; · «Основы информационной культуры»; · «Развитие творческих способностей читателей»; · «Библиотека. Книга. Семья»; · «Поэтическая строка»; · «Лучший читатель библиотеки»; · «Юный эколог»; · «Библиотекарь и учитель». Во время лекции, между слайдами вставляю «библиографические минутки» по следующим изданиям: Качанова Е. Ю. Инновационная
политика: цели, этапы, методы // Библиотека. – 2003.
– № 10. – Иванова Е. Надо что-то новое, да где ж его взять? : Школьные библиотеки и модернизации образования; попытка осмысления современного состояния и некоторые тенденции развития // Библиотека в школе. – 2002. – № 11; 18; 20; 23. – 2003. – № 01; 04; 05; 08; 09; 10. Игнатова Л. Ф. Инновационные процессы в библиотеке как результат успешной кадровой политики // Библиотечное дело. XXI век . – 2002. – № 01. – С. 242–248. Антоненко С. А. Основные направления инновационной деятельности библиотек Рязанской области // Библиотечное дело. XXI век. – 2002. – № 01. – С. 216–227. Карташов Н. Инновационные процессы
: Общее и частное. Наука управлять // Библиотека. –
1998. – Цесарская Г. Традиции и инновации в библиотеке: как добиться их единения? // Библиотека. – 2002. – № 10. – С. 76–79. Качанова Е. Ю. Наука работать по-современному: Об инноватике как междисциплинарном научном направлении // Библиотека. – 2003. – № 05. – С. 6–8. Далее предоставляется слово библиотекарям для презентации своих инновационных идей и опыта работы: · Библиотека школы № 4 – идея создания электронной читательской анкеты по прочитанным книгам; · Библиотека школы № 1 – опыт работы клуба любителей поэзии; · Библиотека школы № 9 – опыт создания на базе библиотеки информационного центра; · Библиотека школы № 5 – идея внедрения в практику библиотечной работы Программы «Основы информационной культуры». 3-й этап работы. Рефлексия Работа в группах по моделированию. Участники семинара делятся на две группы, каждая из них получает одинаковое по содержанию задание. Задание: создать модель профильной школьной библиотеки, учитывая следующие моменты: · цель профилирования; · основные направления деятельности; · учет внешних факторов; · учет внутренних факторов; · формирование необходимых ресурсов; · планируемый результат. На работу в группах было отведено 20 минут, затем спикеры от групп представляли свои модели публично. Первая модель – модель создания на базе библиотеки Информационного центра. Вторая модель – библиотека – центр поддержки и развития ШНОУ. Работу семинара завершила презентация городского библиотечного сайта «Школьный библиотекарь». В ноябре 2003 четверо библиотекарей прошли обучение в краевой ФИО по программе «Интернет-технологии в образовании» в объеме 80 часов. Группа защитила выпускную работу – собственный профессиональный сайт, который был признан слушателями курсов и комиссией лучшим. Очередной номер методической профессиональной городской газеты «БиблиоПоле» был посвящен теме нашего семинара, каждая библиотека получила его в печатном и электронном варианте.
|