Работа с читателями
Игорь Загашев
Формы и методы профориентационной работы
в школьной библиотеке
Игорь Олегович Загашев –
заместитель директора Некрасовского
педагогического колледжа № 1 г. Санкт-Петербурга;
старший преподаватель факультета психологии
Санкт-Петербургского государственного
университета; тренер-сертификатор программы
«Развитие критического мышления средствами
чтения и письма».
Разработал программу обучения
психолого-педагогическим основам
профориентации для педагогического колледжа,
где уже 5 лет успешно ее преподает, используя
современные педагогические технологии. Считает
принципиальным и необходимым участие работников
школьной библиотеки в профориентационной работе
школы. Специально по заказу Педагогического
университета «Первое сентября» перерабатывал
программу с расчетом на работу школьных
библиотек.
Концепция курса
Оказание помощи в профессиональной
ориентации школьников зачастую вменяется в
обязанность библитекарю как одно из направлений
работы, даже если в школе и есть свой психолог. У
психолога преобладают другие направления
профориентационной работы: он часто
ограничивается диагностикой профессиональных
наклонностей, способностей. Роль посредника
между информационными ресурсами,
способствующими профессиональной ориентации, и
ребенком выполняет именно школьный
библиотекарь.
Для того чтобы правильно и эффективно
вписать библиотечные формы работы в общую работу
школы по профориентации, библиотекарь должен
знать основы ее организации и
возрастно-психологические особенности учащихся
именно в контексте выбора профессии.
Данный курс нацелен на то, чтобы дать
библиотекарю основные сведения о
психолого-педагогических особенностях этой
работы и помочь на их основе строить
библиотечную работу с информационными ресурсами
этой тематики, которые особенно востребованы
теперь в свете введения предпрофильной и
профильной подготовки.
Кроме того, курс поможет тем работникам
библиотек, кто ведет уроки информационной
культуры, т.к. эти занятия весьма полезно вести
именно на теме профориентации, привлекая
информационные ресурсы по теме, актуальной для
самих ребят. Навыки, полученные при изучении
курса, можно использовать как в текущей работе,
так и построив на их основе отдельный курс
занятий кружка, факультатива на базе библиотеки.
План лекций по курсу
Лекция 1. Основы организации
профориентационной работы в школе Этапы
развития профессионального самосознания.
Возрастно-психологические особенности
профориентационной работы. Структура
профориентационного центра на базе школьной
библиотеки
Цель курса – развитие
профессионального самосознания школьника
Когда на наших курсах повышения
квалификации мы спрашиваем у учителей и других
специалистов в области образования, как ими
понимаются термины профессиональная
ориентация, профессиональное
самоопределение, то обычно они говорят что-то
вроде: «Методики, позволяющие узнать, какая
профессия лучше всего подходит человеку» или
«Методики, помогающие человеку самому выбрать
себе профессию». Кто-то говорит: «Специальные
занятия, помогающие школьнику выбрать
профессию». И все эти предположения – вроде бы
логичные и вполне осмысленные, – не совсем
подходят для нашего курса.
Владение психологическими методиками
– это сфера деятельности
специалистов-психологов, а у нас нет цели заново
обучать библиотекарей новой профессии. Мы
исходим из того, что суть работы всех
специалистов в школе состоит в содействии
развитию личности школьника. И развитие
профессионального самосознания – является
одним из направлений, в котором могут эффективно
работать не только психологи, но и учителя,
библиотекари. Организуя определенным образом
информационно-коммуникативное пространство
школы, работники школьных библиотек могут
оказывать позитивное влияние на развитие
личности школьника в сфере профессионального
самосознания.
Личность человека, – и личность
ребенка, в частности, – не представляют собой
нечто застывшее, неизменное, имеющее какие-то
жестко заданные параметры, но – живой,
неоднозначный, динамичный организм, который
стремится к целостному развитию, в котором
профессиональный путь представляет собой лишь
одну из важных, но не единственных сторон.
Профессиональное самосознание – это система
представлений личности относительно своей
профессиональной самореализации. И цель
нашего курса состоит в изучении методов развития
профессионального самосознания школьника.
Если бы автор этого курса разделял те
ответы, которые мы прочли чуть ранее, то он бы
просто предложил уважаемым коллегам набор
профориентационных методик, объяснил, как ими
лучше пользоваться, дал краткую характеристику
по поводу сфер применимости тех или иных тестов
– и на этом бы курс закончился. Такой подход явно
не выдержал бы критических упреков и вопросов:
зачем собственно школьному библиотекарю владеть
методиками, если есть психологи и центры
профориентации?! И эти упреки были бы уместны.
Нет, не этот путь мы бы хотели
предложить уважаемым коллегам. Наша цель –
показать возможности школьной библиотеки, в
плане использования информационных ресурсов для
проведения занятий по профессиональной
ориентации школьников, для осуществления
целенаправленного развития личности школьника
в области социальных компетенций, необходимых
для профессиональной самореализации. После
прохождения курса мы сможем научить школьников
делать самостоятельный осмысленный выбор,
анализировать мир профессий, уметь использовать
доступные ресурсы школьной библиотеки для
профессионального самоопределения. То есть, мы
содействуем «пробуждению собственной
активности молодого человека». И мы не только
создаем условия для решения проблем в области
профессионального самоопределения, а мы создаем
условия для развития личности до такого уровня,
чтобы, вообще, осознать эти проблемы, признать их
наличие.
Профориентационная работа направлена,
прежде всего на то, чтобы помочь сформировать у
юношей и девушек конкретную временнуRю
перспективу, одним из компонентов которой, как
пишет Л.И.Божович, и является профессиональное
самоопределение. Понятие временноRй перспективы
связано с формированием образа будущего,
некоторых ориентиров, которые регулируют
поведение человека в настоящий момент времени.
Качество профессионального самоопределения
напрямую зависит от того, насколько сформирована
указанная временнаRя перспектива, то есть –
насколько сформированы жизненные ориентиры: в
семейной, личной и, разумеется, в
профессиональной сферах.
Профессиональное самоопределение
и профессиональная ориентация
Существуют разные подходы к самому
понятию профессиональной ориентации. Если мы
заглянем в психологический словарь, то узнаем,
что под этим понимается «система мероприятий по
ознакомлению молодежи с миром профессий». Хотя
далее в тексте словаря и дополняется, что
профессиональная ориентация «способствует
выбору профессии в соответствии с
индивидуальными способностями и склонностями, а
также возможностями, которые предоставляет
человеку общество», данное определение, все-таки,
подразумевает, во-первых, некую пассивную
внеличностную позицию субъекта в
профессиональном выборе. С другой стороны,
неявно постулируется, что человек вообще хочет
профессионально самоопределиться. Если мы
говорим о старшеклассниках (не упоминая о более
младших учащихся), то все вышесказанное для них
не подходит. Во-первых, для них, как показывают
исследования и опыт, зачастую профессия
представляет собой проекцию краткосрочных
личностных фантазий; а большинство – вообще в
глубине души не хочет профессионально
самоопределяться.
Если мы обратимся к тексту
«Постановления министерства труда о
профессиональной ориентации и психологической
поддержке», то в нем профессиональная ориентация
определяется как «обобщенное понятие одного из
компонентов общечеловеческой культуры,
проявляющегося в форме заботы общества о
профессиональном становлении подрастающего
поколения, поддержки и развития природных
дарований, а также проведения комплекса
специальных мер содействия человеку в
профессиональном самоопределении и выборе
оптимального вида занятости с учетом его
потребностей и возможностей,
социально-экономической ситуации на рынке
труда». В этом определении представляется очень
удачным использование термина «содействие», но,
опять же, подразумевается, что личность уже
испытывает стремление к самоопределению, а когда
мы говорим о школьниках, то это – не всегда так.
Периодически проходят различные
исследования готовности учащихся к
профессиональному выбору. Так вот – в среднем –
у около 60–75 % старшеклассников профессиональный
выбор не сформирован! Хотя школы каждый год
отчитываются перед начальством о почти
стопроцентной готовности их выпускников к
профессиональному выбору. Откуда берутся такие
данные? Просто если учащийся ответит на вопрос:
«Куда будешь поступать после школы?» в ответ дает
название какого-либо вуза или среднего
профессионального учреждения, то считается, что
у него есть профессиональное намерение и он,
следовательно, готов к профессиональному выбору.
Между тем, мы с уверенностью можем сказать только
то, что наш школьник просто знает название
учебного заведения, в которое он собирается
поступать. И все!
Но наш курс предлагает школьному
библиотекарю посмотреть на процесс
профессионального самоопределения с иной точки
зрения – с точки зрения развивающейся личности
учащегося, а не набора его знаний, умений и
навыков. Профессиональный выбор осуществляет,
прежде всего, личность, на которую влияют разные
силы и развитию которой сопутствуют разные
факторы. Поэтому мы будем рассматривать
профессиональное самоопределение – как процесс
формирования профессионального самосознания на
определенных стадиях личностного развития
человека, а профессиональную ориентацию – как
систему организации
информационно-коммуникативного пространства
школы с целью поэтапного включения личности
учащегося в систему профессиональных отношений.
И для того, чтобы изучить различные
аспекты данной системы, нам необходимо
рассмотреть основные направления
профориентационной работы.
Направления профессиональной
ориентации в школе
В общем направлении активизации
профессионального самоопределения принято
выделять следующие направления:
информационно-просветительское,
диагностическое, консультационное и обучающее.
Мы их опишем в контексте работы школьной
библиотеки.
Информационно-просветительское
направление. Реализуя это направление,
школьный библиотекарь готовит серию занятий,
рассказывающих о различных сторонах той или иной
профессии, представляет профессиональный мир в
конкретно-наглядной форме. Он привлекает
внимание учащихся к тематическим выставкам, по
их запросам подбирает необходимую литературу,
учитывая возрастные и психологические
особенности, занимается формированием
специального раздела фонда.
Цель этого направления – создать у
учащихся максимально четкий и конкретный образ
основных типов профессий. Это поможет в будущем
сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
Исследования показывают, что реальный
выбор профессионального пути даже у школьников
из таких мегаполисов как Москва и
Санкт-Петербург не так уж велик и основан на
несущественных сведениях. Одна выпускница
гимназии даже после прохождения
подготовительных курсов в университет на
экономический факультет очень приблизительно
представляла себе содержание будущей профессии.
Для нее решающим фактором был пример мамы,
финансового аналитика, а именно – маминой
заработной платы. Общительная, с трудом
осваивающая математические дисциплины и не
терпящая интровертированной (связанной с
анализом, размышлением) работы девушка с ужасом
восприняла известие о том, что в будущем ей
придется большую часть времени работать с
документами, расчетами, электронными таблицами.
И даже если она изберет профессию брокера или
специалиста по инвестициям (что подразумевает
высокую частотность общения), ей не «уйти» от
постоянных расчетов и анализа. Также, она не учла,
что мама строила свою карьеру в течение двадцати
лет и только недавно стала получать заработную
плату выше среднего. Готова ли девушка ждать и
трудиться столько времени?
Целенаправленное информирование о
реальном содержании профессий, о времени
профессионального становления, разном для
каждой профессии, позволит учащимся принять
осмысленное решение, которое, в свою очередь,
будет способствовать развитию их личности.
Диагностическое направление. Это
направление реализуется в двух планах:
· самопознание, исследование
школьником своих качеств в контексте
определенной профессии (или группы профессий);
· оценка своих возможностей,
определение степени выраженности тех или иных
профессионально важных качеств и прочих
ресурсов, обусловливающих профессиональный
выбор.
В школьной библиотеке были бы полезны
различные сборники тестов и анкет, помогающих
определить уровень развития каких-то
профессионально важных качеств. Грамотно
провести тестирование по ним и дать компетентную
рекомендацию может только специалист, но ничего
плохого не будет, если школьник в целях
самопознания сам заполнит какую-нибудь анкету.
Если позволяет
материально-техническая база, то в библиотеке
может быть установлена одна из многочисленных
компьютерных программ для определения
возможного профессионального пути. Сразу же
скажем, что эти программы и большинство
существующих тестов предназначены для ситуации,
когда у школьника есть какой-то определенный
вариант выбора и он может более или менее
адекватно оценить свои качества. А поскольку
большая часть учащихся старших классов, – не
говоря уж о более младших школьниках –
психологически не готовы к профессиональному
выбору и не могут адекватно соотнести свои
качества с той или иной профессией, то и
использование тестов для них представляет не
более чем простую забаву. В общем, вреда не будет,
ну и пользы – почти никакой! Поэтому в нашем
курсе мы почти ничего не будем говорить о
разнообразных диагностических методиках.
Консультационное направление
подразумевает содействие выбору оптанта
(человека, стоящего перед необходимостью
профессионального выбора). Это содействие
основывается на учете мотивов человека, его
интересов, склонностей, личностных проблем или
особенностей мировоззрения. Оно может включать в
себя диагностический или информационный аспект,
но может и не включать.
Специалист, осуществляющий
консультацию по профессиональному выбору,
воспринимает саму ситуацию как точку
экзистенциального выбора, как событие,
направляющее жизнь человека в определенном
русле. Поэтому он призван учитывать личность
оптанта во всей ее целостности. В школьной
практике консультация по профессиональной
ориентации подразумевает непременно наличие
запроса школьника или его родителей и
осуществляется усилиями педагога-психолога или
сотрудника центра профориентации.
Работник школьной библиотеки, в рамках
консультационного направления, может лишь
предоставить учащемуся материалы по
интересующей профессии: профессиограмму
(описание содержания профессии), данные об
учебных заведениях, где готовят по данной
профессии и периодические издания, в которых
говорится о востребованности профессии на рынке
труда.
Обучающее (или формирующее). В
русле этого направления оптант воспринимается
как носитель определенных компетенций, к числу
которых относятся и следующие умения:
· умение анализировать мир
профессий;
· умение анализировать свои
возможности и ограничения в ситуации
профессионального выбора;
· владение стратегиями поиска
работы и поиска путей профессиональной
самореализации.
То есть, на специально организованных
занятиях мы обучаем учащихся компетенции в
области профессионального выбора как общей
социальной компетенции. В рамках этого
направления школьный библиотекарь может
проводить специальные личностно
ориентированные занятия, как с классом, так и с
кружком, направленные на активизацию личности
школьника в области профессионального
самоопределения, а также строить традиционную
библиотечную работу (в том числе с фондом и
выставками) с учетом знаний о психологических
особенностях учеников, полученных в этом курсе.
Как можно было догадаться из
характеристики основных направлений
профессиональной ориентации, наиболее близкими
к деятельности школьного библиотекаря относятся
первое и последнее направления:
информационно-просветительское и обучающее.
Именно в этом контексте мы и будем дальше изучать
наш курс.
Этапы развития профессионального
самосознания
и возрастно-психологические особенности
профориентационной работы
Наш курс направлен на содействие
развитию профессионального самосознания
школьников на разных этапах их личностного
развития. Под профессиональным самосознанием мы
подразумеваем систему представлений человека о
различных сторонах своей личности в контексте
профессиональной деятельности. Разумеется,
основной акцент мы делаем на подростковой и
юношеской возрастных группах, но это не значит,
что в начальной школе не нужны
профориентационные занятия. Этапы становления
профессионального самоопределения невозможно
рассматривать вне связи с этапами развития
направленности личности, поскольку
профессиональная направленность если не всегда
отражает, то, по крайней мере, взаимосвязана с
доминирующей направленностью личности
учащегося. Под направленностью личности мы
будем понимать систему мотивов личности,
ориентирующих ее в социальном мире. Если мы будем
проводить профориентационные занятия, не
учитывая уровень развития личности наших
учеников, то эта работа впустую.
Воспользуемся классификацией уровней
направленности личности, предложенной
Е.И.Роговым, чтобы показать, как направленность
личности учащегося может определять его
профессиональный выбор.
· Влечение – самый низший
уровень развития личности, представляет собой
биологическую форму направленности. Если у
учащегося преобладает именно этот уровень, то он
регулируется только кратковременными мотивами,
связанными с базовыми физиологическими
потребностями: отдых, еда, половое влечение,
смена впечатлений и другое. Для таких учащихся
выбор профессии является чем-то «не клевым», хотя
они умом-то понимают, что «вообще надо где-то
работать», но специально думать об этом не хотят.
В профессии привлекают, прежде всего,
несущественные для процесса стороны: служебная
форма, заработок, возможность получения новых
внешних впечатлений. Вспоминается один
восьмиклассник, у которого в жизни преобладал
пассивный досуг, а обучение в школе являлось
чем-то вынужденным, выбор профессии – чем-то
очень далеким и неинтересным. На одном из
профориентационных занятий на вопрос: «Кем
собираешься быть?» он ответил: «Летчиком». «А как
ты представляешь себе профессию летчика?»
Вот примерный диалог.
– Ну, прилетишь в Испанию,
отдохнешь, искупаешься. Круто! И – домой…
– А пассажиры?
– Ну да, пассажиров довезти надо…
– Ты любишь разбираться в технике,
знаешь, из каких деталей состоит – ну, хотя бы вот
этот плеер.
– Нет, а разве это нужно?
– Ты откуда о профессии летчика
знаешь?
– У друга папа летает… Постоянно
что-то привозит из поездок.
И это – обычный (!!!) школьник 8-го
класса, – обучающийся, в среднем, на 3-4. Такой
уровень является нормальным для детей 6–8 лет, но
– старшие школьники могут и должны делать уже
более обоснованные предположения.
Профориентация для таких учащихся будет
заключаться в интересных, наглядных рассказах о
той или иной профессии, с элементами
коммуникативных игр и упражнений. Именно поэтому
для начальных классов уроки «Мир профессий»
проводятся именно в таком духе.
· Желание – это осознанная
потребность, осознанное влечение к чему-либо.
Курт Левин называл этот уровень направленности
квази-потребностью, то есть, преломленной
потребностью. На этом уровне развития школьник
уже может сформулировать свои профессиональные
цели, но они не отличаются устойчивостью. Для
учащихся, находящихся на этом уровне личностного
развития, важно организовывать
профориентационные занятия, направленные на
самопознание, включающие небольшие анкеты,
работу в парах, обсуждение ситуаций, связанных с
профессией. Этот уровень является обычным для
учащихся 6–7-х классов.
· Стремления и интересы. Этот
уровень связан с волевым компонентом.
Профессиональное стремление – это достаточно
устойчивое желание реализовать свои актуальные
потребности с помощью определенной будущей
профессии. Такие стремления выглядят смешными и
инфантильными, но являются необходимым этапом
для развития профессионального самосознания
(«быть машинистом, чтобы чаще ездить к бабушке с
дедушкой»). А интерес – это уже устойчивая
познавательная активность, проявляющаяся в
планомерном освоении деятельности, связанной с
будущей профессией (кружки, секции, клубы,
дополнительные занятия). Эти учащиеся
заинтересованы в изучении содержания будущей
профессии, направлениях профессионального
роста. И для них занятия и консультации будут
носить более прикладной и менее личностный
аспект. Как показывают исследования, выпускники
школ в своем личностном развитии достигают
уровня интересов, хотя, при определенной
организации учебно-производственной практики,
некоторые из них могут «выйти» на более высокие
уровни – уровни склонности и идеалов.
· Склонности и идеалы.
Профессиональная склонность проявляется в
устойчивом самостоятельном освоении учащимся
различных сторон профессии, а если у личности
школьника есть человек, на которого в освоении
профессии он равняется, изучает его работу, то
тогда мы можем говорить об уровне
профессионального идеала. Такие школьники уже
сделали свой профессиональный выбор, поэтому для
них неактуальны профориентационные занятия.
Итак, как видно из вышеприведенного
возрастно-психологического анализа этапов
становления профессионального самосознания,
актуальной задачей психолого-педагогического
сопровождения развития личности учащихся в
профессиональном плане является содействие
развитию профессиональных интересов.
Структура профориентационного
центра на базе школьной библиотеки
Достаточный опыт автора в части
консультирования психологов и
педагогов-организаторов по созданию
профориентационных центров на базе школ
показывает, что эти центры эффективны тогда,
когда совмещены с периодическими занятиями (в
том числе и в рамках элективных курсов) и
выступлениями перед родителями и учителями.
Именно на этих занятиях формируются реальные
запросы на дополнительную информацию о мире
профессий.
На основании этого опыта хочется
предложить наиболее важные элементы этого
центра, – нечто вроде базы.
Профориентационный центр на базе
школьной библиотеки является
информационно-коммуникативным пространством,
содействующим развитию личности учащегося в
профессиональной области. Это может быть просто
«Уголок профориентации» или специальный
медиацентр, который, помимо собственно
информационных ресурсов по теме на различных
носителях, предоставляет учащимся возможность
целенаправленного пользования Интернетом:
участия в молодежных интернет-проектах,
пользования сайтами, на которых есть игры «по
профориентации» (такие уже есть), виртуального
общения с различными кадровыми агентствами и
профессиональными учебными заведениями.
Поскольку само понятие структуры подразумевает
совокупность взаимосвязанных элементов, то мы
сейчас и рассмотрим основные элементы
профориентационного центра в их взаимосвязи
друг с другом.
Собрание профессиограмм.
Профессиограмма – это описание совокупности
разноуровневых характеристик работника,
необходимых для успешного овладения данной
профессией и профессионального роста. Зачастую в
профессиограммах есть информация о сроках и
способах овладения профессией, о среднем времени
профессионального развития и об основных
требованиях предъявляемых профессией к
работнику.
Есть специальные сборники, в которых
собраны профессиограммы различных профессий.
Обычно они классифицированы по типологии,
достаточно давно предложенной Е.А.Климовым:
человек – человек, человек – техника, человек –
художественный образ, человек – природа и
человек – знак. Тем не менее, с усилением роли
информатизации, с быстро меняющимся рынком
труда, стремительным появлением новых профессий
и так далее профессиограммы также постоянно
меняются. Более того, появляются совершенно
новые профессии, под которые еще не успели
составить профессиограммы. Поэтому, если у вас в
библиотеке есть сборник профессиограмм
пятилетней давности, то он однозначно должен
быть заменен более поздним изданием. Именно заменен,
потому что в связи с информатизацией мы
наблюдаем укрупнение содержания многих
профессий, не говоря уже о шквале абсолютно новых
профессий.
Желательно, чтобы профессиограммы
были снабжены наглядностью, иллюстрирующей
рабочий процесс и результаты труда.
Профессиограмма – это та основа, на которой
педагог строит свое занятие по ознакомлению с
той или иной профессией.
Сборники профориентационных
тестов и анкет. Использование любых тестов и
анкет требует специальной подготовки, но, в целях
самопознания школьника, мы все равно можем
использовать указанные сборники.
Библиотекарь помогает школьнику найти
тест, необходимый для оценки тех или иных качеств
или способностей, а учащийся, в свою очередь, сам
его проходит и читает интерпретацию. Главное,
чтобы предложенные выводы по тестам не
воспринимались школьником как приговор.
Необходимо уверить его, что человек – гибкое и
приспосабливающееся создание, поэтому – если
очень хочется – он все равно может заниматься
любимой профессией вопреки всему. И всегда можно
сослаться на ненаучность некоторых методик,
размещаемых в разных сборниках.
Книжный фонд и медиаресурсы о
профессиях, популярная психологическая
литература, помогающая школьнику получить
информацию о свойствах своей личности, просто
больше узнать о себе. Сейчас существует
множество интерактивных программ, направленных
на выявление профессиональных интересов
старшеклассника (например, «Lifeline» и др.). Их также
можно использовать, но важно понимать, что,
во-первых, не каждый школьник по своему
личностному развитию сможет извлечь пользу из
этих разработок, а, во-вторых, для качественной
интерпретации нужен все-таки спецалист.
Что касается медиаресурсов, то их –
огромное количество и почти нет хороших.
Большинство представляют собой электронные
варианты профориентационных тестов на выявление
профессиональных интересов, а мы с вами уже
знаем, что многие из наших учеников еще до уровня
интересов и не «дошли».
Те же ресурсы на CD-носителях, что могут
называться хорошими, требуют в эксплуатации
профессиональной подготовки. Мы их осознанно не
включили в структуру центра.
Обзор некоторых ресурсов Интернета по
теме мы предложим в одном из следующих выпусков
газеты в качестве приложения к курсу.
Периодические издания. В каждом
регионе выходят свои специальные периодические
издания, которые могут называться по-разному:
«Работа для вас», «Вакансия», «Персонал»,
«Требуются», «Деловая газета» и др. Желательно,
чтобы номера были более или менее свежими: хотя
бы в пределах одного-двух месяцев, поскольку
ситуация на рынке вакансий может меняться
достаточно стремительно. Если вы размещаете
здесь же общую молодежную, подростковую или
педагогическую периодику, в которой обсуждаются
проблемы выбора профессии, то такие публикации
должны быть специально выделены закладками или
другим способом.
Каталог ресурсов по теме (или
картотека, рубрика в электронном каталоге) может
быть выделен в рамках общего каталога или
существовать отдельно, и тогда о нем можно
говорить как об отдельной части в структуре
профориентационного центра.
Фонд центра профориентации в
библиотеке желательно выделить как отдельный
тематический раздел, обособив его и
территориально, даже если помещение очень
маленькое. Выставки новых поступлений по теме,
выставки публикаций из периодики и
рекомендательные выставки для раскрытия этой
части фонда лучше тоже располагать рядом. Если
картотека (или тематическая часть каталога)
располагается в общем каталожном шкафу или
выделена специальная рубрика в компьютерном
каталоге, то возле фонда хорошо бы сделать
наглядные, понятные отсылки к ним. При
возможности эту часть карточного каталога или
тематическую картотеку желательно приблизить к
фонду.
Вопросы для самопроверки
и размышления
1. Какие ресурсы Вашей библиотеки
могли бы войти в структуру профориентационного
центра?
2. За счет каких временных ресурсов
Вы могли бы организовать регулярные занятия по
профориентации для школьников (1 час в неделю)?
3. Как вы понимаете смысл
профориентационной работы в школе? Какова роль
библиотекаря в этой работе?
Список литературы:
Белова Т. В., Волошина И. А., Солнцева В.
А. и др. Справочник начинающего
профконсультанта. – М., 1998.
Битянова М. Р. Организация
психологической работы в школе. – М., 1998.
Общая психология : Курс лекций для
первой ступени педагогического образования /
Сост. Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 448 с.
Поляков В. А., Чистякова С. Н.
Профессиональное самоопределение молодежи //
Педагогика. – 1993. – № 05.
Практическая психология
образования : Учебник для студентов высших и
средних специальных учебных заведений. – М. : ТЦ
Сфера, 1998. – 528 с.
Чернявская А. П. Психологическое
консультирование по профессиональной
ориентации. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.
Мысль в подарок
Жалости достойны учащиеся, которые,
проучившись несколько лет и закончив учебное
заведение, приобрели всего одну-две книги по
специальности, а личная библиотека которых
содержит жалкий десяток случайных книг. Личная
библиотека красноречивее, чем дипломы, аттестаты
и даже ученые степени и звания, говорит о
квалификации специалиста, образованности и
культуре человека.
Павел Лернер |
|