Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2005


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Разбор полетов

Екатерина Вишнякова

Первый раз

Как мы вместе учились
в педагогическом университете

Как много нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг….

А.Пушкин

Дорогие читатели «БШ»!

За окном – сентябрь, а значит, начало учебного года. Для многих из вас прошедший год оказался учебным в буквальном смысле этого слова: профессия библиотекаря и педагога да и собственное неугомонное сердце требуют постоянного интеллектуального роста. И самые отважные решились на подвиг: заочное изучение основ технологии «Развитие критического мышления средствами чтения и письма».

Вспоминается 1997 год, когда 20 преподавателей из 5 городов России собрались в Подмосковье, чтобы начать знакомство с технологией. Нам нужно было апробировать модельные занятия на своих уроках и вынести свой вердикт о возможности и степени эффективности применения данных приемов и методик. Хорошо помню, как тяжело было повторить то, чему нас учили на семинарах, не то что разработать свое собственное занятие. Поэтому так отрадно было читать контрольные работы, в которых так много находок, творческих идей, а подчас и настоящих открытий!

Обладая некоторым учительским стажем и проверив за годы работы в школе достаточно большое количество работ, я больше всего боялась похожести разработанных занятий, ведь все читали одни и те же лекции. Не тут-то было! Я читала контрольные как захватывающий детектив, часто забывая о своих важных функциях проверяющего. Прекрасные тексты, отобранные авторами работ, не только художественные, но и публицистические (даже из женских журналов), современных писателей и классиков, рассчитанные на детей и взрослых читателей; обсуждение животрепещущих проблем; огромное разнообразие представленных портфолио. Воистину учение – двусторонний процесс, ведь я так много получила от общения с вами! Спасибо!

Как известно, все мы учимся на своих ошибках. Большинство из слушателей продемонстрировали прекрасные способности к рефлексии своей деятельности, описывая результаты проведенных уроков. Ну а мне осталось лишь обобщить некоторые недочеты работ.

1. Об оформлении работ

Большинство работ, присланных на рецензию, отвечали всем требованиям, предъявляемым к описанию уроков, проведенных в технологии РКМЧП. Однако хотелось бы обратить внимание на некоторые немаловажные детали.

На занятиях с применением технологии РКМЧП особое внимание уделяется деятельностному аспекту, поэтому крайне необходимо обращать на это внимание в описании занятия. Причем для объективной оценки работы важно увидеть деятельность не только и не столько детей, но и библиотекаря, учителя, а именно: как они «присутствуют» на уроке (в роли «давателя» знаний или координатора самостоятельного процесса познания), какие вопросы задают, как слушают учеников, как реагируют на их ответы (особенно неправильные)
и т.д. Поэтому рецензенту необходим не то что конспект, а стенография занятия с подробнейшим отражением всех слов библиотекаря и учеников. Конечно, это трудно сделать, прежде всего из-за нехватки времени. Но ваш труд будет вознагражден более объективной оценкой занятия.

2. О формулировке целей

Будучи преподавателем, прекрасно знаю, что определить цели урока (не для себя, а для проверяющих) и особенно вербализовать их достаточно трудно. Обычно на помощь приходит шаблон с триединой дидактической целью, которой учат в педагогических институтах. Однако при формулировке целей урока в технологии РКМЧП (как впрочем и для других личностно ориентированных технологий) такой шаблон нам поможет мало. Это связано с тем, что как минимум ранжирование целей в традиционной и личностно ориентированной системах обучения разное. Для РКМЧП на первый план выходят развивающие цели. Что же мы хотим развить, используя технологию РКМЧП? Вот только некоторые из качеств:

· умение ставить перед собой познавательные цели и планировать их достижение;

· умение определять зоны собственного знания и незнания в пределах изучаемой темы;

· умение рефлексировать над собственной познавательной деятельностью;

· умение быть толерантным по отношению к окружающим;

· умение отстаивать собственную точку зрения;

· умение прислушиваться к мнению других;

· и так далее.

Как видим, есть из чего выбрать. Конечно, это только общие для всех уроков РКМЧП цели и для каждого отдельного случая они будут варьироваться. Но понятно одно: целей научить, ознакомить, а также вдолбить, навязать, впихнуть в бедные головы учеников все, что знаем сами, быть не должно.

3. О базовой модели технологии

Большинство слушателей прекрасно поняли и воспроизвели в своих работах основную идею технологии: процесс восприятия информации происходит в три этапа, которые соответствуют стадиям урока – вызов, стадия реализации смысла и рефлексия. Однако практика показывает, что большинство ошибок при планировании и проведении занятий возникает именно на уровне базовой модели. Самый распространенный и, увы, глобальный недостаток многих занятий состоит в так называемом рассогласовании стадий, то есть в несоответствии стратегий и заданий, использованных на разных фазах урока, друг другу. Приведу пример. Тема библиотечного урока для учащихся 4-го класса – «Первый книгопечатник на Руси – Иван Федоров», используемая стратегия – «условные значки», в качестве раздаточного материала – текст о начале книгопечатания на Руси. На стадии вызова библиотекарь задает вопрос: «Что вы знаете об Иване Федорове?» Насколько эффективен такой вызов? Вроде бы библиотекарь опирается на одну из целей стадии вызова – актуализировать предшествующие знания, индивидуальная работа по составлению списка собственных знаний активизирует учеников. Но достигается ли третья цель фазы вызова – мотивировать на получение новой информации? Нет, потому что в тексте больше информации о начале книгопечатания на Руси, и информация об Иване Федорове, безусловно, содержится, но лишь эмоциональным фоном. Следовательно, библиотекарю стоило по-другому организовать первую стадию и задать вопрос: «Что вы знаете о способах издания книг?»

То же касается и фазы рефлексии. Практический совет: используйте на последней стадии те же приемы, которыми вы пользовались на стадии вызова. Это даст возможность, во-первых, проверить правильность той информации, которая была собрана во время первой фазы, убрать неверную, зафиксировать качественное и количественное приращение знаний. А для учителя это еще и прекрасная возможность провести мониторинг эффективности технологии в целом и данного занятия в частности.

4. О стратегиях и приемах

За очень небольшой промежуток времени слушатели курсов познакомились не только с философскими и психологическими основами технологии РКМЧП, но и узнали большое количество стратегий. Большинство из них базируется на хорошо известных в традиционной методике приемах обучения. Ведь библиотекарям и преподавателям литературы, например, хорошо известен прием комментированного чтения, а чтение с условными знаками есть усовершенствованное задание читать, помечая важную информацию. Основное отличие стратегий РКМЧП от традиционных приемов обучения состоит в том, что все они в явной или скрытой форме опираются на трехступенчатый цикл восприятия, положенный в основу базовой модели. Другими словами, стратегии РКМЧП сами по себе иллюстрируют базовую модель технологии. Возьмем, к примеру, стратегию «Зигзаг»: внутри нее есть смысловая стадия и стадия рефлексии (причем неоднократной), а при определенном мастерстве библиотекарей, учителя и экспертов во время объяснения материала в кооперативных командах можно организовать и вызов. Это не считая общей «канвы» занятия, в которой обязателен вызов к материалу, смысловой стадией является работа в рамках упомянутой стратегии, а рефлексией может быть, например, заполненная сообща таблица или общий кластер.

К сожалению, основной ошибкой уважаемых слушателей курса было несоблюдение трехфазовой модели восприятия внутри стратегий. Особенно «пострадала» стратегия «Чтение с остановками», превратившись по сути в традиционное для уроков литературы комментированное чтение. Особенность «Чтения с остановками» заключается в том, что работа с каждым отрезком информации строится на основе трех фаз, другими словами, к каждому отрывку необходим вызов (им может быть вопрос «Как вы думаете, что может произойти дальше?» или прием «Дерево предсказаний»), непосредственно чтение – фаза реализации смысла, обсуждение ситуации, представленной в отрывке – рефлексия. Практика показывает, что чаще всего начинающие учителя «забывают» о вызове к отрывку текста.

Отдельно хочется сказать о приеме «Дерево предсказаний», который многие использовали. Одна из целей этого приема – спрогнозировать дальнейшее развитие событий, мотивируя свои версии предыдущим текстом и своими размышлениями по поводу ситуации, описанной в произведении. Поэтому на «ветвях» дерева должны быть записаны не только предсказания, но и – главным образом – причины, по которым это предсказание возникло. Иначе библиотекарь и учитель рискуют начать с детьми игру в угадайку, и содержание и смысл текста для читателей окажутся уже второстепенными, а на первый план выйдет вопрос: «Кто угадает сюжет?» Ошибочно было бы думать, что стратегия «Чтение с остановками» представляет собой некое развлекательное действо, в котором текст уходит на второй план. Наоборот, это способ глубже вникнуть в материю произведения, пропустить его через свое сознание и свой жизненный опыт и почувствовать возможность многообразия видения текста (авторское, мое и окружающих меня людей).

5. О портфолио

Приятно, что большинство слушателей оценили важность и эффективность этого метода. Безусловно, применение его на практике требует больших затрат, как моральных, так и временных, но труд обязательно окупится. Однако хотелось бы обратить внимание на два момента: целеполагание и оценку портфолио. Если с первым в основном все понятно (портфолио составляется для мониторинга собственной деятельности, и это есть его основная цель), то с критериями оценки возникают проблемы. Принимая во внимание цель составления портфолио, мы должны понять, что внешняя его оценка второстепенна по сравнению с самооценкой, то есть библиотекарь, учитель использует данный метод не столько для того, чтобы самому оценить результаты работы, сколько для того, чтобы ребенок увидел свои победы и поражения, проанализировал просчеты, недостатки своего труда, выделил наиболее удачные моменты. Таким образом, портфолио составляется не для проверяющего, а для самого себя. Меняется и позиция преподавателя: из наставника он превращается в собеседника и советчика, организуя обратную связь с автором портфолио. К сожалению, именно этот аспект работы с портфолио в контрольных представлен мало.

В заключение хочется сказать, что почти все слушатели курсов великолепно справились с заданиями. А ошибки… Ведь именно на них мы и учимся.

Уважаемые коллеги! Поздравляю вас с началом учебного года! Успехов вам, творческих и профессиональных, в новом году! И огромное спасибо за вашу заинтересованность и самозабвенное служение делу!

С огромным уважением к вам и вашему труду, автор.