Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2005


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Библиотечное дело

Слава Матлина

Социально-психологические
и технологические основы организации фондов
в школьной библиотеке

Матлина Слава Григорьевна — ведущий научный сотрудник РГБ, кандидат педагогических наук, доцент. Имеет свыше 200 публикаций по проблемам библиотечного обслуживания, социокультурной динамике библиотек, взаимосвязи их инновационной деятельности и национальных культурных традиций.

Тему, предложенную в качестве курса, С.Г.Матлина начала разрабатывать первой и имеет признанное имя в этой области. Вышло уже два издания книги — «Привлекательная библиотека, или Что может реклама» (М., Либерея, 1997 и 2000.), профессионального бестселлера. Автор книги – лауреат Всероссийского открытого конкурса РБА 2001 г. среди публичных библиотек «Современные тенденции в обслуживании читателей».

Концепция курса

Организацию книжных фондов в школьной библиотеке нередко понимают только как расстановку книг в соответствии с ББК. В действительности же уровень организации фондов определяет все другие направления обслуживания и, в конечном счете, эффективность работы в целом. Умело организованный свободный доступ обеспечивает пользователям комфортное пребывание в библиотеке, возможность выбирать книгу по душе. Он позволяет библиотекарю сфокусировать внимание школьника на наиболее значимых и полезных изданиях, безо всякого давления инициировать их чтение; предоставляет условия для межличностного общения.

Чтобы создавать ситуации самостоятельного выбора книги, мультимедиаматериалов, вести неформальные беседы о прочитанном/увиденном, библиотекарю нужно овладеть современными технологиями раскрытия книжного фонда, подготовки различных видов экспозиций, в том числе интерактивных. Необходимо уметь создавать свою, нестандартную стилистику, осваивать азы библиотечного дизайна и PR-деятельности. Они базируются на изучении психологических особенностей визуального восприятия книг, иллюстраций, видео, а также всего облика библиотеки и ее рекламы. На это и нацелен курс.

Мы начинаем курс, разобравшись в котором вы поймете, что такое свободный доступ и как оптимальным образом расставить и оформить стеллажи; как сконструировать нестандартную книжно-иллюстративную выставку. Вы узнаете, как можно «играть» в помещении со светом, а в объявлении — с цветом и шрифтами. Наконец, овладеете искусством привлекать школьников и их родителей, педагогов, администрацию, выпускников в библиотеку, позиционируя ее в качестве главного культурно-информационного центра школы.

Введение к курсу

На протяжении многих лет организацию библиотечных фондов рассматривали узкофункционально, формально – как совокупность процессов приема, учета, технической библиотечной обработки, размещения и хранения произведений печати и других документов. При таком подходе о креативной работе сотрудника, желающего сделать свою библиотеку непохожей на другие, а значит, раскрывать фонд с использованием нестандартных приемов привлечения к книге или другому документу, к значимой теме, не могло быть и речи…

Цель настоящего курса – помочь библиотекарю творчески подходить к работе с фондом, научиться выбирать оптимальный вариант раскрытия или, как сейчас говорят, каждодневной презентации (представления) документов.

Слово «представление» заимствованно из театрального лексикона не случайно. Освоение курса потребует от Вас способности играть, фантазировать; наряду с рациональным мышлением включать интуицию – без этих умений истинное творчество невозможно.

В лекциях представлены разные точки зрения, отражающие дискуссионный характер многих профессиональных проблем. Важно, чтобы изучающие курс библиотекари приняли участие в этом «внутреннем диалоге», всерьез задумались над поиском оптимального решения обозначенных проблем и, опираясь на свой опыт, рекомендуемые публикации, а также на здравый смысл, постарались убедительно обосновать собственную позицию. В этом нам и видится основная идея настоящего повышения квалификации.

План лекций по курсу

wpe2.jpg (68463 bytes)

Лекция 1. Виды доступности фондов
Понятия «открытый фонд», «закрытый фонд»
Что такое свободный доступ к фондам библиотеки

Истоки дискуссии

Перед каждым библиотекарем встает вопрос: как организовать библиотечное пространство, чтобы в нем было легко ориентироваться? Прервем фразу и зададимся вопросом: ориентироваться кому? Безусловно, библиотекарю, отвечающему за продвижение книги. Но нужна ли эта ориентация читателям? Единого мнения среди практиков здесь нет. Рассмотрим доводы одной стороны.

Многие библиотекари убеждены в том, что для читателя главное – получить нужную книгу или (если библиотека оснащена новыми информационными технологиями) электронный документ. Предоставляя школьнику или учителю возможность непосредственного доступа в «святая святых» библиотеки – к ее фонду, сотрудник наносит вред и библиотеке и ее пользователям.

Сторонникам такой позиции нельзя отказать в логике. Библиотека с большим трудом – по книжечке, по диску – собирает, хранит и структурирует свой фонд. Посему, пуская в книгохранилище читателей, она немало рискует. Пока лишь некоторые крупные библиотеки страны могут позволить себе оснащение фонда магнитными устройствами, не допускающими несанкционированный вынос документов за пределы библиотеки. Непосредственный доступ к фонду читателей не обеспечивает его сохранность.

Есть и другие доводы в защиту закрытого от читателей фонда. Выбирая издания самостоятельно, и маленькие и взрослые читатели частенько нарушают правила расстановки книг, вынуждая библиотекаря регулярно наводить порядок в каждом разделе и расставлять издания по местам. Эта работа отнимает много сил и времени. Отсюда хорошо известная фраза библиотекаря: «Нет, уж лучше я сама принесу читателю то, что ему нужно…»

Неудобства в работе с открытым фондом испытывает и немало читателей. Многие из них плохо ориентируются в фонде и предпочитают получить на свой запрос готовый ответ в виде сведений о документе и сам документ в придачу. «Предоставляя детям и взрослым доступ к фонду, мы отнимаем у них время», – убеждают коллеги.

Последний аргумент защитников закрытого фонда обычно сводится к размерам помещения. Во многих школьных библиотеках они малы и вовсе не рассчитаны на предоставление доступа к фонду.

А теперь проанализируем доводы другой стороны. Начнем с неудобств, испытываемых библиотекарем. Подсчитывал ли кто-нибудь из коллег, какие физические нагрузки ежедневно приходятся на долю сотрудника школьной библиотеки, фонд которой закрыт от ее пользователей? (Даже если не учитывать «экстремальные» ситуации, связанные с массовой выдачей и приемом учебников в начале и в конце учебного года.)

Но это – отнюдь не главный аргумент. Реальный доступ к книжному фонду – даже когда он носит ограниченный характер, – создает иной контекст взаимоотношений библиотекаря и читателя. Ниже мы это покажем на примере свободного доступа.

Понятие «доступность»

В профессиональной печати можно встретить различное понимание доступности и разные ее определения.
В последнее время это понятие понимают достаточно широко, имея в виду обеспечение максимально широкого доступа к источникам информации, в том числе через новые информационные технологии. Но доступность библиотечных фондов можно оценивать иначе, более узко – как возможность непосредственного предоставления документа пользователю или отсутствие такой возможности. Подобное понимание высказывает в одной из публикаций крупнейший библиотековед Ю.Н.Столяров.

Виды доступности фондов
и их особенности

За долгие годы утвердилось нелепое с филологической точки зрения понятие «открытый доступ», которое библиотекари используют, не задумываясь о его смысле. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в любой словарь русского языка. Так по С.И.Ожегову слово «доступ» означает «впуск», «подступ», возможность пройти к нужному месту. Поэтому как «открытого», так и «закрытого доступа» к фондам в принципе быть не может: или доступ есть, или его нет.

Доступ к фондам может быть частичным, неполным – когда по объективным причинам (из-за тесного или темного помещения) сотрудник библиотеки вынужден приближать к столу выдачи для непосредственного пользования ограниченное количество изданий. Как правило, это так называемые «подручные издания» (выражение известного библиографа Б.А.Смирновой), то есть всегда находящиеся под рукой части справочно-библиографического аппарата – энциклопедии, словари, справочники.

Частичный или неполный доступ к фондам наряду с доступом к справочными изданиями предполагает также систему регулярно сменяемых книжно-иллюстративных выставок, в том числе новых поступлений. Ведь должен же читатель иметь возможность пролистать книгу по актуальной теме, оценить содержание, художественное оформление, в том числе иллюстративный ряд. Каждый детский или школьный библиотекарь может вспомнить, как маленькие дети порой обращаются с понравившейся книгой: они гладят ее обложку, страницы и иллюстрации, с удовольствием ощущая плотную фактуру бумаги, внимательно разглядывают форзац и шелковую закладку.

Именно так, начиная с тактильных ощущений (предварительно проверив, чистые ли у ребят ладошки), а затем переходя к визуальному изучению (оформление обложки и переплета, иллюстративного ряда) многие педагоги с детства учат воспринимать книгу как Великий Дар. Сам процесс чтения, постижение смыслов текста начинается позже. Одна из задач библиотекаря – развивать, воспитывать и подпитывать книжную культуру. Вот почему столь важен именно для детей непосредственный доступ к книжному фонду, знакомство с различными изданиями, представленными на полках.

Наконец, чтобы создать целостное представление о фонде, и просто найти искомый документ, частичный или неполный доступ должен компенсироваться хорошими, качественными каталогами – карточными или электронными. Ведь библиографическое описание – это виртуальный «образ документа», дающий первоначальное представление о нем. Другое дело, чтобы этот образ воспринимался адекватно, да еще в системе с другими, представленными в каталогах, нужно научить школьников, а зачастую и педагогов, пользоваться каталогами, то есть наряду с книжной культурой обучать азам информационной, и как части ее, библиографической культуры. Без этих знаний и навыков сведения из каталогов останутся для пользователей «вещью в себе», которую надо каким-то непонятным образом раскодировать.

В последние годы в наш профессиональный язык вошло понятие свободный доступ. Посмотрим, чем он отличается от обычного «доступа», придает ли новые смыслы доступности к фондам, и поразмышляем, почему приведенное понятие вошло в наш лексикон лишь в конце 90-х? Только ли дело в не слишком удачном, буквальном переводе с английского «open access», что означает уже упоминавшуюся невразумительную тавтологию? Именно такое мнение прозвучало на одной из дискуссий.

Однако дело в другом. Свободный доступ к ресурсам – нечто большее, чем одна из форм организации библиотечного фонда. Если взять за основу императив, согласно которому школьная библиотека создана и функционирует для своих пользователей и будучи частью единого образовательного и воспитательного процесса, воспроизводит духовные ценности через чтение, системное использование источников информации и знания, то свободный доступ к этим источникам – непременное условие эффективной работы, и по большому счету – его философия. Попробуем показать это на конкретном материале.

В первую очередь – свободный доступ подразумевает свободу выбора любого документа, найденного в фонде самостоятельно или по рекомендации библиотекаря.

Искусство библиотечной рекомендации через организацию фонда как раз и есть то, чтобы выдвинув на первый план «самое-самое», привлечь внимание к изданиям, которые могут заинтересовать маленького или взрослого человека, найти соответствие между книгой и пользователем, в ней нуждающемся. Вместо знаменитого «низ-зз-я» применять незаметные для читателя, опосредованные, ненавязчивые формы продвижения хорошей книги.

Обратите внимание, даже на указанном выше примере видно, что свободный доступ стимулирует диалог с читателем – в этом его громадное преимущество. Ведь тактично расспрашивая читателя о выбранной книге (почему ты выбрал именно ее? Обратил ли ты внимание, что стоит рядом?) библиотекарь развивает навыки выбора и первичной оценки книги или просто полученной информации. Кроме того, библиотекарь в результате такого выбора получает более точное представление о соответствии состава фонда читательским ожиданиям.

Какие еще особенности отличают свободный доступ от пресловутого открытого? Последний при многих его достоинствах, существовании почти такой же возможности самостоятельно выбирать книги, не мог называться «свободным». Прежде всего он был «полу-открытым»: в крупных библиотеках существовали спецхраны, в небольших – издания повышенного спроса нередко собирали в кабинете директора (или отдельном шкафу) и выдавали не всем. Время от времени книги, поименованные в закрытых списках, рассылавшихся по всем, в том числе школьным библиотекам, исчезали из каталогов и фондов, как несоответствующие идеологическим функциям библиотеки. Но и у прежнего «открытого» доступа, введенного в практику библиотек в период «оттепели» (конец 50 – начало 60-х гг.) были элементы «свободного», которые, увы, оказались прочно забытыми во многих библиотеках.

А так ли уж важна доступность фондов сегодняшнему читателю, имеющему выход в Интернет? Часть библиотекарей наверняка ответит на него отрицательно: от доступа к фондам и каталогам мы вроде бы перешли к доступным информационным ресурсам, не ограниченным небольшими собраниями одной или нескольких библиотек.

Без прежних ограничений реализуется право на самостоятельный выбор всех имеющихся в фонде изданий. Правда, с оговоркой – когда они поступают в библиотеки. Пополнение, обновление фондов публичных и, тем более, школьных библиотек, как известно, самое больное их место на протяжении последних лет. Что же касается Интернета, то для выхода в сеть нужны, как минимум, оборудованные места – точки доступа, плюс владение методикой электронного поиска.

Но даже при наличии всех этих условий, как показывают исследования последних лет, проблема доступности к знаниям не оказывается решенной. Новые технологии с их безбрежными возможностями поиска и самостоятельного выбора источников информации наоборот с особой остротой поставили вопрос о качестве отбора документов и его оценке, как библиотекарем при формировании фондов, каталогов, баз данных, так и читателем при самостоятельной работе с информацией.

«Освобождение» от квалифицированной помощи библиотекаря, как показывают опросы пользователей, снижает эффективность поиска и использования информации. Комфортность, составляющая главную цель непосредственного доступа, оказывается неполной, если пользователь предоставлен сам себе, даже при условии четко продуманной системы раскрытия ресурсов. Совет, квалифицированная рекомендация доброжелательного специалиста, помощь в библиографическом поиске – при традиционном и электронном вариантах, по-прежнему востребованы даже в крупных научных библиотеках. Об этом свидетельствуют исследования ГПНТБ СО РАН.

Что касается публичных библиотек, особенно детских, то в наиболее хорошо оснащенных из них сегодня наблюдается издательский «бум» библиографических пособий малых форм: буклетов, листовок, закладок, списков. Изготовляются они небольшими тиражами с помощью компьютера, цветного принтера и ксерокса. Отличаясь многообразием жанров и тематики, продуманной, зачастую веселой стилистикой текстов, красочным оформлением, эти издания ставят цель помочь в отборе и оценке информации. При этом право выбора – последовать рекомендации или нет – всегда остается за пользователем.

Итак, свободный доступ не сводится к самостоятельному выбору нужной информации, расширению визуального обзора ее источников, а также созданию условий, при которых пользователь может обойтись без помощи библиотекаря. На самом деле смыслы понятия «свободный доступ» глубже. Наиболее важно то, что свободный доступ выступает еще и как развивающее и обучающее пространство. Одновременно эта развивающаяся культурно-информационная система, которая влияет на всю работу библиотеки. Свободный доступ и его использование читателями помогает библиотекарю уточнять формы работы, политику комплектования и организации фондов.

Любая свобода выбора – это путь к саморазвитию человека. Тем более, если речь идет о свободном выборе источников знания. Недаром свободу ученые идентифицируют прежде всего с правом самостоятельного выбора. Это с одной стороны.

С другой – в продвинутых библиотеках объем необходимой пользователю свободы доступа к информационным ресурсам тоже постоянно меняется, расширяется. Происходит это за счет обновления не только фондов, но и всех ресурсов библиотеки, расширения виртуального пространства.

Свободный доступ – это свобода выбора пользователем всего богатства ресурсов, услуг и возможностей библиотеки, в том числе существующих потенциально. Их спектр широк, и включает наряду с информационным обслуживанием культуротворческую направленность, плюс выбор человеком не только книги, но и приемлемых для него сценариев поведения. Имеется в виду помощь саморазвитию личности: через стимулирование литературной, художественно-изобразительной, сценической деятельности, межличностного общения с близкими по духу людьми, в том числе через Интернет.

Выдающиеся философы и психологи связывали свободу со способностью человека к творчеству, изменением его самосознания. Американский психолог Р.Мэй утверждал, что по мере развития самосознания соответственно увеличивается диапазон выбора человека и его свобода.

Соответственно, свободному доступу к библиотечным ресурсам и услугам присуща аксиологическая1 составляющая. Это всегда ценностно значимый выбор, идет ли речь о выбранной книге, найденной информации, участии в спектакле школьного театра, для которого библиотекарь помогает подбирать соответствующие материалы или подготовленная совместно с учителем выставка детских рисунков. Важно воссоздавать лучшие традиции давнего «открытого» доступа к фондам, где человек открывал для себя не только книги, но и помощника-библиотекаря, собеседников-читателей, единомышленников, воспринимая библиотеку как возможность приобщения к духовным ценностям. Плюс к этому использовать весь спектр местных, в том числе и библиотечных, интеллектуальных ресурсов и возможностей.

_____________

1 Аксиология – наука о ценностях.

Вопросы для самопроверки

Прочитав лекцию и рекомендованную литературу, опираясь на собственный опыт, попробуйте ответить на ряд вопросов:

1. Нуждается ли основная часть читателей в определенным образом структурированных (расставленных) фондах или это нужно только библиотекарю?

2. В чем различия «открытого» и «свободного» доступа? Кому приносит больше пользы эта свобода (имеется в виду прежде всего свобода выбора изданий) – библиотекарю или читателю?

3. Могли бы Вы провести аналогии между свободным доступом к фондам и доступом к ресурсам Интернета? Что их роднит и в чем Вы усматриваете различия?

4. Надо ли библиотекарю стремиться «разговорить» читателя до или после прочтения книги. Не будет ли такая тактика ассоциироваться с навязчивостью и даже покушением на свободу ребенка и взрослого?

Список литературы

1. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психол. журнал. – 2000. – Т. 21. – № 1. – С. 4.

2. Столяров Ю. Н. Родо-видовая и типологическая классификация библиотек // Библиотековедение. – 1996. –№ 3. – С. 36.

3. Матлина С. Г. «Свободный» и «открытый» доступ: игра слов или расхождение смыслов? (К построению теории библиотечной инноватики) // Библиотечное дело–2004 : Всеобщая доступность информации : Материалы девятой межд. научной конференции. (Москва 22–24 апреля 2004 г.) – М., 2004. – С. 23–24.

4. Современная библиотека общеобразовательного учреждения : Материалы для библиотечных работников общеобразовательных учреждений / Рос. Акад. Образования. ГНПБ им. К.Д.Ушинского. – М., 2001. – 88 с.

5. В помощь школьному библиотекарю : Инструктивно-методические материалы по деятельности школьной библиотеки. – М., Школьная книга, 2004. – 64 с. – (Школьная библиотека).

Дополнительная литература

1. Равинский Д. «Вредная» литература – доступность или «закрытость»? : Трудности библиотекарей свободного общества // Библ. дело. – 2003. – № 5. – С. 31–33.

2. Григорьева В. В. Новое в организации открытого доступа // Мир библиотек сегодня : Информ. сб. – Вып. 4. – М., 1994. – С. 74–78.

3. Карпова Н. Открытый доступ: каким ему быть // Библиотека. – 1995. –№ 12. – С. 8–11.

4. Чиркова Я. В. Открытый доступ: принципы и практика // Творческий поиск. 2002 / Свердл. обл. науч. б-ка им. В.Г.Белинского; Под ред. Н. С. Сулимовой. – Екатеринбург, 2002. – С. 43–52.