Разбор полетов
Екатерина Вишнякова
Первый раз
Как мы вместе учились
в педагогическом университете
Как много нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг….
А.Пушкин
Дорогие читатели «БШ»!
За окном – сентябрь, а значит, начало
учебного года. Для многих из вас прошедший год
оказался учебным в буквальном смысле этого
слова: профессия библиотекаря и педагога да и
собственное неугомонное сердце требуют
постоянного интеллектуального роста. И самые
отважные решились на подвиг: заочное изучение
основ технологии «Развитие критического
мышления средствами чтения и письма».
Вспоминается 1997 год, когда 20
преподавателей из 5 городов России собрались в
Подмосковье, чтобы начать знакомство с
технологией. Нам нужно было апробировать
модельные занятия на своих уроках и вынести свой
вердикт о возможности и степени эффективности
применения данных приемов и методик. Хорошо
помню, как тяжело было повторить то, чему нас
учили на семинарах, не то что разработать свое
собственное занятие. Поэтому так отрадно было
читать контрольные работы, в которых так много
находок, творческих идей, а подчас и настоящих
открытий!
Обладая некоторым учительским стажем
и проверив за годы работы в школе достаточно
большое количество работ, я больше всего боялась
похожести разработанных занятий, ведь все читали
одни и те же лекции. Не тут-то было! Я читала
контрольные как захватывающий детектив, часто
забывая о своих важных функциях проверяющего.
Прекрасные тексты, отобранные авторами работ, не
только художественные, но и публицистические
(даже из женских журналов), современных писателей
и классиков, рассчитанные на детей и взрослых
читателей; обсуждение животрепещущих проблем;
огромное разнообразие представленных портфолио.
Воистину учение – двусторонний процесс, ведь я
так много получила от общения с вами! Спасибо!
Как известно, все мы учимся на своих
ошибках. Большинство из слушателей
продемонстрировали прекрасные способности к
рефлексии своей деятельности, описывая
результаты проведенных уроков. Ну а мне осталось
лишь обобщить некоторые недочеты работ.
1. Об оформлении работ
Большинство работ, присланных на
рецензию, отвечали всем требованиям,
предъявляемым к описанию уроков, проведенных в
технологии РКМЧП. Однако хотелось бы обратить
внимание на некоторые немаловажные детали.
На занятиях с применением технологии
РКМЧП особое внимание уделяется деятельностному
аспекту, поэтому крайне необходимо обращать на
это внимание в описании занятия. Причем для
объективной оценки работы важно увидеть
деятельность не только и не столько детей, но и
библиотекаря, учителя, а именно: как они
«присутствуют» на уроке (в роли «давателя»
знаний или координатора самостоятельного
процесса познания), какие вопросы задают, как
слушают учеников, как реагируют на их ответы (особенно
неправильные)
и т.д. Поэтому рецензенту необходим не то что
конспект, а стенография занятия с подробнейшим
отражением всех слов библиотекаря и учеников.
Конечно, это трудно сделать, прежде всего из-за
нехватки времени. Но ваш труд будет вознагражден
более объективной оценкой занятия.
2. О формулировке целей
Будучи преподавателем, прекрасно знаю,
что определить цели урока (не для себя, а для
проверяющих) и особенно вербализовать их
достаточно трудно. Обычно на помощь приходит
шаблон с триединой дидактической целью, которой
учат в педагогических институтах. Однако при
формулировке целей урока в технологии РКМЧП (как
впрочем и для других личностно ориентированных
технологий) такой шаблон нам поможет мало. Это
связано с тем, что как минимум ранжирование целей
в традиционной и личностно ориентированной
системах обучения разное. Для РКМЧП на первый
план выходят развивающие цели. Что же мы хотим
развить, используя технологию РКМЧП? Вот только
некоторые из качеств:
· умение ставить перед собой
познавательные цели и планировать их достижение;
· умение определять зоны собственного
знания и незнания в пределах изучаемой темы;
· умение рефлексировать над
собственной познавательной деятельностью;
· умение быть толерантным по отношению
к окружающим;
· умение отстаивать собственную точку
зрения;
· умение прислушиваться к мнению
других;
· и так далее.
Как видим, есть из чего выбрать.
Конечно, это только общие для всех уроков РКМЧП
цели и для каждого отдельного случая они будут
варьироваться. Но понятно одно: целей научить,
ознакомить, а также вдолбить, навязать, впихнуть
в бедные головы учеников все, что знаем сами, быть
не должно.
3. О базовой модели технологии
Большинство слушателей прекрасно
поняли и воспроизвели в своих работах основную
идею технологии: процесс восприятия информации
происходит в три этапа, которые соответствуют
стадиям урока – вызов, стадия реализации смысла
и рефлексия. Однако практика показывает, что
большинство ошибок при планировании и
проведении занятий возникает именно на уровне
базовой модели. Самый распространенный и, увы,
глобальный недостаток многих занятий состоит в
так называемом рассогласовании стадий, то есть в
несоответствии стратегий и заданий,
использованных на разных фазах урока, друг другу.
Приведу пример. Тема библиотечного урока для
учащихся 4-го класса – «Первый книгопечатник на
Руси – Иван Федоров», используемая стратегия –
«условные значки», в качестве раздаточного
материала – текст о начале книгопечатания на
Руси. На стадии вызова библиотекарь задает
вопрос: «Что вы знаете об Иване Федорове?»
Насколько эффективен такой вызов? Вроде бы
библиотекарь опирается на одну из целей стадии
вызова – актуализировать предшествующие знания,
индивидуальная работа по составлению списка
собственных знаний активизирует учеников. Но
достигается ли третья цель фазы вызова –
мотивировать на получение новой информации? Нет,
потому что в тексте больше информации о начале
книгопечатания на Руси, и информация об Иване
Федорове, безусловно, содержится, но лишь
эмоциональным фоном. Следовательно,
библиотекарю стоило по-другому организовать
первую стадию и задать вопрос: «Что вы знаете о
способах издания книг?»
То же касается и фазы рефлексии.
Практический совет: используйте на последней
стадии те же приемы, которыми вы пользовались на
стадии вызова. Это даст возможность, во-первых,
проверить правильность той информации, которая
была собрана во время первой фазы, убрать
неверную, зафиксировать качественное и
количественное приращение знаний. А для учителя
это еще и прекрасная возможность провести
мониторинг эффективности технологии в целом и
данного занятия в частности.
4. О стратегиях и приемах
За очень небольшой промежуток времени
слушатели курсов познакомились не только с
философскими и психологическими основами
технологии РКМЧП, но и узнали большое количество
стратегий. Большинство из них базируется на
хорошо известных в традиционной методике
приемах обучения. Ведь библиотекарям и
преподавателям литературы, например, хорошо
известен прием комментированного чтения, а
чтение с условными знаками есть
усовершенствованное задание читать, помечая
важную информацию. Основное отличие стратегий
РКМЧП от традиционных приемов обучения состоит в
том, что все они в явной или скрытой форме
опираются на трехступенчатый цикл восприятия,
положенный в основу базовой модели. Другими
словами, стратегии РКМЧП сами по себе
иллюстрируют базовую модель технологии. Возьмем,
к примеру, стратегию «Зигзаг»: внутри нее есть
смысловая стадия и стадия рефлексии (причем
неоднократной), а при определенном мастерстве
библиотекарей, учителя и экспертов во время
объяснения материала в кооперативных командах
можно организовать и вызов. Это не считая общей
«канвы» занятия, в которой обязателен вызов к
материалу, смысловой стадией является работа в
рамках упомянутой стратегии, а рефлексией может
быть, например, заполненная сообща таблица или
общий кластер.
К сожалению, основной ошибкой
уважаемых слушателей курса было несоблюдение
трехфазовой модели восприятия внутри стратегий.
Особенно «пострадала» стратегия «Чтение с
остановками», превратившись по сути в
традиционное для уроков литературы
комментированное чтение. Особенность «Чтения с
остановками» заключается в том, что работа с
каждым отрезком информации строится на основе
трех фаз, другими словами, к каждому отрывку
необходим вызов (им может быть вопрос «Как вы
думаете, что может произойти дальше?» или прием
«Дерево предсказаний»), непосредственно чтение
– фаза реализации смысла, обсуждение ситуации,
представленной в отрывке – рефлексия. Практика
показывает, что чаще всего начинающие учителя
«забывают» о вызове к отрывку текста.
Отдельно хочется сказать о приеме
«Дерево предсказаний», который многие
использовали. Одна из целей этого приема –
спрогнозировать дальнейшее развитие событий, мотивируя
свои версии предыдущим текстом и своими
размышлениями по поводу ситуации, описанной в
произведении. Поэтому на «ветвях» дерева
должны быть записаны не только предсказания, но и
– главным образом – причины, по которым это
предсказание возникло. Иначе библиотекарь и
учитель рискуют начать с детьми игру в угадайку,
и содержание и смысл текста для читателей
окажутся уже второстепенными, а на первый план
выйдет вопрос: «Кто угадает сюжет?» Ошибочно было
бы думать, что стратегия «Чтение с остановками»
представляет собой некое развлекательное
действо, в котором текст уходит на второй план.
Наоборот, это способ глубже вникнуть в материю
произведения, пропустить его через свое сознание
и свой жизненный опыт и почувствовать
возможность многообразия видения текста
(авторское, мое и окружающих меня людей).
5. О портфолио
Приятно, что большинство слушателей
оценили важность и эффективность этого метода.
Безусловно, применение его на практике требует
больших затрат, как моральных, так и временных, но
труд обязательно окупится. Однако хотелось бы
обратить внимание на два момента: целеполагание
и оценку портфолио. Если с первым в основном все
понятно (портфолио составляется для мониторинга
собственной деятельности, и это есть его
основная цель), то с критериями оценки возникают
проблемы. Принимая во внимание цель составления
портфолио, мы должны понять, что внешняя его
оценка второстепенна по сравнению с самооценкой,
то есть библиотекарь, учитель использует данный
метод не столько для того, чтобы самому оценить
результаты работы, сколько для того, чтобы
ребенок увидел свои победы и поражения,
проанализировал просчеты, недостатки своего
труда, выделил наиболее удачные моменты. Таким
образом, портфолио составляется не для
проверяющего, а для самого себя. Меняется и
позиция преподавателя: из наставника он
превращается в собеседника и советчика,
организуя обратную связь с автором портфолио. К
сожалению, именно этот аспект работы с портфолио
в контрольных представлен мало.
В заключение хочется сказать, что
почти все слушатели курсов великолепно
справились с заданиями. А ошибки… Ведь именно на
них мы и учимся.
Уважаемые коллеги! Поздравляю вас с
началом учебного года! Успехов вам, творческих и
профессиональных, в новом году! И огромное
спасибо за вашу заинтересованность и
самозабвенное служение делу!
С огромным уважением к вам и вашему
труду, автор. |